Исследование влияния идеомоторной тренировки на качество выполнения гимнастических упражнений студен...
Оценка техники
выполнения двигательных действий осуществлялась визуально. За основу брались
типичные ошибки техники движений и их значимость. Для определения значимости
ошибок использовались следующие критерии:
- грубая
ошибка – отклонение от рациональной техники движений, которое искажает
основную структуру действия и значительно снижает результат;
- значительная
ошибка – такое отклонение от заданной техники, которое не нарушает основную
структуру действия, но явно снижает результат;
- мелкая
ошибка – это отклонение от разучиваемой техники движений, которое не
нарушает основную структуру двигательного действия и практически не снижает
количественный результат.
Оценка техники
осуществлялась по десятибалльной системе:
10 баллов – за выполнение движений без
ошибок или с незначительными отклонениями;
8-9
баллов – за
выполнение движений с мелкими ошибками в основной ,значительными в
подготовительной и заключительной фазах действия ;
6-7
баллов – за
выполнение движений со значительными ошибками в основной, грубыми в
подготовительной и заключительной фазах действия 4-5 балла – за
выполнение движений с грубыми ошибками в основной фазе действия или большим
числом разных ошибок, искажающих структуру двигательного акта;
3-1-2
балла – за
невыполнение двигательного действия.
Определение
технического мастерства студентов проводилась автором работы совместно с
доцентом кафедры гимнастики А.И. Яцыниным (руководителем практики).
Метод самооценки
Использовался для
оценки индивидуального самочувствия студентов, принявших участие в эксперименте.
Математическая обработка
полученных результатов
Статистическая
обработка результатов эксперимента проводилась с использованием математических
формул вычисления. Вычислялись следующие показатели:
n - число исследуемых;
М - средняя
арифметическая величина [3].
2.3.
Организация исследования
Основная часть
исследования тематики избранного нами направления в рамках квалификационной
работы составила семь месяцев, началась в октябре 2004 года с поиска его
информационного составляющего (литература).
Обосновав
актуальность избранного направления, в рамках производственной практики – с 31
января по 12 марта 2005 года, мы провели экспериментальную часть дипломного
исследования на базе кафедры гимнастики, факультета физической культуры
Ставропольского государственного университета. В исследовании были
задействованы студенты 2 курса обучающиеся по специальности «Физическая
культура и спорт». Материал исследования стал основанием дальнейшего написания квалификационной
работы, определив основные направления, на которые стоило обратить больший
акцент. В период с февраля по март нами обоснован материал, касающийся основных
направлений идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям, и
внесены наиболее значимые из них в содержание работы. В марте 2005 года нами
проанализированы результаты эксперимента, сделан анализ различий у двух
исследуемых групп и окончательно оформлена работа.
Проведение
педагогического эксперимента осуществлялось в три этапа:
·
на 1-м
этапе производилась первоначальная оценка за технику выполнения гимнастического
упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину как в контрольной, так
и экспериментальной группах. При этом достоверных различий выявлено не было;
·
на 2-м
этапе студенты экспериментальной группы обучались техническому выполнению
опорного прыжка через коня ноги врозь в длину используя методику идеомоторной
тренировки, контрольная группа занималась по обычной программе;
·
на
третьем проводилась оценка техники выполнения опорного прыжка через коня ноги
врозь в длину и сравнительный анализ показателей в двух исследуемых группах
студентов.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ АНАЛИЗ
И ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительные
данные технического мастерства студентов в опорном прыжке
В настоящей главе
представлены: ход экспериментальной части исследования, его результаты и
сравнительный анализ использования идеомоторной тренировки при обучении
гимнастическим упражнениям. В эксперименте приняли участие 40 студентов, в
числе которых: 20 человек в экспериментальной группе и 20 человек в
контрольной.
Проведение
педагогического эксперимента осуществлялось в три этапа:
o
на 1-м
этапе производилась первоначальная оценка за технику выполнения гимнастического
упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину:
- в
экспериментальной составила группе 7,3±0,12 балла;
- в контрольной
группе 7,15±0,1 балла.
Достоверных различий выявлено не
было;
o
на 2-м
этапе студенты экспериментальной группы обучались техническому выполнению
опорного прыжка через коня ноги врозь в длину используя методику идеомоторной
тренировки;
o
на
третьем проводилась оценка техники выполнения опорного прыжка через коня ноги
врозь в длину и сравнительный анализ показателей в двух исследуемых группах
студентов.
