бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение методики преподавания технического творчества бесплатно рефераты

В 5-7 классах организуются занятия в учебных мастерских, связанные с обработкой древесины и металлов, а также работа на пришкольном учебно-опытном участке по выращиванию растений.

B 8-10 классах вводится курс основ производства и производственная практика. В этих же классах преподаются так называемые общетехнические предметы - машиноведение и электротехника.

В 1958 году начинает осуществляться реформа школы. Вводится в действие закон "0б укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

Этим законом была предусмотрена новая система трудового обучения, включающая производственное обучение, в которой центральное место занимает реализация принципа соединения обучения с производительным трудом учащихся. Под производственным обучением в общеобразовательной школе понимали вид трудового обучения в старших классах, имеющий целью подготовку учащихся к квалифицированному труду по одной из массовых профессий народного хозяйства или культуры. Оно рассматривалось как одно из средств осуществления соединения обучения с производительным трудом.

Вместо существовавшего тогда всеобщего обязательного семилетнего образования вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Неполной средней школой становится восьмилетка.

На базе восьмилетки образуются средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением в составе 9-11 классов. Полное общее среднее образование становится одиннадцатилетним.

Содержание трудового обучения в 1-3 классах строилось на примере обработки бумаги, картона, тканей, других легкообрабатываемых материалов.

В средней ступени (4-8 классы) трудовое обучение дифференцировалось на три варианта: технический труд, сельско хозяйственный труд и обслуживающий труд. Те или иные вари-анты трудового обучения применялись в зависимости от производственного окружения школы и с учетом особенкостей мужского и женского труда. Девочки занимались обслуживающим трудом, а мальчики - техническим. В содержание обучения в сельской школе, наряду с техническим и обслуживающим трудом включался сельскохозяйственный труд. Вместе с тем, элементы сельскохозяйственного труда вводились и в городских школах, имеющих учебно-опытные сельскохозяйственные участки. В старшей ступени (9-11 классы) значительное учебное время (до 12 часов в неделю) отводилось на производственное обучение, в процессе которого ученики изучали профессио-нальные учебные дисциплины и занимались производственной практикой.

Согласно закону, оканчивающиё среднюю школу, получали общее среднее образование и профессиональную подготовку. Наряду с аттестатом зрелости, как тогда называли сертификат об общем полном среднем образовании, вьшускники школ получали свидетельства о присвоении им рабочего разряда по той или иной массовой профессии.

Однако, и в рассмотренный период развития общеобразо-вательной школы в трудовом обучении школьников продолжалась борьба двух крайностей: замена трудового обучения профессиональным или исключение трудового обучения вообще. Если в реформе школы победила профессионализация общего образования, то позднее в 1964 и в 1966 годах постановлениями правительства сначала были изменены сроки обучения в общеобразовательной школе до 10 лет, а затем производственное обучение признано необязательным. А так как время на обучение в школе было сокращено, то постепенно школа отказалась от производственного обучения совсем. Оно было заменено трудовыми политехническими практикумами по различным видам труда и отраслям техники. Среди этих практикумов были практикум по металлообработке, обработке тканей, по электротехнике, машиностроительному черчению и др.

1.1.4 Реформа общеобразовательной школы 1984 года и трудовое обучение

В первой половине 80-х годов снова взяла верх тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В 1984 году были приняты "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы".

В области трудового воспитания молодежи реформа ставила задачу "коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи."

Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с 6-летнего возраста.

Продолжительность учебы в начальной школе увеличивается на 1 год: с 1 по 4 классы. В процессе трудового воспитания в начальной школе формируются элементарные трудовые навыки Неполная средняя школа (5-9 классы) предусматривает изучение основ наук в течение пяти лет. В плане трудового воспитания ставятся задачи общетрудовой подготовки, что в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников создавало бы условия для сознательного выбора направления будущей трудовой деятельности.

В средней общеобразовательной школе (10-11 классы) организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них данного региона. Оно должно завершаться овладением определенной профессией и сдачей квалификационных экзаменов.

Содержание трудового. обучения в начальных классах практически не изменялось. Оно по-прежнему строилось на примере обработки бумаги, картона, тканей и других легкообрабатываемых материалов, а также конструировании моделей простейших объектов техники.

В 5-9 классах в содержание трудового обучения школьников вводятся значительные изменения. Трудовое обучение в 5-7 классах аналогично тому, которое было ранее в 4-8 классах. Естественно, что соответственно уменьшен объем учебного материала. Остаются те же варианты: технический, сельскохозяйственный и обслуживающий труд; та же дифференциация обучения в городской и сельской школе, различное содержание обучения для мальчиков и для девочек.

