Использование средств массовой информации в процессе воспитания школьников
Все новое, прежде всего, освещается в периодической
печати, то есть в газетах и журналах. Очень часто журналы и газеты являются
единственными источниками новых сведений.
На самом деле, чтобы представить себе во всем объеме
проблему века информации и пути их разрешения, надо оглянуться назад и бросить
взгляд в перспективу, опираясь на достигнутые ценности в информационном мире
(9).
Средства массовой информации станут для человека
надежным спутником и помощником в интеллектуальном, творческом труде. Он сможет
основательнее и глубже познавать действительность, быть значительно
информированным о происходящем в окружающем мире, все в большой степени
заниматься подлинно творческой деятельностью ради благородных целей –
достижения мира, социального прогресса.
1.2 Анализ
влияния средств массовой информации на формирование личности младшего школьника
Средствами воспитания называются целесообразно
организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это
могут и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми
(наглядные пособия, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые
вовлекаются учащиеся. Но их обязательно надо включить в определенную систему
работы учителя-воспитателя для решения соответствующих воспитательных задач.
Например, в школе может школьный кинотеатр. Учитель должен привлекать учащихся
к обсуждению фильмов, организовывать встречи с актерами, режиссерами. Результат
воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов,
средств и форм организации воспитательного процесса. Об этом предупреждал еще
А. С. Макаренко, когда говорил: «Никакое средство педагогическое, даже
общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа,
и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным.
Самое хорошее средство обязательно будет плохим» (44).
Таким образом, в процессе воспитания детей учитель
должен применять различные средства воспитания, учитывать индивидуальные
особенности и уровень воспитанности детей, характер педагогических ситуаций,
которые требуют тех или иных решений в интересах, как отдельных учащихся, так и
класса в целом. Воспитание характеризуется разносторонностью содержания,
исключительным богатством и мобильностью.
Большую роль играет использование учителем средств
массовой информации в воспитательном процессе. Средства массовой информации –
это систематическое распространение информации (через печать, радио,
телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных
ценностей, данного общества и оказание идеологического, политического,
экономического или организационного воздействия на оценки, мнение и поведение
людей. Характер и цели средств массовой информации, как орудие
идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры,
рекламы определяются социальной природой общества.
К средствам массовой информации относятся: кино,
телевидение, радио, печать и т.д.(24)
В настоящем Законе РК «О средствах массовой
информации», используются следующие понятия:
- массовая информация – предназначенные для
неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные, и иные сообщения и
материалы;
- средство массовой информации – периодическое
печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная
запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения
массовой информации;
- периодическое печатное издание – газета, журнал,
альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий
номер и выпускаемые не реже одного раза в полугодие;
- теле-, радио-, видео-, кино хроникальная программа –
совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное
название и выходящая в эфир не реже одного раза в год;
- выход в эфир – трансляция теле-, радиопрограмм,
аудиовизуальной записи с использованием аналоговых и цифровых электромагнитных
систем;
- продукция средства массовой информации – тираж или
часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной
программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кино хроникальной программы;
- официальное сообщение – информация, предоставляемая
государственными органами с целью дальнейшего распространения через средства
массовой информации;
- распространение продукции средства массовой
информации – продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий,
выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кино хроникальных программ;
- редакция средства массовой информации – физическое
лицо либо творческий коллектив, являющиеся структурным подразделением
юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск средства
массовой информации;
- главный редактор – физическое лицо, возглавляющее
редакцию средства массовой информации и имеющее соответствующие полномочия на
его выпуск, выход в эфир;
- журналист (представитель средства массовой
информации) – физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке
и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе
трудовых или договорных отношений;
- распространитель – физическое или юридическое лицо,
осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по
договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях;
- цензура – предварительное согласование сообщений и
материалов средствами массовой информации с государственными органами,
должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным
основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение
сообщений и материалов либо их отдельных частей.
Кино – (от греческого kineo - двигаю):
произведения создаются с помощью киносъемки, реальных, специально
инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. В
киноискусстве синтезируются эстетические средства литературы, театра,
изобразительного искусства и музыки на основе только ему присущих,
выразительных средств, из которых главное – фотографическая природа киноизображения
и монтаж.
Печать в широком значении – печатная продукция, в
более узком; но в распространенном значении периодическое издание, главным
образом, газеты, журналы. Одно из основных средств массовой информации и
пропаганды, выражает определенные социальные и политические интересы, является
инструментом формирования общественного мнения и развития духовной культуры.
Развитие гласности и конструктивной критики в печати – действительный фактор
становления подлинно демократических норм науки.
Радио – (от латинского radio – испускаю
лучи; radius - луч) способ передачи информации на расстояние,
изобретен А. С. Поповым в 1985 г. (28)
Радиовещание, одно из средств массовой информации.
Осуществляется через радиоцентры, и принимаются на радиовещательные приемники.
Радиовещание началось с 1924 г. Система планомерного развития радио и кабельной
сети вещания, обеспечивающая круглосуточную общественную, политическую
информацию населению (63).
