Использование средств массовой информации в процессе воспитания школьников
Радио – универсальный способ общения всех со всеми. В
эфире звучат голоса наших современников, на радио звонят, просят советы,
жалуются, обращаются с призывами.
Радио – это мост, который соединяет города и страны, в
эфире обсуждаются важные проблемы мировой политики, защиты природы и др.
Радио – хранитель популяризатор музыки. С его помощью
можно представить себе все, что есть в нашем звучащем мире, богатство стилей и
жанров музыкальной культуры современности и прошлого. Это прекрасно восприняли
лучшие музыканты страны уже в первые годы, когда радио только входило в нашу
жизнь (38).
Первые музыкальные передачи по радио начались в 1923
году.
Еще в конце войны появился новый «Детский музыкальный
радиожурнал». По воскресениям, в 10 часов утра дети радовались позывным нового
журнала. Он был создан для того, чтобы воспитать в них музыкальный вкус. Здесь
звучали рассказы Сергея Прокофьева о своем детстве, беседа Д. И. Кабалевского
«Как сочиняют музыку», К. Д. Паустовского о музыке. По телевидению ты смотришь
сказку, по радио ты живешь в ней. Иногда, кажется, что сказка по радио больше
по душе человеку потому, что с момента тихих, добрых и волшебных сказок, мы
привыкаем слушать их с закрытыми глазами. И уже тогда в наши самые маленькие
годы привыкаем конструировать мир, создавать принцесс и драконов. Сказка, её
слова для нас – лишь золотой ключик от волшебной страны, созданной нашим
воображением.
На экране ведущий передачи – для всех один и тот же
человек. А хотелось, чтобы у каждого был свой сказочник. Радио спектакль
«Приключения Буратино» был открытием века на радио. Дребезжит голос деревянного
человечка, рычит Карабас Барабас, мягко увещевает папа Карло, хищно и протяжно
изъясняется кот Базилио. И все это делает один человек – Николай Литвинов.
Радио в своем развитии сделало огромный скачок, теперь
мы можем не только наслаждаться музыкой и сказками, но и получать научную
информацию: передачи по ботанике «Наш сад», слушаем новости о происходящих
событиях в разных странах. Радио играет огромную роль в развитии воображения,
музыкального вкуса, познавательных способностей, любознательности и в
воспитании подрастающего поколения (40).
1.3 Особенности
средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы
Все более широкое использование средств массовой
информации в воспитательном процессе ставит немало сложных проблем, как перед
педагогами, так и перед школьниками.
Телевидение превратило зрителя в соучастника живого
действия и уподобило общение с экрана общению с людьми. Выполняя самые
многообразные роли, телевидение удовлетворяет социальную потребность людей в
общении. Находясь перед телевизором, в одиночестве или в кругу близких, мы в
соприкосновение с миллионами других людей. Способность телевидения связывать и
объединять людей, помогать им общаться между собой независимо от расстояния,
является его нравственной функцией. Трудно переоценить просветительскую и
культурно-воспитательную роль телевидения, учитывая непосредственность, прямоту
и открытость общения в сочетании с таким мощным орудием телевидения, как
крупный план. Миллионы людей ежедневно по специальной программе слушают лекции
ученых по разным предметам. Такие передачи как: «Сегодня в мире», «Очевидное
невероятное», «В мире животных», «Клуб путешественников» открывают для человека
новые области знаний и деятельности. Они пользуются огромной популярностью у
зрителя.(65)
Главное средство телекоммуникации – телевизионная
программа. Исследования показали, что больше половины свободного времени дети
отдают кинематографу. Но для того, чтобы кино обогащало духовный мир молодого
человека и доставляло подлинно эстетическое наслаждение, надо научиться правильно
смотреть фильм, глубоко и критически оценивать его.
Сложившаяся в школе система воспитания охватывает
различные стороны жизни и деятельности школьников. В последнее время на жизнь
учащихся все большее влияние оказывает телевидение и кино. В связи с этим мы
часто говорим о неразборчивости учащихся, неумении отличить хорошие фильмы от
коммерческих подделок, равнодушии к подлинному искусству, поверхностном
восприятии фильмов, неумении разобраться в психологических характеристиках
героев фильма, постичь внутренне движении их мысли. Перед педагогами встает
задача помочь школьникам ориентироваться в море фильмов, идущих на экране кинотеатров
и телевизоров, формировать их культуру восприятия. (12)
Все дети любят мультфильмы, они готовы смотреть их
часами. Но мало кто из взрослых – учителей, воспитателей, родителей – проводит
хотя бы регулярное обсуждение увиденных мультфильмов, сказок, детских фильмов. А
еще детям интересно и полезно узнать, как снимаются мультфильмы, как вообще
возникло кино и многое другое. Очень важен и предварительный настрой на
просмотр мультфильма или сказки. Опытный педагог должен просить детей обратить
внимание на то или иное событие, поведение героев, музыку, звучащую с экрана.
