Изучение методики преподавания технического творчества
Общетехнологическое
обучение школьников в 8 классе дополняется задачами практико-ориентированной
предпрофильной подготовки учащихся 9 класса.
На этапе старшей школы
(10-11 кл.) имеет место совместное (комплексное) решение задач
общеобразовательной практической подготовки и специали-зированной прикладной
учебной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения.
Реализация целостной
системы практико-ориентированной учебной деятельности, связанной со всеми
образовательными дисциплинами, дает возможность сдалать образовательную область
«Технология» по своему существу общеобразовательной, a связанную с ней подготовку учащихся - универсальной,
политехнологической.
Понятие
политехнологической подготовки школьников предполагает расширение
общетехнологического образования на все сферы практической деятельности
человека в соответствии с разнообразием предметов труда.
Совместное решение задач
общего (политехнологического) и специального практико-ориентированного обучения
определяет систему комплексной технологической подготовки школьников.
Обеспечивая процессы
общего и индивидуального обучения и развития, комплексная технологическая подготовка
школьников, совместно со всеми предметами и дисциплинами школьной программы,
позволяет создать общеобразовательную основу подготовки выпускников школы к
труду и получению профессий в различных сферах деятельности, последовательно
развивающуюся на всех ступенях обучения в школе, в том числе на этапах
предпрофильной и профильной подготовки учащихся старших классов.
Реализация целей
модернизации системы образования в части перехода к профильному обучению на
основе политехно-логической подготовки школьников позволяет решать
поставленные задачи в контексте современных процессов социально-экономических
изменений общества.
Практика показывает, что,
несмотря на недостаточную разработанность теоретических основ комплексного
технологического образования, система политехнологической подготовки школьников
объективно существует и самостоятельно развивается в передовых
общеобразовательных учреждениях страны. Так, в настоящее время в
общеобразовательный стандарт Москвы для решения задач модернизации системы образования
вводятся в качестве обязательных разделы практической проектной деятельности
школьников, совмещенные со всеми дисциплинами БУП. Внедрение
политехнологической подготовки учащихся показало ее успешную реализацию в
качестве основы инновационного развития школы и построения систем
предпрофильного и профильного обучения во многих активно развивающихся
образовательных учреждениях страны: средних школах № 135 г. Перми, № 87 г. Ярославля, № 50 г. Самары, № 44 г. Рыбинска, № 142 г. Челябинска и др., а также Великосельской, Чепоровской, Березниковской, Мичуринской,
Коленовской и ряде других сельских школ Ярославской, Костромской, Вологодской и
других областей.
Система
политехнологической подготовки является общепринятой основой функционирования
межшкольных учебных комбинатов, где школьники на практике знакомятся с
различными сферами производственной, социальной, гуманитарной, художественной и
других видов деятельности, имея выбор из широкого спектра не только
направлений, но и уровней подготовки (общетехнологическая, допрофессиональная,
начальная профессиональная). Решение задач многопрофильного и многоуровневого
политехнологического образования при активном взаимодействии с системой
естественнонаучных и гуманитарных дисциплин позволяет превратить межшкольные
комбинаты в базовые учреждения многоплановой предпрофильной и профильной
подготовки школьников и определяет их функции как важнейших ресурсных центров
инновационного развития системы образования.
Дапьнейшее определение
роли и места технологии в школе в значительной мерезависит от ее включения в
решение общих задач развития системы школьного образования и обеспечения процессов
его модернизации.
Программа
учебного предмета - один из основных учебно-программных документов,
определяющих содержание обучения учащихся. Перечень формируемых при изучении
учебного предмета знаний и умений конкретизирован в ней в виде понятий,
суждений, законов, гипотез, фактов, которые вместе взятые составляют ее
категориальный строй. Таким образом, в программе содержание обучения выступает
в обобщенном, систематизированном виде. Это определяет важность и особую
значимость изучения и анализа программы предмета.
Учебная
программа является основным документом, которым руководствуется учитель,
определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном
занятии, подбирая объекты деятельности учащихся и т.д. Поэтому учитель обязан
всегда представлять себе не только в целом, о чем идет речь в программе, но и
четко просматривать дидактическую связь между отдельными ее частями (темами программы).
