бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование влияния физкультурного образования родителей на формирование физкультурного образования... бесплатно рефераты

В реальной же культуроведческой практике всё ещё преобладает односторонний подход к предмету воспитания – человеку. Специалисты – культуроведы акцентируют внимание чаще всего на социокультурной стороне личности человека, а специалиста в области физической культуры – на самотопсихической. В результате теоретики – культуроведы до сих пор часто не включают физическую культуру в общую культуру, а специалисты физической культуры слабо используют в своей деятельности теоретические разработки общей теории культуры. И в том, и в другом случае явственно просматривается разрыв целостности и единства человека, всех его проявлений, что, несомненно, приводит к издержкам в воспитательном процессе и негативно сказывается на всестороннем развитии личности.

Всестороннее развитие личности чаще всего рассматривается как идеал, где физическое совершенство является её неотъемлемым компонентом, которое целесообразно рассматривать, однако не с позиций среднестатистических норм физического развития, а в связи с удовлетворением личных потребностей занимающихся с прогрессом их физического развития, как мотив физкультурной деятельности личности. В связи с этим важно заострить внимание на понятиях «культура личности», рассматриваемом как базовое по отношению к понятию «всестороннее  развитая личность», а также «физическая культура личности».

Физическая культура личности это область общей культуры человека представляющие собой качественное, системное, динамическое состояние характеризующиеся определенным уровнем социальных знаний физкультурного совершенства, мотивационно ценностных ориентаций и социально духовных ценностей приобретенных в результате воспитания, образования и интегрированных в деятельность, культуру образа жизни, духовности психофизическое здоровье.

Следовательно, роль физической культуры во всестороннем развитии личности тесно связана со всеми её структурными компонентами. Это далеко не просто физическое совершенствование человека как результат его занятий физическими упражнениями, но творческое отношение к своей личности, где духовная сторона играет определяющую роль.

Таким образом, физическая культура связана с формированием целостного человека во всей полноте его сущностных сил. Именно сквозь призму человеческого измерения данное явление раскрывает свои универсальные потенциальные возможности в совершенствовании каждой личности и общества в целом.[28]


1.2                   Физическая культура в семье.

Культура семейных отношений и физическая культура – нерасторжимое единство, звенья одной цепи. Совместные занятия физкультурой и спортом укрепляют силы «внутреннего притяжения», увеличивают «потенциал доверия» семьи. Физкультура и спорт – это та сфера, которая раскрепощает родителей и детей, уменьшает дефицит их общения, прививает иммунитет против вредных привычек.

Очень значительную, но к сожалению, часто недооценивающую роль в стабилизации и гармонизации семьи играют физкультура и спорт.

В совместных семейных занятиях физкультурой кроются огромные возможности и для повышения воспитательного потенциала семьи, улучшения отношений родителей со своими детьми.

Физкультура и спорт раскрепощают родителей и детей, увеличивают «потенциал доверия» семьи. При этом исчезают, становятся как бы незаметными естественные различия во взглядах на жизнь, обусловленных возрастом.

Нередко дети испытывают дефицит общения с родителями. Физкультура и спорт – это та сфера, где во-первых, этот дефицит к обоюдной пользе уменьшается. Во-вторых, именно здесь родители (особенно отец, чей традиционный авторитет в современной семье пошатнулся) всегда будут образцом для ребенка. Втянув «наследника» или «наследницу» в мир физического воспитания, родители «прививают» ему иммунитет против никотина, алкоголя и других вредных привычек, возбуждают как бы ценную реакцию, которая приведет в будущем к появлению здоровых внуков.

Бодрящая прогулка или пробежка, загородный поход или «лыжный десант» - наилучшие возможности «все семейного досуга». Часто жена, которая жалуется на недостаток внимания со стороны мужа и нехватку времени на общение с детьми говорит: “…Ну, вы идите на пробежку, а я пока обед вам приготовлю”. Но лучше сделать по другому: всем вместе пробежаться, а потом также всем вместе сделать домашние дела. Эмоциональный заряд, получаемый от совместных занятий физкультурой и спортом, расходуется всегда позитивно. Чувство товарищества и взаимной симпатии хорошо знакомо спортсменам – членам общей команды или секции. Нечто подобное, только на более высоком уровне, возникает и в спортивных семьях. Совместный физкультурный досуг в значительной мере «снимает» проблему распределения семейных делю семья как бы превращается в бригаду, принцип которой «вместе работать – вместе отдыхать». [43]

Культура семейная и физическая – нерасторжимое диалектическое единство. Культура физическая – составная часть семейной. Пронизывая собой все сферы отношений, физкультура и спорт поднимает их на более высокую ступень.