Телевидение, формирование телевизионных программ и их
передача в эфир посредством вещательного телевиденья, одно из средств массовой
информационной пропаганды, воспитания, просвещения и организации досуга
населения.
В наше время телевидение перестало быть только
средством информации и развлечения. Оно осваивает все новые сферы деятельности,
уверенно проникает и в науку, и в промышленность, и в медицину, и в
космонавтику. Все более возрастающее влияние телевидения начинает оказывать на
обучение в школе. «Основные направления реформы общеобразовательной и
профессиональной школы» неоднократно указывалось на необходимость более
широкого использования в учебном процессе технических средств обучения, в том
числе и телевидения. Эти постановления способствуют дальнейшему развитию
образовательного, научно-популярного и учебного телевидения в нашей стране,
которое оказывает каждодневную помощь школе, как на уроках, так и дома, при
самостоятельном изучении материала. Телевидение помогает сделать процесс
воспитания более наглядным, зрелищно-привлекательным, эмоционально насыщенным.
Художественная съемка позволяет рассказывать о сложных проблемах науки,
техники, литературы и искусства в занимательной форме. Репортажи с заводов, из
научно-исследовательских институтов, со строительных площадок, из музеев и
театров помогают тесно связывать воспитание с производственной практикой, с
духовной культурой общества. Многие передачи сопровождаются размышлениями об
огромной воспитательной роли киноискусства, о его влиянии на образ жизни,
взгляды и убеждения людей, в особенности подростков и молодежи, которые
составляют основную массу кинозрителей. Привычный телевизор, который помогал
развлечься и отдохнуть, который нередко считался одним из главных «врагов»,
отвлекающих ребят от выполнения домашних заданий, вдруг пришел в школьный класс
и, естественно, вызвал у учащихся непростую реакцию. Наряду с познавательной
функцией, телевидение в нашей стране играет огромную воспитательную роль,
способствует развитию гармоничной, целостной личности, строителя нового
общества. Лучшие телевизионные фильмы, спектакли, передачи комплексно решают
задачи идейно-политического, нравственного и эстетического воспитания людей, в
первую очередь детей, подростков и молодежи. Приобщение к наиболее талантливым
произведениям литературы и искусства развивается эстетический вкус, способность
к самостоятельному творчеству, умение правильно ориентироваться во
всевозрастающем потоке художественной информации. Телевидение выполняет также
гедонистическую и рекреативную функции, помогает нам отдохнуть, восстановить силы после труда и учебы.
Крупнейшие радио-, телекомпании, газеты и журналы систематически готовят специальные
воспитательно-образовательные программы (среди средств массовой информации). Редкие семьи в ведущих странах мира не имеют видеотехники. Телевидение
существенно влияет на молодежь. Выявлено, что ученики проводят у телеприемников
до 8 часов в день. Вместе с тем телепередачи меньше смотрят в странах с более
высоким уровнем культуры. Это объясняется, прежде всего, тем, что люди с
высоким интеллектом предпочитают выборочный просмотр телевизионных передач.
Учебное телевидение является незаменимым средством становления детской
личности, поскольку позволяет довольно полно и адекватно приобщить школьников к
ценностным ориентациям взрослых (25, 27).
В США учебные программы транслируют до 200
телекомпаний и 700 студий кабельного телевидения, Министерство образования и
ряд национальных программ. Разработкой и внедрением новых учебных программ
занимается несколько педагогических центров. Прочные позиции занимает учебное
телевидение в Зап. Европе. Так, английская компания БИ-БИ-СИ ежегодно
транслирует учебные передачи объемом до 400 часов. Передачи смотрят практически
во всех школах Великобритании.
Во Франции государственный канал
телевидения трижды в неделю ведет учебные передачи. Подготовка учебных
видеоматериалов в масштабах страны руководит национальный центр
аудиовизуального обучения в Ванве.
В Японии по каналам столичного и
провинциального телевидения предлагаются различные образовательные передачи для
детей всех возрастов.
Немалый опыт накоплен учебным телевидением
в России. Так, до 1996 г. Регулярно выходила в эфир передача «Российские
университеты». Во Франции в настоящее время создаются общенациональные фонды
аудиовидеодокументации. Был осуществлен масштабный эксперимент, получивший
название «Активный юный зритель». В его задачи входило научить школьников
критически пользоваться телеинформацией для самообразования, расширения
кругозора. Анкетирование и тестирование большой группы школьников в начале и по
окончанию эксперимента показали, что все они заметно продвинулись вперед в своем
развитии.
Среди проблем, которые возникают в связи с
влиянием на молодежь средств массовой
информации, особую тревогу порождает опасность дегуманизации личности
школьника. По мнению многих специалистов: жестокость, насилие, низкопробные в
художественном и эстетическом отношении материалы, которыми наполнены средства
массовой информации, пробуждают в подрастающем поколении самые темные и
негуманные наклонности и желания. Ученые и практики, представители
общественности обеспокоены, что средства массовой информации и новейшие
технологии гасят фантазию и воображение детей, отодвигают на задний план ничем
не заменимые при воспитании человеческие контакты. «Где же тут общение?» -
вопрошает американский фантаст Р. Бредбери, описывая оснащенную всяческой техникой
школу будущего. Встревоженность писателя не беспочвенна. Уже сегодня
телевидение, компьютерные игры нередко заменяют школьникам общение с родителями,
сверстниками, преподавателями. Японский учены Тонака Каула считает в этой
связи, что средства массовой информации должны интегрироваться в процесс
воспитания крайне осторожно, чтобы развивать, а не разрушать личность ребенка.