В 8-9 классах трудовая подготовка школьников организуется в виде профессионального обучения и изучения курса "Основы производства. Выбор профессии". Профильное обучение представляло собой изучение школьниками того или иного вида труда. Например, школьники изучали металлообработку, деревообработку, обработку тканей и т.д. Изучение вида (профиля) труда в 8-9 классах предшествовало тому, что в 10-11 классах ученики, выбрав из этого вида труда конкретную профессию (специальность), будут овладевать ею. Другими словами, профильное обучение в 8-9 классах было как бы общеподготовительным этапом профессиокального обучения, которое в полной мере продолжается в 10-11 классах. Курс "Основы производства. Выбор профессии" знакомил школьников с основными отраслями народного хозяйства, с содержанием труда рабочих различных профессий.

Вместе с тем, этот курс давал представление о требованиях различных видов труда к качествам личности и профессиональной подготовке работников той или иной профессии. Главной целью указанного курса было помочь школьникам в сознательном выборе будущей профессии.

Разработанная система трудового обучения школьников просуществовала недолго. Уже в 1988 году было признано необязательным проведение профессионального обучения в 10-11 классах. Послелствие этого, отпала и необходимость в профильном обучении учащихся в 8-9 классах. Постепенно, сначала сокращалось, а затем и прекращалось преподавание курса "Основы производства. Выбор профессии".

В трудовом обучении учащихся школа стала возвращаться к учебным программам, которые существовали перед реформой 1984 года.


1.2 Современные проблемы технологического образования школьников


Обучение школьников в образовательной области «Технология», как и вся система образования, направлено на решение задач адаптации и социализации подрастающего поколения и теснейшим образом связано с процессами социапьно-экономических изменений в обществе.

Изменения в социально-экономической сфере общества, естественно, привели к изменениям в системе образования, так как школа - это часть общества. Меняются ценностные ориентации в социальной жизни, а отсюда, и смена приоритетов, целевых установок в обучении и воспитании школьников вообще, и в трудовом обучении и воспитании в частности. Экономический кризис и связанное с ним падение производства негативно сказываются на организации необходимых материальных условий трудового обучения, на его учебно-материальной базе.

В период социалистического развития страны в условиях государственного регулирования экономики и дефицита рабочих кадров практико-ориентированная подготовка школьников, получившая название «трудовое обучение», была в основном направлена на выполнение заказа общества на подготовку будущих работников производства. Трудовое обучение школьников и подготовка педагогических кадров на индустриально-педагогических факультетах вузов имели производственную направленность. Решение проблемы трудовых ресурсов играло доминирующую роль, несмотря на то, что в развитом обществе в промышленности занято не более 20-25% трудоспособного населения. Направленность практической учебной деятельности школьников преимуще-ственно на обеспечение потребностей производства далеко не всегда соответ-ствовала интересам школьников, значительная часть которых планировала стать врачами, юристами, учеными, журналистами, работниками сферы образования, культуры и т.д. Это противоречие являлось одной из сущностных проблем тра-диционной системы трудового обучения подрастающего поколения, приобретав-шей особую остроту на этапе старшей школы и вызывавшей неприятие этой системы значительной частью участников образовательного процесса.

Изменение социально-экономического устройства государства ставит задачу адекватного реформирования системы общего среднего образования, в том числе и подготовки школьников к трудовой деятельности. Переход к рыночным отношениям и возникновение конкуренции на рынке труда создают предпосылки для реализации образовательных потребностей учащихся и обеспечения заказа государства на основе гуманистической парадигмы образования, предполагающей развитие и максимальное использование внутреннего потенциала каждого человека с учетом какего индивидуальных возможностей, так и интересов всего общества в различных сферах и видах деятельности. Достижение поставленных целей должно опираться на развитие самостоятельного образования школьников, построенного на принципах мотивации индивидуапьно значимой учебной деятельности. С позиции организации учебного процесса это означает переход от единых образовательных стандартов и программ к реапизации индивидуальной образовательной траектории как основы последующего профессионально-образовательного развития каждого учащегося.

В начальный период социально-экономических преобразований в нашей стране были предприняты шаги по преобразованию системы трудового обучения школьников в систему их технологической подготовки на широкой основе изучения процессов преобразования материалов, энергии и информации. Развитие системы технологической подготовки школьников требовало, по мнению академика П.Р.Атутова, формирования единой системы практико-ориентированного обучения подрастающего поколения созданию материапьных и духовных ценностей в различных сферах деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Решение этой задачи предполагало разработку интегративной педагогической технологии практического обучения школьников в рамках комплексной системы, которая позволяла бы осуществлять такое обучение по всем направлениям общего среднего образования, на всех его уровнях и этапах.

