Исследование влияния идеомоторной тренировки на качество выполнения гимнастических упражнений студен...
Выше приведенные основы идеомоторной тренировки и
положения, касающиеся ее организации и проведения дают основания сделать
логический частный вывод: тренер должен отчетливо представлять себе основные
компоненты двигательных представлений, так как это прямо определяет методику
его работы, конкретные направления воздействия на сознание и ощущения ученика,
а в конечном итоге, выбор определенных заданий, указаний, задач исполнения
движения.
ВЫВОДЫ
1. Изучение и
анализ вопросов психологической саморегуляции организма, как структурной
единицы всесторонней подготовки специалиста по физической культуре и спорту, позволил
определить, что именно с
внедрением в спортивную практику приемов идеомоторной тренировки связывают современные тренеры свои
надежды на решение таких
проблем, как повышение технического мастерства и психологической надежности
спортсмена, подведение его к состоянию
наивысшей результативности в момент ответственного старта, реабилитации после неудачного выступления.
2. Сравнительный
анализ бальной оценки технического выполнения опорного прыжка «через коня ноги
врозь в длину» позволил определить, что: у студентов обучающихся с
использованием идеомоторной тренировки средний показатель составил 7.95±0,04
балла, у студентов обучающихся по традиционной программе 7,1±0,06 балла.
Различия в полученных результатах достоверны и равны 0,85 балла.
3. Полученные экспериментальные
данные использования методики идеомоторной тренировки при обучении
гимнастическим упражнениям свидетельствуют о ее значимости. Преимущества
заключаются в развитии способности студентов вызывать
и анализировать мышечно-двигательные представления о движении, вносить
коррективы и на основании этого самостоятельно
управлять движениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова А.Н. Такая разная
психология. – М.: Современник, 2002.
2. Алексеев. А.В. Психомышечная
тренировка – метод психической саморегуляции. - М., 1979. - 27с.
3. Алексеев А.В. Себя
преодолеть. /3-е изд., перераб., доп. – М.: Физическая культура и спорт, 1985. -
192с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и
методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для
студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). - М.:
Физкультура и спорт, 1978. - 224с.
5. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И.
Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли
«физическая культура и спорт». В кн.: Довузовская подготовка как этап развития
кадровой инфраструктуры. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001. - 155с.
6. Белкин А.А. Идеомоторная
подготовка в спорте. – М.: ФиС, 1983. - 128с.
7. Белов В.И. Энциклопедия
здоровья. – М.: Химия, 1993. - 400 с.
8. Боген М.М. Методологические
основы теории обучения двигательным действиям: Учебное пособие. – М.: ПИОЛИФК,
1985. - 42с.
9. Виноградов П.А., Душанин
А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М.,
Советский спорт, 1996. - 585с.
10. Гневушев В.В., Забельский С.Ю., Магин
В.А., Краснов Ю.П. и др. Система биоэкономической психомоторной адаптивности
цикла здоровья / Учебное пособие: изд-во Старопольсервисшкола. – Ставрополь,
2004. - 188с.
11. Гимнастика: Учебник для
студентов высших педагогических учебных заведений/Г 484 М.Л. Журавин, О.В.
Заряцкая, Н.В. Казакевич и др.// Под ред. М.Л. Журавина. Н.К. Меньшикова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – 448с.
13. Динейка К.В. Движение,
дыхание, психофизическая тренировка. – Изд. 3-е – перераб. и дополн. – М.:
Физкультура и спорт, 1989.
14. Забельский С.Ю. Система
биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке
специалистов по физической культуре и спорту: Программа курса. - Ставрополь:
Сервисшкола, 2005. - 24с.
15. Ильин Е.П. Психология
физического воспитания. – М.: Просвещение, 1987. - 287с.
16. Ильин Е.П. Психология
физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры: 2-е изд.
испр. и доп.- СПб: изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2000. - 486с.
17. Журавлёв Д.В. Особенности психорегуляции
педагогической деятельности учителя – мастера. Автореферат диссертации канд.
психологических наук.- М.: 1999.
18. Климов Е.А. Психология
профессионала. – Москва – Воронеж, 2003.- 456 с.
19. Кольтинова В.В. Организация
содержания психолого-педагогических дисциплин для студентов АФК с учётом
механизмов их профессионализации.// Теория и практика физической культуры. -
1998. - №11-12.
20. Конопкин О.А. Функциональная
структура саморегуляции деятельности
и поведения // Психология личности в
Социалистической обществе. – М., 1989.- с. 158-172.
