бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории бесплатно рефераты

p> Далее учащимся зачитывают отрывки из произведений этих авторов, показывающие особенности их творчества.

Хлебников В. «Не шалить!»

Эй, молодчики-купчики,

Ветерок в голове!

В пугачевском тулупчике

Я иду по Москве!

Не затем высока

Воля правды у нас,

В соболях - рысаках

Чтоб катились глумясь.

Не затем у врага

Кровь лилась по дешевке,

Чтоб несли жемчуга

Руки каждой торговки.

Не зубами скрипеть

Ночью долгою,

Буту плыть – буду петь

Доном – Волгою!

Я пошлю вперед

Вечеровые уструги.

Кто со мною - в полет?

А со мной – мои други!

Маяковский В. «Левый марш»

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше слово товарищ маузер.

Довольно жить законом, данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Левой!

Левой!

Левой!

Третья группа поэтов, олицетворявших «мир ищущих» не могла себя полностью реализовать. Понимая необходимость осуществляемых перемен, во многом принимая их, эти поэты не могли расстаться с очарованием старого, традиционного мира, с прелестью романтических тем. В своих постоянных исканиях поэты сближаются то с одной, то с другой группой. Такие искания заметны на протяжении всего творчества Блока А. И Пастернака Б.

Александр Александрович Блок родился в Петербурге. Отец его был профессор-юрист. Раннее детство его протекало в семье деда по матери, известного ботаника, ректора университета. Юного Блока окружала высокоинтеллигентная дворянская среда, которой была близка литература, музыка, театр. После гимназии блок окончил Петербургский университет. В
1904 г. вышла первая книга Блока – «Стихи о прекрасной даме» Блоковская лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру в ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным влиянием идеалистического учения Соловьева Вс. о «конце мира» и «мировой душе». В русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма, хотя дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и каноны. Социальные, гражданские мотивы явственно обозначились в стихах
Блока еще накануне 1905 г. («Фабрика»), революционные события лишь укрепили в поэте чувство гуманиста и демократа. На страницах книг блока встает образ родины, сквозь поэтические символы и метафоры просвечивает реальная русская жизнь. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Он всем своим существом отрицал старый миропорядок, постигая его обреченность. Поэт жил и работал в напряженно-тревожном предчувствии «неслыханных» перемен,
«невиданных мятежей». Вопреки всем срывам и падениям, вопреки звучавшей в его поэзии жертвенности, Блок самозабвенно рвался к будущему, к революции.
Блок – лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию необыкновенно богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагичной любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно очерченный лик
Петербурга, «заплаканная краса» деревень – все это с широтой и проникновением гения вместил в своем творчестве Блок. Октябрьскую революцию
Блок принял и приветствовал как зарю новой эры человечества. В 1918 г. поэт создает овеянную революционной романтикой знаменитую поэму «Двенадцать» – гимн победившему народу. Творчеством блока завершилось развитие поэзии дооктябрьского периода. В то же время как один из зачинателей советской поэзии Блок оказал большое влияние и на ее дальнейшие судьбы.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика живописи. Окончил гимназию, затем Московский университет. Летом 1912 г. изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию.
Находясь под сильным впечатлением от музыки Скрябина А.Н., занимался шесть лет композицией. В печати с первыми стихами выступил в 1913 г. В 1917 г. пишет книгу лирики «Сестра моя жизнь», выдвинувшую его в число крупнейших мастеров стиха. В 20-х годах примыкал к литературной группе «Леф», возглавляемой Маяковским. Тогда же создал две крупные поэмы, посвященные революции 1905 года – «Девяносто пятый год» и «Лейтенант Шмидт», замечательные по своему мастерству и вдохновенности, они явились значительным событием в советской поэзии тех лет. В 1932 г. выпустил книгу стихов «Второе рождение», преломив в своей лирике пафос социалистических преобразований в стране. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом. Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала ХХ века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций.
Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако его общественная замкнутость, интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в значительной мере сковывала поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

На следующем этапе урока учащимся предлагается отнести отрывки из стихотворений различных авторов к той или иной группе.

