Исследование влияния физкультурного образования родителей на формирование физкультурного образования...
Таким образом, необходимо с ранних лет
воспитывать детей параллельно с физическим воспитанием.
Во время походов или туристических прогулок
каждый член семьи выполняет определенные обязанности: мужчины несут основную
часть груза, заготавливают дрова, женщины готовят еду, самые маленькие помогают
распаковывать рюкзаки, раскладывают по местам вещи и.т. Сопричастность к общему
делу дает возможность каждому почувствовать себя членом семейного коллектива.
Для привлечения своих детей к активным
занятиям физической культурой во время семейных походов родители могут
использовать подвижные игры и спортивные игры. Кстати, польза от этого будет
обоюдной: воспитание у детей привычки к занятиям физическими упражнениями,
взрослые сами приобщаются к таким занятиям.
Воспитанию у детей привычки к
систематическим занятиям физическими упражнениями способствуют домашние задания
по предмету «Физическая культура».
Детям необходима совместная деятельность со
взрослыми. При этом у них должны быть общие интересы, движения. Содержание
такого сотрудничества может быть самым различным.
Многое давая ребенку, родители вправе и
много спрашивать с него. Он должен быть внимателен ко всем членам семьи.
Атмосфера в семье должна быть такой, чтобы чуткость и отзывчивость становились
у него привычкой, своего рода потребностью.
Ошибку совершают те родители, которые,
боясь перегрузить детей, освобождают их от каких – либо обязанностей в семье.
Эта крайность, приводящая, как правило к нежелательным последствиям.
Ребенок познает мир, ползая, лазая, бегая.
Он непрерывно находится в движении.
Физкультура, во-первых, способствует
целенаправленному расходу энергии, и во-вторых, в процессе занятий родители
могут научить ребенка управлять своим телом и лучше контролировать движения.
Благодаря занятиям физкультурой процесс
познания окружающего мира станет для него более безопасным. Следует не
забывать: ребенок в этом возрасте постоянно открывает для себя что – то новое.
Не следует заставлять школьника насильно
воспринимать то, что он не хочет или к чему не готов.
Одним словом, ребенок экспериментирует,
знакомясь с окружающим миром теми способами, на которые он физически способен.
Какое все это имеет отношение у физическим упражнениям? Занимаясь с ребенком
ежедневно, семья учит его управлять своим телом. Он не только крепнет, делая
упражнения, но и станет более ловким.
Физическое воспитание – составная часть
интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Общение с
ребенком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом всегда следует
учитывать возраст ребенка, его возможности. Во время занятий ценятся главным
образом те упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима со
стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям. Мягкая
последовательная манера обращения с ребенком требует от родителей большого
терпения и самообладания.
Не должно возникать ссор и споров, которые
могли бы отвратить ребенка от занятий и тем самым лишить его благотворного
влияния физического воспитания.
Чтобы у родителей с детьми получались
упражнения, чтобы они не допускали возможные погрешностей и ошибок, следует
обратить внимание на указания и рекомендации со стороны специалистов по
физическому воспитанию в семье.
Здорового ребенка не нужно заставлять
заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все
новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к
выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок.
Прекрасно, если родители одобряют ребенка похвалой, удивляются тому, какой он
крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к
занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи
или же его сверстникам. Так постепенно у ребенка развиваются уверенность в
своих силах и устремление учится дальше, осваивая новые, более сложные движения
игры.
Если у школьника нет желания заниматься,
взрослым стоит проанализировать причины такого негативного отношения к
занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия.
Кроме похвалы, поощрений для них может
служить и убедительность объяснения, почему так необходимы занятия
физкультурой.
Порой родители ошибочно полагают, что
детство – это лишь подготовка к настоящей жизни. Нет, детство, и есть жизнь,
нелегкая, полная загадочных происшествий и захватывающих событий.
Игры, физические упражнения, спорт едва ли
не самое интересное в этой жизни. Спорт укрепляет здоровье ребенка,
способствует развитию творческих, духовных способностей. (13)
Глава II
Методы и организация исследования.
1.
2.1. Методы
исследования.
Для
решения поставленных задач мы избрали следующие методы исследования:
1.
Изучение и обобщение теоретического анализа
проблемы по данным литературных источников, которое нашло свое отражение в
теоретическом разделе работы.
2.
Анкетирование:
3.
Педагогическое наблюдение
4.
Педагогический эксперимент
2.2. Организация исследования.
Исследование
проводилось в школе – лицее №17 г. Ставрополя во время прохождения
педагогической практики в 2001 году.
Мы
использовали параллельный эксперимент. Для этого были определены две группы –
экспериментальная и контрольная.
В контрольную войдет группа учеников младших классов. В
экспериментальную группу были вовлечены родители учеников для апробирования с
ними разработанной нами программы по физкультурному образованию родителей и
выявления эффективности этой программы.
Программа предполагает обоснование эксперимента путем определения
положительного влияния физкультурного образования родителей на физкультурное
образование детей в процессе совместной работы школы, родителей, детей.
Глава III. Результаты обследования и их обсуждение.
