Исследование влияния идеомоторной тренировки на качество выполнения гимнастических упражнений студен...
Современный
учитель не может быть лишь обладателем суммы рецептов. Постоянное осмысливание
своей педагогической деятельности требует и постоянного обновления
теоретических сведений из области педагогики, психологии, физиологии, теории
физического воспитания. Только на этой базе учитель может быть готовым к
перестройке педагогического процесса, к поиску новых путей и средств повышения
эффективности физического воспитания школьников.
Навыки
самосовершенствования нужно начинать вырабатывать еще в процессе обучения на
факультете физического воспитания. При этом важно не только сознавать
необходимость получения сверх программы тех или иных знаний, развития
профессионально важных качеств, умений, но и формировать потребность в
самосовершенствовании, без которой в будущем легко утратить интерес к своей
профессии, превратиться в урокодателя. Формирование этой потребности во многом
способствует самостоятельная работа студентов, их участие в работе научных
кружков, приобретение навыков исследовательской работы.
Важно, чтобы все
пути и способы самосовершенствования использовались систематически, а не от
случая к случаю. Кроме того, необходима определенная система,
последовательность в устранении недостатков в работе. Все это возможно только в
том случае, если учитель физической культуры занимается самопознанием, выявляет
свои сильные и слабые стороны.
Выявление у себя
слабостей, недостаточно развитых качеств не должно приводить учителя к
пессимистическому выводу о его непригодности к профессии учителя физической
культуры. Ведь трудно ожидать, чтобы человек обладал сразу всеми положительными
качествами. У него, как правило, уживаются как положительные, так и
отрицательные качества личности. Поэтому учитель должен научиться максимально
использовать свои положительные качества и сдерживать проявление отрицательных.
Ему важно также знать, чем может быть компенсировано недостаточно развитое
качество (например, отсутствие требовательности к учащимся – настойчивостью и
терпеливостью в работе с детьми, недостаточно быстрая сенсомоторная реакция –
опытом, умением предвидеть ситуацию). Особенно наглядно такие компенсации
проявляются при выборе стиля деятельности.
Возможности
учителя многообразны. Они могут реализовываться в виде знаний, умений, качеств,
усиливаться мотивами. В связи с этим и способы достижения профессионального
мастерства могут быть разными. У одних учителей ведущим фактором становится
уровень теоретических знаний, у других – организаторские умения, у третьих –
конструктивные умения или волевые качества. Конечно, нельзя опираться только на
один какой-либо компонент, даже если он очень хорошо выражен. По возможности
нужно подтягивать и остальные.
Л.И. Лубышева,
Бальсевич В.К., В.А. Магин не согласны с современной системой подготовки
специалиста в сфере ФКиС. И предлагают свою концепцию модернизации процесса
профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту [4, 15].
Если специалист
не удовлетворяет запросам социальной жизни, то возникает напряжение или
кризисная ситуация, которая влечет за собой реформы преобразования или
модернизацию в системе образования.
Нам представляется,
что основная идея модернизации процесса профессиональной подготовки
специалистов по физической культуре и спорту состоит в том, чтобы как минимум
создать условия, позволяющие студентам в учебно-воспитательном процессе вуза
(факультета) развивать креативное мышление, творчески осмысливать и осваивать
инновационные технологии физического воспитания, а как максимум – создать
жизнеспособную, развивающуюся педагогическую систему, основанную на
инновационных технологиях научно-педагогического образования, которая позволит
достигнуть современного качества подготовки специалиста нового типа,
обладающего знаниями и навыками педагога-ученого.
Цель модернизации
профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту
состоит в создании механизма устойчивого развития педагогической системы
профессиональной подготовки научно-педагогических физкультурных кадров,
соответствующей развитию и запросам личности, общества и государства и
позволяющей существенно повысить качество образования, социокультурную и
здоровьеформирующую роль физической культуры и спорта.
Для достижения
указанной цели в первую очередь необходимо решить следующие задачи:
·
провести
анализ содержательных основ и организации физкультурного образования в условиях
обучения в университетах с целью обоснования новых педагогических технологий
для подготовки педагогических кадров в области физической культуры и спорта;
·
организовать
процесс подготовки будущих специалистов университетского профиля на основе
освоения ими инновационных технологий и физического воспитания, массового
спорта, спорта высших достижений;
·
обосновать
новую модель специалиста научно-педагогического профиля, прошедшего
профессиональную подготовку в условиях университетского физкультурного
образования;
·
ознакомить
специалистов, работающих в области высшего физкультурного образования, с
инновационными технологиями физического воспитания, их объективными
преимуществами по сравнению с существующими традиционными технологиями
физического воспитания;
·
организовать
обучение студентов физкультурных вузов (факультетов) методам и формам
инновационных технологий;
·
обосновать
новую модель высшего физкультурного образования в Российской Федерации;
·
разработать
учебные программы и материалы, отражающие содержание инновационных технологий и
внедрение их в процесс профессиональной подготовки специалистов по физической
культуре и спорту.