Необходимо опереться на полученные учащимися знания и умения и помнить о том,
что изучаемый материал должен послужить базой для усвоения нового материала в
последующие периоды обучения, для проектной творческой деятельности учащихся.
Программа
учебного предмета должна быть гибкой, динамичной и учитывать в своем содержании
достижения науки, техники и технологии, Она должна допускать возможность отражения
особенностей преподавания в школе и методических установок самого учителя. В
связи с этим, учителю предоставлена возможность дополнять программу
современными разработками в конкретных областях знаний, устранять из нее
устаревший материал, переставлять темы местами и перераспределять время на их
изучение.
Реализация
указанных задач на высоком научно-методическом уровне возможна только в том
случае, если принимаемые учителем решения будут основываться на принципах
разработки программ. В первую очередь к ним относятся дидактические принципы
научности, доступности, систематичности и последовательности обучения. Однако
знание к одних принципов для решения задач отбора и систематизации материала
программы учителю недостаточно. Ему необходимо знание направлений (критериев),
по которым эти принципы реализуются в программах и методов анализа учебных
программ на соответствие их дидактическим принципам, и, кроме того, умение
использовать указанные знания при изучении и анализе конкретной программы.
Знакомство с
программой «Технология» начинается с объяснительной записки, в которой
освещаются цели и задачи технологической подготовки учащихся, раскрываются
основные идеи, которые заложены в ее содержании. Затем определяют место
выбранного для анализа раздела в структуре технологического образования
школьников (в каком классе изучается, какой процент времени отводится на
изучение раздела, предназначен для мальчиков или для девочек, какие основные
технологические понятия уже изучены к моменту изучения раздела и т.д.). Далее
учитель знакомится с пояснительной запиской выбранного раздела, тщательно
изучает ее, выделяет ее основные положения, цели и задачи обучения учащихся.
На следующем
этапе анализируется тематический план и перечни основных понятий, фактов,
явлений и т.п. категорий, составляющих основные знания и умения учащихся по
разделу. В заключение анализа даются методические рекомендации по качественному
осуществлению учебного процесса, вносятся комментарии, рекомендации по его
усовершенствованию.
Таким
образом, можно предложить следующий порядок (план) анализа выбранного раздела
программы «Технология»:
1. общие сведения о
программе (название раздела, количество часов на изучение, автор, где и когда
разработана и т.д.);
2. цели и задачи изучения
данного раздела;
3. связь целей изучения
данного раздела с целями и задачами технологической подготовки учащихся. Место
раздела в структуре технологического образования учащихся;
4. тематический план
изучения раздела (какие темы и в каком количестве часов предполагается изучать);
5. анализ реализации
дидактических принципов в содержании программы с указанием критериев анализа и
примеров по каждому выделенному критерию (Приложение 2);
6. методическая
характеристика учебного материала раздела. Информационная обеспеченность программы
учебниками и учебными пособиями для учащихся;
7. межпредметные и
внутрипредметные связи данного раздела;
8. возможности реализации
воспитательного компонента технологической подготовки школьников на примере содержания
выбранного раздела;
9. возможности реализации
развивающего компонента технологической подготовки школьников на примере содержания
выбранного раздела;
10.содержание практических
работ учащихся, их характеристка, перечень объектов технологической
деятельности учащихся;
11.характеристика
форм и методов изучения данного учебного материала, рекомендуемых к
использованию;
12.методические рекомендации
по контролю качества знаний учащихся в данной технологической области;
13.рекомендации по
материально-техническому обеспечению процесса обучения по данному разделу;
14.
предложения по изменению содержания обучения учащихся или его совершенствованию
с обоснованием причин и необходимости этого.
1. Общие
сведения о программе (название раздела, количество часов на изучение, автор,
где и когда разработана и т.д.):
Программа по «Технологии»
была разработана и утверждена 1993 году. Авторами программы являются Ю. Л.
Хотунцев (доктором физико-математических наук, профессором МПГУ Ю. Л.
Хотунцевым и член корреспондентом, доктором педагогических наук, профессором
Брянского ГПИ В. Д. Симоненко.).
