Использование занимательных игр в развитии познавательного интереса младших школьников на уроках математики
Успех учителя в процессе обучения зависит в первую
очередь от того, насколько ему удалось заинтересовать учащихся своим предметом.
Но интерес не может возникнуть сам по себе, учителю нужно принять в этом
участие, поспособствовать. Как это сделать? Следует заметить, что успеваемость
учащихся по предмету не всегда является показателем наличия у ученика
познавательного интереса к нему. Ребенок может получать только отличные оценки
и это может свидетельствовать только о его старательности или о том, что ему
легко дается математика. О наличии у него познавательного интереса к математике
утверждать нельзя. В то же время, ученик, не отличающийся успеваемостью по
математике, может проявлять интерес к предмету, ему нравиться заниматься на
уроке математики. Работа учителя в классе заключается в том, чтобы выявить
таких учеников, развить и сформировать у них устойчивый познавательный интерес.
Педагог должен поддержать таких учеников, разнообразить их учебную
деятельность, привлечь к внеклассной работе по математике. Возможно, таким
детям понравиться решать нестандартные математические задачи, в которых они
смогут проявить свои математические способности. Добившись успеха, ученик
поднимется не только в своих глазах, но в глазах одноклассников. Все это
вдохновит его на дальнейшее более серьезное изучение математики. [24;с.56]
Чтобы заинтересовать как можно больше учащихся
математикой, учителю нужно использовать в обучении математике различные формы,
знать основные пути формирования познавательного интереса. Формирование
познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным
каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту
возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной
деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса
для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор
содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях,
являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Каковы же пути
осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой
учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их
воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его
первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он
находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может
поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность
невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Новое и неожиданное
всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот
почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в
знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у
обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон,
о которых он сможет узнать на уроках.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для
ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в
обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это
обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию. Именно поэтому учителю
необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно
узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений,
понимания закономерностей. Интересу к познанию содействует также показ новейших
достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки
программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков,
открытиями. Все это можно осуществлять как на уроке математике, так и во
внеклассной работе по математике.
Есть и другие направления развития интереса у школьников
к математике, например использование научной фантастики. Задачи так же могут
служить средством развития познавательного интереса. Содержание задач, их
занимательная фабула, связь с жизнью незаменимы при обучении математике.
Занимательность создает заинтересованность, рождает чувство ожидания, побуждает
любопытство, любопытство переходит в любознательность и побуждает интерес к
решению математических задач, к самой математике. К содержательной стороне
задачи относится и ее новизна, достигаемая за счет включения сведений,
связанных с жизнью. Повышают интерес к математике и задачи, содержащие факты из
жизни конкретных исторических личностей, сведения из истории математики.
Вообще, включение сведений из истории науки в занятия способствуют более
сознательному усвоению учебного материала, развитию интереса у школьников к
математике. Новизна задач также может достигаться путем реализации предметных
связей. Также для развития интереса к математике можно использовать задачи и
упражнения, содержащие ошибки. Такие задачи приучают школьников обращать
внимание на необходимость строгих логических рассуждений. Умение решать задачи
является одним из показателей уровня математического развития учащихся, глубины
усвоения имеющихся у них знаний. [26;с.73]
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся
интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного
интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно
развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это
значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные
стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Так эпизодическое использование игровых ситуаций, проведение в виде игр уроков
и внеклассной работы своей не традиционностью и занимательностью повышают
интерес учащихся к предмету.
Разнообразив содержание занятий по математике, как
внеклассных, так и самих уроков, изменяя форму их приведения и учтя все условия
формирования познавательного интереса, можно способствовать его развитию у
большого числа учащихся.
Современное содержание математического образования
направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников,
формирование культуры и самостоятельности мышления.
Мы убедились в том, что наилучшее иллюстрирование
заставляет ученика применить рассуждение, т. е. логические средства
исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Достаточная
подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в
учении, предупреждает неуспеваемость.
