бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение невротических реакций у студентов в сессионный период бесплатно рефераты

Изучение невротических реакций у студентов в сессионный период

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

« Рязанский Государственный Университет им. С.А.Есенина»

 

 

Факультет Педагогики и Психологии

Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики

 



 «ИЗУЧЕНИЕ  НЕВРОТИЧЕСКИХ   РЕАКЦИЙ  

  У СТУДЕНТОВ В СЕССИОННЫЙ ПЕРИОД»

 

 

 

 

 

                                                   Курсовая работа

                                                   студентки 4 курса 44 группы

                                                   Краевой Аллы Сергеевны

                                                   Научный руководитель:

                                                   ст. преподаватель Э.В.Самарина



 

 

Рязань  2006

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы невротических реакций у студентов   

              1.1 Общая характеристика невротических реакций

              1.3  Особенности  проявления   невротических  реакций  у студентов

Глава 2. Эмпирическое исследование специфических проявлений невротических реакций  у студентов в сессионный период

                2.1  Этапы  и методы исследования

                2.2  Анализ результатов исследования

                2.3  Психологические рекомендации  и основы психокоррекционной и профилактической работы со студентами

Заключение

Приложение

Введение


На современном этапе развития общества отмечается тенденция  к   росту невротических расстройств среди студентов.  В современных  условиях  получение  образования в высших учебных заведениях  можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с  высоким уровнем   психических   и   физических   нагрузок,  крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом времени, необходимостью  усваивать в сжатые сроки большой объём информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жёстким контролем и регламентацией  режима. Напряженный ритм жизни располагает к невротическим реакциям,  психогенные расстройствам,  вызываемым конфликтами, ссорами между  людьми, одиночеством,  страхом, пережитыми страшными   или печальными  событиями, а  также разнообразными  заболеваниями.

Отсутствие резервов  психического и физического здоровья, высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх может привести к развитию у студентов невротических реакций. Согласно  литературным данным,  невротические реакции преимущественно сопровождается тревожными и депрессивными расстройствами.

Провалы на экзаменах, плохая адаптация к учебному процессу, онфликты с преподавателями и сокурсниками,  отставание в  учебе   достоверно часто сопровождаются симптоматикой тревожного  и тревожно-депрессивного плана (включая психовегетативные корреляты тревоги),  аффективно насыщенными поведенческими реакциями в ситуациях фрустрации и психоэмоционального стресса, выраженной симптоматикой дисфункций сердечно-сосудистой и пищеварительной и др. систем.

Поступив в вуз, молодые люди сталкиваются с большой психоэмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения,  режима   дня,    питания,  а  у ряда студентов  и  к  новым условиям проживания и общения с окружающими.

У студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения. На первом курсе  происходит изменение социальной роли обучаемого,  корректировка потребностей и системы ценностей, возникает необходимость более гибко регулировать своё поведение, приспосабливаясь к более жёстким требованиям высшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе; иногородним — обустраивать быт. 

Студенты вузов испытывают  интенсивные интеллектуальные, социально-психологические, а подчас и физические перегрузки и являющиеся весьма характерной моделью социально-незащищенной категории.

В связи с этим в последнее десятилетие, как за рубежом, так и у нас в стране, значительно повысился интерес к проблемам невротичности, тревожности, депрессивности, эмоциональной и психической напряженности и стресса.

Вышеизложенное  определяет  актуальность   данной работы.

Объектом  исследования  явились невротические реакции у студентов  факультета педагогики и психологии РГУ им. Есенина  на  различных  этапах  обучения в сессионный период.  Субъект исследования - 50 студентов первого и четвертого курсов факультета педагогики и психологии РГУ им. Есенина.

Предмет исследования - специфические особенности проявления невротических реакций у студентов.

Гипотеза   исследования: в сессионный период  обучения  студенты  первого курса более подвержены  невротическим  реакциям, чем студенты четвертого курса.

Основной целью данной  курсовой  работы явилось  изучение     невротических реакций у студентов на  разных  этапах  обучения.   Исходя  из  цели,   поставлены следующие задачи:

 1) теоретический анализ проблемы  НЕВРОТИЧЕСКИХ реакций и причин их возникновения;

2) экспериментальное исследование и выявление у студентов тревожной и депрессивной симптоматики невротических реакций;

3) Психологические  рекомендации по поводу  психокоррекционной  и профилактической работы со студентами.

