Исследование влияния физкультурного образования родителей на формирование физкультурного образования...
Растущий организм ребенка требует огромного количества движений для
своего развития. 50-60% времени в режиме дня должно отводиться двигательной
активности. Восстановительные процессы в организме ребенка проходят очень
быстро. Поэтому дети могут выполнить работу большего объема, чем взрослые.
Значит, упражнения должны быть интенсивными, но кратковременными (20-40сек), с
небольшим отдыхом, а все основные упражнения должны занимать не более 20-30
мин. занятий. В конце урока целесообразно оставлять время на самостоятельную
работу, что еще больше расширяет познавательный интерес к физической культуре.
Значение начальной школы в познании культуры физической переоценить
невозможно. Оно определяет отношение к своему здоровью на всю последующую
жизнь. И здоровье, и культура начинается с детства.(45)
Родители школьников разных возрастных групп.
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким,
однако они частот забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в
первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо достижения
определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым.
Для того, чтобы школьник физически развивался необходимо родителям знать
как организовать занятия физическими упражнениями.
С возрастом, следует увеличить время занятий физической культурой, так в
младших классах на задания по физкультуре отводится 30-35 мин., но с
последующим классом время повышается на 5 мин. (2)
В семье важное событие: ребенок пошел в школу. Исследования показывают,
что успехи школьника в физическом развитии во многом определяет четкое
соблюдение режима.
Чтобы правильно выбрать для школьника необходимый двигательный режим,
организовать занятия физической культурой и спортом, родители должны хорошо
знать особенности развития и возможности детей.
И, конечно, первая задача – приучить детей к новому режиму дня. До
школы жизнь ребенка шла по определенному расписанию – естественно сложившемуся
или установленному родителями.
В старших классах школьникам ежедневно необходимо уделять внимание
целенаправленной двигательной деятельности не менее 1 часа. Связь учителя
физической культуры с родителями осуществляется через «дневник здоровья», т. к.
на родительском собрании учитель физкультуры может сделать всего лишь краткий
анализ деятельности учеников, поэтому надо регулярно проводить индивидуальные
консультации с родителями школьников разных возрастных групп. (48)
И кто, как не родители,
призваны принять активное участие в решении проблемы физического воспитания
детей. Как правило родителям известны принципы воспитания здорового
школьника. Если и возникают вопросы, ответы можно найти в популярной
литературе. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а
формируется с ранних лет прежде всего внутри семьи.
Многие, особенно взрослые, люди не приобщаются к спорту потому что,
считают: им – де негде заниматься. Стадиона или спортивной площадки во дворе
нет, и разминаться перед подъездом, на глазах у соседей неловко. Но давайте
спросим себя: а кто же нам мешает исправить положение – собраться, позвать
детей и дружно, сообща, своими собственными руками соорудить во дворе
спортивную площадку, где и старшим места хватило бы для занятий, и ребятишки
младшего школьного возраста могли бы летом играть в футбол, баскетбол,
пионербол, а зимой кататься с горок, бегать на коньках? Этим примером можно было
бы подтолкнуть школьников к занятиям физической культурой. Но даже если их пока
нет, это не преграда для приобщения детей к спорту. Многие упражнения легко
выполняются в квартире, даже бегать можно дома, естественно при открытом окне.
Время для занятий надо обозначить в распорядке для школьника.
Конечно, приучить себя к ежедневной двигательной нагрузке нелегко даже
взрослому. Школьнику тем более.
Родителям надо помогать детям подобрать для начала те упражнения или
спортивный снаряд, которые им больше всего по душе. А когда человеку нравится
что-либо делать, тогда его не остановят никакие преграды, он легко будет
преодолевать все новые и новые рубежи.
Если родители видят, что у школьника возрастает интерес в выполнении
физических упражнений, он регулярно занимается физкультурой, то следует
поощрять его. В оборудовании «домашнего стадиона» нужно использовать всю
фантазию и воображение, т. к. главная цель в дальнейшем будет достигнута, а это
– улучшение здоровья детей, повышение их работоспособности, успеваемости.
Существуют методы семейного воспитания как способы, с помощью которых,
родители воздействуют на формирование физических качеств школьника.
Убеждение – важнейший метод
воспитания. Формы использования убеждения в физическом воспитании школьников:
этическая беседа, рассказ, наставление. Поощрения и наказания, их
психологическое воздействие и воспитательное влияние. Виды поощрений и
наказаний: недопустимость использования в воспитании физических наказаний и
мер, унижающих достоинства ребенка.
Более полное физическое развитие детей возможно при использовании
оборудования спортивной площадки во дворе, если есть возможность установить
«стадион» дома. У ребенка появляется интерес к занятиям физическим упражнениям
и этот интерес часто сохраняется на всю жизнь. Родителям первоклассников
рекомендуется вести дневник, который необходимо проверять учителю физкультуры.
И все же, чтобы выйти с ребятами на спортивную площадку, надо сделать
немалое усилие, прежде всего над собой.
