бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение невротических реакций у студентов в сессионный период бесплатно рефераты

Симптомы депрессивного спектра:

(характеризуются  подавленным состоянием,   тоской, упадком сил,  крайне низкой самооценкой,  чувством вины, тоски  и  угнетенности  или  родственными  симптомами. . [1 ,с.91])

·                     снижение настроения;

·                     снижение энергичности, которое приводит к повышенной утомляемости и сниженной активности;

·                     выраженная утомляемость даже при незначительном усилии;

·                     сниженная способность к сосредоточению и вниманию, снижение функции памяти;

·                     сниженные самооценка и чувство уверенности в себе;

·                     наличие идей виновности и уничижения;

·                     мрачное и пессимистическое видение будущего;

·                     наличие идей или действий по самоповреждению или суициду;

·                     нарушения сна: сочетание раннего пробуждения и депрессивных мыслей, хотя иногда имеет место чрезмерная сонливость;

·                     состояние психомоторной заторможенности (замедленность движений, мышления) или же, наоборот, состояние ажитации (беспокойство,  объективно выражающееся в безостановочной двигательной активности);

·                     отсутствие интересов и способности радоваться;

·                     депрессивное мышление: мысли, относящиеся к настоящему: больной в любом событии видит только грустную сторону; считает, что ему ничего не удаётся и окружающие видят в нём неудачника; больной не чувствует уверенности в себе и к любому успеху относится скептически; представления о будущем: больной ожидает самого худшего, рисует безнадёжные перспективы, предвидит неудачи на работе, крах в семье и неизбежное разрушение своего здоровья, что сопровождается мыслями о самоубийстве и разработкой соответствующих планов; мысли, посвящённые прошлому: думая о прошлом, больного охватывает необоснованное чувство вины и самобичевания по незначительным поводам;

·                     биологические симптомы: потеря аппетита, снижение массы тела, запоры, утрата либидо, аменорея. [1, с.96]

Симптомы тревожного спектра:   

Тревожность, как и депрессия, может также   включать  потребностные остояния и биохимические факторы. [22, с.12]

Характерен  внешний вид человека — лицо выглядит напряжённым, брови сдвинуты; поза напряжённая; он беспокоен, часто вздрагивает; кожа бледная, обычно наблюдается потоотделение, особенно потеют руки, ноги и подмышки. Готовность к слезам, которая может  поначалу  навести  на мысль о депрессии, отражает общее тревожное состояние. Синдром тревоги характеризуется чрезмерным возбуждением, повышенной функцией симпатической нервной системы.

·                     привычное ощущение тревожного предчувствия;

·                     ощущение тревоги, вызываемое определёнными ситуациями или объектами (внешними по отношению к субъекту), которые в настоящее время не являются опасными;

·                     тревога  может быть генерализованной и стойкой, но не ограничиваться какими-либо определёнными средовыми обстоятельствами и  даже  не  возникать  с  явной предпочтительностью в этих обстоятельствах (т. е. она является «нефиксированной»);

·                     ощущение напряжённости, беспокойства, опасения, связанные с предчувствиями грядущих неприятностей в сфере повседневной жизни;

·                     усиленное реагирование на любые неожиданности или действия, предпринимаемые с целью вызвать испуг;

·                     затруднение сосредоточения внимания, ощущение «пустоты в голове» из-за тревоги и беспокойства;

·                     постоянная раздражительность;

·                     затруднения засыпания из-за беспокойства;

·                     чувствительность к шуму;

·                     нарушение сна  —  невозможность быстрого засыпания, беспокойный кратковременный сон с частыми пробуждениями, отсутствие чувства отдыха утром, «кошмарные» сновидения;

·                     чувство головокружения, слабости, неустойчивости;

·                     страх сумасшествия, страх утраты самоконтроля или надвигающейся потери сознания;

·                     ощущение комка в горле или затруднения при глотании;

·                     ощущение  «взвинченности»,  состояния  на  грани  «нервного срыва» или  психического  напряжения;

·                     страх смерти; восприятие  окружающих  материальных  объектов как «ненастоящих» либо ощущение отделённости от собственной личности  или  нереальности  своего  пребывания  в  данный  момент  в данном месте  (дереализация и деперсонализация).

Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Различают долговременные факторы, предрасполагающие к развитию симптомов тревоги, и факторы, провоцирующие конкретный эпизод. Существенно  повышен   риск  развития  тревожных  расстройств  у  тех,  кто постоянно подвергается негативному воздействию вредных социальных факторов, например трудноразрешимых межличностных проблем или  неблагоприятных условий жизни. Обычно прослеживается некоторая связь между тревожными состояниями и психотравмирующими жизненными событиями..[1, с.109-110]  Значение тревоги как социально - обусловленного фактора было отмечено на одном из первых, ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов.[30,с.15,29]

В. В. Суворова . [ 30 ], в своей книге "Психофизиология стресса" определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект. А. М. Прихожан [21], определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. В целом, повышенная тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.  Ч. Д. Спилбергера различает тревогу - как состояние и тревожность - как свойство личности.  С помощью шкалы Спилбергера, получившей  широкое  распространение  (в отечественной психологии ее  развил   в  1967  г. В.Ф. Березин  [31, с.385-386],  а 1976-78 г.г.  Ю. Л. Ханин  [ 31 , с.388) , можно  количественно  измерить  как  личностную  тревожность,  так  и  состояние  тревожности,   для   которого   характерны субъективно переживаемые неприятные  эмоции  напряжённости,  озабоченности, неудовлетворённости, беспокойства и дурного предчувствия, сопровождающиеся, как  правило,  активацией  вегетативной  нервной  системы.  Это   состояние является  эмоциональной  реакцией  на  различные   стрессоры   (экзамены), связанные в той или иной мере с угрозой престижу, самоуважению и самооценке   человека.

В  воз­никновении тревожности как черты веду­щую роль Спилбергер отводит  взаимоотношениям  с  родителями  на  ранних  этапах развития ребенка, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в детс­ком возрасте.  [27, с.309-311]   Но у данной теории есть и недостаток – недооценивается  роль социального фактора, который является очень важным для понимания проблемы.

Трево­га — реакция на грозящую опасность, ре­альную или воображаемую, эмоциональ­ное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределен­ным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.

Тревожность — индивидуальная психо­логическая особенность, состоящая в по­вышенной склонности испытывать беспо­койство в  различных  жизненных  ситуаци­ях,  в том  числе  и  тех, объективные  харак­теристики  которых  к  этому  не  предраспо­лагают.

Понимание тревоги в теории Спилберге­ра определяется следующими  положени­ями:

Ситуации, представляющие для че­ловека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно  тревога  пережива­ется как неприятное эмоциональное со­стояние различной интенсивности. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги. Высокотревожные индивиды вос­принимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возмож­ность неудачи     или угрозы, более интен­сивно. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Час­то повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механиз­мов защиты. Итак, выделяют личностную тревожность  и ситуационную (реактивную) тревожность.

Дегоралис и другие исследователи, создатели методики SCL, выделяют также фобическую тревожность - стойкую реакцию траха на  определенных  людей, места, объекты или ситуации, которая характеризуются как рациональная и неадекватная по отношению к стимулу, ведущая к избегающему поведению.

Страх как невротическая реакция:

На данный момент страхи, пожалуй, являются самым распространенным видом тревожных расстройств. Склонностью к ним страдает до 14% населения. Вероятно, каждому человеку знакомо ощущение страха, например в момент реальной опасности. И сам по себе страх является невротической реакцией. Многочисленные нервные перегрузки, накопившиеся отрицательные эмоции, постоянно испытываемое нервное перенапряжение способствуют развитию такого состояния, когда в жизни человека начинают доминировать чувства тревоги и страха. Однажды возникнув, они могут длиться от нескольких минут до нескольких часов, продолжаться долгие месяцы и даже годы. Сами по себе это могут быть страхи перед конкретными предметами, объектами и явлениями (разнообразные фобии), или другие, немотивированные, бессодержательные, лишенные всякого основания.

