Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
p> ___________________ 1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 272. 2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 272.
архитектурный конструктивизм, основывающийся на производственном
искусстве.1 Уделяется внимание описанию различных объединений архитекторов, но
глубокого анализа проблем, связанных с развитием советской архитектуры 20-х
годов ХХ века, в данной работе нет. Описывая особенности развития советского искусства в 30-е годы Зуева
отмечает, что данные процессы тормозились «гнетущей атмосферой
тоталитарного государства, особенно сгустившейся в конце 30-х годов».2
Какого-либо значительного поступательного движения в развитии
отечественного искусства сделано не было, всякая инициатива, новация
тормозилась костностью догм марксизма-ленинизма. Вариативность выбора тем
была минимальной, среди всех превалировали темы прославлявшие революционное
прошлое, современные для того времени успехи, личность Сталина и его
заслуги в деле строительства коммунизма. Отрицательную роль в развитии
искусства тех лет играли, по словам Зуевой, массовые репрессии, эмиграция
деятелей искусства, не согласных с официальной идеологией. ________________ 1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 272. 2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 295. Раскрывается проблема «еще более трагичной ситуации, складывающейся в
области литературы и искусства»,1 о ликвидации относительного плюрализма
перехода НЭПа в области художественного творчества, когда в апреле 1932 г.
ЦК ВКП (б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных
организаций», в результате которого на смену многочисленным литературным
группировкам было решено создать Союз писателей СССР. С этого времени, по
мнению историка, все многоцветье художественного творчества партия пытается
загнать в «прокрустово ложе» «социалистического реализма».2 Раскрывая
понятие социалистического реализма историк отмечает не только
превалирование данного метода в советском искусстве, но и давление этого
метода над всеми другими методами советского искусства. Метод
социалистического реализма призван был пропагандировать советский образ
жизни, романтизируя образ революционера, рабочего, крестьянина. В отличие от Верта Н. Зуева М.Н. считает, 20-е годы – годам
наибольшей активности культурной жизни во всех ее проявлениях, в 30-е годы,
по ее мнению, наоборот, наблюдался спад в темпах развития советского
искусства _________________ 1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 295. 2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 296. из-за искусства из-за регламентации всех сторон культурной жизни общества,
включая выбор тем, методов для произведений, поставленный под жесткий
контроль сталинской цензуры. Интересна точка зрения Сименниковой Л.И. в работе «Россия в мировом
сообществе цивилизаций».1 Как и другие российские исследователи последнего
времени Семенникова Л.И. считает, что «главной задачей культурной
революции»2 была борьба с неграмотностью, создание государственной системы
бесплатного образования, необходимо было создать «многочисленную
интеллигенцию», необходимую в индустриальном обществе. Эта вновь созданная
интеллигенция должна была, по мнению ученого, заменить в новом
«технократизированном обществе». Семенникова вводит понятие технократизм –
построение общества по образу какого-либо двигателя, машины. С эти понятием
исследователь увязывает все проблемы, связанные с развитием советского
искусства 20-30-х годов. Автор выдвигает идею влияния технократизма на
культурную сферу советского общества. Семенникова пишет об изменении самой
системы ценностей советского общества, о том, что «гуманистические
ценности были изуродованы, а то, что ________________ 1 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск.. 2 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 437. сохранилось, выполняло служебные функции по оправданию технократизированной
системы». 1.По мнению Семенниковой, искусство 20-40-х годов было предельно
идеологизировано, технократизировано, поставлено на службу партийного
аппарата, способствовало «идеологическому воспитанию масс». Главная
ценность советского общества, пишет автор, - сфера производства.
Соответственно Семенникова описывает появление новых тем, «литература,
кино, живопись, театр воспевали производство. Человек, суммирует
исследователь, изображался только в своей функциональной сути: шахтер,
враг, ученый».2 В работе указывается, что «в центре любого художественного
произведения – производственный конфликт, завязанный на смене технологий
или необходимости улучшения управления».3 Вызывает интерес точка зрения
автора работы в соответствии с которой она считает, что произошла
машинизация представлений об обществе: социализм – это не человеческое
общество, а огромная фабрика, где все разумно устроено. Культуре в этом
обществе ученый отводит утилитарную роль – оправдание сложившейся системы.
