бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование влияния физкультурного образования родителей на формирование физкультурного образования... бесплатно рефераты

  Растущий организм ребенка требует огромного количества движений для своего развития. 50-60% времени в режиме дня должно отводиться двигательной активности. Восстановительные процессы в организме ребенка проходят очень быстро. Поэтому дети могут выполнить работу большего объема, чем взрослые. Значит, упражнения должны быть интенсивными, но кратковременными (20-40сек), с небольшим отдыхом, а все основные упражнения должны занимать не более 20-30 мин. занятий. В конце урока целесообразно оставлять время на самостоятельную работу, что еще больше расширяет познавательный интерес к физической культуре.

   Значение начальной школы в познании культуры физической переоценить невозможно. Оно определяет отношение к своему здоровью на всю последующую жизнь. И здоровье, и культура начинается с детства.(45)

Родители школьников разных возрастных групп.

  Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако они частот забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым.

 Для того, чтобы школьник физически развивался необходимо родителям знать как  организовать занятия физическими упражнениями.

 С возрастом, следует увеличить время занятий физической культурой, так в младших классах  на задания по физкультуре отводится 30-35 мин., но с последующим классом время повышается на 5 мин. (2)

  В семье важное событие: ребенок пошел в школу. Исследования показывают, что успехи школьника в физическом развитии во многом определяет четкое соблюдение режима.

   Чтобы правильно выбрать для школьника необходимый двигательный режим, организовать занятия физической культурой и спортом, родители должны хорошо знать особенности развития и возможности детей.

  И, конечно, первая задача – приучить детей к новому режиму дня. До школы жизнь ребенка шла по определенному расписанию – естественно сложившемуся или установленному родителями.

  В старших классах школьникам ежедневно необходимо уделять внимание целенаправленной двигательной деятельности не менее 1 часа. Связь учителя физической культуры с родителями осуществляется через «дневник здоровья», т. к. на родительском собрании учитель физкультуры может сделать всего лишь краткий анализ деятельности учеников, поэтому надо регулярно проводить индивидуальные консультации с родителями школьников разных возрастных групп. (48)

   И кто, как не родители, призваны принять активное участие в решении проблемы физического воспитания детей. Как  правило родителям известны принципы  воспитания здорового школьника. Если и возникают вопросы, ответы можно найти в популярной литературе. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется с ранних лет прежде всего внутри семьи.

   Многие, особенно взрослые, люди не приобщаются к спорту потому что, считают: им – де негде  заниматься. Стадиона или спортивной площадки во дворе нет, и разминаться перед подъездом, на глазах у соседей неловко. Но давайте спросим себя: а кто же нам мешает исправить положение – собраться, позвать детей и дружно, сообща, своими собственными руками соорудить во дворе спортивную площадку, где и старшим места  хватило бы для занятий, и ребятишки младшего школьного возраста могли бы летом играть в футбол, баскетбол, пионербол, а  зимой кататься с горок, бегать на коньках? Этим примером можно было бы подтолкнуть школьников к занятиям физической культурой. Но даже если их пока нет, это не преграда для приобщения детей к спорту. Многие упражнения легко выполняются в квартире, даже бегать можно дома, естественно при открытом окне. Время для занятий надо обозначить в распорядке для школьника.

  Конечно, приучить себя к ежедневной двигательной нагрузке нелегко даже взрослому. Школьнику тем более.

  Родителям надо помогать детям подобрать для начала те упражнения или спортивный снаряд, которые им больше всего по душе. А когда человеку нравится что-либо делать, тогда его не остановят никакие преграды, он легко будет преодолевать все новые и новые рубежи.

   Если родители видят, что у школьника возрастает интерес  в выполнении физических упражнений, он регулярно занимается физкультурой, то следует поощрять его. В оборудовании «домашнего стадиона» нужно использовать всю фантазию и воображение, т. к. главная цель в дальнейшем будет достигнута, а это – улучшение здоровья детей, повышение их работоспособности, успеваемости.

 Существуют методы семейного воспитания как способы, с помощью которых, родители воздействуют на формирование физических качеств школьника.

  Убеждение – важнейший метод воспитания. Формы использования убеждения в физическом воспитании школьников: этическая беседа, рассказ, наставление. Поощрения и наказания, их психологическое воздействие и воспитательное влияние. Виды поощрений и наказаний: недопустимость использования в воспитании физических наказаний и мер, унижающих достоинства ребенка.

 Более полное физическое развитие детей возможно при использовании оборудования спортивной площадки во дворе, если есть возможность установить «стадион» дома. У ребенка появляется интерес к занятиям физическим упражнениям и этот интерес часто сохраняется на всю жизнь. Родителям первоклассников рекомендуется вести дневник, который необходимо проверять учителю физкультуры.