В работе использованы следующие методы: методика экспресс-диагностики невроза Хека – Хесса, шкала реактивной и личностной тревоги Спилбергера–Ханина,  шкала депрессии SCL-90,  тест на учебный стресс.

 База  проведения  исследования:  РГУ им. С.А. Есенина, факультет педагогики и психологии.

Глава 1.  Теоретический анализ проблемы невротических реакций у студентов


1.1  Общая характеристика невротических реакций


В  данной  курсовой работе  приводится  рассмотрение тех временных состояний нарушений психофизиологической  и  социально-психологической  сферы человека, которые  развиваются на  фоне нормально сформированных механизмов психической деятельности, т. е. у психически здоровых людей. Здоровый человек – это человек, адаптированный к условиям внешней среды, а психическое здоровье неотделимо от физического и социального благополучия человека.  Причиной же  расстройств   является воздействие на человека каких-либо факторов внешней среды, ослабляющих механизмы социально - психологической адаптации личности.

Каждый человек в течение жизни переносит ту или иную невротическую реакции. Это может быть неудачно сданный экзамен, конфликты с детьми, развод и даже свадьба – ведь такой положительный эмоциональный всплеск тоже отражается на нашей психике. Очевидно, что наиболее часто проявления  нарушений  психической  адаптации    должны регистрироваться в популяционных группах, чья повседневная, социальная или профессиональная деятельность  проходит в условиях повышенных средовых социо-психологических требований психоэмоционального стресса, в частности. Одну из  таких групп представляют  студенты  вузов, испытывающих интенсивные интеллектуальные, социально-психологические, а подчас и физические перегрузки и являющиеся весьма характерной моделью социально-незащищенной категории населения. [ 34]

На  современном этапе  наблюдается рост проявления непсихотических форм психических расстройств, среди которых преобладают невротические нарушения. [17, с.5-6]  Также отмечается тенденция  к  коморбидности  депрессивных проявлений с другими группами расстройств, особенно непсихотического уровня, в частности, тенденция к   тревожности  и   депрессии. [8, с.304;  9, с.165, 171-175]  

Невротические расстройства -  это  такие расстройства,  которые  характеризуются   эмоциональной  неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. [26, С.673]     Признаками  невротического расстройства являются чрезмерная  чувствительность, нервность, чувство тревоги, опасности, беспокойство, напряжение, ухудшение сна, раздражительность, ранимость, склонность живо реагировать на всевозможные неблагоприятные воздействия различными маловыраженными, быстро переходящими и вытекающим из психофизической конституции индивида, невротическими реакциями.  Человек с невротическим расстройством, помимо своей "тонкокожести" к определенным раздражителям, нередко обнаруживает отдельные  (смягченные, невыраженные, субклинические) невротические явления:  склонность  к  печали,  чуткий  сон,  неровный  аппетит  и т. д.                      Выделяют периодическое, приступообразное  и непрерывное течение невротических и  неврозоподобных  расстройств. [5,с. 113-123]   

Периодическое невротическое расстройство характеризуется возникновением невротического нарушения  (невротическая  реакция - относительно кратковременное аффективное переживание; в очень редких случаях невротическое состояние и практически никогда - невротическое формирование личности),  после  ликвидации   которого  в психике человека не остается никаких выраженных последствий: состояние возвращается примерно  к тому, каким  оно было до возникновения расстройства. Появление невротической реакции зависит от действия неблагоприятных ситуационных факторов. Например,   у  студентов  порой возникают во время каждой сессии астенические, анксиозные и иногда истерические расстройства. Они  появляются  лишь в  определенном промежутке времени (во время сессии, являющейся мощным психогенным фактором) и после окончания сессии прекращаются. Иногда эти расстройства обнаруживаются лишь перед экзаменом и после сдачи экзамена бесследно проходят.  Периодическое течение невроза тоже может  быть  отнесено к невротической реакции, а иногда к невротическому состоянию. Главное здесь не периодичность течения, а отсутствие постприступных изменений личности, т. е. заметной повышенной невротической готовности.

Приступообразное  течение невротических и   неврозоподобных  расстройств чаще всего  происходит, когда уже сформировался невроз.  Он носит более продолжительный характер, нежели периодическое  течение невротических и  неврозоподобных  расстройств и характеризуется появлением постприступных изменений личности после  каждого приступа невроза, зависящего  от психогенного фактора, но  в  возникновении  и клиническом оформлении которого (т. е. невроза) играют роль различные сочетания факторов среды и  почвы, отмечаются изменения личности по типу нарастания стойкой повышенной невротической  готовности.  

