бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории бесплатно рефераты

p> Тенденция приписывать все заслуги народа Сталину И.В., распространившаяся в пропагандистской работе,

_______________________

1 Лебедев П.И. - Из истории борьбы за реализм в сов.искусстве, с.7.

2 История КПСС. М.: 1960, с.483.

проникла в искусство. Это выражалось в выборе определенных сюжетов для статуй, картин, рисунков, в самой трактовке произведений. На первое место выходила непосредственно личность Сталина И.В., его личные заслуги считались абсолютными. В изобразительном искусстве стали утверждаться» приемы внешней героизации, нарочитой породности, декоративной пышности».1 С теми же тенденциями связаны еще и такие явления художественной практики предвоенных лет, как увеличение значительной части деятелей искусства, изображение всякого рода торжеств и празднеств, «склонность игнорировать трудности и противоречия жизни».2

Градостроительство, развернутое еще в 20-е годы, приобретает теперь больший размах. Генеральный план реконструкции Москвы, выработанный к 1935 году воплотил новые устремления советского зодчества с наибольшей полнотой. Уже в той части, какой его удалось осуществить до войны, он преобразил столицу. Новые градостроительные идеи внесли черты помпезности и монументализма во многие промышленные центры страны. Бурно росли, обретая свое особое лицо, многочисленные традиции архитекторов разных школ, которых объединил заказ партии в стремлении добиться того,
«чтобы и камни

__________________

1 История русского искусства, т.12, с.12.

2 История русского искусства, т.12, с.12.

заговорили, чтобы здания, улицы и площади»1 своим величием показали бы каждому советскому человеку его ничтожность по сравнению с величием поставленной партией задачи, перед величием вождя Сталина И.В., перед идеалами социализма.

Художественная жизнь к 1930 – началу 1940-х годов во многом была не похожа на художественную жизнь предшествующего периода. Не было уже группировок, ушли в прошлое многие течения в искусстве: кубизм, футуризм, другие «левые течения». Тем не менее, в 30-е годы идет активная борьба за унификацию всех течений в искусстве, за внедрение метода социалистического реализма. Никогда раньше борьба с формализмом и натурализмом не приобретала такого размаха, не захватывала столь широко деятелей искусства, как в 30-е годы.

По-новому протекала теперь выставочная деятельность. Не стало выставок исчезнувших художественных группировок, но небольшие групповые выставки родственных по своим направлениям художников изредка устраивались.

Устраивались персональные и тематические выставки.

_________________

1 История русского искусства, т.12, с.13.

Искусствотворческий подход к рассмотрению вопросов развития советской культуры является наиболее полным. Рассматриваются большинство основных направлений в советском искусстве, практически в полном объеме рассматривается культурная жизнь общества. Тем не менее,

скованные партийными догмами рассматривали все процессы происходившие в советском искусстве с точки зрения официальной партийной идеологии, четко соблюдая принцип иерархии искусств и рассматривая все многообразие культурной жизни с этих позиций. В связи с данным подходом рассмотрению целых направлений в искусстве не уделяется никакого внимания.

Резюмируя весь вышеизложенный материал выявляются два основных подхода к изучению вопросов развития советской культуры. Историки относящиеся к первому подходу рассматривают развитие отечественной культуры в контексте официальной идеологии, для них характерен принцип иерархии искусств с главенством изобразительного искусства. Направления в отечественной культуре рассматриваются с позиций их отношения к методу социалистического реализма – основного метода советского искусства. Направления искусства, авторы и произведения, не укладывавшиеся в рамки идеологии не рассматриваются. Не уделяется внимания многим направлениям в изобразительном искусстве – кубистам, футуристам, беспредметникам и так далее. Целые направления в поэзии, музыке, кинематографе, скульптуре, архитектуре, литературе остаются без рассмотрения. Не рассматривается в полном объеме влияние личности Сталина И.В. на развитие отечественного искусства. Издание работ подобных авторов условно можно отнести к периоду до 1988 г.