В соответствии с этим выстроилась _________________ 1Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 437. 2 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 437. 3 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 437. жесткая система контроля за искусством, призванная следить за тем, чтобы
искусство развивалось в соответствии с идеологией марксизма. Автор
монографии отмечает, что «тоталитарный характер власти, наносивший насилие
в безграничных размерах, разрушающе действовал на общество, культуру.1 Семенникова уделяет мало внимания выбору тем, сюжетов в произведениях
тех лет, практически не изучена проблема борьбы художественных
группировок в 20-е годы ХХ века. Влияние культа личности Сталина на
развитие советской культуры рассматривается в общих чертах, принижается
роль культуры в советском обществе, эта роль для Семенниковой – оправдание
технократической системы тоталитаризма, тем не менее верно оценивается
отрицательное влияние сложившейся системы на развитие культуры, указывается
на торможение естественного процесса развития культуры. С иных позиций к вопросам развития отечественной культуры подходит
Орлов А.С. в работе «История России с древнейших времен до наших дней».2
Считается, что с завершением гражданской войны и переходом к
НЭПу ___________________ 1 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 435. 2 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 417. появились новые тенденции в развитии культуры в условиях либерализации.1
Орлов А.С. отмечает либерализацию общественной сферы в период НЭПа.
Либерализация общего курса партии в отношении многих сфер жизни привела, по
мнению автора, к активному развитию отечественной культуры в 20-е годы.
Возросла активность художественной интеллигенции. Описывается проведение в
начале 20-х годов различных диспутов, конференций о роли религии, о судьбе
интеллигенции в новой России, отмечается оживление деятельности ранее
созданных национальных обществ. Вместе с тем, указывается на другую
тенденцию – усиление идеологизации культуры. Советское правительство, по
мнению Орлова А.С., жестко становилось на позиции унификации культуры в
идеологическом аспекте, «с целью противостояния буржуазной идеологии».1 Постепенно советское правительство отходит от либерального курса в
отношении к культуре, был установлен контроль над печатью, деятельностью
издательств, репертуаром кино и театров. Активно внедряется новая идеология
в сознание людей: для пропаганды марксистской философии и борьбы с
философским идеализмом было создано общество «воинственных материалистов».2 _________________________ 1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 418. 2 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 418. Историк отмечает, что «художественная жизнь 20-х годов развивается
сложно, в борьбе художественных взглядов и систем».1 Давая оценку проблемам
взаимодействия различных объединений, исследователь отмечает, что с
появлением РАППа и МАППа, наряду с другими организациями усиливается
контроль за культурной жизнью общества, происходит унификация культуры под
знаменем марксистско-ленинской идеологии. Идентичные процессы происходили и
в музыкальной жизни.2 В театральной жизни происходило утверждение агитационно-
пропагандистских форм. Наиболее ярко это отразилось в
постановках Мейерхольда В.Э. К концу 20-х годов в творчестве подавляющего
большинства художественной интеллигенции твердо определилась новая
тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему
культурному наследию.3 С конца 20-х годов также усиливается государственный контроль за
развитием духовной жизни общества. Происходят изменения в структуре органов
управления культурой. Автор монографии неоднозначно оценивает
постановление «О _________________ 1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 419. 2 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 419. 3 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 420. перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.), пишет о
большой роли, которую сыграло укрупнение художественных организаций для
развития отечественной культуры, о негативной роли унификации и
преобладании единой идеологии в этом процессе. В деятельности партийных
органов значительное место занимает работа, направленная на преодоление
буржуазной идеологии, главная роль в развернувшейся общественно-
политической борьбе отводилась, по мнению автора, общественным наукам,
печати, литературе, искусству, что не могло не сказаться на некоторой
однобокости их развития. В связи с сформулированным тезисом ЦК ВКП (б) об «
Обострении классовой борьбы на теоретическом фронте» культура со второй
половины 20-х годов становится лишь средством пропаганды и идеологического
воспитания масс, но это не останавливает, по мнению автора, развитие
отечественной культуры.1 Индустриализация 20-30-х годов, по словам Орлова А.С., способствовала
массовому градостроительству и, следовательно, развитию отечественной
архитектуре, которая все более утрачивала свой художественный аспект,
скатываясь до простой функциональности. _________________ 1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 422-423. Освобожденные от доли советской идеологии современные авторы по-
новому подходят к осмыслению проблем развития отечественной культуры в 20-
30-е годы ХХ века. Им чужд классовый подход, характерный для историков
предшествующих поколений. Между тем, и современные историки не в полном
объеме рассматривают все проблемы, связанные с развитием советской культуры
данного периода, многие вопросы не рассматриваются вообще. Например, не
достаточно освещен вопрос влияния культа личности Сталина на советское
искусство, противоборство различных литературно-художественных организаций
и объединений. При рассмотрении многих форм искусства (киноискусство,
театр, поэзия и так далее) указываются лишь наиболее известные художники и
названия их работ, все сложности, связанные с развитием этих направлений не
