бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование влияния идеомоторной тренировки на качество выполнения гимнастических упражнений студен... бесплатно рефераты

Оценка техники выполнения двигательных действий осуществлялась визуально. За основу брались типичные ошибки техники движений и их значимость. Для определения значимости ошибок использовались следующие критерии:

- грубая ошибка – отклонение от рациональной техники движений, которое искажает основную структуру действия и значительно снижает результат;

- значительная ошибка – такое отклонение от заданной техники, которое не нарушает основную структуру действия, но явно снижает результат;

- мелкая ошибка – это отклонение от разучиваемой техники движений, которое не нарушает основную структуру двигательного действия и практически не снижает количественный результат.

Оценка техники осуществлялась по десятибалльной системе:

      10 баллов – за выполнение движений без ошибок или с незначительными отклонениями;

      8-9 баллов – за выполнение движений с мелкими ошибками в основной ,значительными в подготовительной и заключительной фазах действия ;

      6-7 баллов – за выполнение движений со значительными ошибками в основной, грубыми в подготовительной и заключительной фазах действия 4-5 балла – за выполнение движений с грубыми ошибками в основной фазе действия или большим числом разных ошибок, искажающих структуру двигательного акта;

      3-1-2 балла – за невыполнение двигательного действия.

Определение технического мастерства студентов проводилась автором работы совместно с доцентом кафедры гимнастики А.И. Яцыниным (руководителем практики).


Метод самооценки

Использовался для оценки индивидуального самочувствия студентов,  принявших участие в эксперименте.


Математическая обработка полученных результатов

Статистическая обработка результатов эксперимента проводилась с использованием математических формул вычисления. Вычислялись следующие показатели:

n - число исследуемых;

М - средняя арифметическая величина [3].


2.3. Организация исследования


Основная часть исследования тематики избранного нами направления в рамках квалификационной работы составила семь месяцев, началась в октябре 2004 года с поиска его информационного составляющего (литература).

Обосновав актуальность избранного направления, в рамках производственной практики – с 31 января по 12 марта 2005 года, мы провели экспериментальную часть дипломного исследования на базе кафедры гимнастики, факультета физической культуры Ставропольского государственного университета. В исследовании были задействованы студенты 2 курса обучающиеся по специальности «Физическая культура и спорт». Материал исследования стал основанием дальнейшего написания квалификационной работы, определив основные направления, на которые стоило обратить больший акцент. В период с февраля по март нами обоснован материал, касающийся основных направлений идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям, и внесены наиболее значимые из них в содержание работы. В марте 2005 года нами проанализированы результаты эксперимента, сделан анализ различий у двух исследуемых групп и окончательно оформлена работа.

Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в три этапа:

·        на 1-м этапе производилась первоначальная оценка за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину как в контрольной, так и экспериментальной группах. При этом достоверных различий выявлено не было;

·        на 2-м этапе студенты экспериментальной группы обучались техническому выполнению опорного прыжка через коня ноги врозь в длину используя методику идеомоторной тренировки, контрольная группа занималась по обычной программе;

·        на третьем проводилась оценка техники выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину и сравнительный анализ показателей в двух исследуемых группах студентов.

ГЛАВА III.  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнительные данные технического мастерства студентов в опорном прыжке


В настоящей главе представлены: ход экспериментальной части исследования, его результаты и сравнительный анализ использования идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям. В эксперименте приняли участие 40 студентов, в числе которых: 20 человек в экспериментальной группе и 20 человек в контрольной.

Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в три этапа:

o       на 1-м этапе производилась первоначальная оценка за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину:

-  в экспериментальной составила группе 7,3±0,12 балла;

-  в контрольной группе 7,15±0,1 балла.

Достоверных различий выявлено не было;

o       на 2-м этапе студенты экспериментальной группы обучались техническому выполнению опорного прыжка через коня ноги врозь в длину используя методику идеомоторной тренировки;

o       на третьем проводилась оценка техники выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину и сравнительный анализ показателей в двух исследуемых группах студентов.