О том, что здоровье детей России последние годы явно ухудшается, говорится часто. Причины перечисляются разные, и чем хуже условия для физического развития растущего детского организма, тем шире и многограннее должны быть меры, помогающие уберечь ребенка от болезней

Система оздоровления и физического развития долгие годы замыкалась на школе, пионерском лагере, спортивной школе. Родители, как правило, радовались достижениям своего чада, на многочисленных соревнованиях, да с гордостью поглядывали на значок ГТО. Теперь роль родителей стала другой: школа уже нуждается не в единомыслии и понимании, а в приходе здоровых учеников, которые обязаны усваивать всё, что положено по утвержденным стандартам. Дома положено обеспечивать ребенку здоровый образ жизни – приучать к закаливающим процедурам, разумному распорядку дня, по возможности обеспечивать здоровое разнообразное питание, а нередко и дополнительные занятия. Вся подготовка к школьной жизни стала много сложнее, чем была 10 – 15 лет назад, и ребенок, и безусловно, родители должны знать и уметь гораздо больше, чем требовалось раньше. Только при полном единении родителей, школьных учителей, медицинских работников ещё  можно надеяться, что процент детей с отклонениями в здоровье не будут стремительно расти из года в год, от класса к классу.

В связи с трудностями родители всё меньше времени уделяют детям, а у тех кто это время находит, зачастую не хватает знаний и опыта для правильного воспитания ребенка. Большую ошибку совершают родители, если они стараются уберечь своё дитя от физических нагрузок, спрятать от влияния окружающей среды, тем самым замедляя адаптацию ребенка к жизненным условиям, что замедляет и физическое и умственное развитие. При любом, самом малом проявлении заболевания часто бегут к врачу, пытаются лекарством «победить» болезнь, забывая, что самое лучшее средство против болезни – движение и закаливание, здоровый образ жизни. Конечно, в случае заболевания врачебный контроль и уход необходимы, но, как правило, врачи борются с проявлениями болезни, а не с причиной её возникновения. Ограничение ребёнка в движении, желание избавить от физических нагрузок – прямой путь к ухудшению его здоровья, так как тормозится развитие организма. Понятие гиподинамия (дефицит усилий) в наше время связывается уже не столько с представителями старшего поколения, сколько с детьми, даже самого раннего возраста. Родители, бабушки и дедушки в постоянном общении с детьми могут значительно увеличить двигательную активность ребенка без особых затрат времени и сил. Надо только не забывать об этой важной задаче и проявить выдумку и терпение. Не следует упускать время, отведенное самой природой на формирование определенных физических качеств. Надо своевременно помочь ребенку [45]

Практика показывает, что родители должны владеть педагогико – техническим контролем за физическим состоянием ребенка на последующих после рождения этапах жизни. Они должны быть доступны для понимания родителей, достоверно отражать соответствующие уровни развития ребенка, выполнимые в домашних условиях. Родители должны располагать необходимым объемом знаний для укрепления здоровья своего ребенка через наиболее эффективные средства окружающей среды, сил природы, гигиенических факторов и физических упражнений. Это тем более важно, что существенным фактором, обеспечивающим глубокие преобразования организма ребенка с самых разных периодов его возрастного развития, является мышечная деятельность.[42]

Родители должны осознать важность знаний приемов страховки и мер безопасности детей. Упражнения, предназначенные для домашних заданий, как правило, несложны, но все же травмы не исключены, особенно для учащихся младшего возраста. Они ещё не обладают в достаточной мере ловкостью и координацией. Владение приемов страховки тем более необходимо, если площадь для занятий чиста и можно ударится о предметы домашней обстановки.

