бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение невротических реакций у студентов в сессионный период бесплатно рефераты

Юность (от 17 до 20 лет) – это первый период взрослой жизни. Ответственность за свою судьбу, за свою последующую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа. Для кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, четко намеченных еще в старших классах школы, идет проверка их правильности в жизненной практике. Однако многие продолжают поиски себя, пытаясь решить проблему самоопределения методом проб и ошибок, и эти поиски зачастую мучительны. Итак, для юности характерны три основных жизненных варианта: получение профессионального образования, поиск работы, для юношей служба в армии. То, какой выбор будет сделан в это время, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций.  В начале 1990-х гг. наблюдалась тенденция снижения ценности   образования   в   нашей   стране, сейчас образование снова входит в систему ценностей. Самая  большая  трудность – это заработать на жизнь, достичь материальной   независимости   от   родителей, к   этому стремятся почти все в юношеском возрасте. [14]

Развитие интеллектуальной сферы и мышления является   центральным  звеном  развития в том возрасте. В  психическом   облике  юношей (девушек) –  склонность к  рассуждениям,  особая эмоциональность, впечатлительность,  ориентация на будущее,  ведущим  мотивом становится  мотив  учения  ради  будущей  жизненной  перспективы,  происходит рост самостоятельности.  Это вступление в самостоятельную жизнь, резко меняется социальная позиция.[26,с.101]   Юность - напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи,  стоящие  перед  индивидом  в  этом  возрасте  при неблагоприятных  общественных  или  микросоциальных  условиях  могут  приводить  к  острым  психологическим  конфликтам  и  глубоким переживаниям, кризисному протеканию  юности,  к разнообразным  отклонениям в поведении  юношей и  девушек от предписываемых  общественных  норм. [19, с.231-232 ]         

Переходный период между юношеским возрастом и ранней зрелостью (от 20 до 25 лет) имеет колоссальное значение в становлении молодого человека, когда многие вопросы, которые прежде можно было отложить на потом, встают с особой силой. Реальная жизнь, реальное самоопределение – серьезнейший период взросления. Наше время отличается глобальными метаморфозами, происходящими в социуме. Современный молодой человек оказался в ситуации предельной нестабильности общественного сознания, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но и еще не найдены новые, адекватные происходящим в мире переменам ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного, национального самоопределения.  Поэтому сегодня  молодежи   очень   трудно   выделить и усвоить нормы взрослой  жизни. Отсюда   смятение  и  неуверенность   в завтрашнем дне.

Процесс самоопределения, обретения зрелости затягивается из-за того, что юношеские мечты в реальности наталкиваются на множество проблем и трудностей взрослой жизни. Большинство молодых от 18 до 25 лет пробуют разные виды деятельности, учатся принимать себя в нескольких социальных ролях. Они вынуждены корректировать и соотносить с конкретными жизненными  ситуациями  свои  цели  и  действия,    вырабатывая индивидуальные  способы  совладения  с  проблемной действительностью взрослого мира [14,С.363–381].

Таким образом, вхождение во взрослость является переходным периодом между юношеским возрастом и взрослостью. Этот период (переход к ранней зрелости) условно ограничивается временными рамками от 18 до 25 лет. В это время изживаются последние детские и подростковые иллюзии, осуществляется процесс реального самоопределения через ориентацию на ценности саморазвития, когда человек берет на себя ответственность за постановку целей собственного развития, выбор и выработку путей их достижения. [14]

Период  принято рассматривать как стабильный период.  Начинается самый продуктивный,  самый  творческий  период  в жизни человека. На ранних этапах зрелости в 19-20 лет отличаются оптимумы (точки наивысшего подъема) зрительной, слуховой. Кинестетической чувствительности. Отмечены наиболее высокие показатели   кратковременной  вербальной  памяти. Известно,  что   в  основе   обработки  информации  студентов лежит   ориентировочный   рефлекс,   на  характер которого влияют, среди других факторов, индивидуально- типологические особенности человека: экстраверсия, нейротизм, особенности функциональной асимметрии и вегетативной регуляции, а также свойство активированности ЦНС. В   структуре   индивидуальности   человека    эти качества определенным образом взаимосвязаны, что позволяет предполагать  существование типов конституции, определяющих характер ориентировочной реакции и успешной адаптации к студенческой деятельности. В этот период происходит усиление  социального развития личности, включение  ее  в разные сферы общественных отношений и деятельности. Процесс развития личности  при  этом во многом зависит от уровня социальной   активности и  степени  продуктивности самой личности. [26,  с. 963]

Особенности проявления невротических реакций у студентов:

Студенты составляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. Это одна из самых многочисленных групп населения с повышенным уровнем риска заболеваний.

В современных условиях получение   образования  в  высших учебных заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности,  связанному  с высоким уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом  времени,  необходимостью  усваивать в сжатые сроки большой  объём  информации, повышенными  требованиями к   решению  проблемных  ситуаций,  жёстким контролем  и    регламентацией режима [28, с.265].       