Прежде, чем разработать нашу программу для родителей по физкультурному
образованию мы изучили доступные нам материалы в лицеях города по работе с родителями
касающихся физической культуры в семье.
Изученные нами источники по данной проблеме
дали нам возможность определить, что программ для родителей по физкультурному
образования как таковых не существует. Только существуют планы по физкультурно
– массовой работы с родителями.
Например, в лицее № 14 г. Ставрополя такой
план выглядит следующим образом:
План.
Физкультурно – оздоровительной и спортивно
– массовой работы лицея № 14 г. Ставрополя.
Работа с родителями и членами
педагогического коллектива.
1.
Оказание помощи
учителям начальных классов в планировании физкультурной работы.
2.
Обеспечение участия в
подготовке и проведении традиционных физкультурных мероприятий учителей и
родителей.
3.
Приглашение родителей
на спортивные праздники.
4.
Проведение бесед с
родителями на родительских собраниях и индивидуальных встречах.
5.
Привлечение родителей к
оказанию спонсорской помощи для обеспечения материально -–технической базы
школы.
В основном и в других школах
разработаны такие же планы, некоторым отличием является работа в этом
направлении в лицее № 5, где проводятся: анкетирование, круглые столы детей
совместно с преподавателями и родителями детей, рекомендуется и предоставляется
литература специальная литература.
Проводятся «Семейные старты», выставки,
консультации, телевикторины, конкурсы.
В лицее № 17 проводятся открытые уроки для
родителей. Практикумы – «Закаливание детского организма», «Профилактики
нарушения осанки».
Организуются собрания на тему
«Физкультурно-оздоровительная работа» с привлечением врача. Проводятся
обязательные беседы на тему «Физическая культура и её роль в воспитании
ребенка». Проводятся традиционные соревнования – «Мама, папа, я - спортивная
семья».
Наша экспериментальная программа разработана на основе плана школы по
физкультурно – оздоровительной и спортивно – массовой работы лицея № 17 г.
Ставрополя, направлена на физкультурное образование родителей в
оздоровительных, воспитательных и прикладных целях.
В теоретический раздел программы входят лекции, собеседования.
В первой лекции мы говорим о физической подготовленности детей при
поступлении их в школу.
Об особенностях физического развития детей младшего школьного возраста,
мы считаем, это повысит эффективность совместного с родителями обсуждения общих
для семьи и школы проблем физического воспитания детей. Также на эту лекцию мы
пригласили врача, который рассказал родителям о физическом развитии детей и
состояния их здоровья, в России, на данный момент.
Вторую лекцию мы посветили проблеме домашних заданий по физической
культуре. На этой лекции мы рассказали о том, что объем и интенсивность для
каждого ребенка учитель физической культуры подбирает индивидуально в
зависимости от подготовленности школьника и состояния его здоровья. Также
родителям объясняли, что контролировать эти «уроки» следует не менее строго,
чем по математике и чтению, потому что по своей значимости наш предмет не
уступает другим дисциплинам, изучаемые в школе. На выполнение домашних заданий
ежедневно отводится не менее 1- 20 мин. Эту лекцию мы также продолжили
рассказом о подготовке мест к занятиям физическими упражнениями. Хотя в школе
учащимся и объясняют, какие требования предъявляют к местам занятий, но многое
зависит и от родителей, так как дети младшего школьного возраста еще
недостаточно самостоятельны. Домашние задания в младших классах – это комплексы
простых упражнений, и поэтому оборудование мест для занятий особой сложностью
не отличаются. Но ребенка легче заинтересовать физическими упражнениями и
регулярно заниматься, если оборудовать «домашний стадион», подобрать – сделать
или купить специальные наряды и тренажеры. Это могут быть подвешенная трапеция,
укрепленная в дверном проеме перекладина, гантели, эспандеры, массажеры. При
этом родителям объяснили, что очень важно, чтобы на снарядах занимались,
например подтягиванием на перекладине не только дети, но и взрослые члены
семьи. Родителям следует проявить воображение и выдумку, тем более, что в итоге
все хлопоты окупаться улучшением здоровья детей, повышением их
работоспособности.
В третьей лекции мы рассказали родителям о контроле и страхование детей
при выполнении физических упражнений. Ведь контроль и страхование это не только
физическая поддержка и показ правильного выполнения упражнения, но это еще и
полезные советы, иногда совместные с ребенком обсуждения техники выполнения
упражнений или отдельных элементов. Также на этой лекции мы уделили внимание и
уточнили развитию каких функций или физических качеств способствует то или иное
упражнение. Это по нашему мнению относится к области так называемой
психологической страховки ребенка, когда взрослые формируют у него правильное
отношение к выполняемой работе, позволяющее не боятся нагрузок, преодолевать
неуверенность в своих силах.
С первых дней школьной жизни первоклассника родителям необходимо
следить за соблюдением детьми режима дня, режима питания. Это все влияет на
состояние организма школьника, формирует привычки и образ жизни.
Четвертая лекция итоговая, проводилась по окончанию учебного года. Эта
лекция была посвящена проблемам физического воспитания в школе.