Лучше всего начинать эту работу одновременно с поступлением детей в школу.
Формой приобщения учащихся младших классов к миру кино
должны являться киноклубы работающие при школах. Они носят названия: «В гостях
у сказки», «Колобок», «Сказка за сказкой» и т.д. Данная работа важна и
необходима для учащихся в познавательном плане. Например, знакомство с
творчеством детского писателя для воспитания у них чувства доброты любви к
природе, содержательного заполнения свободного времени. Однако культура
восприятия кино, сказки воспитывается недостаточно; мало дается сведений о
кино, его создании, истории, работе режиссера, оператора, просмотренные фильмы
почти не обсуждаются. Обычно перед показом фильма выступает библиотечный
работник или учитель, который кратко рассказывает ребятам о творчестве того или
иного писателя; проводится небольшая викторина или конкурс, затем
демонстрируется фильм. (30)
Просмотр фильмов, сказок, кинофильмов, несущих
эстетическую и нравственную воспитательную нагрузку в сочетании с предварительным
разговором до их просмотра, обсуждением после демонстрации и другими формами, а
так же получение знаний из теории и истории кино в наибольшей степени
способствует формированию у учащихся начальных классов культуру восприятия
кино.
Главная задача киновоспитания и кинообразования
заключается в воспитании истинных зрителей. Зрителей активных, творческих, обладающих
высоким эстетическим вкусом, разнообразными интересами в области кино, любящих
и музыкальную ленту и историческое полотно, и легкую комедию, и проблемный
социальный фильм.
Основы киноискусства могут преподаваться в школах как
предмет, факультатив и т.д. Эти формы киновоспитания интересны тем, что связаны
с самостоятельной творческой деятельностью, на занятиях могут пробовать себя в
качестве киномехаников, художников, организаторов обсуждения фильма, режиссеров
и т.д. Активные формы кинообразования не только помогают узнать, что такое,
например, мультипликация как вид искусства, но и попытаться создать собственные
мультфильмы, не только понять, что киносценарий - основа фильма, но и попытаться
сообща написать сценарий самим. Особое место в системе киновоспитания занимает
творческое общение сверстников, которые во время дискуссии обсуждают различные
этнические, специальные, идеологические проблемы, ищут параллели с литературой,
живописью, музыкой. Так создается коллективное мнение о фильме и формируется
собственное.
Исследования социологов, педагогов и работников
телевидения показали, что большинство учащихся высказывало пожелание, чтобы
учебные передачи были зрелищно привлекательными, такими же, как полюбившиеся
художественные фильмы и спектакли. Жизнь наших сегодняшних детей невозможна без
мультфильмов. Трудно найти ребенка, который не мчался бы к телевизору, заслышав
веселую музыку заставки из серии «Ну погоди!». Психологам детского возраста
было бы полезно еще раз глубоко, научно, проанализировать те механизмы, которые
безотказно работают в этой серии. Какие физиологические потребности детского
восприятия они удовлетворяют. И одновременно поразмышлять о том, что этот
невиданный по своей долговечности и популярности цикл, таит в себе и
определенные опасности. Не слишком ли маленький зритель привыкает к веселой, но
несколько монотонной в своей «моторности» стилистике этих фильмов, не мешает ли
ему это постепенно научиться смотреть совсем другие мультфильмы, в которых есть
и серьезная мысль и поэзия и возможность подействовать на складывающуюся
нравственную сферу детской души. (27, 11)
Лучшие передачи, фильмы и спектакли нашего телевидения
направлены на воспитание у телезрителей серьезного, вдумчивого, уважительного
отношения к художественным ценностям, к произведениям подлинного искусства. И
недаром, как убедительно показывали социологические исследования в нашей
стране, при демонстрации высокохудожественных многосерийных телевизионных
фильмов, талантливо поставленных спектаклей, интересно построенных
документальных, публицистических, образовательных или художественных программ,
резко сокращалось у населения потребление воды, газа, прекращались телефонные
разговоры и так же резко возрастало потребление электроэнергии. Миллионы людей
включали телевизоры, чтобы посмотреть захватывающий их фильм, спектакль,
передачу. При этом просмотр проходил в той же сосредоточенной тишине, которая
возникает при просмотре произведения искусства в театре, в кино или при чтении
серьезной книги. Но, конечно, взаимодействие между искусством и публикой носит
не только однонаправленный характер, при котором активная роль принадлежит
одному искусству. Вспомним слова К. Маркса о том, что для правильного
восприятия искусства нужно быть художественно образованным человеком.