Благодаря
использованию методики идеомоторной тренировки в экспериментальной группе были
получены следующие результаты:
- средний балл за
технику выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину равен М=8,2±0,04
в качественной оценке (средний).
Наиболее высокий
балл (10) за технику выполнения гимнастического упражнения опорного
прыжка через коня ноги врозь в длину был зафиксирован у Ососковой А., так как
она является мастером спорта по художественной гимнастике и Середа А., посещающего
дополнительные занятия по гимнастике. Основанием для показания высокого
результата было 100% посещение занятий и выполнение всех рекомендаций по
методике обучения с использованием идеомоторной тренировки.
Наиболее низкий
технический балл (6) у Н. Балаян и И. Маловичко, специализирующихся в
единоборствах. Следствием этого явилось не регулярное посещение занятий, на
основании которых студенты не получили возможности усвоить предлагаемый метод
обучения и не показали практических умений в опорном прыжке.
Таблица 1
Сравнительные показатели
технической подготовленности студентов ФФК
в опорном прыжке через коня
ноги врозь в длину (в баллах)
|
Контрольная группа
|
Экспериментальная группа
|
До эксперимента
|
7,15
|
7,3
|
После эксперимента
|
7,4
|
8,2
|
В контрольной
группе средний балл за техническое исполнение опорного прыжка через коня ноги
врозь в длину составил М=7,4±0,04.
Наиболее высокий показатель
(10) баллов заработал Д. Баринов, специализированно занимающийся
спортивной гимнастикой. Наиболее низкий (6) баллов зафиксирован у единоборца
В. Давыдова и игровика З. Койбаева, (6) баллов у студента также
специализирующегося в спортивных играх С. Макеевича.
Резюме
Проведенный
анализ результатов балльной оценки техники гимнастического упражнения опорный
прыжок через коня ноги врозь в длину позволил выявить, что в экспериментальной
группе средний балл после проведения эксперимента повысился 0,9. Полученные данные
позволяют утверждать, что использование методики идеомоторной тренировки при
обучении гимнастическим упражнениям способствует более высокому уровню
технического мастерства студентов.
В контрольной
группе средний балл увеличился на 0,25 по сравнению с первоначальной оценкой.
Соотношение оценок за технику
выполнения опорного прыжка
через коня ноги врозь в длину
до эксперимента
Таблица 2
оценка
|
экспериментальная
группа
|
контрольная
группа
|
кол-во
студентов
|
%
отношение
|
кол-во
студентов
|
%
отношение
|
ОТЛИЧНО
|
1
|
5
|
1
|
5
|
ХОРОШО
|
9
|
45
|
5
|
25
|
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
|
10
|
50
|
14
|
70
|
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Таблица 3
Соотношение оценок за технику
выполнения опорного прыжка
через коня ноги врозь в длину
после эксперимента
|
экспериментальная
группа
|
контрольная
группа
|
кол-во
студентов
|
%
отношение
|
кол-во
студентов
|
%
отношение
|
ОТЛИЧНО
|
3
|
15
|
1
|
5
|
ХОРОШО
|
13
|
65
|
10
|
50
|
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
|
4
|
20
|
9
|
45
|
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Основное
содержание методики обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной
тренировки студентов 2 курса факультета физической культуры представлена в
четвертой главе.
ГЛАВА IV. Методика
обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки
Одним из центральных направлений методологии
идеомоторной тренировки являются двигательные представления тренера и ученика. С
формирования двигательного представления начинается процесс непосредственной
работы, направленной на освоение нового упражнения. Обычно в литературе,
посвященной обучению движениям, говорится только о формировании
предварительных ДП. При этом имеется в виду, что, прежде чем взяться за
практическое исполнение конкретных учебных заданий, нужно составить, возможно,
более ясное представление о предмете работы. Считается, что формирование
предварительных двигательных представлений требует выполнения ряда операций. В
работе с новичками это выглядит примерно так:
•
поставить задачу работы, начав с термина движения, его правильного
названия. Действительно, в наиболее простых случаях запоминание названий
движений почти определяет их исполнение. Однако при разучивании сложных, тем
более оригинальных элементов, этот фактор практически не играет никакой роли;
•
показать упражнение, используя для этого доступные средства. В простейших
случаях - это демонстрация упражнения тренером, в других случаях — наблюдение
за партнерами, чаще же - использование кинограмм, рисунков, имитаций, а в
последние годы - видеозаписей. Создание визуального образа движения,
разумеется, чрезвычайно важно - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
•
объяснить, в чем состоят основные технические особенности упражнения,
задания. Ясно, что это объяснение лишь первично; в дальнейшем разного рода
разъяснения, анализы становятся постоянным рабочим фоном;
•
опробовать упражнение или его доступную модификацию. Это опробование
рассчитано не на немедленное буквальное исполнение нового упражнения, а на
получение первой дозы конкретной чувственной информации, иллюстрирующей ранее
увиденное и услышанное.