Мышление базируется на знаниях ребенка. Приведем примеры
заданий на развитие мышления, которые мы успешно выполняем на уроках с
учащимися.
Умение делать обобщения формируется на логических
заданиях, включающих по 2 – 3 изменяющихся признака. Можно упражнять учащихся в
поиске закономерностей, они выполняют задания следующего вида:
Нарисовать недостающий домик, не нарушая закономерности и
т.п.
Считаю, что у ученика должна быть возможность сделать
открытие, возможность творческой деятельности – это стимул учебного процесса,
востребованный личностью обучающегося.
1.4 Вывод по 1-ой главе
Итак, мы рассмотрели в первой главе историко-педагогический
аспект проблемы формирования познавательного интереса в процессе обучения;
понятие «познавательный интерес», его структура;
взаимосвязь проблем воспитания познавательного интереса и развития мышления в
процессе обучения математике. В связи с этим можно сделать следующие выводы:
Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с
разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей
проблемы воспитания и развития.
Познавательный интерес – это избирательная направленность
личности на предметы и явления окружающей действительности.
Познавательный интерес можно рассматривать с разных
сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство
обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно
систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как
мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.
Структура. Существует четыре уровня развития
познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный
интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой
стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы
способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.
Существует определенная взаимосвязь проблем воспитания
познавательного интереса и развития мышления в процессе обучения математике.
Глава II Развитие познавательного интереса к урокам
математики младших школьников средствами использования занимательных дидактических
игр
2.1 Дидактические игры, их виды
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель
в самой себе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не
решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради
самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что
по мере развития игр (от забав до сюжетно-ролевых, творческих) на определенном
этапе появляется цель. Игровые действия становятся целесообразными: приступая к
строительству «туннеля» в «горах» или к лечению «больного», ребенок знает, что
и как он будет делать и что получится в результате игры. Точно так же и начиная
игру в волейбол, футбол, дети ставят цель - выиграть. Но как в первом, так и во
втором случае цель не выходит за рамки игры, заключена в ней самой и никаких
посторонних задач в ней не ставится и не решается. [25;с.48]
Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для
воспитателя, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение
ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств
личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства
воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра - есть
средство целенаправленного формирования личности.
В наибольшей степени это проявляется в так называемых
дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет
воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет
осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то
воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая
задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является
решение этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет
минимальной.
О целесообразности использования игры в обучении
существуют различные мнения. Учитывая большую сложность современного содержания
образования и вообще то, что учение - дело серьезное, некоторые считают, что в
обучении игре нет места. Но более обоснованным является все-таки другое мнение,
сторонники которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих
перед ним задач. Дело в том, что задачи обучения значительно шире, чем
сообщение ученикам определенной суммы знаний и выработка умений применять эти
знания. Главная задача обучения - подготовка детей к жизни. А в период
ученичества дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации
окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра, как
справедливо утверждает Д.Брунер, является источником удовольствия для ребенка,
она способствует его безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в
дальнейшем. Особая ценность игры состоит в том, что «...игра означает для нас
трансформацию окружающего мира согласно нашему желанию, тогда как учение
изменяет нас самих для лучшей адаптации к внешним условиям». Отметим, что Я.А.
Коменский очень высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в
«Автобиографии»: «Весь мой метод направлен на то, чтобы школьная подневольшина
превратилась в игру и забаву».
И действительно, игра помогает активизировать учащихся в
обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и
поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.
Все игры, которые используются в дидактических целях,
можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых
действий. В одном случае основу содержания игры составляет дидактический
материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети,
разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождения ошибок в
словах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они выполняют обычные
учебные действия считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, - но выполняют
эти действия ветре.