Содержание трудового обучения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в этот переходный период претерпевает некоторые изменения. Эти изменения осуществляются, в основном, на региональном уровне и, непосредственно, самими школами. Вносить в определенных пределах изменения и дополнения в учебные программы разрешается самим учителям. В целом, трудовое обучение школьников в настоящее время характеризуется следующим содержанием. В начальной школе (1-3(4) классы) оно строится по-прежнему на примере обработки бумаги, картона, тканей и других материалов. В основной школе (5-9 классы) трудовое обучение дифференцировано.

Мальчики городских школ занимаются в учебных мастерских, в основном обработкой древесины и металлов. В некоторых школах, где есть необходимые условия, проводятся элек-тротехнические работы. Девочки в этих школах занимаются обслуживающим трудом на примере обработки тканей, кулина-рии, ухода за жилищем. Трудовое обучение в сельской школе характерно изучением сельскохозяйственного и технического труда (мальчики), и сельскохозяйственного и обслуживающего труда (девочки).

В сложных условиях современного этапа развития школы данная проблема не получила необходимого теоретического и методического обеспечения, что привело к стагнации и, в соответствии с законами развития открытых систем, постепенному разрушению интегративной струюуры технологической подготовки школьников. От нее стали отделяться разделы экономических, информационных, художественно-графических, профориентационных и других технологий, в результате чего образовательная область «Технология» фактически сокращалась до исходного уровня ремесленного трудового обучения в 5-7 классах. Дальнейшее развитие событий в этом направлении может привести к выводу технологии из базисного учебного плана школы и ее переводу на уровень национапьно-регионального или школьного компонентов обучения как продолжение кризиса конца 80 - начала 90-х годов XX века.

В 1992 году разработан государственный базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. В инвариантной части этого плана, то есть в части, определяющей минимальное количество учебных часов на изучение той или иной области знаний, учебные предметы "Трудовое и профессиональное обучение", а также "Черчение", "Тех-ника как средство жизнедеятельности человека" и некоторые другие трансформированы в образовательную область "Технология", первая программа которой в 1993 году была разработана коллективом под руководством профессоров Симоненко В.Д. и Хотунцева Ю.Л. В 1997 году под руководством В.Д. Симоненко разработана программа образовательной области "Технология" для учащихся І-ХІ классов сельских школ.

Внедрение образовательной области "Технология" осуществляется в острой борьбе. Сторонники трудового обучения, несмотря на его отсталость, ремесленный характер, отстаивают свои догматически консервативные теории, отдельные отдают приоритет технократическому подходу. Именно в этой борьбе отрабатывается подлинно научная теория технологического образования школьников на основе культурологического подхода.

Распад системы технологической подготовки школьников в определенной степени объясняется противоборством интересов различных предметов БУП, которое особенно обострилось в связи с введением ЕГЭ. Но это не единственная причина, если исходить из того, что все дисциплины БУП составляют части единого целого и находятся в постоянном взаимодействии и развитии.

Дело, повидимому, втом, что, сосредоточившись в основном на изучении достаточно узкого круга вопросов, связанных с обработкой конструкционных материалов и сферой быта и не участвуя в реализации задач большей части учебных предметов БУП, «Технология» сама постепенно утратила перспективы занять системообразующие позиции в базовой подготовке учащихся основной школы и профильном обучении старшеклассников, которые она могла обеспечивать в качестве многоплановой практико-ориентированной основы системы общего образования. Одним из важнейших направлений модернизации общего среднего образования признано усиление его практической направленности, и образовательная область «Технология» может сыграть в этом ключевую роль. Однако на сегодняшний день, не оказывая помощи в осуществлении пракгического обучения школьников в иных, кроме бытовой и производственной сферах деятельности, технология передала реализацию этих функций другим дисциплинам, вынужденным в силу своих возможностей решать задачи модернизации образования на традиционных основах теоретического обучения, что фактически и наблюдается в современной школе, а «Технология» практически оказалась отодвинутой на обочину процессов модернизации образования.

Для определения путей выхода из кризиса необходимо обратиться к целям технологической подготовки школьников. В соответствии с положениями государственного образовательного стандарта и других нормативных документов в качестве целей обучения технологии определены подготовка школьников к труду и последующему получению профессии, что согласуется с важнейшими принципами культуросообразности и природосообразности обучения подрастающего поколения.

Обеспечение практической подготовки в соответствии с традициями и культурой общества предполагает первичное трудовое обучение растущего человека на начальном и среднем этапах школы. Система последующего практико-ориентированного обучения должна создавать условия для природосообразного развития школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями и интересами. В этой связи технологическая подготовка, особенно на старшей ступени школы, призвана обеспечивать специализированное практико-ориентированное обучение с учетом предпочтений учащихся в различных сферах деятельности и разнообразия предметов труда (природа, человек, знаковая система, техника, художественный образ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7