бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование занимательных игр в развитии познавательного интереса младших школьников на уроках математики бесплатно рефераты

Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.

Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.

В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить. чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи. [13;с.56]

В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).

Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. В начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показывают наблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

В работе при обучении учащихся, большое внимание необходимо уделять нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач учащиеся легко отыскивают с помощью составление таблицы или схемы. Приведу пример такой задачи, которую можно предложить ученикам 1 класса: «Игорь грустнее Жени, Женя грустнее Севы. Нарисуй лица мальчиков».

Вот еще несколько заданий на развитие логического мышления: «Ошибки-невидимки».

На доске записано несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Задача учащихся, ничего не стирая и не зачеркивая, сделать ошибку «невидимой».

Возможные варианты выполнения задания учащимися:

20<20 6=5

а) 20<200 а) 6=5+1

б) 20<20+8 б) 11 – 6 =5

Представленные задания вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес должен лежать в основе обучения младшего школьника.

При изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 10» использовались нижеперечисленные игры. При этом учебный процесс осуществлялся в соответствии со следующими этапами: ознакомление, повторение, закрепление изученного материала. Приведем конспекты нескольких уроков с использованием этих игр.

Тема урока: «Перестановка слагаемых»

Цель урока: Познакомить детей с переместительным свойством сложения.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

2. Повторение изученного.

У. Послушайте внимательно тексты загадок-обманок, сочиненных современным детским поэтом Марком Шварцем. Отгадайте, кто пришел сегодня к нам на урок.

Клубком свернулся – ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий… (Еж.)

- Ребята, ежик просит вас сосчитать от 1 до 10 через одно и два числа.

Дети выполняют задание.

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (Медведь)

- Ребята, косолапый мишка тоже хочет дать вам задание. Выполним его?

Д. Да

У. Сосчитайте от 10 до 1 через одно и два числа.

Дети выполняют задание.

У. На заборе поутру

Кукарекал… (Петух.)

- Петушок приготовил вам задание посложнее. Сосчитайте от 1 до 20 и от 20 до 1.

Дети выполняют задание.

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая… (Белка.)

- Ребята, белочка приготовила для вас игру, которая называется: «Считай верно»

Цель игры: формирование навыка табличного сложения и вычитания в пределах 10 и умения пользоваться терминами «слагаемое», «сумма».

Оборудование: у учащихся карточки с числами от 0 до 9.

Описание игры: перед каждым учеником разложены в любом порядке лицевой стороной вверх карточки с числами от 0 до 9. Учитель читает выражение. Ученики, решив его, ищут карточку с ответом и переворачивают ее лицевой стороной вниз. Учитель дает 6-7 примеров с различными ответами.

- Найди сумму чисел 5 и 4.

- На сколько 6 больше 3?

- К 4 прибавь столько же.

- Увеличь 3 на 4.

- Первое слагаемое равно 2, второе – 3. Чему равна сумма?

- 5 плюс 1.

- А теперь проведем проверку. Те, у кого остались не перевернутыми карточки с числами 0,1,2 и 4 правильно справились с заданием.

У. Молодцы ребята, вы выполнили задания героев загадок.

2. Изучение нового материала.

У. - Все преграды одолев,

Бьет копытом верный… (Конь.)

- В цирковом представлении первым номеров выступали 5 лошадей.

На наборное полотно выставляются 5 предметных картинок с изображением лошадей.

- Сено хоботом берет

Толстокожий … (Слон.)

- После лошадей на арену цирка вышли 3 слона.

На наборное полотно выставляются 3 предметные картинки с изображением слонов.

- Как узнать, сколько всего лошадей и слонов участвовало в цирковом представлении?

Д. 5+3=8

У. В следующем представлении участвовали сначала слоны, а затем лошади. Как узнать, сколько слонов и лошадей участвовало в цирковом представлении?

Д. 3+5=8

У. Как одним словом назвать данные записи?

Д. Равенства.

У. Сравните равенства: чем они похожи, чем отличаются.

Д. Одинаковые слагаемые и сумма. Слагаемые поменяли местами.

3. Усвоение нового материала

4. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше, выше.