Ведь на нас будут смотреть не только детские глаза, которые все
подмечают. Здесь важно все: и внешний подтянутый вид и обращение с ребятами. И
конечно физическая подготовка и знание игр. Даже не обязательно знать все
тонкости этих игр, просто надо попробовать встать на одну ступеньку с детьми.
Таким образом можно вывести, что важным фактором приобщения ученика к
систематическим занятиям физической культурой является создание «домашнего
стадиона». [47]
Любое движение активизирует
дыхание ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим следует
отдавать предпочтение занятиям на свежем воздухе, в том числе и зимой, когда
при выполнении упражнений усиливается снабжение крови кислородом и можно
вдохнуть свежий воздух. Родителям следует знать, что только дождь и ветер могут
быть помехой для занятий на улице.
Помещение, где родители и дети
занимаются, всегда следует хорошо проветрить, обязательно открывать окна, а
зимой хотя бы форточку. Нельзя заниматься на кухне, где воздух засорен запахами
пищи, сохнущего белья и т.п. Помещение должно быть чистым, хорошо освещенным и
относительно теплым (16-180). В целях безопасности необходимо
родителям убрать те предметы, которые мешают двигаться или могут разбиться.
Родители должны следить за тем, чтобы дети не бегали и не прыгали на мостовой,
на бетоне: свод стопы у детей только формируется и поэтому требует эластичной
подкладки, а ни в коем случае не твердой.
К сожалению в современных
квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому
родителям следует создать все необходимые условия, покупать разнообразные
игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье
склонны покупать дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка
игрушки. В связи с этим родители должны помнить: чем лучше они научат ребенка
радоваться движению и пребыванию на природе, и чем меньше избалуют его
комфортом, который порождает лишь бездеятельность и лень, тем лучше подготовят
его к самостоятельной жизни.
1.3 Взаимодействие школы и
семьи по вопросам физического воспитания.
Решить вопросы всестороннего
физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными
усилиями родителей и работников школьных учреждений, Координация воспитательной
работы, проводимой в семье и школе, одна из важнейших задач педагогического
коллектива.
Для этого необходимо:
·
совершенствовать
воспитательно-образовательную работу с детьми на основе «Программы и
воспитания».
·
внедрять новые формы и
методы работы с семьей;
·
устанавливать единые
требования к процессу физического воспитания ребенка в семье;
·
усиливать связь между
повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в школе и
воспитанием ребенка в семье, прежде всего различных поручений, заданий, которые
дети должны выполнять дома вместе с родителями;
·
усиливать личный пример
взрослых членов семьи в физическом воспитании школьников;
·
изучить положительный
опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей;
·
строить всю работу на
основе взаимопомощи педагогов и родителей.
Составляется план работы,
включающий различные ее формы для каждой категории работников школы и
родителей. Наряду с использованием традиционных форм работы (консультация,
собрание, день открытых дверей и т.д.), для оказания помощи родителям мы
проводим практикум «Закаливание детского организма и профилактика нарушения
осанки». Кроме того, практикуем также нетрадиционные формы работы с семьей, как
демонстрация опыта семейного воспитания на итоговой родительской конференции.
Составить перспективный план не
столь трудно, важнее продумать, как его реализовать. В сентябре проводится
общее родительское собрание на тему: «Физкультурно-оздоровительная работа». В
октябре учителя проводят групповые собрания на эту же тему. На которых задача
конкретизируется с учетом возрастных особенностей детей. На этих собраниях врач
рассказывает о физическом развитии детей и состоянии их здоровья, а
преподаватель о физической подготовленности на основании данных
контрольно-учетных занятий. Это повышает эффективность совместного с родителями
обучения общих для семьи и школы проблем физического воспитания детей. (1)
Родительские собрания - наиболее распространенная и
эффективная форма работы с родителями, однако результативность ее зависит от
многого. Иногда от первого собрания, от первой встречи зависят авторитет
учителя, мнение родителей о его возможностях, профессиональном уровне,
культуре. И собрание может завязать прочный узелок дружбы между учителем,
родителями и детьми на долгие годы.
Учителю надо прежде всего
попытаться сформировать у взрослых правильное отношение к двигательным занятиям
детей, Нередко на словах взрослые вроде бы и не против физической культуры и
спорта, но практических шагов для определения ребенка в спортивную секцию ил
организацию его самостоятельных шагов не предпринимают, убеждая себя, что и в
школе и дома дети перегружены уроками по другим предметам.
Совместные занятия родителей с
детьми в немалой степени содействуют духовному сближению старших и младших
членов семьи, помогают их взаимопониманию.
При первых же встречах с
родителями учеников следует стремиться к правильной ориентации взрослых на
занятия физическими упражнениями, к истиной оценке предмета «Физическая
культура». Важно убедить родителей, что по своей значимости наш предмет не
уступает другим дисциплинам, изучаемых в школе.
Очень важная проблема –
домашние занятия по физической культуре. С первого класса при хорошей системе
занятий и проверок формируется привычка к систематическим занятиям. На
выполнение занятий ежедневно отводится не менее 15-20 мин. Родители должны
знать, что объем и интенсивность заданных упражнений учитель подбирает
индивидуально в зависимости от подготовленности школьника и состояния его
здоровья, и контролировать эти «уроки» следует не менее строго, чем по
математике и чтению.