Отсутствие резервов психического и физического здоровья может привести к развитию у студентов невротических расстройств и расстройств адаптации [ 7, с.207-209] Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротической реакции (повышение температуры, головные боли, обострение хронических заболеваний).

Студенты вузов испытывают интенсивные интеллектуальные, социально-психологические, а подчас и физические перегрузки и являющиеся весьма характерной моделью социально-незащищенной категории населения.

Провалы на экзаменах, плохая адаптация к чебному процессу,    конфликты  с преподавателями и сокурсниками,  отставание в учебе   достоверно   часто сопровождаются симптоматикой тревожного  и тревожно-депрессивного плана (включая психовегетативные корреляты тревоги),  аффективно насыщенными поведенческими реакциями в ситуациях фрустрации и психоэмоционального стресса, выраженной симптоматикой дисфункций сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

Поступив в вуз, молодые люди сталкиваются с большой психоэмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, режима дня, питания,  а у ряда студентов   и   к  новым условиям проживания и общения с окружающими.  связи с продолжающимся развитием организма студентов в период обучения, он  подвержен различным неблагоприятным воздействиям, что может привести к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний. Рост заболеваемости студентов снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает их профессиональную деятельность. На современном этапе развития общества отмечается тенденция к росту невротических реакций  среди  студентов.  Наиболее часто в структуре невротических расстройств у студентов встречаются  тревожные  и  депрессивные  реакции, развивающиеся в рамках дезадаптации.  [3, с.87-89] 

У студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения. На первом курсе  происходит изменение социальной роли обучаемого,  корректировка потребностей и системы ценностей, возникает необходимость более гибко регулировать своё поведение, приспосабливаясь к более жёстким требованиям высшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе;  иногородним — обустраивать быт.   

На снижение уровня здоровья студенческой молодежи в процессе обучения влияет множество факторов, которые условно можно разделить на:

1. объективные, связанные с учебным процессом (продолжительность учебного дня, плотность нагрузки, обусловленная расписанием, кратковременные перерывы между занятиями, общественная деятельность и т.д.);

2. субъективные, личностные характеристики (организованность, дисциплинированность, целеустремленность, мотивация здорового образа жизни, двигательная активность, режим питания, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.).

В связи с актуальностью данной проблемы в целях  предотвращения  появления невротических реакций у студентов важно проводить  профилактику  и  диагностику. [6, с.13]

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы


2.1  Этапы и методы исследования


На современном этапе развития общества отмечается тенденция  к   росту  невротических   расстройств  среди  студентов. Напряженный   ритм   жизни  располагает к  невротическим реакциям,  психогенные расстройствам,  вызываемым конфликтами, ссорами между  людьми, одиночеством,  страхом, пережитыми страшными или печальными событиями, а также разнообразными  заболеваниями. Студенты составляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. Это одна из самых многочисленных групп населения с повышенным уровнем риска заболеваний.

Отсутствие резервов  психического и физического здоровья, высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх может привести к развитию у студентов невротических реакций.

Провалы на экзаменах,  плохая адаптация к  учебному процессу, конфликты  с преподавателями и сокурсниками,  отставание в учебе   достоверно часто сопровождаются симптоматикой тревожного  и тревожно-депрессивного плана (включая психовегетативные корреляты тревоги),  аффективно насыщенными поведенческими реакциями в ситуациях фрустрации и психоэмоционального стресса, выраженной симптоматикой дисфункций сердечно-сосудистой и пищеварительной и др. систем.

Поступив в вуз, молодые люди сталкиваются с большой психоэмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, режима дня, питания,  а у  ряда студентов  и   к  новым условиям проживания и общения с окружающими.

У студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения. На первом курсе  происходит изменение социальной роли обучаемого,  корректировка потребностей и системы ценностей, возникает необходимость более гибко регулировать своё поведение, приспосабливаясь к более жёстким требованиям высшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе; иногородним — обустраивать быт. 

Студенты вузов испытывают  интенсивные интеллектуальные, социально-психологические, а подчас и физические перегрузки и являющиеся весьма характерной моделью социально-незащищенной категории населения.

Вышеизложенное определяет актуальность данной  исследовательской работы.

Объектом эмпирического  исследования  явились невротические реакции у студентов 1 и 4 курсов дневного отделения факультета педагогики и психологии РГУ им. Есенина  в сессионный период.   

Субъект исследования - 50 студентов первого и четвертого курсов факультета  педагогики  и  психологии РГУ им. Есенина.

Предмет  исследования - специфические особенности проявления невротических реакций у студентов в период летней сессии.

Гипотеза   исследования: в сессионный период  обучения  студенты  первого курса более подвержены  невротическим  реакциям, чем студенты четвертого курса.

