Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
p> Далее учащимся зачитывают отрывки из произведений этих авторов,
показывающие особенности их творчества. Хлебников В. «Не шалить!» Эй, молодчики-купчики, Ветерок в голове! В пугачевском тулупчике Я иду по Москве! Не затем высока Воля правды у нас, В соболях - рысаках Чтоб катились глумясь. Не затем у врага Кровь лилась по дешевке, Чтоб несли жемчуга Руки каждой торговки. Не зубами скрипеть Ночью долгою, Буту плыть – буду петь Доном – Волгою! Я пошлю вперед Вечеровые уструги. Кто со мною - в полет? А со мной – мои други! Маяковский В. «Левый марш» Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! Ваше слово товарищ маузер. Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу истории загоним. Левой! Левой! Левой! Третья группа поэтов, олицетворявших «мир ищущих» не могла себя
полностью реализовать. Понимая необходимость осуществляемых перемен, во
многом принимая их, эти поэты не могли расстаться с очарованием старого,
традиционного мира, с прелестью романтических тем. В своих постоянных
исканиях поэты сближаются то с одной, то с другой группой. Такие искания
заметны на протяжении всего творчества Блока А. И Пастернака Б. Александр Александрович Блок родился в Петербурге. Отец его был
профессор-юрист. Раннее детство его протекало в семье деда по матери,
известного ботаника, ректора университета. Юного Блока окружала
высокоинтеллигентная дворянская среда, которой была близка литература,
музыка, театр. После гимназии блок окончил Петербургский университет. В
1904 г. вышла первая книга Блока – «Стихи о прекрасной даме» Блоковская
лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру в
ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях
призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным влиянием
идеалистического учения Соловьева Вс. о «конце мира» и «мировой душе». В
русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма,
хотя дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и
каноны. Социальные, гражданские мотивы явственно обозначились в стихах
Блока еще накануне 1905 г. («Фабрика»), революционные события лишь укрепили
в поэте чувство гуманиста и демократа. На страницах книг блока встает образ
родины, сквозь поэтические символы и метафоры просвечивает реальная русская
жизнь. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Он всем
своим существом отрицал старый миропорядок, постигая его обреченность. Поэт
жил и работал в напряженно-тревожном предчувствии «неслыханных» перемен,
«невиданных мятежей». Вопреки всем срывам и падениям, вопреки звучавшей в
его поэзии жертвенности, Блок самозабвенно рвался к будущему, к революции.
Блок – лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию необыкновенно
богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагичной
любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно очерченный лик
Петербурга, «заплаканная краса» деревень – все это с широтой и
проникновением гения вместил в своем творчестве Блок. Октябрьскую революцию
Блок принял и приветствовал как зарю новой эры человечества. В 1918 г. поэт
создает овеянную революционной романтикой знаменитую поэму «Двенадцать» –
гимн победившему народу. Творчеством блока завершилось развитие поэзии
дооктябрьского периода. В то же время как один из зачинателей советской
поэзии Блок оказал большое влияние и на ее дальнейшие судьбы. Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика
живописи. Окончил гимназию, затем Московский университет. Летом 1912 г.
изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию.
Находясь под сильным впечатлением от музыки Скрябина А.Н., занимался шесть
лет композицией. В печати с первыми стихами выступил в 1913 г. В 1917 г.
пишет книгу лирики «Сестра моя жизнь», выдвинувшую его в число крупнейших
мастеров стиха. В 20-х годах примыкал к литературной группе «Леф»,
возглавляемой Маяковским. Тогда же создал две крупные поэмы, посвященные
революции 1905 года – «Девяносто пятый год» и «Лейтенант Шмидт»,
замечательные по своему мастерству и вдохновенности, они явились
значительным событием в советской поэзии тех лет. В 1932 г. выпустил книгу
стихов «Второе рождение», преломив в своей лирике пафос социалистических
преобразований в стране. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом. Истоки
поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала ХХ
века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по
форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная
свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые
краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак
освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций.
Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает
все большую прозрачность, классическую ясность. Однако его общественная
замкнутость, интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в
значительной мере сковывала поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской
поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца
русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих
советских поэтов. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. На следующем этапе урока учащимся предлагается отнести отрывки из
стихотворений различных авторов к той или иной группе. Предлагаются следующие отрывки. Василий Казин «Рубанок» Живей, рубанок, шибче шаркай, Шушукай, пой за верстаком, Чеши тесину сталью жаркой, Стальным и жарким гребешком. «Сон» За дверями мгла, а сам – в истоме, Сам в истоме, да в такую мглу Не пошел домой, а в полном доме Сладко растянулся на полу. Владимир Луговской «Песня о ветре» Паровоз начеку, ругает вагоны, Волокет Колчаку тысячу погонов. Он идет впереди, атаман удалый, У него на груди фонари-медали. Командир-паровоз мучает отдышка, Впереди откос – паровозу крышка! Александр Прокофьев “Матрос в Октябре” Плещет лента голубая – Балтики холодной власть. Он идет как подобает, Весь в патронах, в бомбах весь! Молодой и новый. Нате! Так до ленты молодой Он идет, и на гранате Гордая его ладонь. В заключительной части урока выясныется отношение учащихся к
проблеме, задаются вопросы: «Какая из групп поэтов «ближе» вам и почему?
Можно ли однозначно отнести того или иного поэта к определенной группе?
Какое место поэзии видели представители разных групп в новой советской
культуре?» Тема урока: «Несушествующий «Сталинский оскар» (проблемный урок) Урок расширяет объем информации учеников по истории развития
советского кинематографа. Урок выстраивается в сочетании информации
предоставляемой учителем об особенностях развития советского кинематографа,
наиболее известных работах режиссеров, об авторах картин. На уроке ученики
получают сведения о взаимосвязях развития советского кинематографа и
общества в целом, о влиянии тоталитарного общества на развитие
кинематографа. Об особенностях выбора тем, сюжетов режиссерами для своих
работ. Методической особенностью урока является просмотр отдельных
фрагментов фильмов с последующим их обсуждением и «вручения» премии по
различным номинациям. Цель урока - предоставить дополнительную информацию учащимся об
особенностях развития советского кинематографа в условиях тоталитарного
государства. Задачи: а) образовательные - сформировать у учеников представление об
особенностях развития кинематографа, об основных темах кинокартин; - ознакомить учащихся с понятием кинематограф, режиссер, сюжет; б) развивающие - способствовать развитию у учащихся умения получать
информацию из нетрадиционных видов источников; - развить умение выявлять причинно-следственные связи и использовать
их применительно к другим блокам информации; в) воспитательные - продолжить формирование морально-нравственной
системы ценностей у учеников. Ход урока. В своем вводном слове учитель говорит об особенностях развития
советского кинематографа, обозначает основные тенденции этого процесса,
упоминает об основных типологических особенностях развития советского
кинематографа в условиях господства коммунистической идеологии. Советский кинематограф, как одна из составных частей советской
культуры 20-30-х годов, попал под влияние идеологического пресса властей.
Расцвет советского кино пришелся на конец 20-х - 30-е годы, в этот период
создаются подлинные шедевры советского киноискусства. Вмешательство властей
в творческий кинопроцесс, как и в другие сферы искусства, в сталинский
период можно разделить на два основных канала - решение судьбы того или
иного фильма самим «хозяином Кремля» (раз в неделю кинокартины, прежде чем
выпустить на экран, возили на просмотр к Сталину) или под давлением
чиновнечно-партийного апппарата и других органов режима. Когда кинолента
попадала в Кремль, это вовсе не означало, что «вождь» в тот же день ее
просмотрит: создателям картин приходилось ждать неделями, а то и месяцами.
И от того, каково мнение «рецензента», зависела и дальнейшая творческая
жизнь кинематографистов. И вообще их биография... Обработка творческих киноработников в рассматриваемые годы
осуществлялась периодически - административно-командная система в полной
мере осознавала действенную силу кино. Определенное влияние на
проникновение в кинематограф единомыслия и на снижение профессиональной
требовательности к содержанию кинолент сыграло проведенное 23 ноября 1932
г. совещание киноработников в редакции газеты «Правда» по указанию Кремля.