Предлагаются следующие отрывки.

Василий Казин «Рубанок»

Живей, рубанок, шибче шаркай,

Шушукай, пой за верстаком,

Чеши тесину сталью жаркой,

Стальным и жарким гребешком.

«Сон»

За дверями мгла, а сам – в истоме,

Сам в истоме, да в такую мглу

Не пошел домой, а в полном доме

Сладко растянулся на полу.

Владимир Луговской «Песня о ветре»

Паровоз начеку, ругает вагоны,

Волокет Колчаку тысячу погонов.

Он идет впереди, атаман удалый,

У него на груди фонари-медали.

Командир-паровоз мучает отдышка,

Впереди откос – паровозу крышка!

Александр Прокофьев “Матрос в Октябре”

Плещет лента голубая –

Балтики холодной власть.

Он идет как подобает,

Весь в патронах, в бомбах весь!

Молодой и новый. Нате!

Так до ленты молодой

Он идет, и на гранате

Гордая его ладонь.

В заключительной части урока выясныется отношение учащихся к проблеме, задаются вопросы: «Какая из групп поэтов «ближе» вам и почему?
Можно ли однозначно отнести того или иного поэта к определенной группе?
Какое место поэзии видели представители разных групп в новой советской культуре?»

Тема урока: «Несушествующий «Сталинский оскар»

(проблемный урок)

Урок расширяет объем информации учеников по истории развития советского кинематографа. Урок выстраивается в сочетании информации предоставляемой учителем об особенностях развития советского кинематографа, наиболее известных работах режиссеров, об авторах картин. На уроке ученики получают сведения о взаимосвязях развития советского кинематографа и общества в целом, о влиянии тоталитарного общества на развитие кинематографа. Об особенностях выбора тем, сюжетов режиссерами для своих работ.

Методической особенностью урока является просмотр отдельных фрагментов фильмов с последующим их обсуждением и «вручения» премии по различным номинациям.

Цель урока - предоставить дополнительную информацию учащимся об особенностях развития советского кинематографа в условиях тоталитарного государства.

Задачи: а) образовательные - сформировать у учеников представление об особенностях развития кинематографа, об основных темах кинокартин;

- ознакомить учащихся с понятием кинематограф, режиссер, сюжет; б) развивающие - способствовать развитию у учащихся умения получать информацию из нетрадиционных видов источников;

- развить умение выявлять причинно-следственные связи и использовать их применительно к другим блокам информации; в) воспитательные - продолжить формирование морально-нравственной системы ценностей у учеников.

Ход урока.

В своем вводном слове учитель говорит об особенностях развития советского кинематографа, обозначает основные тенденции этого процесса, упоминает об основных типологических особенностях развития советского кинематографа в условиях господства коммунистической идеологии.

Советский кинематограф, как одна из составных частей советской культуры 20-30-х годов, попал под влияние идеологического пресса властей.
Расцвет советского кино пришелся на конец 20-х - 30-е годы, в этот период создаются подлинные шедевры советского киноискусства. Вмешательство властей в творческий кинопроцесс, как и в другие сферы искусства, в сталинский период можно разделить на два основных канала - решение судьбы того или иного фильма самим «хозяином Кремля» (раз в неделю кинокартины, прежде чем выпустить на экран, возили на просмотр к Сталину) или под давлением чиновнечно-партийного апппарата и других органов режима. Когда кинолента попадала в Кремль, это вовсе не означало, что «вождь» в тот же день ее просмотрит: создателям картин приходилось ждать неделями, а то и месяцами.
И от того, каково мнение «рецензента», зависела и дальнейшая творческая жизнь кинематографистов. И вообще их биография...

Обработка творческих киноработников в рассматриваемые годы осуществлялась периодически - административно-командная система в полной мере осознавала действенную силу кино. Определенное влияние на проникновение в кинематограф единомыслия и на снижение профессиональной требовательности к содержанию кинолент сыграло проведенное 23 ноября 1932 г. совещание киноработников в редакции газеты «Правда» по указанию Кремля.
На совещании говорилось о значении указаний партии и правительства и лично товарища Сталина в этой области культуры. В совещании приняли участие руководитель кинодела Шумяцкий Б.З., представители управления кинофикации при Совнаркоме РСФСР, режиссеры Барнет, Каплер,Пудовкин, Довженко и другие.

