Изучение методики преподавания технического творчества
В 5-7 классах
организуются занятия в учебных мастерских, связанные с обработкой древесины и
металлов, а также работа
на пришкольном учебно-опытном участке по выращиванию растений.
B 8-10 классах вводится курс основ
производства и производственная практика. В этих же классах преподаются так
называемые общетехнические предметы - машиноведение и электротехника.
В 1958 году начинает
осуществляться реформа школы. Вводится в действие закон "0б укреплении
связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в
СССР».
Этим законом была
предусмотрена новая система трудового обучения, включающая производственное
обучение, в которой центральное место занимает реализация принципа соединения
обучения с производительным трудом учащихся. Под производственным обучением в
общеобразовательной школе понимали вид трудового обучения в старших классах,
имеющий целью подготовку учащихся к квалифицированному труду по одной из
массовых профессий народного хозяйства или культуры. Оно рассматривалось как
одно из средств осуществления соединения обучения с производительным трудом.
Вместо существовавшего
тогда всеобщего обязательного семилетнего образования вводится всеобщее
обязательное восьмилетнее
образование. Неполной средней школой становится восьмилетка.
На базе восьмилетки
образуются средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с
производственным обучением в составе 9-11 классов. Полное общее среднее
образование становится одиннадцатилетним.
Содержание трудового
обучения в 1-3 классах строилось на примере обработки бумаги, картона, тканей,
других легкообрабатываемых материалов.
В средней ступени (4-8
классы) трудовое обучение дифференцировалось на три варианта: технический труд,
сельско хозяйственный труд и обслуживающий труд. Те или иные вари-анты
трудового обучения применялись в зависимости от производственного окружения
школы и с учетом особенкостей мужского и женского труда. Девочки занимались обслуживающим
трудом, а мальчики - техническим. В содержание обучения в сельской школе,
наряду с техническим и обслуживающим трудом включался сельскохозяйственный
труд. Вместе с тем, элементы сельскохозяйственного труда вводились и в
городских школах, имеющих учебно-опытные сельскохозяйственные участки. В
старшей ступени (9-11 классы) значительное учебное время (до 12 часов в неделю)
отводилось на производственное обучение, в процессе которого ученики изучали
профессио-нальные учебные дисциплины и занимались производственной практикой.
Согласно закону,
оканчивающиё среднюю школу, получали общее среднее образование и
профессиональную подготовку. Наряду с аттестатом зрелости, как тогда называли
сертификат об общем полном среднем образовании, вьшускники школ получали
свидетельства о присвоении им рабочего разряда по той или иной массовой
профессии.
Однако, и в рассмотренный
период развития общеобразо-вательной школы в трудовом обучении школьников
продолжалась борьба двух крайностей: замена трудового обучения профессиональным
или исключение трудового обучения вообще. Если в реформе школы победила
профессионализация общего образования, то позднее в 1964 и в 1966 годах
постановлениями правительства сначала были изменены сроки обучения в
общеобразовательной школе до 10 лет, а затем производственное обучение признано
необязательным. А так как время на обучение в школе было сокращено, то
постепенно школа отказалась от производственного обучения совсем. Оно было
заменено трудовыми политехническими практикумами по различным видам труда и
отраслям техники. Среди этих практикумов были практикум по металлообработке, обработке тканей, по электротехнике,
машиностроительному черчению и др.
В первой половине 80-х
годов снова взяла верх тенденция профессионализации общеобразовательной школы.
В 1984 году были приняты "Основные направления реформы общеобразовательной
и профессиональной школы".
В области трудового
воспитания молодежи реформа ставила задачу "коренным образом улучшить
постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в
общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность
преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров
в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко
всеобщему профессиональному образованию молодежи."
Согласно реформе, средняя
общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе
предполагалось начинать с 6-летнего возраста.
Продолжительность учебы в
начальной школе увеличивается на 1 год: с 1 по 4 классы. В процессе трудового
воспитания в начальной школе формируются элементарные трудовые навыки Неполная
средняя школа (5-9 классы) предусматривает изучение основ наук в течение пяти лет. В плане трудового воспитания
ставятся задачи общетрудовой подготовки, что в сочетании с мерами по
профессиональной ориентации школьников создавало бы условия для сознательного
выбора направления будущей трудовой деятельности.
В средней
общеобразовательной школе (10-11 классы) организуется трудовое обучение по
наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них данного региона. Оно
должно завершаться овладением определенной профессией и сдачей квалификационных
экзаменов.
Содержание трудового. обучения в начальных классах практически не
изменялось. Оно по-прежнему строилось на примере обработки бумаги, картона,
тканей и других легкообрабатываемых материалов, а также конструировании моделей
простейших объектов техники.
В 5-9 классах в
содержание трудового обучения школьников вводятся значительные изменения.
Трудовое обучение в 5-7 классах аналогично тому, которое было ранее в 4-8
классах. Естественно, что соответственно уменьшен объем учебного материала.