   И все же, чтобы выйти с ребятами на спортивную площадку, надо сделать немалое усилие, прежде всего над собой.

Ведь на нас будут смотреть не только детские глаза, которые все подмечают. Здесь важно все: и внешний подтянутый вид и обращение с ребятами. И конечно физическая подготовка и знание игр. Даже не обязательно знать все тонкости этих игр, просто надо  попробовать встать на одну ступеньку с детьми.

 Таким образом можно вывести, что важным фактором приобщения ученика к  систематическим занятиям физической культурой является создание «домашнего стадиона». [47]

Любое движение активизирует дыхание ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим следует отдавать предпочтение занятиям на свежем воздухе, в том числе и зимой, когда при выполнении упражнений усиливается снабжение крови кислородом и можно вдохнуть свежий воздух. Родителям следует знать, что только дождь и ветер могут быть помехой для занятий на улице.

Помещение, где родители и дети занимаются, всегда следует хорошо проветрить, обязательно открывать окна, а зимой хотя бы форточку. Нельзя заниматься на кухне, где воздух засорен запахами пищи, сохнущего белья и т.п. Помещение должно быть чистым, хорошо освещенным и относительно теплым (16-180). В целях безопасности необходимо родителям убрать те предметы, которые мешают двигаться или могут разбиться. Родители должны следить за тем, чтобы дети не бегали и не прыгали на мостовой, на бетоне: свод стопы у детей только формируется и поэтому требует эластичной подкладки, а ни в коем случае не твердой.

К сожалению в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны покупать дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки. В связи с этим родители должны помнить: чем лучше они научат ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, и чем меньше избалуют его комфортом, который порождает лишь бездеятельность и лень, тем лучше подготовят его к самостоятельной жизни.

1.3  Взаимодействие школы и семьи по вопросам физического воспитания.

Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников школьных учреждений, Координация воспитательной работы, проводимой в семье и школе, одна из важнейших задач педагогического коллектива.

Для этого необходимо:

·                    совершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми на основе «Программы и воспитания».

·                    внедрять новые формы и методы работы с семьей;

·                    устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье;

·                    усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в школе и воспитанием ребенка в семье, прежде всего различных поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями;

·                    усиливать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании школьников;

·                    изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей;

·                    строить всю работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.

Составляется план работы, включающий различные ее формы для каждой категории работников школы и родителей. Наряду с использованием традиционных форм работы (консультация, собрание, день открытых дверей и т.д.), для оказания помощи родителям мы проводим практикум «Закаливание детского организма и профилактика нарушения осанки». Кроме того, практикуем также нетрадиционные формы работы с семьей, как демонстрация опыта семейного воспитания на итоговой родительской конференции.

Составить перспективный план не столь трудно, важнее продумать, как его реализовать. В сентябре проводится общее родительское собрание на тему: «Физкультурно-оздоровительная работа». В октябре учителя проводят групповые собрания на эту же тему. На которых задача конкретизируется с учетом возрастных особенностей детей. На этих собраниях врач рассказывает о физическом развитии детей и состоянии их здоровья, а преподаватель о физической подготовленности на основании данных контрольно-учетных занятий. Это повышает эффективность совместного с родителями обучения общих для семьи и школы проблем физического воспитания детей. (1)

 Родительские собрания - наиболее распространенная и эффективная форма работы с родителями, однако результативность ее зависит от многого. Иногда от первого собрания, от первой встречи зависят авторитет учителя, мнение родителей о его возможностях, профессиональном уровне, культуре. И собрание может завязать прочный узелок дружбы между учителем, родителями и детьми на долгие годы.

Учителю надо прежде всего попытаться сформировать у взрослых правильное отношение к двигательным занятиям детей, Нередко на словах взрослые вроде бы и не против физической культуры и спорта, но практических шагов для определения ребенка в спортивную секцию ил организацию его самостоятельных шагов не предпринимают, убеждая себя, что и в школе и дома дети перегружены уроками по другим предметам.

Совместные занятия родителей с детьми в немалой степени содействуют духовному сближению старших и младших членов семьи, помогают их взаимопониманию.

При первых же встречах с родителями учеников следует стремиться к правильной ориентации взрослых на занятия физическими упражнениями, к истиной оценке предмета «Физическая культура». Важно убедить родителей, что по своей значимости наш предмет не уступает другим дисциплинам, изучаемых в школе.