Благодаря использованию методики идеомоторной тренировки в экспериментальной группе были получены следующие результаты:

- средний балл за технику выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину равен М=8,2±0,04 в качественной оценке (средний).

Наиболее высокий балл (10) за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину был зафиксирован у  Ососковой А., так как она является мастером спорта по художественной гимнастике и Середа А., посещающего дополнительные занятия по гимнастике. Основанием для показания высокого результата было 100% посещение занятий и выполнение всех рекомендаций по методике обучения с использованием идеомоторной тренировки.

Наиболее низкий технический балл (6) у Н. Балаян и И. Маловичко, специализирующихся в единоборствах. Следствием этого явилось не регулярное посещение занятий, на основании которых студенты не получили возможности усвоить предлагаемый метод обучения и не показали практических умений в опорном прыжке.

Таблица 1

Сравнительные показатели технической подготовленности студентов ФФК

в опорном прыжке через коня ноги врозь в длину (в баллах)


 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

До эксперимента

7,15

7,3

После эксперимента

7,4

8,2


В контрольной группе средний балл за техническое исполнение опорного прыжка через коня ноги врозь в длину составил М=7,4±0,04.

Наиболее высокий показатель (10) баллов заработал Д. Баринов, специализированно занимающийся спортивной гимнастикой. Наиболее низкий (6) баллов зафиксирован у единоборца В. Давыдова и игровика З. Койбаева, (6) баллов у студента также специализирующегося в спортивных играх С. Макеевича.


Резюме


Проведенный анализ результатов балльной оценки техники гимнастического упражнения опорный прыжок через коня ноги врозь в длину позволил выявить, что в экспериментальной группе средний балл после проведения эксперимента повысился 0,9. Полученные данные позволяют утверждать, что использование методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям способствует более высокому уровню технического мастерства студентов.

В контрольной группе средний балл увеличился на 0,25 по сравнению с  первоначальной оценкой.

Соотношение оценок за технику выполнения опорного прыжка

через коня ноги врозь в длину до эксперимента

Таблица 2

оценка

экспериментальная

группа

контрольная

группа

кол-во

студентов

%

отношение

кол-во

студентов

%

отношение

ОТЛИЧНО

1

5

1

5

ХОРОШО

9

45

5

25

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

10

50

14

70

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

0

0

0

0


Таблица 3

Соотношение оценок  за технику выполнения опорного прыжка

через коня ноги врозь в длину после эксперимента

 

экспериментальная

группа

контрольная

группа

кол-во

студентов

%

отношение

кол-во

студентов

%

отношение

ОТЛИЧНО

3

15

1

5

ХОРОШО

13

65

10

50

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

4

20

9

45

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

0

0

0

0


Основное содержание методики обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки студентов 2 курса факультета физической культуры представлена в четвертой главе.

ГЛАВА IV. Методика обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки

Одним из центральных направлений методологии идеомоторной тренировки являются двигательные представления тренера и ученика. С формирования двигательного представления начинается процесс непосредственной работы, направленной на освоение нового упражнения. Обычно в ли­тературе, посвященной обучению движениям, говорится только о формиро­вании предварительных ДП. При этом имеется в виду, что, прежде чем взяться за практическое исполнение конкретных учебных заданий, нужно составить, возможно, более ясное представление о предмете работы. Счита­ется, что формирование предварительных двигательных представлений требует выполнения ряда опе­раций. В работе с новичками это выглядит примерно так:

•   поставить задачу работы, начав с термина движения, его правильного названия. Действительно, в наиболее простых случаях запоминание назва­ний движений почти определяет их исполнение. Однако при разучивании сложных, тем более оригинальных элементов, этот фактор практически не играет никакой роли;

•   показать упражнение, используя для этого доступные средства. В про­стейших случаях - это демонстрация упражнения тренером, в других слу­чаях — наблюдение за партнерами, чаще же - использование кинограмм, рисунков, имитаций, а в последние годы - видеозаписей. Создание визуального образа движения, разумеется, чрезвычайно важно - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;

•   объяснить, в чем состоят основные технические особенности упраж­нения, задания. Ясно, что это объяснение лишь первично; в дальнейшем раз­ного рода разъяснения, анализы становятся постоянным рабочим фоном;

•   опробовать упражнение или его доступную модификацию. Это опро­бование рассчитано не на немедленное буквальное исполнение нового упраж­нения, а на получение первой дозы конкретной чувственной информации, иллюстрирующей ранее увиденное и услышанное.