Остаются те же варианты: технический, сельскохозяйственный и обслуживающий
труд; та же дифференциация обучения в городской и сельской школе, различное
содержание обучения для мальчиков и для девочек.
В 8-9 классах трудовая
подготовка школьников организуется в виде профессионального обучения и изучения
курса "Основы производства. Выбор профессии". Профильное обучение
представляло собой изучение школьниками того или иного вида труда. Например,
школьники изучали металлообработку, деревообработку, обработку тканей и т.д.
Изучение вида (профиля) труда в 8-9 классах предшествовало тому, что в 10-11
классах ученики, выбрав из этого вида труда конкретную профессию
(специальность), будут овладевать ею. Другими словами, профильное обучение в 8-9
классах было как бы общеподготовительным этапом профессиокального обучения,
которое в полной мере продолжается в 10-11 классах. Курс "Основы
производства. Выбор профессии" знакомил школьников с основными отраслями
народного хозяйства, с содержанием труда рабочих различных профессий.
Вместе с тем, этот курс
давал представление о требованиях различных видов труда к качествам личности и
профессиональной подготовке работников той или иной профессии. Главной целью
указанного курса было помочь школьникам в сознательном выборе будущей
профессии.
Разработанная система
трудового обучения школьников просуществовала недолго. Уже в 1988 году было
признано необязательным проведение профессионального обучения в 10-11 классах.
Послелствие этого, отпала и необходимость в профильном обучении учащихся в 8-9
классах. Постепенно, сначала сокращалось, а затем и прекращалось преподавание
курса "Основы производства. Выбор профессии".
В трудовом обучении
учащихся школа стала возвращаться к учебным программам, которые существовали
перед реформой 1984 года.
Обучение школьников в
образовательной области «Технология», как и вся система образования, направлено
на решение задач адаптации и социализации подрастающего поколения и теснейшим
образом связано с процессами социапьно-экономических изменений в обществе.
Изменения в
социально-экономической сфере общества, естественно, привели к изменениям в
системе образования, так как школа - это часть общества. Меняются ценностные
ориентации в социальной жизни, а отсюда, и смена приоритетов, целевых установок
в обучении и воспитании школьников вообще, и в трудовом обучении и воспитании в
частности. Экономический кризис и связанное с ним падение производства
негативно сказываются на организации необходимых материальных условий трудового
обучения, на его учебно-материальной базе.
В период
социалистического развития страны в условиях государственного регулирования
экономики и дефицита рабочих кадров практико-ориентированная подготовка
школьников, получившая название «трудовое обучение», была в основном направлена
на выполнение заказа общества на подготовку будущих работников производства.
Трудовое обучение школьников и подготовка педагогических кадров на
индустриально-педагогических факультетах вузов имели производственную
направленность. Решение проблемы трудовых ресурсов играло доминирующую роль,
несмотря на то, что в развитом обществе в промышленности занято не более 20-25%
трудоспособного населения. Направленность практической учебной деятельности
школьников преимуще-ственно на обеспечение потребностей производства далеко не
всегда соответ-ствовала интересам школьников, значительная часть которых
планировала стать врачами, юристами, учеными, журналистами, работниками сферы
образования, культуры и т.д. Это противоречие являлось одной из сущностных
проблем тра-диционной системы трудового обучения подрастающего поколения,
приобретав-шей особую остроту на этапе старшей школы и вызывавшей неприятие
этой системы значительной частью участников образовательного процесса.
Изменение
социально-экономического устройства государства ставит задачу адекватного
реформирования системы общего среднего образования, в том числе и подготовки школьников
к трудовой деятельности. Переход к рыночным отношениям и возникновение
конкуренции на рынке труда создают предпосылки для реализации образовательных
потребностей учащихся и обеспечения заказа государства на основе
гуманистической парадигмы образования, предполагающей развитие и максимальное
использование внутреннего потенциала каждого человека с учетом какего
индивидуальных возможностей, так и интересов всего общества в различных сферах
и видах деятельности. Достижение поставленных целей должно опираться на
развитие самостоятельного образования школьников, построенного на принципах
мотивации индивидуапьно значимой учебной деятельности. С позиции организации
учебного процесса это означает переход от единых образовательных стандартов и
программ к реапизации индивидуальной образовательной траектории как основы
последующего профессионально-образовательного развития каждого учащегося.
В начальный период
социально-экономических преобразований в нашей стране были предприняты шаги по
преобразованию системы трудового обучения школьников в систему их
технологической подготовки на широкой основе изучения процессов преобразования
материалов, энергии и информации. Развитие системы технологической подготовки
школьников требовало, по мнению академика П.Р.Атутова, формирования единой
системы практико-ориентированного обучения подрастающего поколения созданию
материапьных и духовных ценностей в различных сферах деятельности на протяжении
всего периода обучения в школе. Решение этой задачи предполагало разработку интегративной
педагогической технологии практического обучения школьников в рамках
комплексной системы, которая позволяла бы осуществлять такое обучение по всем
направлениям общего среднего образования, на всех его уровнях и этапах.