Реализация
концепции модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по
физической культуре и спорту требует разработки, издания и обеспечения
образовательного процесса вузов (факультетов) России учебными программами
спецкурсов, учебными и учебно-методическими пособиями, содержание которых
должно быть нацелено на изменение профессионального мышления студентов,
вооружение их новыми знаниями и умениями, инновационными технологиями.
Спецкурсы данной проблематики могут успешно осваиваться студентами в рамках
национально регионального (вузовского) компонента государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специалист по
физической культуре и спорту новой формации должен знать:
· содержание инновационных технологий в
области физической культуры и спорта;
· формы, методы и принципы организации
инновационного обучения;
· медико-биологические, психолого-педагогические,
социокультурные основы инновационных технологий в области физической культуры и
спорта.
Специалист по
физической культуре и спорту новой формации должен уметь:
· планировать, организовывать и
проводить занятия с использованием инновационных технологий;
· применять на занятиях современные
средства и методы физического воспитания, адекватные содержанию инновационных
технологий;
· оценивать эффективность используемых
технологий и контролировать качество учебно-воспитательного процесса;
· анализировать и корректировать свою
профессиональную деятельность;
· организовывать и проводить научные
исследования в сфере профессиональной деятельности.
Ожидаемые
результаты:
1. создание в высших учебных
заведениях условий для освоения студентами современных инновационных
технологий в области физической культуры;
2. повышение качества высшего
физкультурного образования;
3. формирования у будущих
специалистов новой ментальности в области
физической культуры и спорта;
4. повышения уровня
профессиональной подготовленности специалистов, работающих в сфере физической
культуры и спорта образовательных учреждений;
5. усиление культурообразующего
потенциала физической культуры;
6. повышение интегративной роли
физической культуры в ее целостной методологии;
7. формирование устойчивого
интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению основ
здорового образа жизни, способствующих изменению стиля жизни;
8. повышение уровня
физкультурной образованности управленцев, педагогов, родителей и детей.
Таким образом,
успешная педагогическая деятельность учителя физической культуры связана и с
мнемическими качествами - быстротой и прочностью запоминания.
Психомоторные
качества особенно необходимы учителю физической культуры. Многие упражнения,
которые он должен демонстрировать учащимся, требуют большой физической силы,
гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к
регрессу, поэтому постоянной заботой учителя физической культуры является
поддержание их на необходимом уровне. А это связано с соблюдением
двигательного режима, режима питания, со слежением за своим здоровьем.
Е.П. Ильин
утверждает, что психомоторные качества тесно связаны с персептивными и
аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при
реагировании на объекты или сигналы и т. д. Поэтому деление профессионально
важных качеств учителя физической культуры на группы не следует воспринимать
как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование,
взаимообусловливание [10].
Маркова А.К.
считает, что для эффективного выполнения профессиональ-
ной деятельности специалист должен
обладать рядом психологических качеств:
§
характеристик
мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:
1) Мотивы, цели, задачи,
потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека,
психологические позиции.
2) Профессиональные притязания,
профессиональная самооценка, самосознание себя как профессионала.
3) Эмоции, психические
состояния, эмоциональный облик.
4) Удовлетворенность человека
трудом, его процессом, результатом.
§
характеристики
операционной среды специалиста:
1) Психологические знания о
труде, о профессии.
2) Психологические действия,
способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на
других людей).
3) Профессиональные способности,
профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
4) Профессиональное мышление, в
том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии.
5) Профессиональное
саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего
профессионального роста.
6) Психологические показания (то
есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с
профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано.
Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операционной сфере.
7) Линии профессионального роста
и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их
реабилитации [16].
1.2. Психологическая
саморегуляция, как средство собственного управления организмом
Саморегуляция -
возможность (в определенных пределах) самостоятельно активно изменять
процессы, происходящие в собственном организме, и управлять ими.