Разговор с родителями о
домашних занятиях целесообразно продолжить рассказом о подготовке места занятий
физическими упражнениями. Хотя в школе учащимся и объясняют, какие требования
предъявляются к местам занятий, многое зависит от родителей, Дети младшего
школьного возраста еще недостаточно самостоятельны.
Домашние задания в младших
классах – это комплексы простых упражнений, и оборудование мест для занятий
особой сложностью не отличаются. Но ребенка легче заинтересовать физическими
упражнениями и регулярными занятиями, если оборудовать «домашний стадион»,
подобрать – сделать или купить – специальные снаряды и тренажеры. Это могут
быть подвешенная трапеция, укрепленная в дверном проеме перекладина, гантели,
Эспандеры, массажеры. При этом очень важно, чтобы на снарядах занимались,
например, подтягиванием на перекладине не только дети, но и взрослые члены
семьи. Родителям следует проявить воображение и выдумку, тем более, что в итоге
все хлопоты окупятся улучшением здоровья детей, повышением их работоспособности
и успеваемости.
Контроль и страховка – это не
только физическая поддержка и показ правильного выполнения упражнения. Это еще
и полезные советы, иногда совместные с ребенком обсуждения техники выполнения
упражнения или отдельных элементов. Уточнить можно и развитию каких функций или
физических качеств способствует то или иное упражнение. Это относится к области
так называемой психологической страховки ребенка, когда взрослые формируют у
него правильное отношение к выполняемой работе, позволяющее не бояться нагрузок,
преодолевать неуверенность в своих силах.
Все усилия учителя могут
оказаться напрасными, если родители не осознают сказанное им и не создают
ребенку условий для рационального режима дня, чередования труда, отдыха,
физических упражнений, сна.
С первых дней школьной жизни
первоклассники родителям необходимо следить за соблюдением детьми режима дня,
режима питания. Это все влияет на состояние организма школьника, формирует
привычки и образ жизни(35)
Опубликован проект основных
положений концепций очередного этапа расформирования системы образования. Это
обстоятельный документ, который раскрывает: содержание трех прошедших этапов
реформы образования: 1987-1989, 1990-1992 и 1993-1997 гг., направления нового,
инновационного, технологического этапа (его проектно-экспериментального- с 1998
по 2000г и внедренческого-с 2001 по 2008г. – периодов), первоочередные меры по
стабилизации социально-экономического положения в системе образования. Большое
внимание уделено решению задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. Этой
теме посвящен специальный раздел – Образование и здоровье.
Состояние здоровья детей России
вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов около 90% детей имеют
отклонения в физическом и психическом здоровье: 30-35% детей, поступающих в школу,
уже имеют хронические заболевания: за годы обучения в школе в 5 раз возрастает
число детей с заболеваниями органов пищеварения: до 80% юношей призывного
возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных силах.
Подобное состояние здоровья результат длительного неблагоприятного воздействия
не только социально-экономических и экологических, но и ряда педагогических
факторов, Одним из них является массовая безграмотность родителей в вопросах
сохранения здоровья детей. Комплекс мер, направленных на охрану и укрепление
здоровья детей, учащихся и студентов, должен включать такое направление, как
создание системы и механизмов общественной поддержки реализации федеральной
программы «Образование и здоровье», оценка ее результатов с помощью средств
массовой информации, общественных и профессиональных организаций в целях
формирования культуры здорового образа жизни в обществе (циклы телевизионных и
радиопрограмм, издание популярной литературы для родителей, поддержка
общественных объединений и движений и т.д.(9))
Многое меняется для маленьких,
впервые пришедших в школу. Иным становится двигательный режим, возрастает
умственная, а также статическая нагрузка. Играют дети чаще всего в больницу,
магазин, школу. В общем двигаются они мало, значительное время пребывают в
однообразной позе. Очень важно в данный момент принять меры для профилактики
последствий неблагоприятного воздействия на ребенка изменившихся условий жизни.
Чтобы преуспеть в этом отнюдь
не простом деле, необходимо наладить тесное сотрудничество школы и родителей.
Родители должны понять, что и теперь вниманию физического воспитания детей они
обязаны уделять не меньше, чем в первые годы их жизни. Целесообразно провести с
родителями соответствующие консультации, разъяснить им, как организовать для
детей активный отдых, правильный двигательный режим, какие средства физического
воспитания следует использовать, как обеспечить профилактику нарушений осанки.
Можно рекомендовать проводить игры и физкультминутки(10)
Поступление ребенка в школу –
это, по сути дела, его переход из детства во взрослую жизнь. Многие психологи
характеризуют данный период жизни ребенка как кризисный. Поэтому перед
педагогами дошкольных учреждений, родителями и учителями начальной школы стоит
общая цель – организация жизни и деятельности ребенка 6-7 летнего возраста
таким образом, чтобы он безболезненно, плавно, адекватно реагируя на изменения
в его жизни, смог освоить для него статус школьника. Обеспечение
психологической и физической готовности детей к школе как необходимой
предпосылки умственного обучения – одна из основных задач родителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|