Ученые относящиеся ко второму подходу, издаваемые в более позднее время, стоят на принципиально других позициях. Для них характерен комплексный подход к вопросам развития отечественной культуры, но большее внимание уделяется влиянию идеологии, репрессий, тоталитарного режима в целом на развитие отечественного искусства. Многие вопросы, связанные с развитием отечественного искусства, остаются без рассмотрения. Во многих направлениях советской культуры указываются только наиболее известные произведения и их авторы, в полном объеме информация ни в одном из источников не представлена.

Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

СОВЕТСКОГО СОЮЗА 20-30 ГОДОВ ХХ ВЕКА

В УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1. Анализ учебной литературы

При анализе школьных учебников, учебных пособий рассматривается и само содержание блоков информации по культуре и методический аппарат с точки зрения введения в него дополнительной информации, иллюстраций.
Изучаются также приемы работы с данными видами информации. Будут проанализированы наиболее распространенные федеральные, авторские и альтернативные учебники.

Учебник Долуцкого И.И. «Отечественная история, ХХ век»1 является авторским, вариативным, адресованным учащимся 10-11 классам общеобразовательных школ. Настоящая книга, по мнению автора учебника, представляет собой шаг в направлении к созданию комбинированного учебника истории нового типа, то есть учебника, обучающего думать и поэтому построенного на

___________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина,
1996

основе синтеза собственно учебника (текстов), хрестоматий (разнообразных исторических источников) и задачника (проблемные познавательные вопросы и задачи). Поэтому в основе учебника – диалог с читателем и совместный поиск.
Нет в учебнике и единственной точки зрения. Факты, представленные в нем позволяют делать различные выводы.
Учебник предназначен как для совместной работы учителя и класса, так и для самостоятельной работы старшеклассников. Поэтому, только учитель и только учащиеся смогут определить на какие вопросы отвечать, какие документы использовать, а что можно опустить.

При работе с текстом рекомендуется использовать карты Атласа истории
СССР для 10-11 классов. В учебнике содержится документальный материал.

Развитие отечественной культуры рассматривается в отдельно выделенных параграфах (38. Развитие культуры (20–е годы)1 и 45.
Культурное строительство - 30-е годы 2).

Изучение советской культуры 20-х годов автор предлагает начать с основного противоречия, повлиявшего на становление новой культуры: «делают» революцию и «строят новое общество» люди, выросшие в условиях старой культуры. Поэтому новой властью ставится сложнейшая

______________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 341.

2 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.420.

задача проведения «культурной революции».

Предпосылками культурной революции стало почти абсолютная неграмотность населения (73% к 1917 г.). Определяя цели культурной революции Долуцкий И.И. описывает спор идеологов построения новой культуры о «рождении» нового человека: Троцкого, считавшего возможным появление
«нового человека» не раньше, чем через 20-50 лет, в течение которых могут быть решены лишь «азбучные» задачи и его оппонента Луначарского, уверенного, что «новый человек» будет быстро сформирован в процессе строительства нового общества. Блок информации завершается вопросами, провоцирующими учащихся на размышление о новой возможности формирования
«нового человека».

Определяются средства культурной революции – мировая социалистическая революция и программа, разработанная Луначарским на несколько десятилетий:

- демократизация культуры;

- ликвидация неграмотности;

- привлечение на сторону революции «старой» интеллигенции, использование «старого» культурного наследия и создания новой интеллигенции;

- формирование у трудящихся научного мировоззрения.

После этого учащимся предлагается решить, что можно противопоставить идеи формирования «нового человека».

В учебнике даются представления о «руководителях процесса формирования нового человека», их личности, фактов из биографии
(Луначарский А.В., Покровский М.Н., Крупская Н.К.).
Автор учебника задается вопросом: «Является ли пролетарская культура культурностью пролетариата?» Ответ на этот вопрос предлагается найти в деятельности Пролеткульта – организации, ставившей своей целью осуществление таких лозунгов, как: «Старый мир, как и старая культура, должен быть уничтожен», «Создадим новую чисто пролетарскую культуру».