При провидении этой лекции, мы руководствовались наблюдением поведения
детей в игре. В первую очередь нас интересовали дети с такими проявлениями в
поведении, как повышенная возбудимость и агрессивность, а также ребята с пониженным
эмоциональным тонусом, со стремлением играть в одиночку. В результате собрания,
мы выяснили: «В какие игры любят играть ребенок?», «Как долго он играет с
игрушками?», «Убирает ли он игрушки на место?», «Как поступает ребенок, если
возникает конфликт с товарищами?».
Собрание на наш взгляд прошло оживленно, было много вопросов и
выступлений, возник разговор о необходимости участия семьи в жизни школы, в том
числе о помощи в улучшении условий детской игры, показывались атрибуты для
творческих игр, которые сделаны руками взрослых школьников.
В результате итоговой лекции, мы выявили, что заинтересованно в
физическом развитии своих детей большинство родителей.
Организация и провидение лекций для родителей, привлечение их к участию
в спортивных соревнованиях, праздникам и вечерам физической культуры и спорта,
освещение физической и спортивной работы в стенной печати, вся эта работа
несомненно приносит хорошие результаты – укрепляет связи между семьей и школой.
В ходе эксперимента, мы проводили анкетирование. В результате
анкетирования, мы выявили, что большинство опрошенных родителей заинтересовано
в физкультурном образовании своих детей, интересуются вопросами закаливания,
как правильно соблюдать режим дня школьника, также интересовали вопросы
гигиены, сколько времени должен уделять ребенок утренней гимнастике и т. д.
Наибольшую заинтересованность проявляют родители, которые имеют высшее
образование или, кто из родителей имеет отношение к спорту.
В результате анкетирования, мы выяснили, что большинство родителей
проявляют живой интерес к школьной жизни своих детей, но в то же время многие
еще не осознают важность правильного режима труда и отдыха детей, пребывания их
на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями. Правильная ориентация
родителей в вопросах физического воспитания школьников в семье – первая задача
учителя физической культуры.
К сожалению, некоторые родители почти не имеют представления о
физической подготовленности своих детей, что несомненно, не помогает работе
учителя. Необходимость специальных бесед, помогающих родителям осознать роль
активного и здорового образа жизни в судьбе ребенка – очевидный факт.
Также в нашу программу мы включили такой вид работы с родителями, как
собеседования. Во время прохождения педагогической практики мы неоднократно
встречались с родителями учеников, которые входили в экспериментальную группу.
В основном разговор проходил по вопросам улучшения физического развития детей,
их физического воспитания, по вопросам соблюдения личной гигиены, средств и
методов закаливания, какую лучше одевать одежду на занятия физическими
упражнениями и спортом и т. д. Мы также приводили примеры из литературных
источников, из опыта других родителей ведущими здоровый образ жизни. Также в
беседах принимали участие учителя физической культуры лицея № 17 г. Ставрополя
такие как Старченко Т.А. и Плотицин С.В. Они активно принимали участие и
оказывали помощь в проведении эксперимента.
Практические занятия.
В нашей работе они проходили в форме “семейных” уроков, где родители,
которые активно занимаются спортом, оказывали помощь преподавателю в проведении
урока физической культуры (один раз в месяц). Организовались совместные игры,
упражнения в парах (родитель - ребенок), оказывалась помощь и страховка при
выполнении физических упражнений, желающие родители присутствовали на таких
уроках и активно участвовали в судействе, и оценке деятельности своих детей и
др.
Проводился один урок показательный (организованный родителями,
основанный на их предложениях) в форме “вместе дружная семья” и один урок –
соревнования между классами: ”Папа, мама, я – спортивная семья”.
Экспериментальная программа
Пояснительная записка.
Большую помощь в физическом воспитании школьников могут оказать
родители учащихся. Правильная ориентация родителей в вопросах физического
воспитания школьников в семье – задача учителя физической культуры. Работа с
родителями – одна из самых сложных звеньев работы учителя. Учителю необходимо
сделать так, чтобы физкультура вошла в каждую семью. Задача педагогов состоит
атом, чтобы убедить родителей в необходимости затратить энергию и время на то,
чтобы ребенок ежедневно уделял внимание личной гигиене, формированию правильной
осанки, физическому совершенствованию. Программа состоит из теоретического
раздела, в который входят лекции и собеседования, практический раздел,
комплексы домашних заданий и материалы тестирования в домашних условиях.
Распределение часов по форме занятий
№
|
Формы занятий
|
Всего часов
|
1
|
Лекции
|
4
|
2
|
Собеседования
|
4
|
3
|
Практические
|
10
|
Теоретический раздел
Лекция № 1. Режим дня. Гигиенические
процедуры, закаливающие процедуры. Значение физических упражнений для здоровья.
Понятия: Здоровый образ жизни. Гигиена. Закаливание. Режим. Физическое
упражнение.
Лекция № 2. Домашние задания по физической
культуре. Их значение. Объем и интенсивность при выполнении физических
упражнений. Контроль домашних заданий. Подготовка мест занятий. Комплексы
физических упражнений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|