На совещании говорилось о значении указаний партии и правительства и лично
товарища Сталина в этой области культуры. В совещании приняли участие
руководитель кинодела Шумяцкий Б.З., представители управления кинофикации
при Совнаркоме РСФСР, режиссеры Барнет, Каплер,Пудовкин, Довженко и другие. В ходе заседания чувствовалось, что работники кино создавали те
крутые перемены, которые обозначились в духовной сфере после начавшихся
репрессий и глубокого наступления номенклатуры. это вынужден был осторожно
отметить в своей речи Шумяцкий Б.З. «В порядке самокритики, - сказал он, -
надо прямо подчеркнуть, что за последнее время опять в наших рядах началась
некоторая боязнь брать остро волнующие темы». Оратор в числе «серьезных
упущений в кинематографе» назвал недостаточно всесторонний показ «наших
гражданских побед, одержанных под водительством любимого Сталина». Здесь,
отстает документальное кино, сказал он и гневно посетовал: «... Мне
известно, что товарища Сталина в Казахстане на экране никогда не видели».
(Делайте выводы!) Получив подобные инструкции и намеки, участники совещания
разошлись. Желание Сталина занять на экране подобающее ему место внесло в жизнь
киноискусства такие явления как заполнение кинофонда, наряду с талантливыми
кинофильмами («Путевка в жизнь» Экка Н., «Встречный» Юткевича С., «Чапаев»
братьев Васильевых, «Веселые ребята», «Волга-Волга» Александрова Г.,
«Трактористы» Пырьева И., «Щорс» Довженко А. и другие) картинами
низкопробного свойства, содержавшими украшательства, налет аллилуйщины в
честь «зодчего коммунизма», развивавшими шпиономанию и болезненную
сверхбдительность (точнее взаимное недоверие и подозрительность). Дана
считающаяся классической вышедшая в 1937 г. кинокартина «Ленин в Октябре»,
а затем «Ленин в 18 году») Ромма М. и Каплера А.Я. оказалась сильно
засоренной антиисторическими выдумками, подчеркивавшими преувеличенную роль
Сталина в событиях тех лет Таковы основные направления развития советского
киноискусства. В следующем блоке информации учитель называет наиболее известных
режиссеров, их работы, демонстрирует учащимся отрывки из фильмов о которых
рассказывает. С начала 20-х годов кинематограф обретает в Советской стране новое
небывалое художественное качество. Предшествовавший период развития
кинематографа осмысливается в свете этого как исторический пролог. В этот
период создаются подлинные шедевры киноискусства. имена работавших в это
время режиссеров известны всему миру. Один из таких режиссеров - Сергей
Михайлович Эйзенштейн. Эйзенштейн родился 10 (23) января 1898 г. в Риге в
семье архитектора. В 1906 г. во время поездки в Париж он впервые увидел
фильм («400 проделок дьявола» Мольера). Сергей Михайлович поступает в
Институт гражданских инженеров, пробует силы в графике и театральных
декорациях. С марта 1918 г. он - доброволец Красной Армии. В 1920 г. Сергей
Михайлович посвящает себя театру, учится у Мейерхольда В. Эйзенштейн С. не
предает интересов кино и в 1925 г. выходит первая его работа «Стачка».
Всемирную известность мастеру принес фильм «Броненосец Потемкин». В начале
июня 1905 г. юбилейная комиссия ЦИК СССР поручила Эйзенштейну постановку
фильма, посвященного двадцатилетию русской революции. Сценарий фильма «1905
год» был написан, при участии Эйзенштейна С. Агоржановой Н. и охватывает
огромный круг событий, позднее Сергей Михайлович ограничивает сюжет фильма
только восстанием на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 г.
