Изучение невротических реакций у студентов в сессионный период
Изучение невротических реакций у студентов в сессионный период
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«
Рязанский Государственный Университет им. С.А.Есенина»
Факультет
Педагогики и Психологии
Кафедра
психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики
«ИЗУЧЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ
РЕАКЦИЙ
У СТУДЕНТОВ В СЕССИОННЫЙ
ПЕРИОД»
Курсовая работа
студентки 4 курса 44 группы
Краевой Аллы Сергеевны
Научный руководитель:
ст. преподаватель Э.В.Самарина
Рязань
2006
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ
проблемы невротических реакций у студентов
1.1 Общая характеристика
невротических реакций
1.3 Особенности
проявления невротических реакций у студентов
Глава 2. Эмпирическое исследование специфических
проявлений невротических реакций у студентов в сессионный период
2.1 Этапы и
методы исследования
2.2 Анализ результатов
исследования
2.3 Психологические рекомендации
и основы психокоррекционной и профилактической работы со студентами
Заключение
Приложение
Введение
На современном
этапе развития общества отмечается тенденция к росту невротических расстройств
среди студентов. В современных условиях получение образования в высших учебных
заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким
уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в
сессионный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки
большой объём информации, повышенными требованиями к решению проблемных
ситуаций, жёстким контролем и регламентацией режима. Напряженный ритм жизни располагает к невротическим
реакциям, психогенные расстройствам, вызываемым конфликтами, ссорами между людьми,
одиночеством, страхом, пережитыми страшными или печальными событиями, а также
разнообразными заболеваниями.
Отсутствие
резервов психического и физического здоровья, высокая
тревожность и на этом фоне выраженный страх может привести к развитию у
студентов невротических реакций. Согласно
литературным данным, невротические реакции преимущественно сопровождается
тревожными и депрессивными расстройствами.
Провалы
на экзаменах, плохая адаптация к учебному процессу, онфликты с преподавателями
и сокурсниками, отставание в учебе достоверно часто сопровождаются
симптоматикой тревожного и тревожно-депрессивного плана (включая
психовегетативные корреляты тревоги), аффективно насыщенными поведенческими
реакциями в ситуациях фрустрации и психоэмоционального стресса, выраженной
симптоматикой дисфункций сердечно-сосудистой и пищеварительной и др. систем.
Поступив
в вуз, молодые люди сталкиваются с большой психоэмоциональной нагрузкой,
значительной умственной работой, необходимостью адаптации к новым условиям
обучения, режима дня, питания, а у ряда студентов и к новым условиям
проживания и общения с окружающими.
У
студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям
вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма,
особенно в первые годы обучения. На первом курсе происходит изменение
социальной роли обучаемого, корректировка потребностей и системы ценностей,
возникает необходимость более гибко регулировать своё поведение,
приспосабливаясь к более жёстким требованиям высшей школы, устанавливать
взаимоотношения в новом коллективе; иногородним — обустраивать быт.
Студенты вузов
испытывают интенсивные интеллектуальные, социально-психологические, а подчас и
физические перегрузки и являющиеся весьма характерной моделью
социально-незащищенной категории.
В связи с этим в последнее десятилетие, как за рубежом, так и у нас в стране,
значительно повысился интерес к проблемам невротичности, тревожности, депрессивности,
эмоциональной и психической напряженности и стресса.
Вышеизложенное
определяет актуальность данной работы.
Объектом исследования явились невротические
реакции у студентов факультета педагогики и психологии РГУ им. Есенина
на различных этапах обучения в сессионный период. Субъект исследования
- 50 студентов первого и четвертого курсов факультета педагогики и психологии
РГУ им. Есенина.
Предмет
исследования - специфические особенности проявления невротических реакций у студентов.
Гипотеза
исследования: в сессионный период обучения студенты первого курса более подвержены
невротическим реакциям, чем студенты четвертого курса.
Основной
целью данной курсовой работы явилось изучение невротических
реакций у студентов на разных этапах обучения. Исходя из цели, поставлены
следующие задачи:
1) теоретический
анализ проблемы НЕВРОТИЧЕСКИХ реакций и причин их возникновения;
2) экспериментальное
исследование и выявление у студентов тревожной и депрессивной симптоматики невротических
реакций;
3) Психологические
рекомендации по поводу психокоррекционной и профилактической работы со
студентами.