Родители должны иметь представление о методах страховки. Хотя  дети получают такие знания на уроках физической культуры, желательно, чтобы и дома им напоминали о её необходимости [35]

Педагогический коллектив школы №1 Губахи, Пермской области возглавляет З. А. Кожукова, чей высокий профессионализм, широкий кругозор, творческий подход помогают оперативно решать встающие перед родителями задачи. Созданы оптимальные условия для всестороннего развития ребят. Организована пропаганда педагогических знаний среди родителей, для чего используются анкетирование, результаты которого анализируются, и намечаются вопросы для обсуждения за «круглым столом». Ежемесячно проводятся заседания дискуссионного клуба для родителей, которым предлагается заранее познакомится с литературой по определенной тематике. Родители постоянно обмениваются положительным семейным опытом. Приобретению необходимой детьми смекалки способствуют проводимые КВН.

Активно работает родительский комитет, члены которого контролируют питание детей, посещают неблагополучные семьи, беседуют с родителями и т.д. Для родителей организованны кружки «Обучение игре в шахматы». «Умелые ручки».

Опыт работы с родителями, одобренный на совещании директоров школ и заслуженный на научно-практической конференции широко внедряется в практику школьных учреждений города. Высокий профессионализм и увлеченность работой помогает педагогическому коллективу, возглавляемому З.А. Кожуковой, быть одним из лучших среди школьных учреждений города. Родители с удовольствием приводят в эту школу своих детей.

В школе г. Перми проведение «Семейных стартов» стало традицией. Они организуются уже в течении 3-х лет. Таким образом, дети могут проявить себя в различных видах спорта, усвоить различные упражнения, способствующие увеличению двигательной активности.

 «Семейные старты», кроме того, позволяют и взрослым и детям раскрепоститься, учат  их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, в конечном счете сплачивают семью.

Итоги за год проводятся на конференцию для родителей. И ее проведению были приурочены выставки «Нестандартное оборудование в работе с детьми» (изготовленные самими родителями) и т. д.

До начала конференции родители имели возможности получить в консультационных пунктах советы по подбору фасонов детской одежды, закаливанию, питанию, проведению утренней гимнастики и т. д.

 Конференция, посвященная проблемам физического воспитания детей, проводится в форме телевикторины «Что, где, когда?». За игровым столом сидят родители, имеющие положительный семейный опыт и воспитания. Заранее готовятся конверты с различными по содержанию вопросами. «Каким образом вы организуете дома игры и занятия детей со спортивным инвентарем и оборудованием?» «Какие вы знаете русские народные подвижные игры?» и т. д. Ответы на некоторые вопросы предполагали и выполнение различных практических заданий: продемонстрировать игры со спортивными атрибутами, выполнить комплекс домашней утренней гимнастики и т. д. С особым интересов родители принимают участие в конкурсах: «Кто быстрее построит палаточный город из бумаги?», «Кто больше придумает интересных блюд для обеда в походе?», «Кто больше знает туристических песен?» и т. д. ; делились опытом организации прогулок, походов в выходные дни. (1)

 Шестилетняя Варя Акулова – Вундеркинд от тяжелой атлетики.  В пауэрлифтинге она поднимает тяжести, суммарный вес которых составляет 138кг. Как отмечает газета «Факты» Варя, чей рост 126 см, а вес 25 кг, по несколько часов в день ворочает тяжелые гири, которые вряд ли по плечу большинству взрослых женщин. Да и для некоторых  мужчин они могут оказаться неподъемными. Врачи же не отмечают же никаких отклонений в здоровье девочки. Варя продукт воспитания своего отца, силового жонглера. Тренировки начались с младенчества. По мнению отца, для полного раскрытия таланта Вари необходимо 5-10 лет. (15)

   Развитие науки и техники привело к снижению двигательной активности людей, что стало отрицательно сказываться на их здоровье. В наши дни эта проблема особенно остра: по последним данным только 3-х учащихся, окончивших школу, здоровы. Экологическая обстановка на грани катастрофы, и в этом одна из причин  врожденных и приобретенных болезней у детей.

 Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее  особенно важно  в младшем школьном возрасте, когда начали и формируются все основные системы и функции организма.

   Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода заболеваний. Следовательно, движение – это эффективнейшее лечебное средство.

 По мнению психологов, маленький ребенок-деятель. И деятельность его выражается прежде всего в движениях.

  В дошкольном и младшем школьном возрасте (5 – 9 лет) полезны все упражнения, развивающие координацию, гибкость, силу (умеренно) и меньше выносливость.

  В школе на уроках физической культуры координация движений развивается множеством упражнений, начиная с простейших: ходьба по гимнастическому бревну или скамейке (высота 30-40 см), стойка на носках (20-40 сек), руки вверх, глаза закрыты и т. д. Почти все они могут выполняться ребенком и дома, во время прогулок и игр.

  В младшем школьном возрасте упражнения на гибкость дают замечательные результаты, а гибкость (конечно, при постоянных занятиях) остается на всю жизнь. Особое место нужно отводить гибкости позвоночника – «ствола жизни».

  Сейчас не многие молодые люди могут похвалиться безупречной работой своих суставов. Упражнения на гибкость в сочетании с силовыми упражнениями  ускоряют обменные процессы, что особенно важно для растущего организма ребенка.

   В школе на уроках гибкость развивается с помощью как динамических, так и статических упражнений (их сейчас принято называть стретчинг). По такой схеме: принимается то или иное положение, при котором чувствуется достаточное растягивание мышц и связочного аппарата, и это положение удерживается от 20 до 60 сек., после чего следует отдых 10 сек. Смысл стретчинга в том, что упражнения выполняют не один раз, а сериями по 5-6 повторений. Этим методом достигаются сразу две цели: увеличивается и гибкость, и силовые показатели групп мышц.

   Сочетать на уроке упражнения на развитие гибкости и силы удобнее всего при – круговом методе занятий. Конечно, круговой метод требует четкой организации урока и сложен для учителя, но моторная плотность урока приближается к 100%.Все ученики работают одновременно. II-III класса за 25 мин. Успевают пройти 4-5 кругов из 10-12 упражнений (время на упражнение 30-40 сек., на отдых 10-15 сек.).

  Скоростно-силовые качества в этом возрасте можно развивать успешно, так как это физиологически благоприятный период. Обязательно в урок включаются прыжки на одной, обеих ногах, на месте, толчком одной и обеими ногами с места в длину и высоту.

 Выносливость – способность длительное время выполнять то или иное двигательное действие, не свойственна детям младшего школьного возраста. Основное упражнение, позволяющее добиваться хороших результатов в выносливости – длительный легкий бег. Упражнение простое, но нужно четко определить время выполнения. Мы используем на уроках в 1 классе 4-5 мин. В начале урока, 1-2 мин. В конце урока; во 2 классе – соответственно 5-7 и 1-2 мин.; в 3 классе 7-8 и 1-2 мин.

   Скоростные качества в начальной школе проявляются довольно слабо, но в возрасте с 6 до 9 лет быстро формируются способности выполнять движения с максимальной  частотой. Конечно, скоростные качества в большей мере заложены от рождения, но если не упустить возраст их формирования, то и скоростные качества возможно развить до высокого уровня.

 С 1 класса на уроках физической культуры необходимо научить детей технически правильному выполнению упражнений, чтобы ошибки не переросли в навык. При двух уроках в неделю дети в большинстве своем успевают забыть многое из того, что было на предыдущем уроке. Это положение требует своего решения. Первое, самое очевидное – каждодневные занятия в школе. Увы, пока это невозможно по ряду причин (в нашей школе проблема начинает решаться: у нас три урока физической культуры).

   Второе – это выполнение упражнений стандартно-повторным методом, т. е. Использование на протяжении нескольких уроков одних и тех же упражнений до полного усвоения движений.

  Очень важно, особенно с 1 класс, когда ребенок эмоционально открыт для познания и стремится всему научиться, добиться, чтобы домашнее задание по физической культуре и для детей, и для родителей стало таким же обычным делом, как и по другим предметам. Выполнение дома упражнений и заметно влияет на самосознание ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6