Очень важная проблема – домашние занятия по физической культуре. С первого класса при хорошей системе занятий и проверок формируется привычка к систематическим занятиям. На выполнение занятий ежедневно отводится не менее 15-20 мин. Родители должны знать, что объем и интенсивность заданных упражнений учитель подбирает индивидуально в зависимости от подготовленности школьника и состояния его здоровья, и контролировать эти «уроки» следует не менее строго, чем по математике и чтению.

Разговор с родителями о домашних занятиях целесообразно продолжить рассказом о подготовке места занятий физическими упражнениями. Хотя в школе учащимся и объясняют, какие требования предъявляются к местам занятий, многое зависит от родителей, Дети младшего школьного возраста еще недостаточно самостоятельны.

Домашние задания в младших классах – это комплексы простых упражнений, и оборудование мест для занятий особой сложностью не отличаются. Но ребенка легче заинтересовать физическими упражнениями и регулярными занятиями, если оборудовать «домашний стадион», подобрать – сделать или купить – специальные снаряды и тренажеры. Это могут быть подвешенная трапеция, укрепленная в дверном проеме перекладина, гантели, Эспандеры, массажеры. При этом очень важно, чтобы на снарядах занимались, например, подтягиванием на перекладине не только дети, но и взрослые члены семьи. Родителям следует проявить воображение и выдумку, тем более, что в итоге все хлопоты окупятся улучшением здоровья детей, повышением их работоспособности и успеваемости.

Контроль и страховка – это не только физическая поддержка и показ правильного выполнения упражнения. Это еще и полезные советы, иногда совместные с ребенком обсуждения техники выполнения упражнения или отдельных элементов. Уточнить можно и развитию каких функций или физических качеств способствует то или иное упражнение. Это относится к области так называемой психологической страховки ребенка, когда взрослые формируют у него правильное отношение к выполняемой работе, позволяющее не бояться нагрузок, преодолевать неуверенность в своих силах.

Все усилия учителя могут оказаться напрасными, если родители не осознают сказанное им  и не создают ребенку условий для рационального режима дня, чередования труда, отдыха, физических упражнений, сна.

С первых дней школьной жизни первоклассники родителям необходимо следить за соблюдением детьми режима дня, режима питания. Это все влияет на состояние организма школьника, формирует привычки и образ жизни(35)

Опубликован проект основных положений концепций очередного этапа расформирования системы образования. Это обстоятельный документ, который раскрывает: содержание трех прошедших этапов реформы образования: 1987-1989, 1990-1992 и 1993-1997 гг., направления нового, инновационного, технологического этапа (его проектно-экспериментального- с 1998 по 2000г и внедренческого-с 2001 по 2008г. – периодов), первоочередные меры по стабилизации социально-экономического положения в системе образования. Большое внимание уделено решению задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. Этой теме посвящен специальный раздел – Образование и здоровье.

Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье: 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания: за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с заболеваниями органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных силах. Подобное состояние здоровья результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но и ряда педагогических факторов, Одним из них является массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей. Комплекс мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, должен включать такое направление, как создание системы и механизмов общественной поддержки реализации федеральной программы «Образование и здоровье», оценка ее результатов с помощью средств массовой информации, общественных и профессиональных организаций в целях формирования культуры здорового образа жизни в обществе (циклы телевизионных и радиопрограмм, издание популярной литературы для родителей, поддержка общественных объединений и движений и т.д.(9))

Многое меняется для маленьких, впервые пришедших в школу. Иным становится двигательный режим, возрастает умственная, а также статическая нагрузка. Играют дети чаще всего в больницу, магазин, школу. В общем двигаются они мало, значительное время пребывают в однообразной позе. Очень важно в данный момент принять меры для профилактики последствий неблагоприятного воздействия на ребенка изменившихся условий жизни.

Чтобы преуспеть в этом отнюдь не простом деле, необходимо наладить тесное сотрудничество школы и родителей. Родители должны понять, что и теперь вниманию физического воспитания детей они обязаны уделять не меньше, чем в первые годы их жизни. Целесообразно провести с родителями соответствующие консультации, разъяснить им, как организовать для детей активный отдых, правильный двигательный режим, какие средства физического воспитания следует использовать, как обеспечить профилактику нарушений осанки. Можно рекомендовать проводить игры и физкультминутки(10)

Поступление ребенка в школу – это, по сути дела, его переход из детства во взрослую жизнь. Многие психологи характеризуют данный период жизни ребенка как кризисный. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений, родителями и учителями начальной школы стоит общая цель – организация жизни и деятельности ребенка 6-7 летнего возраста таким образом, чтобы он безболезненно, плавно, адекватно реагируя на изменения в его жизни, смог освоить для него статус школьника. Обеспечение психологической и физической готовности детей к школе как необходимой предпосылки умственного обучения – одна из основных задач родителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6