Основной целью данного исследования явилось изучение     невротических реакций у студентов на  разных  этапах  обучения.   Исходя  из  цели,   поставлены  следующие    задачи:

1.                  экспериментальное исследование и выявление у студентов 1 и 4 курсов тревожной и депрессивной симптоматики невротических реакций;

2.                 сравнение уровня предрасположенности студентов 1 курса и 4 – го  к проявлению невротических реакций в сессионный период;

3.                 Психологические  рекомендации по поводу возможной психокоррекционной  и профилактической работы со студентами.

В работе использованы следующие методы: методика экспресс-диагностики невроза Хека – Хесса, шкала реактивной и личностной тревоги Спилбергера–Ханина,  шкала депрессии SCL-90,  тест на учебный стресс.

 База  проведения  исследования:  РГУ им. С.А. Есенина, факультет педагогики и психологии.

Характеристика  выборки:  50 студентов мужского и женского пола  в возрасте от 18 до 21 года на первом и четвертом курсах обучения дневного отделения психологического факультета РГУ ( группы 16, 14, 44, 45, 48) в летний сессионный  период.  Обучающихся на первом курсе было протестировано 25 человек   (2 - мужского пола, 23 - женского)  и на четвертом курсе — 25 человек  (1 студент - мужского пола,  24 -  женского).    

Описание используемых в исследовании методик:

Личностные опросники и анкеты удобны в практическом  использовании,  не требуют  специальной  аппаратуры  и  не  занимают  много  времени  для их аполнения.  Этот метод, наиболее удобный для  исследования,  был  и  выбран в данной работе  для  изучения  психологической  проблемы  невротических реакций у студентов в   ситуации экзаменационной сессии.

 

ШКАЛА SCL-90 R

Методика SCL-90  создана Дегоралисом  в 1974 году на основе Hopkins Symptom Checklist  (HSCL) - методики, ведущей свою историю от Cornel Medical Index (Wider, 1948), которая в свою очередь, опиралась на "Шкалу дискомфорта", разработанную Парлоффом с соавторами в 1953 году.  Опыт работы Дерогатис с HSCL показал, что, несмотря на хорошие результаты, полученные при проверке надежности и валидности шкалы, имел место ряд серьезных ограничений при ее использовании: методика HSCL разрабатывалась как исследовательский инструмент, не предназначавшийся для работы с больными, пять первоначально выделенных симптоматических категорий, хотя и хорошо работали в тех областях, на которые они были направлены, не охватывали других важных областей симптоматики, значительное количество вопросов не имело отношения к измерению пяти основных симптоматических конструктов, а были просто "шумом". Наконец, в HSCL не существовало сравнительной клинической шкалы, которая могла бы позволить сравнивать показатели психологического статуса пациента с клиническими данными. Эти соображения были учтены при создании SCL-90-R. Взяв за основу пункты HSCL для пяти симптоматических категорий определенных ранее, авторы опустили некоторое количество старых вопросов и добавили 45 новых, составивших 4 категории. Все это в целом и образовало методику SCL-90-R, которая исторически связана с HSCL, но отлична от нее.

    SCL-90-R - инструмент определения актуального, присутствующего на данный момент психологического симптоматического статуса. SCL не является методикой изучения личности (за исключением косвенного анализа) то есть методикой выявляющей личностные типы или расстройства личности, которые бы отражались в характерном профиле первичных симптоматических расстройств. Методика создавалась для того, чтобы оценить психологический симптоматический статус широкого спектра индивидов, начиная от лиц из группы "нормы" и различных типов пациентов: от больных общего профиля до инвалидов с психиатрическими расстройствами. При создании теста использовались наиболее доступные для понимания выражения. Вопросы включали в себя простейшие слова, позволяющие сохранить их смысл. Выбор пятиранговой дискретной шкалы для ответов на пункты SCL-90-R. Ответы на 90 пунктов подсчитываются и интерпретируются по 9 основным шкалам симптоматических расстройств: соматизации, обсессивности-компульсивности, межличностной сензитивности, депрессии, тревожности, враждебности, паранойяльных тенденций, психотизма.

В данной работе использовалась только одна шкала – шкала депрессии. Шкала депрессии SCL содержит 12 пунктов и ее назначение состоит в том, чтобы оценивать паттерны психологических признаков депрессии  у психиатрических пациентов и здоровых лиц.

Обработка шкалы:

   Каждый из 12 вопросов оценивается по пятибальной шкале (от 1 до 5), где 1 соответствует позиция «совсем нет», а 5 – «очень сильно», общее число утвердительных ответов (PST) указывает на уровень подверженности депрессии.  Выбор пятиранговой дискретной шкалы для ответов на пункты SCL-90-R представляют некоторый компромисс между тем фактом, что надежность пропорциональна числу пунктов между предельными значениями шкалы ответов, и пониманием того, что существуют ограничения в восприятии человеком тяжести переживаемых психологических симптомов. Тестирование может проводиться как однократно, так и многоразово в различных вариантах. Тест - ретестовая надежность для SCL очень хорошая и нет данных о каких-либо существенных искажениях при повторном предъявлении методики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5