В ходе заседания чувствовалось, что работники кино создавали те крутые перемены, которые обозначились в духовной сфере после начавшихся репрессий и глубокого наступления номенклатуры. это вынужден был осторожно отметить в своей речи Шумяцкий Б.З. «В порядке самокритики, - сказал он, - надо прямо подчеркнуть, что за последнее время опять в наших рядах началась некоторая боязнь брать остро волнующие темы». Оратор в числе «серьезных упущений в кинематографе» назвал недостаточно всесторонний показ «наших гражданских побед, одержанных под водительством любимого Сталина». Здесь, отстает документальное кино, сказал он и гневно посетовал: «... Мне известно, что товарища Сталина в Казахстане на экране никогда не видели».
(Делайте выводы!) Получив подобные инструкции и намеки, участники совещания разошлись.

Желание Сталина занять на экране подобающее ему место внесло в жизнь киноискусства такие явления как заполнение кинофонда, наряду с талантливыми кинофильмами («Путевка в жизнь» Экка Н., «Встречный» Юткевича С., «Чапаев» братьев Васильевых, «Веселые ребята», «Волга-Волга» Александрова Г.,
«Трактористы» Пырьева И., «Щорс» Довженко А. и другие) картинами низкопробного свойства, содержавшими украшательства, налет аллилуйщины в честь «зодчего коммунизма», развивавшими шпиономанию и болезненную сверхбдительность (точнее взаимное недоверие и подозрительность). Дана считающаяся классической вышедшая в 1937 г. кинокартина «Ленин в Октябре», а затем «Ленин в 18 году») Ромма М. и Каплера А.Я. оказалась сильно засоренной антиисторическими выдумками, подчеркивавшими преувеличенную роль
Сталина в событиях тех лет Таковы основные направления развития советского киноискусства.

В следующем блоке информации учитель называет наиболее известных режиссеров, их работы, демонстрирует учащимся отрывки из фильмов о которых рассказывает.

С начала 20-х годов кинематограф обретает в Советской стране новое небывалое художественное качество. Предшествовавший период развития кинематографа осмысливается в свете этого как исторический пролог. В этот период создаются подлинные шедевры киноискусства. имена работавших в это время режиссеров известны всему миру. Один из таких режиссеров - Сергей
Михайлович Эйзенштейн. Эйзенштейн родился 10 (23) января 1898 г. в Риге в семье архитектора. В 1906 г. во время поездки в Париж он впервые увидел фильм («400 проделок дьявола» Мольера). Сергей Михайлович поступает в
Институт гражданских инженеров, пробует силы в графике и театральных декорациях. С марта 1918 г. он - доброволец Красной Армии. В 1920 г. Сергей
Михайлович посвящает себя театру, учится у Мейерхольда В. Эйзенштейн С. не предает интересов кино и в 1925 г. выходит первая его работа «Стачка».
Всемирную известность мастеру принес фильм «Броненосец Потемкин». В начале июня 1905 г. юбилейная комиссия ЦИК СССР поручила Эйзенштейну постановку фильма, посвященного двадцатилетию русской революции. Сценарий фильма «1905 год» был написан, при участии Эйзенштейна С. Агоржановой Н. и охватывает огромный круг событий, позднее Сергей Михайлович ограничивает сюжет фильма только восстанием на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 г.
Фильм раскрывает историю восстания на броненосце. перед зрителями возникают образы героев революции. Неизгладимое впечатление оказывает на всех этот фильм. Зритель, с помощью талантливой работы мастера, как бы сам становится участником всех этих событий. В фильме нашли отражение поиски Эйзенштейна: закономерное чередование эпизодов различной эмоциональности, безупречный ритм, величавая композиция, сходная с древнегреческими событиями. Этот фильм, безусловно, занял золотой фонд мирового кино.