21. Коренберг В.Б. Основы
качественного биомеханического анализа. – М.: ФиС, 1979. - 209с.
22. Лин-Бей Н.П., Беляев А.А.
Взаимосвязь теории и практики в подготовке будущего специалиста // Теория и
практика физической культуры, 2003, № 9.
23. Лубышева
Л.И., Магин В.А. Концепции модернизации процесс профессиональной подготовки
специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры,
2003, № 12. - с. 13-16.
24. Марков А.К.
Психология профессионализма. – М., 1996. - 308с.
25. Мерлин В.С.
Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
26. Могендович
М.Р. Физиологические основы взаиморегуляции моторики и вегетатики. Актовая
речь. - Пермь, 1966. - 28с.
27. Неверкович
С.Ф. Европейский взгляд на спортивную психологию // Теория и практика
физической культуры, 1996, № 3. - с. 6-7.
28. Некрасов В.П.
Психорегуляция в подготовке спортсменов. – М.: ФиС, 1985. - 89-91, 132с.
29. Никифоров
Ю.Б. Психорегуляцию в практику физического воспитания школьников. //Физическая
культура в школе. - 1991.- № 7-10.
30. Новиков П.М.,
Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое
пособие. – М.: РГАТиЗ, 2000 – 266 с.
31.Общая
психология: Учебник для студентов пед. институтов. Под ред. А.В. Покровского. –
М.: Просвещение, 1986. - 464с.
32.Орлов А.А.
Цели профессионально-педагогической подготовки учителя. Новые исследования в
пед. науках. - М.: Педагогика. № 1, 1990. - с. 74-77.
33.Свищев И.Д.,
Ерегина С.В. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов
в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры, 2001, №
12.
34. Сластенин
В.А., Исаев И.С. Педагогика. – М., 2002. - 218с.
35. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К.
Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение, 1992.
36. Соловьев Г.М.
Педагогические технологии в формировании физической культуры личности студента.
Автореф. дисс. докт. пед. наук. – М., 1999. - 34с.
37.Холодов Ж.К.,
Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.:
Издательский центр «Академия», 2002.
38. Хохлов С.И.,
Лосавио О.В. Педагогическая техника и психорегуляция в учебном процессе //
Советская педагогика. – М., 1989, № 9. - с. 47-50.
39. Чесноков А.В.
Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре //
Теория и практика физической культуры, 2001, № 10.
40.Якубовская
А.Р. Методика психомышечной саморегуляции для снижения нервно-психического и
мышечного утомления // Методические рекомендации. - М., 1987. - 25с.
Приложение 1
Таблица 1
Индивидуальные показатели
технической подготовленности студентов ФФК в опорном прыжке через коня ноги
врозь в длину до эксперимента
экспериментальная группа
|
контрольная группа
|
№
|
Ф И
О
|
спортивная
специализация
|
бал за технику
|
№
|
Ф И
О
|
спортивная
специализация
|
бал за технику
|
1.
|
Батнасунов М.
|
спортивные игры
|
8
|
1.
|
Алфёров Д.
|
гимнастика
|
9
|
2.
|
Балаян Н.
|
единоборства
|
6
|
2.
|
Бейдик С.
|
единоборства
|
6
|
3.
|
Гайдарь Е.
|
лёгкая атлетика
|
9
|
3.
|
Баринов Д.
|
гимнастика
|
10
|
4.
|
Глебов Г.
|
спортивные игры
|
8
|
4.
|
Выродов Ю.
|
спортивные игры
|
7
|
5.
|
Иванов А.
|
спортивные игры
|
6
|
5.
|
Гиреев А.
|
единоборства
|
7
|
6.
|
Карев М.
|
спортивные игры
|
9
|
6.
|
Давыдов В.
|
единоборства
|
6
|
7.
|
Коряченцев А.
|
единоборства
|
7
|
7.
|
Денисенко М.
|
лёгкая атлетика
|
7
|
8.
|
Крюков Е.
|
лёгкая атлетика
|
7
|
8.
|
Иванов С.
|
спортивные игры
|
8
|
9.
|
Куделин В.
|
лёгкая атлетика
|
9
|
9.
|
Иванова А.
|
лёгкая атлетика
|
8
|
10.
|
Ларичев И.
|
спортивные игры
|
8
|
10.
|
Карпенко С.
|
спортивные игры
|
7
|
11.
|
Маловичко И.
|
единоборства
|
6
|
11.
|
Койбаев З.
|
спортивные игры
|
6
|
12.
|
Морозов Р.
|
спортивные игры
|
7
|
12.
|
Кулакова Е.