Это художественное образование и воспитание начинается
с самых ранних лет, с первых детских сказок, рассказанных мамой, бабушкой или
«Тетей Валей» из детской передачи, а так же другими средствами информации,
которые в наше время все больше берут на себя функции нравственного и
эстетического воспитания. Большую роль в воспитании художественного вкуса и
понимания искусства играют детский сад, школа, радио и телевизионные передачи
для детей, подростков, юношей и молодежи, помогающие наглядно, зримо и слышимо
познакомиться с лучшими произведениями литературы, театра, изобразительного
искусства, музыки, киноискусства. В этих передачах зрители могут встретиться с
ведущими писателями, деятелями искусства, учеными и педагогами, которые в своих
выступлениях стремятся раскрыть тайны художественного творчества, законы его
восприятия. Так, телевидение не только доставляет нам на дом произведения
искусства, но и помогает одновременно воспитывать организованность,
любознательность, положительное отношение к искусству, стать художественно
образованным и воспитанным человеком.
Телевидение способно заметно обогатить восприятие
детского кинофильма, хотя в зрелищности малый экран и уступает большому. Ребенок
вовлекается в игровую ситуацию, в своеобразный диалог с экраном.
Появление в 1938 году фильма А. Роу «По щучьему
велению» можно считать началом истории киносказки в нашем искусстве. Это был
рассказ о веселом, добром и простодушном человеке, о человеческом достоинстве,
о подлинной любви к земле и ко всему живому, за что герой был вознагражден
счастливой любовью. Роу объединил разные сказочные мотивы, он импровизировал,
дописывал сцены, придумывал эпизоды, но остался абсолютно верен строю русской
народной сказки, ее законам , ее эстетике. В каждом из героев фильма
подчеркиваются черты характера, близкие детям. Даже когда усовершенствовалась
техника кино, выросло операторское искусство и были открыты новые принципы
съемки, фильмы Роу «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Кащей Бессмертный» и др.
– не потеряли своей притягательной силы, они любимы и сегодня.
Чем теснее игра связана с идеей и внутренним строем
фильма, тем ближе он детской аудитории. В таких фильмах атмосфера праздника,
веселья, карнавала и нравственное переживание слиты в одно целое, а герои и
зрители как бы соучаствуют в игре.
В чем секрет успеха телевизионного фильма «Приключения
Буратино»? Конечно тут и хорошие актеры, и прелестные песни, сразу вдруг
оказываются у всех на устах, и исполнение театральных и цирковых трюков, и
славные куклы, и удачно подобранные исполнители детских ролей. Почему же
Буратино получает золотой ключик? Счастливый? Итог борьбы? Победа смекалки?
Золотой ключик Буратино получает потому, что он
ребенок. Обыкновенный ребенок с детским взглядом на вещи, детской непосредственностью
и чистотой. «Не торопись взрослеть» - эти слова Тортиллы – ключ к пониманию
фильма. Весь он пронизан детским мироощущением. Дети в нем нравственная мера,
полнота бытия, сама подлинность проявления человеческой природы. Сегодня фильмы
сказки для телевидения снимаются на многих студиях страны. В основе их –
произведения фольклорные и литературные. О чем бы они не повествовали – о любви
(белорусская лента «Пастух Янна»), о торжестве храбрости «Отважный Ширак», или
о красоте и поэзии труда (грузинская картина «Три оплеухи»).Телесъемка всегда
вызывает у зрителей «чувства добрые». В этом ее смысл и предназначение.