Содержание трудового
обучения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в этот
переходный период претерпевает некоторые изменения. Эти изменения
осуществляются, в основном, на региональном уровне и, непосредственно, самими
школами. Вносить в определенных пределах изменения и дополнения в учебные
программы разрешается самим учителям. В целом, трудовое обучение школьников в
настоящее время характеризуется следующим содержанием. В начальной школе
(1-3(4) классы) оно строится по-прежнему на примере обработки бумаги, картона, тканей
и других материалов. В основной школе (5-9 классы) трудовое обучение
дифференцировано.
Мальчики городских школ
занимаются в учебных мастерских, в основном обработкой древесины и металлов. В
некоторых школах, где есть необходимые условия, проводятся элек-тротехнические
работы. Девочки в этих школах занимаются обслуживающим трудом на примере
обработки тканей, кулина-рии, ухода за жилищем. Трудовое обучение в сельской
школе характерно изучением сельскохозяйственного и технического труда
(мальчики), и сельскохозяйственного и обслуживающего труда (девочки).
В сложных условиях
современного этапа развития школы данная проблема не получила необходимого
теоретического и методического обеспечения, что привело к стагнации и, в
соответствии с законами развития открытых систем, постепенному разрушению
интегративной струюуры технологической подготовки школьников. От нее стали
отделяться разделы экономических, информационных, художественно-графических,
профориентационных и других технологий, в результате чего образовательная
область «Технология» фактически сокращалась до исходного уровня ремесленного
трудового обучения в 5-7 классах. Дальнейшее развитие событий в этом
направлении может привести к выводу технологии из базисного учебного плана
школы и ее переводу на уровень национапьно-регионального или школьного
компонентов обучения как продолжение кризиса конца 80 - начала 90-х годов XX века.
В 1992 году разработан
государственный базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений
Российской Федерации. В инвариантной части этого плана, то есть в части,
определяющей минимальное количество учебных часов на изучение той или иной
области знаний, учебные предметы "Трудовое и профессиональное
обучение", а также "Черчение", "Тех-ника как средство
жизнедеятельности человека" и некоторые другие трансформированы в
образовательную область "Технология", первая программа которой в 1993
году была разработана коллективом под руководством профессоров Симоненко В.Д. и
Хотунцева Ю.Л. В 1997 году под руководством В.Д. Симоненко разработана
программа образовательной области "Технология" для учащихся І-ХІ
классов сельских школ.
Внедрение образовательной
области "Технология" осуществляется в острой борьбе. Сторонники
трудового обучения, несмотря на его отсталость, ремесленный характер,
отстаивают свои догматически консервативные теории, отдельные отдают приоритет
технократическому подходу. Именно в этой борьбе отрабатывается подлинно научная
теория технологического образования школьников на основе культурологического
подхода.
Распад системы
технологической подготовки школьников в определенной степени объясняется
противоборством интересов различных предметов БУП,
которое особенно обострилось в связи с введением ЕГЭ. Но это не единственная
причина, если исходить из того, что все дисциплины БУП составляют части единого
целого и находятся в постоянном взаимодействии и развитии.
Дело, повидимому, втом,
что, сосредоточившись в основном на изучении достаточно узкого круга вопросов,
связанных с обработкой конструкционных материалов и сферой быта и не участвуя в
реализации задач большей части учебных предметов БУП, «Технология» сама
постепенно утратила перспективы занять системообразующие позиции в базовой
подготовке учащихся основной школы и профильном обучении старшеклассников,
которые она могла обеспечивать в качестве многоплановой
практико-ориентированной основы системы общего образования. Одним из важнейших
направлений модернизации общего среднего образования признано усиление его
практической направленности, и образовательная область «Технология» может
сыграть в этом ключевую роль. Однако на сегодняшний день, не оказывая помощи в
осуществлении пракгического обучения школьников в иных, кроме бытовой и
производственной сферах деятельности, технология передала реализацию этих
функций другим дисциплинам, вынужденным в силу своих возможностей решать задачи
модернизации образования на традиционных основах теоретического обучения, что
фактически и наблюдается в современной школе, а «Технология» практически
оказалась отодвинутой на обочину процессов модернизации образования.
Для определения путей
выхода из кризиса необходимо обратиться к целям технологической подготовки
школьников. В соответствии с положениями государственного образовательного
стандарта и других нормативных документов в качестве целей обучения технологии
определены подготовка школьников к труду и последующему получению профессии,
что согласуется с важнейшими принципами культуросообразности и
природосообразности обучения подрастающего поколения.
Обеспечение практической
подготовки в соответствии с традициями и культурой общества предполагает
первичное трудовое обучение растущего человека на начальном и среднем этапах
школы. Система последующего практико-ориентированного обучения должна создавать
условия для природосообразного развития школьников в соответствии с их
индивидуальными особенностями и интересами. В этой связи технологическая
подготовка, особенно на старшей ступени школы, призвана обеспечивать
специализированное практико-ориентированное обучение с учетом предпочтений
учащихся в различных сферах деятельности и разнообразия предметов труда
(природа, человек, знаковая система, техника, художественный образ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|