В другом случае дидактический материал вводится как
элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по
содержанию основной. Так, в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый
играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический
материал: некоторые знания по географии, биологии, истории, математике или
другим предметам. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки,
Бабы-яги и упражняются в счете, узнают расположение частей света или получают
сведения о строении растений. [19;с.65]
Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка»
значительно меньшая, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план
выдвигается не усвоение дидактического материала, а воспитательные задачи,
использование знаний в различных ситуациях или предварительное ознакомление с
новыми знаниями. Такие игры используются чаще во внеурочное время и на уроках в
начальных классах для отдыха детей от напряженной интеллектуальной работы.
В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для
детей может осуществляться с использованием игровых моментов. Так, учитель
может обратиться к детям от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить
буквы и какие звуки обозначают эти буквы и т.п.
При изучении нового материала в дидактические игры в начальных
классах вносятся моменты творчества. Так, С.И.Волкова рекомендует при изучении
в III классе геометрических фигур стимулировать составление детьми изображений
предметов из фигур, с которыми они познакомились.
Использование творческой игры на уроках русского языка
организуется с целью расширения знаний детей, а главное - развития способностей
самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях. На занятиях
русским языком для этого используют включение в игру работы со словарями, сочинения
на свободную тему. На уроках математики - решение нестандартных задач, задач с
неполными данными и т.д.
Естественно, чаще всего дидактические игры используются
при учете знаний. Так, на уроке учета знаний по математике класс, делится на
несколько команд, которые, соревнуясь, выполняют те или иные задания:
математический диктант, решение задач по вариантам, решение примеров «цепочкой»
на доске и т.д. Для учета результатов может быть сформировано жюри или
назначены арбитры, эксперты и т.д. Командам могут быть даны сказочные,
фантастические или просто интересные детям названия, могут быть введены в
структуру и другие игровые символы.
В средних классах игры на уроках используются реже, чем в
младших, в связи с тем, что перед подростками в обучении стоят более сложные
задачи, да и сами подростки обладают, безусловно, большей способностью к
систематическому целенаправленному труду. К традиционным соревнованиям,
конкурсам, олимпиадам в 90-е гг. добавились игры по типу популярных
телепередач:
«Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Звездный час»,
«Аукцион» и др. В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось
лишь игровое оформление. Так, на уроках химии (например, на последнем уроке
первого и второго полугодия) можно провести химические турниры, в которых -
примут участие все школьники, изучающие химию.
Задания для конкурсов составляются так, чтобы, учащиеся
продемонстрировали умение выразить химические знания в стихах, придумать и
отгадать химические рифмованные загадки, ребусы, составить художественную
презентацию какого-либо химического явления, класса химических соединений и др.
Большими обучающими возможностями располагают
игры-драматизации типа «Корректор», «Редакция» на уроках русского языка или
«Парламент», «Демократия» и др. на уроках истории.
Отметим, что Я.Коменский использовал игру в обучении. Он
писал: «Я составил из первых 20 глав «Двери языков» первое представление,
отобрав для него 52 дворянских юношей. ... Наши актеры играли свои роли так
умело, что мы смотрели с изумлением. Ибо те, которые прежде едва могли
выдержать взгляд взрослого человека и ничего не могли сказать без заикания,
держали себя с пристойной свободой» («Автобиография»).
В современных условиях на уроках кроме игр-соревнований и
драматизации проводят игры-имитации, моделирующие определенные отношения
реального мира.
Ю.З.Гильбух описывает уроки-игры, характеризуя их такими
положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности,
добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая
неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками
обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Автор разделяет их на
учебно-ролевые и соревновательные. Для первых характерно максимальное включение
воображения. Они разделяются на несколько видов:
1) с принятием учащимися определенных ролевых функций
масок (по типу «Следствие ведут знатоки», «Круглый стол», «Суд» и т. п.);
2) с использованием сказочного сюжета (чаще всего в
младших классах - «Волшебник мягкий знак», «Части речи», «Гласные и согласные»);
3) с фантазированием (например, на уроке-зачете по
математике в игре «Мы - альпинисты» нужно взять «эту» высоту);
4) деловые игры - основаны на проигрывании не
художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной
деятельности, например, в начальных классах на уроке русского языка может быть
проведена игра «Редакция».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|