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация страха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса. Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный. Боязнь и тревожность, как состояние, соответствующее страху и тревоге. По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняется разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя таким образом защитную, адаптивную роль в системе психической само регуляции.  Это своеобразное средство в познании окружающей действительности. В некотором роде страх - способ ограничения "Я" от чужеродного, неприемлемого влияния извне, страх может мобилизовать "Я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов.

Возрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. В отличие от естественных, социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности. При большем, чем в норме количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры. Поведение становится все более пассивным, атрофируется любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную ситуацию общения. Развивается настороженность и замкнутость, уход в себя, в свои проблемы. Усиливается ориентация на травмирующее прошлое. Неумение радоваться пропорционально умению тревожиться. (11,  с.124-136)

Механизм   возникновения   невротических  реакций:

Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам (события, требующие трудных альтернативных решений, ситуации, порождающие неопределенность положения, представляющие угрозу для будущего.

Механизм возникновения  невротических  реакций заключается  в  том,  что  в прошлом человека существовал неадекватно разрешенный конфликт, серьезная  психотравмирующая  ситуация, не пережитая им, что и влияет на появление неадекватных действий. Приной  невротической  реакции  может  быть  психическая травма или соматическое заболевание. Содержание психической травмы может влиять на проявление болезни, например, страх животных, после нападения собаки и т.д. Невротическая реакция возникает после пережитой психической травмы или заболевания и уменьшается по мере отдаления от травмирующих психику факторов. (6, с.13-16) На   самом    деле суть не в самих  психических травмах, а в  том,   как  их    воспринимают  люди.  Ведь  люди  сильнее реагируют  на    те события,  которые для них наиболее значимы. Очень  важную роль играют  и особенности личности человека. Если он замкнут, насторожен, боязлив или очень легко возбудим, да еще часто болеет – это важные предрасполагающие факторы к возникновениям невротических реакций. Кроме того, описанные симптомы могут быть проявлением какого-либо заболевания (соматического, неврологического, психического). Чтобы помощь была максимально эффективной, очень важно определить причину невротической реакции и устранить ее. Ведь если причина не устранена – трудно рассчитывать на благоприятный прогноз. [6, с.14]

Прогностическая  значимость той или иной невротической реакции определяется не столько ее продолжительностью и глубиной расстройств, сколько общей динамикой нервно-психического состояния.

Любая невротическая реакция - это сигнал о психологическом неблагополучии.    Но  они  в  большинстве  случаев  обратимы. [6, с.14-15 ]

Невротические реакции требуют скорее не лечения, а правильного педагогического и психологического подхода. Профилактика невротических расстройств включает ряд социальных  и  психогигиенических мероприятий, в том числе создание благоприятных семейно-бытовых и трудовых условий, рациональная профессиональная ориентация, предупреждение эмоционального перенапряжения, устранение профессиональных вредностей и др.[ 35 ]

 


1.3 Особенности проявления невротических реакций у студентов

Характеристика   позднего  юношеского  возраста  (17-20)  и  начала периода  взрослости  (20-23):


В данной работе   нас  интересует юношеский (студенческий) возраст, который является решающим периодом развития  самосознания,  его  упрочения  и  закрепления.  Дальнейшие его  изменения  в  общем  плане  представляют  уже  не  развитие  и формирование, а трансформацию в зависимости от социально-политических,  экономических,  демографических  условий. Юношеский   возраст  –  это часть молодости, состоящий из целого ряда более коротких периодов  – возрастных стадий или фаз, а также отдельных лет. Каждый год молодости качественно отличен от других лет, несет в себе особую качественную и количественную нагрузку, как только его связывают с жизнедеятельностью человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5