Условия, в которых растут и развиваются современные
дети, мало чем походят на те, какие были еще несколько десятилетий назад. Научно-технический
прогресс неузнаваемо изменил жизнь. Сегодняшние ребята ждут от фильмов, как и
вообще от искусства, воплощение ритмов современности, современных форм
современного языка. (49)
Кроме развлекательного телевидения есть и учебное
телевидение. Научно-популярное кино рассказывает в общедоступной форме о
развитии науки и техники и их влиянии на жизнь общества. С помощью специальных
видов съёмки , замедленной, ускоренной, в рентгеновских лучах, микросъёмках
научно-популярное кино показывает в динамике скрытые, малоизвестные стороны
жизни растений и животных, процессы, происходящие в микромире живых клеток и в
неживой природе. Оно наглядно демонстрирует действие физических законов,
принципы работы машин, используя мультипликационное моделирование; даёт возможность
наглядно представить явления, которые нельзя непосредственно наблюдать в
природе, а также научные абстракции. Научно-популярные фильмы содержат
объяснения теоретических и прикладных проблем естественных и гуманитарных наук,
дают широкую информацию о научно-техническом прогрессе, рассказывают о
творческой деятельности учёных, об истории науки, воспитывает любознательность
зрителей. Например «Зачарованные острова». Режиссёр А.Н. Журиди. «Хочу всё
знать», «Дерзайте, вы талантливы», «Кусто», «Животный мир Казахстана»…
В системе народного образования всё шире используются
учебные фильмы, в том числе и по эстетическому воспитанию. Основной принцип
учебного кино – педагогическая целесообразность использования в процессе
обучения и воспитания. Учебное кино – одно из видов научно-популярного кино.
(26)
Спортивное телевидение включает в себя трансляции
наиболее популярных соревнований по различным массовым видам спорта и специальные
передачи, такие как: «Спорт за неделю», «Стадион для всех», «Футбольное
обозрение», «Если хочешь быть здоров»… Все они помогают миллионам ребят
приобщиться к физической культуре. Телевизионные, спортивные репортажи,
трансляции, передачи не только знакомят зрителей с самыми популярными видами
спорта, раскрывают красоту и привлекательность спортивных состязаний, в которых
сила, ловкость, доброта и красота существуют в неразрывном единстве. Спортивное
телевидение убедительно показывает, что главная задача физической культуры и
спорта – это формирование гармонично развитой, здоровой личности, которая
обладает такими высокими человеческими качествами, как самоотверженность,
мужество, благородство, честность, настойчивость в достижении поставленных
целей не в одних лишь состязаниях, но и в учёбе и в работе, готовность прийти
на помощь не только на спортивных площадках, но и в жизни. (27)
В воспитании подрастающего поколения важную роль
играет не только телевидение, но и периодическая печать. У нас в стране специально
для детей издается много журналов – это «А почему?» журнал для мальчиков и
девочек о науке, технике, природе, путешествиях и многом другом. Рассчитан на
детей от 6 до 12 лет. «А и Ф Детская Энциклопедия» - популярный красочный
журнал расширяет кругозор юных читателей. Рассказы по широкому кругу знаний,
естественным и гуманитарным наукам, истории, культуре, искусству. «А и Ф
ИКС-Пилот» (для мальчиков), «Колобок и два жирафа» - детский звуковой журнал, в
котором сказки, игры, рассказы, загадки, веселые комиксы. Каждый номер журнала
комплектуется аудиокассетой, «Бумеранг», «Веселые картинки», «Веселый
затейник», «Винни-Пух», «Миша», «Мурзилка», «Ровесник» и другие. Необходимо
изучать не только средства массовой информации как особой формы информации, но
и предполагать организацию детей по поводу просмотренных передач, прочитанных
журналов, газет, выработку навыков суждений и оценок этих передач и периодических
изданий, выполнение творческих заданий, направленных на развитие
художественно-творческих способностей, любознательности учащихся.
Использование средств массовой информации в школьном
воспитании и образовании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения
на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные
резервы повышения эффективности деятельности школы. (31)
Глава 2. Анализ
работы учителя по использованию средств массовой информации в процессе
воспитания школьников
2.1 Содержание
работы учителя по использованию средств массовой информации с целью формирования
любознательности, организованности, положительного отношения к искусству
Перед опытно- экспериментальной работой, проводились
внеклассные мероприятия на основе телевизионных передач,
библиотечно-библиографические уроки, беседы с родителями и детьми,
тестирования, анкетирования, классные часы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|