Славу Советского кинематографа составил также фильм братьев
Васильевых «Чапаев».. «Братья Васильевы» - псевдоним, на самом деле Георгий
Николаевич и Сергей Дмитриевич являются однофамильцами. Георгий Николаевич родился 25 ноября 1899 г. - заслуженный деятель искусств РСФСР, участник гражданской войны. Учился в Московской театральной студии “Молодые мастера” под руководством Певцова И.Н. С 1923 г. - журналист, опубликовал ряд кинорецензий. Сергей Дмитриевич (род.4.11.1900, умер 16.12.1959) – активный участник Октябрьской революции в Петрограде и гражданской войны. В основу своего фильма братья Васильевы положили книгу Фурманова Д. «Чапаев».
Основываясь на популярнейшей книге Фурманова, изучив многочисленные документальные материалы, Васильевы создают сценарий, обладающий классической стойкостью и завершенностью. В «Чапаеве» Васильевы подняли на новую ступень искусство кинорежиссуры. Идейная и художественная вершина фильма образ Чапаева в исполнении Бабочкина Б.А. – воплощение героического русского характера. Фильм рассказывает о периоде Гражданской войны в
России, о судьбе талантливого полководца Чапаева В.И.

Пырьев Иван Александрович (род.17.11.1901, умер 7.02.1968) – выдающийся советский режиссер, сценарист, Народный артист СССР. С 1918 г. служил в рядах Красной Армии. После Гражданской войны окончил актерские курсы ГЭКТЕМАСа, учился там же на режиссерском отделении. Режиссер новаторски осваивал жанр музыкальной комедии. В своем лучшем фильме
«Трактористы» мастер рассказал о жизни и труде колхозной молодежи в яркой красочной поэтической форме. Художник создал радужные картинки крестьянского быта.

Популярность жанра музыкальной комедии безусловно определили работы выдающегося русского режиссера Александрова Григория Васильевича (род.
23.01.1903, умер 16.12.1983) – выдающийся советский режиссер, сценарист,
Народный артист СССР. Свой творческий путь начинал с помощника костюмера, декоратора в Екатеринбургском оперном театре. Учился на курсах рабоче- крестьянского театра при Губнаробразе, одновременно работал в отделе искусств. Долгое время работал совместно с Эйзенштейном С., принимал участие в создании фильмов «Броненосец Потемкин», «Октябрь», «Стачка».. В
1934 г. поставил фильм «Веселые ребята» о пастухе, ставшим известным музыкантом. Фильм является кинематографическим дебютом композитора
Дунаевского И.О., поэта Лебедева-Кумача В.И., певца Утесова Л.О. Фильм впервые раскрыл лирико-комедийное дарование Орловой Л.П. Успешным шагом на пути создания советской реалистической музыкальной комедии был и фильм
«Волга-Волга», в котором легкая ирония сочеталась с острыми сатирическими эпизодами, бичующими бюрократию. Прекрасный актерский состав и великолепная режиссура обеспечили долголетие этому фильму.

Казинцев Георгий Михайлович (род. 22.03.1905, умер 11.05.1973) стоял на позициях более «жизненного кино». Георгий Михайлович – известный советский режиссер, сценарист, педагог, Народный артист СССР. Учился в школе живописи, работал помощником художника в театре Соловцова. С 1920 г. учился в высших художественных мастерских Академии художеств. В 1921 г. основал театр ФЭКС – перешедший позднее полным составом работать на
«Ленфильм».. Наиболее известными его работами является трилогия о Максиме
(«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона»0. В центре этой историко-революционной эпопее, охватывавшей несколько периодов борьбы стоял образ рабочего парня с Питерской окраины, приведенным в революции самой логикой истории и выросшего в крупного большевистского руководителя.
В образе Максима сочеталась реалистическая достоверность, типичность и черты народного легендарного героя. Исполнение этой роли Чирковым Б.П., полное обаяния, юмора, человечности, сделало Максима любимым героем
Советских зрителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17