Фильм раскрывает историю восстания на броненосце. перед зрителями возникают
образы героев революции. Неизгладимое впечатление оказывает на всех этот
фильм. Зритель, с помощью талантливой работы мастера, как бы сам становится
участником всех этих событий. В фильме нашли отражение поиски Эйзенштейна:
закономерное чередование эпизодов различной эмоциональности, безупречный
ритм, величавая композиция, сходная с древнегреческими событиями. Этот
фильм, безусловно, занял золотой фонд мирового кино. Славу Советского кинематографа составил также фильм братьев
Васильевых «Чапаев».. «Братья Васильевы» - псевдоним, на самом деле Георгий
Николаевич и Сергей Дмитриевич являются однофамильцами. Георгий Николаевич
родился 25 ноября 1899 г. - заслуженный деятель искусств РСФСР, участник
гражданской войны. Учился в Московской театральной студии “Молодые мастера”
под руководством Певцова И.Н. С 1923 г. - журналист, опубликовал ряд
кинорецензий. Сергей Дмитриевич (род.4.11.1900, умер 16.12.1959) – активный
участник Октябрьской революции в Петрограде и гражданской войны. В основу
своего фильма братья Васильевы положили книгу Фурманова Д. «Чапаев».
Основываясь на популярнейшей книге Фурманова, изучив многочисленные
документальные материалы, Васильевы создают сценарий, обладающий
классической стойкостью и завершенностью. В «Чапаеве» Васильевы подняли на
новую ступень искусство кинорежиссуры. Идейная и художественная вершина
фильма образ Чапаева в исполнении Бабочкина Б.А. – воплощение героического
русского характера. Фильм рассказывает о периоде Гражданской войны в
России, о судьбе талантливого полководца Чапаева В.И. Пырьев Иван Александрович (род.17.11.1901, умер 7.02.1968) –
выдающийся советский режиссер, сценарист, Народный артист СССР. С 1918 г.
служил в рядах Красной Армии. После Гражданской войны окончил актерские
курсы ГЭКТЕМАСа, учился там же на режиссерском отделении. Режиссер
новаторски осваивал жанр музыкальной комедии. В своем лучшем фильме
«Трактористы» мастер рассказал о жизни и труде колхозной молодежи в яркой красочной поэтической форме. Художник создал радужные картинки
крестьянского быта. Популярность жанра музыкальной комедии безусловно определили работы
выдающегося русского режиссера Александрова Григория Васильевича (род.
23.01.1903, умер 16.12.1983) – выдающийся советский режиссер, сценарист,
Народный артист СССР. Свой творческий путь начинал с помощника костюмера,
декоратора в Екатеринбургском оперном театре. Учился на курсах рабоче-
крестьянского театра при Губнаробразе, одновременно работал в отделе
искусств. Долгое время работал совместно с Эйзенштейном С., принимал
участие в создании фильмов «Броненосец Потемкин», «Октябрь», «Стачка».. В
1934 г. поставил фильм «Веселые ребята» о пастухе, ставшим известным
музыкантом. Фильм является кинематографическим дебютом композитора
Дунаевского И.О., поэта Лебедева-Кумача В.И., певца Утесова Л.О. Фильм
впервые раскрыл лирико-комедийное дарование Орловой Л.П. Успешным шагом на
пути создания советской реалистической музыкальной комедии был и фильм
«Волга-Волга», в котором легкая ирония сочеталась с острыми сатирическими
эпизодами, бичующими бюрократию. Прекрасный актерский состав и великолепная
режиссура обеспечили долголетие этому фильму. Казинцев Георгий Михайлович (род. 22.03.1905, умер 11.05.1973) стоял
на позициях более «жизненного кино». Георгий Михайлович – известный
советский режиссер, сценарист, педагог, Народный артист СССР. Учился в
школе живописи, работал помощником художника в театре Соловцова. С 1920 г.
учился в высших художественных мастерских Академии художеств. В 1921 г.
основал театр ФЭКС – перешедший позднее полным составом работать на
«Ленфильм».. Наиболее известными его работами является трилогия о Максиме
(«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона»0. В центре
этой историко-революционной эпопее, охватывавшей несколько периодов борьбы
стоял образ рабочего парня с Питерской окраины, приведенным в революции
самой логикой истории и выросшего в крупного большевистского руководителя.
В образе Максима сочеталась реалистическая достоверность, типичность и
черты народного легендарного героя. Исполнение этой роли Чирковым Б.П.,
полное обаяния, юмора, человечности, сделало Максима любимым героем
Советских зрителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|
|