Начиная с опробования, процесс формирования двигательного представления идет «по спирали», так как тренер и ученик (студент) вновь и вновь обращаются к показам, разъяснени­ям, повторным пробам, систематически корректируя ДП. В этой связи обычно говорят о необходимости уточнения двигательного представления. Процесс уточнения в дальнейшем продолжается в ходе разучивания упражнения и всего периода его исполнения в спортивной практике. Самые важные из двигательных представлений следующие:

•   командно-двигательные, управляющие представления о действиях, «за­пускающих» и активно продолжающих движение;

•   кинестезические представления об изменениях позы и напряжениях мышечного аппарата;

•   тактильные представления о характере контакта со снарядом;

•   зрительные представления об ориентации, вращении, пространствен­ном перемещении тела;

•   вестибулярные представления о положении тела в пространстве, ха­рактере вращения;

•   слуховые представления о силе, характере, ритме контактного взаи­модействия с опорой;

•   временные, темпо-ритмические представления о движении;

•   смысловые представления о физических, параметрических, систем­но-структурных свойствах движения  и др. [13].

Наряду с представленными выше основными двигательными представлениями в экспериментальной части настоящего исследования нами использовались отдельные положения разучивания гимнастических упражнений, основанные на теории «планомерно-поэтапного формирования действий» предложенной профессором П.Я. Гальпериным [28]. Разработанная ученым теория хорошо поясняет некоторые особенности усвоения материала в гимнастике.

Представляем рад этапов работы тренера и ученика над новым гимнастическим упражнением:

1-й этап – получение возможно более полной информации о технике и методике разучивания данного гимнастического упражнения или ему подобных (сбор «портфеля информации» о движении);

2-й этап – систематизация наиболее важных данных с выделением ведущих звеньев движения. ВЗ – это совокупность биомеханических эффектов, обеспечивающих выполнение программного движения в каждой его стадии.

3-й этап – определение необходимых операций. Под «операцией» в данном случае понимается та часть ВЗ, которая связана исключительно с произвольными факторами, в особенности мышечными действиями ученика (студента) (тогда как в состав ВЗ входят и непроизвольные факторы движения);

4-й этап – идеомоторная проработка движения, в ходе которой ученик (студент) обдумывает новое для него движение, мысленно представляя себе его собственное исполнение. Это касается как целостного движения, так и тех заданий, посредством которых целостное упражнение разучивается.

5-й этап – имитационная работа движения, когда посредством максимально доступных условий по форме и параметрам движений воссоздаются наиболее важные компоненты будущего движения. Имитация является как бы способом доступного «проявления» идеомоторных двигательных представлений ученика (студента);

6-й этап – углубленное разучивание движения, построенное на проработке каждой ранее выявленной операции. Для каждой операции ученик (студент) должен выбрать совершенно четкие чувственные представления, которыми можно руководствоваться в действии. Это так называемые основные опорные точки, совокупность которых составляет (по П.Я. Гальперину) ориентировочную основу действий. Как только ученик (студент) вырабатывает в процессе упражнений ориентировочную основу действий, это означает, что он фактически владеет двигательным умением.

7-й этап – совершенствование движения с выработкой двигательного навыка. Оптимальная автоматизация двигательных действий, сопровождающаяся формированием двигательного навыка, означает, что ранее сформировавшаяся ориентировочная основа действий «сворачивается», т.е. в определенной степени перестает контролироваться сознанием и, тем самым, открывает для занимающегося возможность сознательно контролировать те компоненты управления движением, которые ранее ускользали от него и были ненадежными [28].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5