бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение методики преподавания технического творчества бесплатно рефераты

Общетехнологическое обучение школьников в 8 классе дополняется задачами практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся 9 класса.

На этапе старшей школы (10-11 кл.) имеет место совместное (комплексное) решение задач общеобразовательной практической подготовки и специали-зированной прикладной учебной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения.

Реализация целостной системы практико-ориентированной учебной деятельности, связанной со всеми образовательными дисциплинами, дает возможность сдалать образовательную область «Технология» по своему существу общеобразовательной, a связанную с ней подготовку учащихся - универсальной, политехнологической.

Понятие политехнологической подготовки школьников предполагает расширение общетехнологического образования на все сферы практической деятельности человека в соответствии с разнообразием предметов труда.

Совместное решение задач общего (политехнологического) и специального практико-ориентированного обучения определяет систему комплексной технологической подготовки школьников.

Обеспечивая процессы общего и индивидуального обучения и развития, комплексная технологическая подготовка школьников, совместно со всеми предметами и дисциплинами школьной программы, позволяет создать общеобразовательную основу подготовки выпускников школы к труду и получению профессий в различных сферах деятельности, последовательно развивающуюся на всех ступенях обучения в школе, в том числе на этапах предпрофильной и профильной подготовки учащихся старших классов.

Реализация целей модернизации системы образования в части перехода к профильному обучению на основе политехно-логической подготовки школьников позволяет решать поставленные задачи в контексте современных процессов социально-экономических изменений общества.

Практика показывает, что, несмотря на недостаточную разработанность теоретических основ комплексного технологического образования, система политехнологической подготовки школьников объективно существует и самостоятельно развивается в передовых общеобразовательных учреждениях страны. Так, в настоящее время в общеобразовательный стандарт Москвы для решения задач модернизации системы образования вводятся в качестве обязательных разделы практической проектной деятельности школьников, совмещенные со всеми дисциплинами БУП. Внедрение политехнологической подготовки учащихся показало ее успешную реализацию в качестве основы инновационного развития школы и построения систем предпрофильного и профильного обучения во многих активно развивающихся образовательных учреждениях страны: средних школах № 135 г. Перми, № 87 г. Ярославля, № 50 г. Самары, № 44 г. Рыбинска, № 142 г. Челябинска и др., а также Великосельской, Чепоровской, Березниковской, Мичуринской, Коленовской и ряде других сельских школ Ярославской, Костромской, Вологодской и других областей.

Система политехнологической подготовки является общепринятой основой функционирования межшкольных учебных комбинатов, где школьники на практике знакомятся с различными сферами производственной, социальной, гуманитарной, художественной и других видов деятельности, имея выбор из широкого спектра не только направлений, но и уровней подготовки (общетехнологическая, допрофессиональная, начальная профессиональная). Решение задач многопрофильного и многоуровневого политехнологического образования при активном взаимодействии с системой естественнонаучных и гуманитарных дисциплин позволяет превратить межшкольные комбинаты в базовые учреждения многоплановой предпрофильной и профильной подготовки школьников и определяет их функции как важнейших ресурсных центров инновационного развития системы образования.

Дапьнейшее определение роли и места технологии в школе в значительной мерезависит от ее включения в решение общих задач развития системы школьного образования и обеспечения процессов его модернизации.


1.3 Содержание технологического образования школьников

 

1.3.1 Анализ программы «технология»

Программа учебного предмета - один из основных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения учащихся. Перечень формируемых при изучении учебного предмета знаний и умений конкретизирован в ней в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые вместе взятые составляют ее категориальный строй. Таким образом, в программе содержание обучения выступает в обобщенном, систематизированном виде. Это определяет важность и особую значимость изучения и анализа программы предмета.

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подбирая объекты деятельности учащихся и т.д. Поэтому учитель обязан всегда представлять себе не только в целом, о чем идет речь в программе, но и четко просматривать дидактическую связь между отдельными ее частями (темами программы). Необходимо опереться на полученные учащимися знания и умения и помнить о том, что изучаемый материал должен послужить базой для усвоения нового материала в последующие периоды обучения, для проектной творческой деятельности учащихся.

Программа учебного предмета должна быть гибкой, динамичной и учитывать в своем содержании достижения науки, техники и технологии, Она должна допускать возможность отражения особенностей преподавания в школе и методических установок самого учителя. В связи с этим, учителю предоставлена возможность дополнять программу современными разработками в конкретных областях знаний, устранять из нее устаревший материал, переставлять темы местами и перераспределять время на их изучение.

Реализация указанных задач на высоком научно-методическом уровне возможна только в том случае, если принимаемые учителем решения будут основываться на принципах разработки программ. В первую очередь к ним относятся дидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности обучения. Однако знание к одних принципов для решения задач отбора и систематизации материала программы учителю недостаточно. Ему необходимо знание направлений (критериев), по которым эти принципы реализуются в программах и методов анализа учебных программ на соответствие их дидактическим принципам, и, кроме того, умение использовать указанные знания при изучении и анализе конкретной программы.

Знакомство с программой «Технология» начинается с объяснительной записки, в которой освещаются цели и задачи технологической подготовки учащихся, раскрываются основные идеи, которые заложены в ее содержании. Затем определяют место выбранного для анализа раздела в структуре технологического образования школьников (в каком классе изучается, какой процент времени отводится на изучение раздела, предназначен для мальчиков или для девочек, какие основные технологические понятия уже изучены к моменту изучения раздела и т.д.). Далее учитель знакомится с пояснительной запиской выбранного раздела, тщательно изучает ее, выделяет ее основные положения, цели и задачи обучения учащихся.