рассматриваются. 4. Общие проблемы развития культуры 20-30-х годов в СССР в искусствоведческих работах. События февраля-октября 1917 года создали предпосылки для развития
новой, социалистической культуры. Несмотря на трудности политической и
экономической обстановки - последствия первой мировой войны, начавшуюся
затем гражданскую войну и интервенцию, усиливших голод и разруху, -
вопросам искусства в молодой советской республике уделялось большое
внимание.1 Советское изобразительное искусство с момента своего зарождения
оказалось теснейшим образом связано со становлением и развитием
социалистического общества. Первые же декреты Советского правительства об охране
художественных ценностей, национализации музеев и крупных коллекций,
постановления об издании большими тиражами классиков литературы,
реставрации архитектурных памятников подтверждали принадлежность народу2
величайших творений отечественного искусства. Реорганизация художественных
школ и академий, создание впервые в истории краев художественных учебных
заведений, открытие множества рабочих и красноармейских студий,
распоряжение о снабжении всем необходимым объединенных в артели мастеров
художественных ремесел - все эти конкретные меры были свидетельством заботы
о выявлении и поддержке народных талантов. Обращаясь к данной проблеме, Аболина Р.Я в монографии
«Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства
социализма» пишет о том, что «...тяга к искусству широких народных масс
была огромной. Перед ними открылись все накопленные веками ценности
культуры».4 Многие исследователи отмечают ряд характерных событий того
времени: возникают кружки художественной самодеятельности, изостудии,
музыкальные и театральные коллективы. Вопросы эстетического воспитания
народа, содержание и форма нового искусства, близость и доступность его
народным массам, проникновение искусства в быт встают уже в те годы.5
Советское правительство с самого начала делало ставку на массовость нового
искусства, рожденного в годы Великой Октябрьской социалистической
революции. Разрушались старые устои быта и всей
жизни; шла неустанная борьба 1 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма, изд. Академии художеств СССР, М.: 1962, с.5. 2 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от
ВОСР до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.6. 3 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от ВОСР
до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.7. 4 Аболина Р.Я., с.46 5 Лебедев П.И. - Сов. искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны. М.: Искусство, 1949, с.40.
против традиций прошлого.1 Уже в первые годы после революции советская
власть приняла все меры к тому, чтобы уничтожить разрыв между искусством и
народом, чтобы подчинить искусство интересам Советского государства.
Партия вела за собой миллионные массы народа. Она организовала трудящихся,
чтобы преодолеть те препятствия, которые стояли на пути к построению
социализма, чтобы сломить сопротивление буржуазии, чтобы направить
развитие советской культуры по правильному пути.2 Таким образом, видно, что
Советское правительство с 1920 года начинало активно бороться за создание
единого, массового, общенационального искусства, полностью соотносимого с
официальной идеологией марксизма-ленинизма. В частности, в 1922 г. в
резолюции ХII партконференции было указано, что «партия должна делать все,
что от нее зависит для того, чтобы помочь кристаллизации тех течений и
групп, которые обнаруживают действительное желание помочь рабоче-
крестьянскому государству».3 Наиболее полно политика партии по вопросам
искусства была выражена в это время в резолюции ЦК РКП (б) от 18 июня 1925
г. о политике партии в 1 История русского и советского искусства. М.: “Высшая школа”,
1989, с.340 2 История русского искусства т.11, Издательство АН СССР, М..:
1957, с.174 3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов
ЦК, ч.1, М.: 1956, с.174 области художественной литературы. В этой резолюции был дан глубокий с
точки зрения того времени и официальной идеологии, анализ состояния
искусства в стране и намечены пути его дальнейшего развития. Резолюция ставила перед деятелями советской литературы и
искусства ряд важных задач. Центральный комитет призывал к тому, чтобы
писатели и художники полней использовали материал современности, чтобы они
создавали искусство понятное и близкое миллионам трудящихся, чтобы порвав с «предрассудками братства» и используя все технические достижения старого
мастерства, искусство должно бы «вырабатывать соответствующую форму,
понятную миллионам».1 По отношению к пролетарским художественным организациям политика
партии состояла в том, чтобы всячески помогать их росту и, всемерно их
поддерживая, «предупреждать всеми средствами проявление комчванства среди
них, как самого губительного явления».2 Желание поставить как можно
большее количество объединений ____________________ 1 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп. М.: 1954, с.347. 2 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп. М.: 1954, с.345.
деятелей искусства под контроль партии легко объяснимо, так как советская
идеология осознавала значение использования всех проявлений культуры в
целях пропаганды социалистического образа жизни. В работе «Об искусстве» Луначарский А.В. говорит о больших
возможностях «идеологической обработки»1 советских людей посредством
близкого им по духу искусства. Человек, имеющий талант в какой-либо области
искусства, имел, по мнению Луначарского, гораздо больше возможностей
«находить путь к сердцам людей, чем неодаренный человек».2 Следовательно,
вполне разумным для того времени было решение идеологов социализма
вооружить «всеми видами искусства, которое явится могучим подспорьем для
агитации,3 людей, причастных к агитационной работе и, главное,
коллективного проповедника - коммунистическую партию».4 Советские лидеры
большое внимание уделяли таким формам искусства, «которые возникли только в
самое позднее время,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|
|