Чтобы сделать управляемым воздействие средств массовой
информации на учащихся, педагоги предложили несколько вариантов использования
новейших технологий в воспитании и обучении. Один из них получил название
«мультимедиа». Его сила состоит в комплексном использовании новейших
технических средств информации для школьного воспитания и образования.
Учитывая, что всякое техническое новшество в сфере
информации и связи имеет свои специфические особенности, и потому должно стать
особым звеном в системе мотивации учащихся. Для реализации идеи «мультимедиа»
при Министерстве Образования Франции действует координационный центр, который
занят разработкой и внедрением методик использования средств массовой
информации в учебно-воспитательном процессе. Центр систематически публикует и
распространяет информационные обзоры для школьников и преподавателей.
Центр издает общеобразовательный журнал «Факс», материалы
которого собираются в течение 24 часов по факсовой связи из всей Европы. На
особом месте среди форм воспитания, черпающих материалы в средствах массовой
информации, похожая деятельность, получившая наименование «пресса в школе».
«Прессе в школе» отводится важная роль в модернизации школьного воспитания.
Среди средств массовой информации по интенсивности и
масштабности воздействия на школьников лидирует телевидение.
Все согласны с тем, что есть могучее средство массовой
коммуникации. Оно информирует нас о событиях и фактах, пропагандирует важные
общественные идеи, активно участвует в образовании масс, служит средством
отдыха и развлечения. Телевидение не просто перенесло действие в дом к зрителю
и превратило коллективное зрелище в обращенное к миллионам, а камерное
«домашнее искусство».(24)
Немалую роль в воспитании играет развитие
периодической печати. Невозможно представить жизнь современного общества без
печатного слова. Газета, журнал, книга – зеркало, в котором виден весь мир,
помощник и наставник. Особенно важную роль играет печать в наши дни в борьбе за
перестройку общества, за демократизацию и гласность, за формирование нового
мышления.
Роль газет и журналов в жизни общества огромна.
Журналы, газеты, научно-популярная и художественная литература является основным
средством хранения и передачи от поколения к поколению всех достижений науки и
культуры. Для людей всех возрастов журналы и газеты служат источником знаний,
помогают узнать и оценить жизнь, понять законы общественных отношений и явлений
природы. Особенно велика роль печати для формирования социальных и нравственных
идеалов человека, для усвоения им норм общественного поведения.
В работе школы газеты и журналы одно из средств
осуществления воспитательных задач. Они являются для учащихся источником получения
знаний о природе, о жизни людей в прошлом, о различиях в социальном укладе и в
быту людей разных стран.
Детские журналы, читаемые учащимися, хранят в себе
идеи добра и справедливости, рассказывают о людях благородной и смелой души, о
честных и мужественных поступках, о самоотверженном труде, о борьбе против зла
и насилия.
Воздействуя на эмоции и разум читателя, статьи газет и
журналов порождают стремление в нем жить достойно, заслужить уважение
коллектива, будят трудовую энергию и творческие силы. Чтение статей доставляет
эстетическое наслаждение, радует встрече с прекрасным в жизни, раскрывает
богатства и красоту родного языка. Чтение научных и художественных статей
воспитывают и развивают познавательные возможности учащихся. Они приучают их
замечать отличительные признаки явлений природы, типичных явлений общественной
жизни и давать им обоснованную оценку. Чтение периодической печати играет для
учащихся большое воспитательное значение (38).
Цель чтения детской периодики состоит в том, чтобы
обеспечить педагогическое руководство к самостоятельному чтению. Научить детей
сознательно выбирать для себя нужные, посильные статьи и читать их,
задумываясь, размышляя над прочитанным. Развивать у учащихся средствами
массовой информации желание и умение учиться; использовать средства массовой
информации для воспитания у школьника гражданского и общественного самосознания
(55).
Так же, как телевидение и печать, к средствам массовой
информации относится – радио – феномен современной культуры, сдвиг человеческой
деятельности, производства, возможном только при использовании самой
совершенной техники; явлении которому, если считать по календарю нет и ста лет;
искусству звучащего слова, начало которому было положено еще в Древней Греции;
работу, выполнить которую невозможно в одиночку, а лишь коллективом людей
разных профессий; трибуна прогрессивных людей и гласности.
Радио – средство общения. Радиовещанию предсказывали быстрое
развитие как виду техники. Но никакие, даже самые прозорливые умы не могли
представить себе, как далеко уйдет человечество по дороге радиотехники и как
блестяще, полнокровно разовьется искусство звучащего слова в общем ряду
искусств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|