5. Повторение изученного.

6. Итог урока.

У. Что вы сегодня узнали нового. Что смогли для себя открыть?

Тема урока: «Решение примеров вида 6- , 7- »

Цель урока: Познакомить с приемом вычитания из чисел 6 и 7 на основе взаимосвязи сложения и вычитания.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы повторим пройденный материал, состав чисел 6 и 7.

- Посмотрите на «волшебное колесо» и подумайте, по какому правилу в нем расположены числа. (Сумма чисел, расположенных на любой прямой линии равна 8)



- Расположите числа в « волшебном колесе» так, чтобы сумма чисел, расположенных по любой прямой линии в первом колесе была равна 6, а во втором – 7.



6                                           7

 



3. Изучение нового материала

– Молодцы, с этим заданием вы справились и теперь можем приступить к изучению новой темы (проводится практическая работа),

4. Усвоение нового материала

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Угадайка»

5. Повторение пройденного материала

Для формирования навыка сложения и вычитания в пределах 10 детям была предложена игра «Математическая эстафета».

Дидактическая цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Оборудование: рисунки цепочек на доске:



Содержание игры:

- Ваша задача по одному от каждого ряда выйти к доске, выполнить указанные действия, заполнить пустые круги и передать эстафету (мел) следующему ученику из своей команды. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки и первой правильно закончит выполнение цепочки.

- Молодцы, каждая команда выполнила задание правильно, в этом вам помогло знание таблицы сложения и вычитания в пределах10.

6. Итог урока

- Вам понравился урок? Чем? Что нового вы открыли для себя?

Кроме таких уроков проводились уроки-путешествия. В уроках-путешествиях ненавязчиво закрепляется изученный материал, обогащается словарный запас, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. И главное - ни одного скучающего на уроке. Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания. Приводим конспекты таких уроков.

Тема урока: «Сложение и вычитание 1, 2» (закрепление)

Цели урока: Закрепить знание случаев сложения, вычитания с 1, 2.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Тема урока.

Учитель. Сегодня мы отправляемся в гости к героям разных сказок. Они хотят посмотреть, чему вы научились – умеете ли вы решать примеры, задачи. А как надо вести себя в гостях?

Дети. Громко не разговаривать, уважительно относиться к хозяевам…

У. Ребята, мы пойдем по сказочной улице, где в своих сказочных домиках живут герои мультфильмов. Отгадав загадку, вы узнаете, к кому первому мы отправляемся в гости.

Не артист, а голосист.

Не ездок, а шпоры у ног.

Кто это?

Д. Петушок!

У. Как вы думаете, в каком домике живет Петушок?

Д. В доме номер 1.

У. Петушок предлагает вам следующие вопросы и задания.

На доске прикреплен рисунок: петушок держит в клюве конверт с заданиями.

Задания.

1. Посчитайте до 10 в прямом и обратном порядке.

2. Игра «Молчанка».

Дидактическая цель:

формирование навыков сложения и вычитания 1,2.

Примеры даны на карточках:

1+1 2+2 3+1

5+1 6-2 8-1

9-1 4+2 9-2

Дети работают с кассой, показывают ответы.

У. А теперь, когда мы решили примеры, зашифрованные на листочке, продолжим игру так: Я буду задавать вопрос, а вы показывать ответ.

Какое число следует за числом 7?

Какое число стоит перед 6?

Какое число больше 3 на 2?

Какое число меньше 8 на 2?

Дети отвечают

- Давайте скажем Петушку спасибо, попрощаемся с ним и отправимся в гости к девочке, рост которой не больше дюйма. Догадались, кто это?

Д. Дюймовочка.

У. Правильно. Дюймовочка живет в доме номер 9. Мимо домов с какими номерами мы пойдем, если будем двигаться только по правой стороне улицы?

Д. Мимо домов с номерами 1, 3, 5, 7.

У. Дюймовочка предлагает вам решить пример 6+2 разными способами.

Д. К 6 прибавить 2; к 6 прибавить 1 и еще 1.

У. Какое действие мы должны выполнить, чтобы получить ответ?

Д. Сложение.