Также встречается непрерывное течение неврозоподобных нарушений, когда неврозоподобные расстройства обнаруживаются независимо от соматического неблагополучия, хотя понятно, что в состоянии психофизиологической декомпенсации они усиливаются. 

Таким образом, один и  тот  же  симптом может являться как неврозом, так и неврозоподобным состоянием. Но невротические симптомы не  всегда стоит отождествлять с неврозом, так как их может обнаруживать и здоровый человек.[5 , c. 127]

НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ - это психогенные расстройства, вызываемые конфликтами, ссорами между людьми, одиночеством, страхом, пережитыми страшными или печальными событиями, а также разнообразными заболеваниями.   

Невротические реакции  хорошо известны в практике диагностики и коррекции пограничных расстройств. Исследователи, описывающие эти реакции, как правило, воздерживаются от того, чтобы определенно относить их либо к проявлениям нормальной реактивности нервно-психической сферы человека, либо к болезненным срывам ее функционирования. Невротические реакции отличаются от неврозов тем, что они более поверхностны, возникают как следствие определенных актуальных событий, не имеют тенденции повторяться в аналогичных ситуациях, могут исчезать без лечения.  Развитие таких реакций обычно связано с воздействием острой психотравмирующей ситуации.

Общим признаком невротических реакций является их относительная кратковременность, исчисляемая обычно часами и сутками, реже – неделями. Таким образом, невротическая реакция - скорее всего периодическое невротическое расстройство, нечто кратковременное,  длящееся  минуты,  часы,  сутки, иногда недели. Затем симптоматика проходит как критическим, так и литическим путем. [19, с.437]

Невротические реакции могут быть редкими, единичными, однако при неблагоприятных обстоятельствах, при воздействии на человека ослабляющих его адаптивные возможности факторов реакции могут учащаться, становиться систематическими, усложнятся и углубляться по содержанию. Естественно, что при этом появляется  все  больше  оснований определять  состояние  нервно-психической  сферы  как  преболезненное, преневротическое. [19 ,С.438] 

Как содержательная, так и динамическая характеристика невротических   реакций   может  быть  весьма  разнообразной. [19, с.473]   В зависимости от характера стрессовых воздействий можно ожидать невротических реакций разного рода:  появления либо острой тревоги, либо депрессии. Весьма велика вероятность их сочетания – возникновения тревожно - депрессивных реакций. Невротические тревожные и депрессивные  реакции сопровождаются различными вегетативными проявлениями (тахикардией,  гипергидрозом    или   чувством сухости во рту, изменением перистальтики, учащённым мочеиспусканием, чувством сдавления и   сжатия в  груди,  удушьем и  др.).

Признаки невротических реакций  могут быть различны:  повышенная  возбудимость, психическая и физическая утомляемость, капризность  или заторможенность, страхи, ухудшающиеся временно аппетит и  сон, временное состояние подавленности  и  депрессии; заостренное переживание, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, потребность в длительном отдыхе,  не дающем, однако, полного восстановления сил. Наиболее типичны жалобы на упадок сил, отсутствие бодрости, энергии, на пониженное настроение,  разбитость,  слабость,  непереносимость обычных нагрузок. Появляются страшные сновидения, в которых иногда можно уловить психотравмирующую ситуацию.  Люди говорят, что им скучно, легко расстраиваются, обижаются, плачут.  Возникают или усиливаются  разнообразные страхи.  В  это  же  время  могут  появляться  разнообразные  тики (подергивание  головой  и  плечами,  покашливания,  шмыганье  носом, облизывание губ и другие).  Могут проявляться и более неприятные явления:  недержание  мочи  и  кала,  заикание.  

Таким образом, общей клинической картиной невротических реакций являются:

·                    Симптомы вегетативного спектра

·                    Симптомы депрессивного спектра

·                    Симптомы тревожного спектра

Симптомы вегетативного спектра:

·                     усиленное или учащенное сердцебиение;

·                     потливость;

·                     сухость во рту, не обусловленная приемом дегидратантов;

·                     затруднённое дыхание;

·                     шум в ушах;

·                     ощущение дискомфорта в грудной клетке;

·                     тошнота и неприятные ощущения в животе;

·                     приливы жара или озноб;

·                     ощущение онемения или покалывания;

·                     мышечное напряжение или боли;

·                     двигательное беспокойство и неспособность расслабиться.  [1, с.96]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5