В работе использованы следующие методы:
методика экспресс-диагностики невроза Хека – Хесса, шкала реактивной и личностной тревоги
Спилбергера–Ханина, шкала депрессии SCL-90, тест на учебный стресс.
База
проведения
исследования: РГУ им. С.А. Есенина, факультет педагогики и психологии.
Глава 1. Теоретический
анализ проблемы невротических реакций у студентов
1.1 Общая характеристика невротических
реакций
В данной курсовой
работе приводится рассмотрение тех временных состояний нарушений психофизиологической
и социально-психологической сферы человека, которые развиваются на фоне
нормально сформированных механизмов психической деятельности, т. е. у
психически здоровых людей. Здоровый человек – это человек, адаптированный к
условиям внешней среды, а психическое здоровье неотделимо от физического и социального
благополучия человека. Причиной же расстройств является воздействие на
человека каких-либо факторов внешней среды, ослабляющих механизмы социально -
психологической адаптации личности.
Каждый человек в
течение жизни переносит ту или иную невротическую реакции. Это может быть
неудачно сданный экзамен, конфликты с детьми, развод и даже свадьба – ведь
такой положительный эмоциональный всплеск тоже отражается на нашей психике. Очевидно,
что наиболее часто проявления нарушений психической адаптации должны
регистрироваться в популяционных группах, чья повседневная, социальная или
профессиональная деятельность проходит в условиях повышенных средовых
социо-психологических требований психоэмоционального стресса, в частности. Одну
из таких групп представляют студенты вузов, испытывающих интенсивные
интеллектуальные, социально-психологические, а подчас и физические перегрузки и
являющиеся весьма характерной моделью социально-незащищенной категории
населения. [ 34]
На современном
этапе наблюдается рост проявления непсихотических форм психических
расстройств, среди которых преобладают невротические нарушения. [17, с.5-6]
Также отмечается тенденция к коморбидности депрессивных проявлений с
другими группами расстройств, особенно непсихотического уровня, в частности,
тенденция к тревожности и депрессии. [8, с.304; 9, с.165, 171-175]
Невротические
расстройства
- это такие расстройства, которые характеризуются эмоциональной
неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. [26,
С.673] Признаками невротического расстройства являются
чрезмерная чувствительность, нервность, чувство
тревоги, опасности, беспокойство, напряжение, ухудшение сна, раздражительность,
ранимость, склонность живо реагировать на всевозможные неблагоприятные
воздействия различными маловыраженными, быстро переходящими и вытекающим из
психофизической конституции индивида, невротическими реакциями. Человек
с невротическим расстройством, помимо своей "тонкокожести" к
определенным раздражителям, нередко обнаруживает отдельные (смягченные,
невыраженные, субклинические) невротические явления: склонность к печали,
чуткий сон, неровный аппетит и т. д. Выделяют
периодическое, приступообразное и непрерывное течение невротических и
неврозоподобных расстройств. [5,с. 113-123]
Периодическое
невротическое расстройство характеризуется возникновением невротического нарушения
(невротическая реакция - относительно кратковременное аффективное
переживание; в очень редких случаях невротическое состояние и практически
никогда - невротическое формирование личности), после ликвидации которого
в психике человека не остается никаких выраженных последствий: состояние
возвращается примерно к тому, каким оно было до возникновения расстройства.
Появление невротической реакции зависит от действия неблагоприятных
ситуационных факторов. Например, у студентов порой возникают во время
каждой сессии астенические, анксиозные и иногда истерические расстройства. Они
появляются лишь в определенном промежутке времени (во время сессии,
являющейся мощным психогенным фактором) и после окончания сессии прекращаются.
Иногда эти расстройства обнаруживаются лишь перед экзаменом и после сдачи
экзамена бесследно проходят. Периодическое течение невроза тоже может быть
отнесено к невротической реакции, а иногда к невротическому состоянию. Главное
здесь не периодичность течения, а отсутствие постприступных изменений личности,
т. е. заметной повышенной невротической готовности.
Приступообразное
течение невротических
и неврозоподобных расстройств чаще всего происходит, когда уже
сформировался невроз. Он носит более продолжительный характер, нежели
периодическое течение невротических и неврозоподобных расстройств и
характеризуется появлением постприступных изменений личности после каждого
приступа невроза, зависящего от психогенного фактора, но в возникновении и
клиническом оформлении которого (т. е. невроза) играют роль различные сочетания
факторов среды и почвы, отмечаются изменения личности по типу нарастания
стойкой повышенной невротической готовности.
