Изучение файловых систем в профильном курсе информатики
Задачи ФС усложняются в
операционных однопользовательских мультипрограммных
ОС, которые, хотя и предназначены для работы одного пользователя, но
дают ему возможность запускать одновременно несколько процессов. Одной из первых ОС этого типа стала OS/2. К перечисленным выше задачам
добавляется новая задача совместного доступа к
файлу из нескольких процессов. Файл в этом
случае является разделяемым ресурсом, а значит, файловая система должна решать весь комплекс проблем, связанных с такими ресурсами.
В многопользовательских
системах появляется еще одна задача: защита файлов одного пользователя от
несанкционированного доступа другого пользователя.
Запишите, в
многопользовательских операционных системах к выше перечисленным задачам
добавляются еще две задачи: задача совместного доступа к файлу и защита файлов от
несанкционированного доступа.
Запишите подзаголовок
Иерархическая структура
файловой системы
Пользователи обращаются к файлам по символьным именам. Однако
способ человеческой памяти ограничивают
количество имен объектов, к которым
пользователь может обращаться по имени. Иерархическая организация пространства
имен позволяет значительно расширить эти границы. Именно поэтому большинство
файловых систем имеет иерархическую структуру, в которой уровни создаются за счет того, что каталог более
низкого уровня может входить в каталог
более высокого уровня. Каталоги образуют дерево, если
файлу разрешено входить только в один каталог и сеть — если файл может входить сразу в несколько каталогов. Например, в MS-MS-DOS и Windows каталоги образуют
древовидную структуру, а в UNIX — сетевую. В древовидной структуре каждый файл является листом. Каталог самого верхнего уровня называется корневым
каталогом, или корнем (root).
При
такой организации пользователь освобожден от запоминания имен всех файлов, ему достаточно примерно представлять, к какой группе может быть
отнесен тот или иной файл, чтобы путем
последовательного просмотра каталогов найти его. Иерархическая структура удобна
для многопользовательской работы: каждый пользователь со своими файлами
локализуется в своем каталоге или поддереве каталогов, и
вместе с тем все файлы в системе логически связаны.
Частным случаем
иерархической структуры является одноуровневая организация,
когда все файлы входят в один каталог. (см. Приложение 2)
Урок 3. Лабораторная работа по теме
иерархическая структура файловой системы
Цели:
1)
Образовательные:
проверить знание команд MS-DOS, проверить умение создавать дерево
каталогов, проверить умение создавать текстовые файлы, научить работать с
эмулятором MS-DOS.
2)
Развивающие:
развить память, развить воображение, развить творческое мышление.
3)
Воспитательные:
сформировать поведение (усидчивость, уважение к окружающим)
Ход урока:
Задание
1. Вспомним команды MS-DOS. Запустите эмулятор и выполните ниже
предложенные команды.
1. Запустить эмулятор MS-DOS
Ha экране появится приглашение операционной системы MS-DOS к работе в виде
С: \ >.
2. Создадим на диске С: каталог (папку) РЗ:
С: \ >MD РЗ ¿
Приглашение ОС МS MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид С:\>
3. Посмотрим постранично содержимое диска С: и убедимся что
каталог РЗ создан:
С: \ >DIR ¿
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид С:\>
4. Сделаем текущим каталог РЗ:
С: \ >CD РЗ ¿
Приглашение MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид С:\ Р3>
5. Создадим в каталоге РЗ Текстовый документ «a.txt»: Создадим документ a.txt следующего содержания:
«Операционная система»:
С:
\ P3>COPY CON a.txt ¿
— введем текст «MS-DOS»;
— наберем ^z;
— нажмем клавишу Enter.
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид С:\ Р3>
6. Просмотрим содержимое каталога РЗ и убедимся, что в нем
находится текстовый документ «a.txt»:
С: \ P3>DIR ¿
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид: С: \ Р3>
7. Просмотрим содержимое текстового документа a.txt:
С:
\ РЗ >TYPE a.txt ¿
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид: С:\РЗ>
8. Просмотрим содержимое каталога РЗ и убедимся, что он пустой:
С: \ РЗ > DIR ¿
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь
вид: С: \РЗ>
9. Удалим каталог РЗ:
— выйдем из каталога РЗ;
С: \РЗ> CD.. ¿
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид: С: \>
— удалим каталог РЗ
С: \>RD P3 ¿
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид: С:\>
10. Просмотрим содержимое диска С:
С: \> DIR ¿
Убедимся, что удален каталог РЗ.
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид: С:\>
11. Вернемся к работе с операционной системой MS Windows:
С: \> EXIT ¿
Задание 2. Творческое задание. Создайте свое дерево каталогов так,
чтобы получилось ваше генеалогическое дерево. Подумайте, как это можно
организовать.
.
Заключение
В данной курсовой работе были
выполнены задачи исследования, предложенные во введении. Нам удалось
разработать содержание изучения темы «Файловой системы». Учитывая сложность
данной темы для среднего ученика, мы пришли к тому, что лучше ее изучать в
рамках профильного курса. С учетом того, что для этого нужно более углубленное
изучение физики, математики и информатики профиль выпускника будет технический,
а знание темы пригодится ему для поступление в высшее учебное заведение.
Литература
1.
Беспалько
В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
2.
Бочкин А.
И. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие. – М.: Высшая школа, 1998.
– 431 с.
3.
Веретенникова
Е. Г., Патрушина С. М., Савельева Н. Г. Информатика: Учебное пособие. Серия
«Учебный курс». – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. – 416 с.
4.
Волович
М. Б. Не мучить, а учить / О пользе педагогической психологии. – М., изд.
Российского открытого университета, 1992. – 232 с.
5.
Давыдов
В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения
учебных предметов. – М.: Педагогика, 1972. – 424 с.
6.
Концепция
профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник
образования. – 2002. – 12. – с. 5-7, 11-16, 80-82.
7.
Лапчик М.
П. Методика преподавания информатики: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов. /М.
П. Лапчик, И. Р. Семакин, Е. К. Хеннер; под общей редакцией М. П. Лапчика. –
М.: Издательский центр Академия, 2001. – 624 с.
8.
Оконь В.
Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – 382 с.
9.
Олифер В.
Г., Олифер Н. А. Сетевые операционные системы. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
10. Пиаже Ж. Речь и мышление
ребенка: пер. с фр. – М.: Педагогика – Пресс, 1994. – 528 с.
11. Поспелов Н. Н., Поспелов И.
Н. Формирование мыслительных операций старшеклассников. – М.: Педагогика, 1989,
- 152 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей
психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
13. Унт И. Э. Индивидуализация и
дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
14. Фигурнов В. Э.: IBM PC для
пользователя. Краткий курс. – М.: «Инфра – М», 1998.
Приложение 1
Примерные
учебные планы для некоторых возможных профилей
Естественно–математический
профиль
|