Начиная с опробования, процесс формирования двигательного
представления идет «по спирали», так как тренер и ученик (студент) вновь и
вновь обращаются к показам, разъяснениям, повторным пробам, систематически
корректируя ДП. В этой связи обычно говорят о необходимости уточнения двигательного
представления. Процесс уточнения в дальнейшем продолжается в ходе разучивания
упражнения и всего периода его исполнения в спортивной практике. Самые важные
из двигательных представлений следующие:
•
командно-двигательные, управляющие представления о действиях, «запускающих»
и активно продолжающих движение;
•
кинестезические представления об изменениях позы и напряжениях
мышечного аппарата;
•
тактильные представления о характере контакта со снарядом;
•
зрительные представления об ориентации, вращении, пространственном
перемещении тела;
•
вестибулярные представления о положении тела в пространстве, характере
вращения;
•
слуховые представления о силе, характере, ритме контактного взаимодействия
с опорой;
•
временные, темпо-ритмические представления о движении;
•
смысловые представления о физических, параметрических, системно-структурных
свойствах движения и др. [13].
Наряду с представленными выше основными
двигательными представлениями в экспериментальной части настоящего исследования
нами использовались отдельные положения разучивания гимнастических упражнений,
основанные на теории «планомерно-поэтапного формирования действий» предложенной
профессором П.Я. Гальпериным [28]. Разработанная ученым теория хорошо поясняет
некоторые особенности усвоения материала в гимнастике.
Представляем рад этапов работы тренера и ученика
над новым гимнастическим упражнением:
1-й этап – получение возможно более полной
информации о технике и методике разучивания данного гимнастического упражнения
или ему подобных (сбор «портфеля информации» о движении);
2-й этап – систематизация наиболее важных данных
с выделением ведущих звеньев движения. ВЗ – это совокупность биомеханических
эффектов, обеспечивающих выполнение программного движения в каждой его стадии.
3-й этап – определение необходимых операций. Под
«операцией» в данном случае понимается та часть ВЗ, которая связана
исключительно с произвольными факторами, в особенности мышечными действиями ученика
(студента) (тогда как в состав ВЗ входят и непроизвольные факторы движения);
4-й этап – идеомоторная
проработка движения, в ходе которой ученик (студент) обдумывает новое для него
движение, мысленно представляя себе его собственное
исполнение. Это касается как целостного движения, так и тех заданий,
посредством которых целостное упражнение разучивается.
5-й этап – имитационная работа движения, когда
посредством максимально доступных условий по форме и параметрам движений
воссоздаются наиболее важные компоненты будущего движения. Имитация является как бы способом доступного «проявления» идеомоторных двигательных представлений
ученика (студента);
6-й этап – углубленное разучивание движения,
построенное на проработке каждой ранее выявленной операции. Для каждой операции
ученик (студент) должен выбрать совершенно четкие чувственные представления,
которыми можно руководствоваться в действии. Это так называемые основные
опорные точки, совокупность которых составляет (по П.Я. Гальперину)
ориентировочную основу действий. Как только ученик (студент) вырабатывает в
процессе упражнений ориентировочную основу действий, это означает, что он
фактически владеет двигательным умением.
7-й этап – совершенствование движения с
выработкой двигательного навыка. Оптимальная автоматизация двигательных
действий, сопровождающаяся формированием двигательного навыка, означает, что
ранее сформировавшаяся ориентировочная основа действий «сворачивается», т.е. в
определенной степени перестает контролироваться сознанием и, тем самым, открывает
для занимающегося возможность сознательно контролировать те компоненты
управления движением, которые ранее ускользали от него и были ненадежными [28].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|