Также встречается
непрерывное течение неврозоподобных нарушений, когда неврозоподобные
расстройства обнаруживаются независимо от соматического неблагополучия, хотя
понятно, что в состоянии психофизиологической декомпенсации они усиливаются.
Таким образом, один
и тот же симптом может являться как неврозом, так и неврозоподобным
состоянием. Но невротические симптомы не всегда стоит отождествлять с
неврозом, так как их может обнаруживать и здоровый человек.[5 , c. 127]
НЕВРОТИЧЕСКИЕ
РЕАКЦИИ - это психогенные расстройства, вызываемые конфликтами,
ссорами между людьми, одиночеством, страхом, пережитыми страшными или
печальными событиями, а также разнообразными заболеваниями.
Невротические
реакции хорошо известны в практике диагностики и коррекции пограничных
расстройств. Исследователи, описывающие эти реакции, как правило,
воздерживаются от того, чтобы определенно относить их либо к проявлениям
нормальной реактивности нервно-психической сферы человека, либо к болезненным
срывам ее функционирования. Невротические реакции отличаются от неврозов тем,
что они более поверхностны, возникают как следствие определенных актуальных
событий, не имеют тенденции повторяться в аналогичных ситуациях, могут исчезать
без лечения. Развитие таких реакций обычно связано с воздействием острой
психотравмирующей ситуации.
Общим признаком невротических реакций
является их относительная кратковременность, исчисляемая обычно часами и
сутками, реже – неделями. Таким образом, невротическая реакция - скорее всего
периодическое невротическое расстройство, нечто кратковременное, длящееся
минуты, часы, сутки, иногда недели. Затем симптоматика проходит как
критическим, так и литическим путем. [19, с.437]
Невротические
реакции могут быть редкими, единичными, однако при неблагоприятных
обстоятельствах, при воздействии на человека ослабляющих его адаптивные
возможности факторов реакции могут учащаться, становиться систематическими,
усложнятся и углубляться по содержанию. Естественно, что при этом появляется
все больше оснований определять состояние нервно-психической сферы как
преболезненное, преневротическое. [19 ,С.438]
Как содержательная, так и динамическая характеристика
невротических реакций может быть весьма разнообразной. [19, с.473] В зависимости от характера стрессовых воздействий можно
ожидать невротических реакций разного рода: появления либо острой тревоги,
либо депрессии. Весьма велика вероятность их сочетания – возникновения
тревожно - депрессивных реакций. Невротические тревожные и депрессивные
реакции сопровождаются различными вегетативными проявлениями (тахикардией,
гипергидрозом или чувством сухости во рту, изменением перистальтики,
учащённым мочеиспусканием, чувством сдавления и сжатия в груди, удушьем и
др.).
Признаки невротических реакций могут быть различны: повышенная
возбудимость, психическая и физическая утомляемость,
капризность или заторможенность, страхи, ухудшающиеся временно аппетит и сон,
временное состояние подавленности и депрессии; заостренное переживание, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности,
потребность в длительном отдыхе, не дающем, однако, полного восстановления
сил. Наиболее типичны жалобы на упадок сил, отсутствие бодрости, энергии, на
пониженное настроение, разбитость, слабость, непереносимость обычных
нагрузок. Появляются страшные сновидения, в которых иногда можно уловить
психотравмирующую ситуацию. Люди говорят, что им скучно, легко расстраиваются,
обижаются, плачут. Возникают или усиливаются разнообразные страхи. В это же время могут появляться разнообразные
тики (подергивание головой и плечами, покашливания, шмыганье носом,
облизывание губ и другие). Могут проявляться и более неприятные явления:
недержание мочи и кала, заикание.
Таким образом, общей
клинической картиной невротических реакций являются:
·
Симптомы вегетативного спектра
·
Симптомы депрессивного спектра
·
Симптомы тревожного спектра
Симптомы вегетативного спектра:
·
усиленное
или учащенное сердцебиение;
·
потливость;
·
сухость
во рту, не обусловленная приемом дегидратантов;
·
затруднённое
дыхание;
·
шум в
ушах;
·
ощущение
дискомфорта в грудной клетке;
·
тошнота и
неприятные ощущения в животе;
·
приливы
жара или озноб;
·
ощущение
онемения или покалывания;
·
мышечное
напряжение или боли;
·
двигательное
беспокойство и неспособность расслабиться. [1, с.96]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|