|
гимнастика
|
7
|
13.
|
Нанай К.
|
лёгкая атлетика
|
9
|
13.
|
Лаев И.
|
лёгкая атлетика
|
6
|
14.
|
Ососкова А.
|
гимнастика
|
10
|
14.
|
Макеевич С.
|
спортивные игры
|
6
|
15.
|
Пастухов Е.
|
единоборства
|
6
|
15.
|
Мнацаканян Д.
|
гимнастика
|
7
|
16.
|
Рагулина О.
|
спортивные игры
|
7
|
16.
|
Мурченко М.
|
лёгкая атлетика
|
7
|
17.
|
Середа А.
|
гимнастика
|
9
|
17.
|
Мустафаев А.
|
гимнастика
|
9
|
18.
|
Смогунов Е.
|
спортивные игры
|
7
|
18.
|
Резеньков А.
|
лёгкая атлетика
|
7
|
19.
|
Ферафонтов А.
|
гимнастика
|
9
|
19.
|
Филиппенко С.
|
спортивные игры
|
7
|
20.
|
Шевцов Ю.
|
единоборства
|
7
|
20.
|
Шепелева М.
|
гимнастика
|
8
|
n=20; М=7,3±0,04
|
n=20;
М=7,15±0,06
|
Таблица 2
Индивидуальные показатели технической подготовленности студентов ФФК
в опорном прыжке через коня ноги врозь в длину после эксперимента
экспериментальная группа
|
контрольная группа
|
№
|
Ф И
О
|
спортивная
специализация
|
бал за технику
|
№
|
Ф И
О
|
спортивная
специализация
|
бал за технику
|
1.
|
Батнасунов М.
|
спортивные игры
|
8
|
1.
|
Алфёров Д.
|
гимнастика
|
9
|
2.
|
Балаян Н.
|
единоборства
|
6
|
2.
|
Бейдик С.
|
единоборства
|
6
|
3.
|
Гайдарь Е.
|
лёгкая атлетика
|
9
|
3.
|
Баринов Д.
|
гимнастика
|
10
|
4.
|
Глебов Г.
|
спортивные игры
|
8
|
4.
|
Выродов Ю.
|
спортивные игры
|
7
|
5.
|
Иванов А.
|
спортивные игры
|
8
|
5.
|
Гиреев А.
|
единоборства
|
8
|
6.
|
Карев М.
|
спортивные игры
|
9
|
6.
|
Давыдов В.
|
единоборства
|
6
|
7.
|
Коряченцев А.
|
единоборства
|
8
|
7.
|
Денисенко М.
|
лёгкая атлетика
|
8
|
8.
|
Крюков Е.
|
лёгкая атлетика
|
7
|
8.
|
Иванов С.
|
спортивные игры
|
8
|
9.
|
Куделин В.
|
лёгкая атлетика
|
9
|
9.
|
Иванова А.
|
лёгкая атлетика
|
8
|
10.
|
Ларичев И.
|
спортивные игры
|
8
|
10.
|
Карпенко С.
|
спортивные игры
|
7
|
11.
|
Маловичко И.
|
единоборства
|
6
|
11.
|
Койбаев З.
|
спортивные игры
|
6
|
12.
|
Морозов Р.
|
спортивные игры
|
8
|
12.
|
Кулакова Е.
|
гимнастика
|
7
|
13.
|
Нанай К.
|
лёгкая атлетика
|
9
|
13.
|
Лаев И.
|
лёгкая атлетика
|
6
|
14.
|
Ососкова А.
|
гимнастика
|
10
|
14.
|
Макеевич С.
|
спортивные игры
|
6
|
15.
|
Пастухов Е.
|
единоборства
|
8
|
15.
|
Мнацаканян Д.
|
гимнастика
|
8
|
16.
|
Рагулина О.
|
спортивные игры
|
8
|
16.
|
Мурченко М.
|
лёгкая атлетика
|
8
|
17.
|
Середа А.
|
гимнастика
|
10
|
17.
|
Мустафаев А.
|
гимнастика
|
9
|
18.
|
Смогунов Е.
|
спортивные игры
|
8
|
18.
|
Резеньков А.
|
лёгкая атлетика
|
7
|
19.
|
Ферафонтов А.
|
гимнастика
|
10
|
19.
|
Филиппенко С.
|
спортивные игры
|
8
|
20.
|
Шевцов Ю.
|
единоборства
|
7
|
20.
|
Шепелева М.
|
гимнастика
|
8
|
n=20; М=8,2±0,04
|
n=20;
М=7,4±0,06
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|