На следующем этапе анализируется тематический план и перечни основных понятий, фактов, явлений и т.п. категорий, составляющих основные знания и умения учащихся по разделу. В заключение анализа даются методические рекомендации по качественному осуществлению учебного процесса, вносятся комментарии, рекомендации по его усовершенствованию.

Таким образом, можно предложить следующий порядок (план) анализа выбранного раздела программы «Технология»:

1.   общие сведения о программе (название раздела, количество часов на изучение, автор, где и когда разработана и т.д.);

2.   цели и задачи изучения данного раздела;

3.   связь целей изучения данного раздела с целями и задачами технологической подготовки учащихся. Место раздела в структуре технологического образования учащихся;

4.   тематический план изучения раздела (какие темы и в каком количестве часов предполагается изучать);

5.   анализ реализации дидактических принципов в содержании программы с указанием критериев анализа и примеров по каждому выделенному критерию (Приложение 2);

6.   методическая характеристика учебного материала раздела. Информационная обеспеченность программы учебниками и учебными пособиями для учащихся;

7.   межпредметные и внутрипредметные связи данного раздела;

8.   возможности реализации воспитательного компонента технологической подготовки школьников на примере содержания выбранного раздела;

9.   возможности реализации развивающего компонента технологической подготовки школьников на примере содержания выбранного раздела;

10.содержание практических работ учащихся, их характеристка, перечень объектов технологической деятельности учащихся;

11.характеристика форм и методов изучения данного учебного материала, рекомендуемых к использованию;

12.методические рекомендации по контролю качества знаний учащихся в данной технологической области;

13.рекомендации по материально-техническому обеспечению процесса обучения по данному разделу;

14. предложения по изменению содержания обучения учащихся или его совершенствованию с обоснованием причин и необходимости этого.


1.3.2 Анализ раздела «Техническое творчество» 10 класс

1. Общие сведения о программе (название раздела, количество часов на изучение, автор, где и когда разработана и т.д.):

Программа по «Технологии» была разработана и утверждена 1993 году. Авторами программы являются Ю. Л. Хотунцев (доктором физико-математических наук, профессором МПГУ Ю. Л. Хотунцевым и член корреспондентом, доктором педагогических наук, профессором Брянского ГПИ В. Д. Симоненко.).

2. Цели и задачи изучения данного раздела:

Цель обучения по разделу «Техническое творчество», входящему в общий курс «Технология»: раскрыть творческие способности школьника, активизировать его потенциальные, продуктивные силы и дать возможность выбора пути самореализации в обществе. Программа знакомит обучающихся с достаточно широким кругом современных технологических знаний и умений, способствует их политехническому, экономическому и экологическому образованию, причём упор в ней сделан на развитие у них творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. В основу обучения положен проектный подход, обеспечивающий использование при выполнении практических работ и изготовлении объектов труда (изделий, моделей, устройств, наглядных пособий, приспособлений) проектной деятельности.

3. Связь целей изучения данного раздела с целями и задачами технологической подготовки учащихся. Место раздела в структуре технологического образования учащихся:

Цели изучения данного раздела тесно связаны с главной целью технологической подготовки учащихся - подготовкой учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Цель изучения данного раздела также тесно связаны со следующими задачами технологической подготовки:

·        обеспечение учащимися возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

·        использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы;

·        развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

4. Тематический план изучения раздела (какие темы и в каком количестве часов предполагается изучать):


вп/п

Тема

Количество учебных часов


X класс (3 – 4-я четверти)


1

Введение в техническое творчество. Человек и техника.

2

2

Устройство (морфология) техники.

4

3

 Техническое творчество как вид технологии.

10

4


. Технология изготовления объектов техники

4


5

Выполнение технического проекта и его защита.

16



 Итого

36


5. анализ реализации дидактических принципов в содержании про граммы с указанием критериев анализа и примеров по каждому выделен ному критерию:

Одним из способов анализа учебной программы является метод выявления степени соответствия программы основным дидактическим требованиям. Такими требованиями являются: связь теории и практики, научность содержания обучения, доступность, систематичность и последовательность компоновки материала.

Перечислим основные показатели реализации в программах указанных требований, так как именно эти показатели при анализе служат критериями качества программы!

При анализе связи теории и практики в программе следует принимать во внимание следующие показатели:

■               наличие общетехнических и специальных знаний и опора на них в процессе выполнения практических работ;

■               опережающий характер получаемых знаний по отношению к практическим умениям;

■               наличие работ творческого характера, синтезирующих знания и умения по различным сферам трудовой деятельности.

Важнейшие показатели реализации в содержании программы принципа научности.

■          включение в содержание подготовки учащихся основ соответствующих разделов фундаментальной науки; наличие сведений о методах познания фундаментальной науки;

■          разработка тем и разделов программы в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии производства; отражение в содержании программы продуктивных научных и технологических идей перспективного характера;

■          включение сведений из истории научных открытий и развития понятий, идей, теорий;

 Использование научной терминологии, требований ГОСТа.

Доступность содержания подготовки учащихся в программе осуществляется на основе реализации следующих показателей:

■          достаточность времени, выделенного учебным планом, на усвоение материала программы и отдельных ее тем;

■          выполнение дидактических правил доступности в обучении: от простого к сложному, от малого к большому, от легкого к трудному;

■          соответствие структуры и последовательности тем программы психологическим особенностям и возможностям учащихся.

Степень реализации в программе требований системности и последовательности можно оценить, определив, насколько полно в программе реализуются следующие показатели:

■          структура обучения отражает систему науки, сохраняя присущую ей логику и систему знаний;

■          последующие знания опираются в обучении на предыдущие;

■          постепенное усложнение теоретического и практического материала;

■          равномерность распределения объема материала по темам;

■          учет в программе меж предметных и внутри предметных связей, отсутствие дублирования материала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7