Пролеткульту, отмечает автор учебника, возражает Троцкий, полагавший, что новая культура возникает лишь при социализме, но она будет уже не пролетарская, которой вообще не может быть, а социалистическая. Пока же необходимо постигать азбуку культуры, постепенно приобщая пролетариат к достижениям старой культуры.

В вопросах после блока информации учащимся предлагается поразмышлять над данным положением, определить ценность старой культуры для пролетариата.

Законы классовой борьбы переносятся в искусство. Критерий один:
«Союзник или враг?». Отмечаются «пострадавшие» в борьбе за чистоту пролетарского искусства «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр» Чуковского К.И. Пишет о главенствующей на литературном фронте РАПП.1

Автором учебника описывается значительная часть спектра разнообразных групп и ассоциаций деятелей ____________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 344.

культуры. Учащимся предлагается объяснить культурное многообразие объединений.

Рассматриваются различные точки зрения от полного неприятия всех форм искусства, не вписывающихся в рамки социалистического реализма до относительной лояльности.

Особое внимание автор учебника обращает на резолюцию ЦК «О политике партии в области художественной литературы» 1925 г. Приводятся цитаты из документа.

Отмечаются личные заслуги Луначарского, Бухарина в поддержке молодых дарований, негативную роль костных организаций (РАПП и ему подобные пролетарские ассоциации) в деле становления культуры. В конце пункта учащимся предлагается ответить на вопрос: «Так, что же все-таки требуется революции: пролетарская культура или культурность пролетариата?».1
Вспомнить, что оказалось за пределами господствующей культуры.

В следующем пункте «Культуры в массы» автор пишет о неудачах советского правительства в области ликвидации неграмотности, о затягивании этого процесса. Учащимся самим предлагается найти ответ на эти вопросы.
Приводятся слова Луначарского об организации детского досуга в трудовых школах: «Где идет веселье труда, там

__________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.347. нужно опасаться меньше этого (безобразия)».1

Отмечаются сдвиги и в высшем образовании, появление ВУЗов союзных республиках.

Большое внимание автор уделяет проблеме взаимоотношения религии и революции. Отмечаются большие сложности, возникшие в отношениях с религией и церковью. Так как декрет об отделении церкви от государства не означает устранения религиозного сознания. Не стоит забывать, считает Долуцкий, что культура народных масс в решающей степени оставалась религиозной.
Рассматривается атеистическая работа партии, завершившаяся низложением патриарха Тихона и призывал к верующим сотрудничать с советской властью.
Выводы на основании этих фактов учащиеся должны сделать самостоятельно.
Описывается процесс замещения религиозной идеологии социалистической. Любая сфера культуры 20-х годов характеризовалось, по мнению автора, практически полное отсутствие привычного героя, подлинным героем произведений тех лет
(«Броненосец Потемкин» Эйзенштейна С., фильмы «Октябрь», «Красные дьяволята» Перестиани И., книг «Железный поток» Серафимовича А., «Чапаев»
Фурманова Д, и т. д.) был народ. Происходил процесс растворения индивидуализма в коллективизме.

_________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.348.

Долуцкий рассказывает о трагической судьбе русской интеллигенции, подавляющее большинство которой к началу 20-х годов оказалось в эмиграции.
Причины отъезда в каждом случае могут быть различны.

Интеллигенция не увидела осуществления тех идеалов, к которым стремилась. За границу попали многие деятели науки и искусства: микробиолог
Виноградский С.Н., геолог Андрусов Н.И., химики Ипатьев В.Н. и Чигибабин
А., автоконструктор Секорский И.И., создатель телевидения Зворыкин В., композиторы Рахманинов С.В., Стравинский И.Ф., художники Шагал М., Коровин
К.А., писатели и поэты Букин И., Куприн А., Набоков В., Мережковский Д. и многие другие. На Родину возвращались лишь единицы.