Сущность
психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе
общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает
предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое
состояние и организм в целом. Сигналами для этого могут служить ощущение
тяжести тела в сочетании с мышечным расслаблением, тепла - в сочетании с
испытываемым расслаблением и чувством физического комфорта. Переживание
успеха может иметь продолжительное эмоциональное последействие, ведущее к
построению таких же или аналогичных стратегических решений (тренировка
поведения) в процессе «организации» спортивной победы.
Психическая
саморегуляция с помощью психорегуляторной тренировки опирается на важный общий
принцип функционирования организма: постоянную обратную связь, реафферентную
сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процессов.
Эти сигналы могут восприниматься дифференцированно и создавать основу, на
которой строится содержание программ психорегуляторной тренировки (тренировка
чувства внутренней раскованности, резкости, напряжения, расслабления и т.д.).
Еще один принцип
психорегуляции заключается в следующем: чем более четкое устное определение
получит содержание воспринятого и чем более активно оно будет воспроизведено, а
также чем больше оно соответствует миру восприятий и представлений спортсмена,
тем точнее оно будет преобразовано в само управление. При формировании и
активизации условнорефлекторных процессов человек может научиться (в известных
пределах) произвольно управлять через высшие интеграционные системы мозга
почти всеми вегетативными функциями и психовегетативными изменениями в организме.
Таким образом,
психорегуляторное воздействие происходит опосредованно через высшие
интеграционные зоны головного мозга, которые выполняют двойную функцию: создают
предпосылки для активного сознательного контакта человека с окружающим миром и
одновременно являются высшим центром управления соматическими и
вегетативными функциями организма.
По данным В.П. Некрасова,
исходя из профессиограммы спортивной деятельности и психологических требований,
предъявляемых к личности спортсмена в процессе подготовки и выполнения
определенных действий, формы психорегуляции должны иметь комплексный
характер, т.е. затрагивать как можно больше сторон воздействия на психические
процессы и психовегетативные изменения организма спортсмена. Только с помощью
одной саморегуляции нельзя выполнить эти многосторонние требования. Поэтому в
спортивной практике все большее место занимают комбинированные формы само- и
гетерорегуляции. Любые формы гетерорегуляции (устные, акустические - музыка,
шумы, оптические - краски, картины и др.) подкрепляют и усиливают эффект
саморегуляции [19].
Под психической
саморегуляцией (ПСР) понимаются различные способы самостоятельного воздействия
на собственное психическое состояние (и через него на другие функции организма)
путем использования в первую очередь слов и соответствующих словам мысленных
образов.
И так, основным
оружием в сфере психической саморегуляции служат слова и соответствующие словам
мысленные образы.
Известны такие
средства психической саморегуляции, как самоободрение, самоприказ,
самоубеждение. Сущность этих приемов сводится к тому, что тщательно осмыслив
предстоящую ситуацию и представив в ней себя, человек оформляет нужные мысли и
чувства.
А.В. Алексеев
отмечает, что эти методы психической саморегуляции довольно часто оказывают
существенную помощь. Но, к сожалению, не всегда. Дело в том, что нередко в
связи с нарастанием числа стрессовых ситуаций стали наблюдаться случаи, когда
организм «не слушается» самоободрения, или самоприказа. В организме не
возникает тех нужных физиологических изменений, без которых физическое начало
(мысли и слова) не реализуются должным образом, остается, так сказать пустым
звуком [2].
1.3.
Идеомоторная тренировка как инновационная форма подготовки при обучении
Идеомоторная
тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и
ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех
этапах подготовки специалиста.
Активное
представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению
ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.
Представление
движений можно классифицировать следующим образом:
· как идеальную картину
(образец) реальных действий, которые, будучи программой двигательной
деятельности, выполняют программирующую функцию;
· как образ, который помогает
процессу освоения движения и выполняет таким образом тренирующую функцию;
· как образ, который возникает
в процессе контроля и исправления движений по ходу их выполнения, как связующее
звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию.
Все
три функции характеризуются синхронностью.
Механизм
воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования
мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц,
импульсная структура которой соответствует
ощущаемым, представляемым или
воображаемым движениям.
"Жизненность",
или "реальность", представления идеомоторного двигательного акта
определяет объем вовлеченных во "внутреннюю реализацию" уровней и
этим самым эффективность идеомоторной тренировки.
Также
оправдала себя следующая структура идеомоторной тренировки,
разработанная на основе этих
принципиальных научных позиций.
I.
Внутренняя актуализация:
а)
экспозиционная фаза (программа нижней ступени аутогенной тренировки; некоторые
упражнения);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|