У. Назовите число, которое больше 6 на 2. Составьте с этими же числами пример на вычитание.

Д. 8-2=6

У. Скажем Дюймовочке до свидания и отправимся в домик под номером 4, где живет Баба Яга. Что нам надо сделать, чтобы найти этот домик?

Д. Перейти через дорогу.

У. А как вы будете переходить через дорогу?

Д. По пешеходному переходу. Сначала посмотрим налево, а на середине дороги – направо.

У. Баба Яга приготовила вам трудные задания. Она просит сравнить числа 8 и 5, 4 и 6.И спрашивает, почему 8 больше 5.

Д. Потому что в натуральном ряду чисел 8 стоит правее 5.

У. Почему 4 меньше 6?

Д. Потому что в натуральном ряду чисел стоит левее 6.

У. Кто знает, откуда появилась запись числа? Вам трудно ответить на вопрос, поэтому я расскажу эту историю.

Давным-давно числа записывались по-другому. В Египте, например, числа первого десятка обозначались количеством палочек: так число 3 - и т.д.

Греки и славяне цифры обозначали буквами, но, чтобы не путать их с обычными буквами, над ними ставили знак –

Десятичная запись числа была изобретена в Индии, потом ее переняли арабы, и от арабов она уже перешла к нам. Поэтому мы называем наши цифры арабскими.

- А теперь пойдем в гости в домик номер 2. Жалко, что дома никого нет, но нам оставили записку с заданием.

У детей на партах карточки с заданием: Соедини точки по порядку.



У. Соединив точки, мы получили рисунок. Что на нем изображено?

Д. Кусочек сыра.

У. Как вы думаете, кто мог погрызть сыр?

Д. Мышки.

У. Теперь вы знаете, кто живет в этом домике. Они предлагают вам такое задание: составьте задачу по картинке.

Д. На ветке сидели две белки, потом к ним прыгнула еще одна белка. Сколько всего стало белок на ветке?

У. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача.

Д. Условие и вопрос.

У. Назовите условие этой задачи.

Д. На ветке сидели две белки, к ним прыгнула еще одна белка.

У. Каков вопрос к задаче?

Д. Сколько всего белок стало на ветке?

У. Какое решение этой задачи?

Д. К 2 прибавить 1 получится 3.

У. А что такое 3?

Д. Это ответ.

У. Составьте две обратные задачи.

Ответы детей.

3. Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре –

Мышки дернули за гири.

Тут раздался страшный звон.

Побежали мышки вон.

4. Тема урока (продолжение)

У. Теперь отправляемся в домик номер 3.

А кто же там живет? Мы узнаем

это, если вспомним слова:

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

У меня румяный бок,

А зовусь я …

Д. Колобок.

У. Колобок выполняет домашнее задание, но никак не может справиться с одним заданием. Давайте поможем Колобку!

5+1 5+2

9-1-1 8-1-1

У. Ребята, решив примеры за Колобка, правильно ли мы поступили?

Д. Нет.

У. Почему? Что надо было сделать?

Д. Объяснить Колобку решение.

Дети объясняют ход решения примеров.

У. Идем дальше, в домик номер 10. Здесь живет лиса. Она приготовила вам «хитрые» задания.

Перед детьми карточки, на которых изображены человечки, составленные из геометрических фигур.

 








- Какие геометрические фигуры вы видите?

Д. Треугольник, овал, круг …

У. До домика с каким номером мы дошли?

Д. До домика номер 10.

У. Ой, смотрите, тяжелые черные тучи закрыли солнышко, и сейчас пойдет дождь. Давайте вернемся в домик номер 2 и попросим у мышек зонтики. Мимо домов, с какими номерами мы будем бежать?

Д. Мимо домов с номерами 8,6,4.

У. Вот мы и добежали до дома номер 2 (каждый ученик получает зонтик). Но зонтики, к сожалению, белые. Давайте, чтобы они были красивыми, их раскрасим. Но сначала надо решить примеры: 3+2; 9-1; 8-2;, а затем сектор с ответом 5 раскрасим зеленым цветом , 6 –желтым, 8- красным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7