Долуцкий И.И. предлагает читателю ответить на следующие вопросы: «Как следует относиться к людям, покинувшим Родину? Должно ли быть право у граждан на эмиграцию?».

Большой блок информации посвящен течению «Сменовеховства», получившего свое название по сборнику «Смена вех» изданному в Праге в 1921 г. Идеологи течения призывали признать советскую власть в качестве единственно законной и приступить к деловому сотрудничеству с ней. Выявляя точку зрения партии на перспективы подобного сотрудничества Долуцкий приводит выписку из заседания XII партконференции (1922 г.), в которой говорится о «дифференцированном отношении к каждой группе (или даже отдельному лицу) представителей

науки, техники, медицины, педагогики и др.».1

Подводя итоги развития советской культуры в 20-е годы, автор учебника отмечает, что основные ее достижения были сделаны представителями старой, дореволюционной интеллигенции.

Параграф завершается вопросами: «Удалось ли осуществить задачу повышения культурного уровня пролетариата до уровня руководства культурой?
Какая сила является революцией в ходе культурной революции? Какова роль интеллигенции и чем она обуславливается?».2

В начале параграфа, посвященного культуре 30-х годов показывает три различных взгляда советских поэтов на появившегося «нового человека», учащимся предлагается самостоятельно поразмышлять на эту тему.

Большой блок информации «Демократизация культуры», или «Искусство должно быть понятно» посвящен советскому кино. Называются имена известнейших режиссеров Александрова Г., Ромма М., наиболее известные их работы «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Петр I»,
«Богдан Хмельницкий», «Суворов», «Александр Невский», «Чапаев» и т. д.
Описываются трудность в создании фильмов, связанные с жесткими идеологически-цензурным контролем. _______________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.351.

2 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.375.

Упоминается о революционно-тематической тематике фильмов, о личном контроле за этой сферой искусства Сталина И.В.

Следующий блок информации посвящен успехам советского правительства в области ликвидации неграмотности, приводится ряд малоизвестных фактов свидетельствующих о поступательном развитии всей советской системы образования в целом.

Итогом репрессивной политики партии в области культуры Долуцкий считает нанесение непоправимого ущерба развитию советского общества, как пример приводятся слова Вернадского В.И.: «Крупные педагоги нашей власти – результат ослабления ее культурности».

Отдельный пункт «Реализм или формализм» посвящен борьбе советской власти с «формализмом» в искусстве, пишется о пострадавших в этой борьбе
Маяковском, Шостаковиче, Пастернаке, приводится точка зрения Олеши Ю., считавшего, что политика партии считается верной, даже если расходится с собственным мировосприятием. Автор учебника предлагает ребятам поразмышлять над правильностью этой точки зрения.

В учебнике описывается формирование основного метода советского искусства – социалистического реализма, теоретически разработанного
Бухариным в 1934 г. То, что не укладывалось в узкие рамки соцреализма подлежало уничтожению: театр Мейерхольда В.Э. и его арест, попытка сфабриковать «писательский процесс» (Олеша Ю., Пастернак Б., Леонов Л.,
Эйзенштейн С., Утесов Л. и др.). От борьбы с формализмом пострадали многие деятели советского искусства, в учебнике упоминаются их имена: Малевич К.,
Дейнека А., Конашевич В.

Значительный объем информации повествует о перестройке Москвы, уничтожении архитектурных сооружений прошлого (Храмы Христа-спасителя,
Охотный ряд), превращение древнейших соборов и церквей в тюрьмы (Соловецкий монастырь), распродажа советским правительством картин буржуазных художников Рембранта, Веласкиса, покупка на вырученные деньги сельскохозяйственных машин.

Все четче вырисовывается «новый архитектурный подход».
Стандартизация, чрезмерная монументальность, изобилие декоративных элементов, множество скульптур, портретов, барильефов Сталина – черты присущие облику страны в 30-е годы. Каким-то прорывом из этого стала скульптура Мухиной В. «Рабочий и колхозница».1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17