2. Цели и задачи
изучения данного раздела:
Цель обучения
по разделу «Техническое творчество», входящему в общий курс «Технология»:
раскрыть творческие способности школьника, активизировать его потенциальные,
продуктивные силы и дать возможность выбора пути самореализации в обществе. Программа знакомит обучающихся с
достаточно широким кругом
современных технологических знаний и умений, способствует их политехническому,
экономическому и экологическому образованию, причём упор в ней сделан на
развитие у них творческого потенциала и самостоятельности, становление и
профессиональное самоопределение личности. В основу обучения положен проектный
подход, обеспечивающий использование при выполнении практических работ и
изготовлении объектов труда (изделий, моделей, устройств, наглядных пособий,
приспособлений) проектной деятельности.
3. Связь целей
изучения данного раздела с целями и задачами технологической подготовки
учащихся. Место раздела в структуре технологического образования учащихся:
Цели
изучения данного раздела тесно связаны с главной
целью технологической подготовки учащихся - подготовкой
учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Цель
изучения данного раздела также тесно связаны со следующими задачами технологической
подготовки:
·
обеспечение
учащимися возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения
профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
·
использование в
качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом
требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения
конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и
художественной инициативы;
·
развитие
самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские
задачи.
4. Тематический план изучения раздела (какие темы и в каком
количестве часов предполагается изучать):
№
вп/п
|
Тема
|
Количество
учебных часов
|
|
X класс (3 – 4-я
четверти)
|
|
1
|
Введение в техническое
творчество. Человек и техника.
|
2
|
2
|
Устройство (морфология)
техники.
|
4
|
3
|
Техническое творчество
как вид технологии.
|
10
|
4
|
. Технология
изготовления объектов техники
|
4
|
5
|
Выполнение технического
проекта и его защита.
|
16
|
|
Итого
|
36
|
5. анализ реализации дидактических принципов в содержании про граммы
с указанием критериев анализа и примеров по каждому выделен ному критерию:
Одним из способов анализа
учебной программы является метод выявления степени соответствия программы
основным дидактическим требованиям. Такими требованиями являются: связь теории
и практики, научность содержания обучения, доступность, систематичность и последовательность
компоновки материала.
Перечислим основные
показатели реализации в программах указанных требований, так как именно эти
показатели при анализе служат критериями качества программы!
При анализе связи теории и практики в программе следует принимать во внимание следующие
показатели:
■
наличие
общетехнических и специальных знаний и опора на них в процессе выполнения
практических работ;
■
опережающий
характер получаемых
знаний по отношению к практическим умениям;
■
наличие работ творческого характера, синтезирующих знания
и умения по различным сферам трудовой деятельности.
Важнейшие показатели
реализации в содержании программы принципа научности.
■
включение в
содержание подготовки учащихся основ соответствующих разделов фундаментальной
науки; наличие сведений о методах познания фундаментальной науки;
■
разработка тем и
разделов программы в соответствии с современным уровнем развития науки, техники
и технологии производства; отражение в содержании программы продуктивных
научных и технологических идей перспективного характера;
■
включение
сведений из истории научных открытий и развития понятий, идей, теорий;
Использование научной
терминологии, требований ГОСТа.
Доступность содержания подготовки учащихся в программе
осуществляется на основе реализации следующих показателей:
■
достаточность
времени, выделенного учебным планом, на усвоение материала программы и
отдельных ее тем;
■
выполнение
дидактических правил доступности в обучении: от простого к сложному, от малого
к большому, от легкого к трудному;
■
соответствие
структуры и последовательности тем программы психологическим особенностям и
возможностям учащихся.
Степень реализации в
программе требований системности и последовательности можно
оценить, определив, насколько полно в программе реализуются следующие
показатели:
■
структура
обучения отражает систему науки, сохраняя присущую ей логику и систему знаний;
■
последующие
знания опираются в обучении на предыдущие;
■
постепенное
усложнение теоретического и практического материала;
■
равномерность
распределения объема материала по темам;
■
учет в программе
меж предметных и внутри предметных связей, отсутствие дублирования материала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|