Использование мультимедийного проектора для повышения качества знаний учащихся 5 класса при изучении...
Таким образом можно
выделить следующие педагогические цели использования средств новых
информационных технологий:
- развитие личности
обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного
общества:
- развитие мышления, (например, наглядно-действенного,
наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);
- эстетическое воспитание
(например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии
Мультимедиа);
- развитие
коммуникативных способностей;
- формирование умений
принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной
ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на
оптимизацию деятельности по принятию решения);
- развитие умений
осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет
реализации возможностей компьютерного моделирования или использования
оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);
- формирование
информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за
счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных
графических и музыкальных редакторов).
Использование средств
новых информационных технологий в качестве средства обучения, совершенствует
процесс преподавания, повышает его эффективность и качество. При этом
обеспечивается:
- реализация возможностей
программно-методического обеспечения современных ПЭВМ в целях сообщения знаний,
моделирования учебных ситуаций, осуществления тренировки, контроля за
результатами обучения;
- использование
объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы
подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования
культуры учебной деятельности;
- реализация возможностей
систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих
интеллектуальных систем.
- использование информационных
технологий в качестве инструмента познания окружающей действительности и
самопознания;
- использование
информационных технологий в качестве средства развития личности курсанта;
- использование
информационных технологий в качестве объекта изучения (например, в рамках
освоения курса информатики);
- использование
информационных технологий в качестве средства информационно-методического
обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями,
системой учебных заведений;
- использование
информационных технологий в качестве средства коммуникаций (например, на базе
асинхронной телекоммуникационной связи) в целях распространения передовых
педагогических технологий;
- использование
информационных технологий в качестве средства автоматизации процессов контроля,
коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического
тестирования и психодиагностики;
- использование
информационных технологий в качестве средства автоматизации процессов обработки
результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления
учебным оборудованием. [22, 135]
Основная цель
использования компьютера в учебном процессе, как инновационного подхода в
образовании, заключена в способствовании максимального развития способностей
учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной
естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного
прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование
творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни
на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека. [10, 16]
Информационные технологии
неизбежно внесут в нашу жизнь изменения, которые нельзя недооценивать или
бояться, недопустимо и безоговорочно применяя их. Наиболее важно определить их
истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе.
Многомиллионные затраты на оснащение школ компьютерами еще не гарантируют
обеспечения элементарной компьютерной грамотности учащихся, не говоря уже о
том, что называется информационной культурой современного человека. Помимо
доступа к той или иной технологии требуются фундаментальные исследования ее
возможностей и способностей. Необходимо отойти от традиционного распределения
ролей между учителем и учеником, внести изменения в организацию учебного
процесса, предпринять попытку по-настоящему глубокой содержательной интеграции
учебного материала. [26, 20]
Компьютер позволяет
учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации.
При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся,
усиливает их мотивацию, развивает познавательный интерес. [18, 265]
Привлекательность
информационных технологий еще и в том, что для их эффективного освоения не
требуется многолетней дополнительной подготовки. И в этом смысле новые
технологии ни в коем случае нельзя считать нейтральными и не затрагивающими
нашу сущность.
Информационные технологии могут решить
проблемы обучения профессиональному общению
и интенсифицировать учебный процесс
за счет повышения темпа, индивидуализации обучения, моделирования ситуаций,
увеличения активного времени каждого обучающегося и усиления наглядности,
благодаря преимуществам информационных технологий, которые заключаются в:
-
организации познавательной деятельности путем
моделирования;
-
имитации типичных ситуаций профессионального общения с помощью средств
мультимедиа;
-
применении полученных знаний в новых ситуациях;
-
эффективной тренировке усваиваемых умений и навыков;
-
автоматизированном контроле результатов обучения;
-
способности
осуществления обратной связи;
-
развитии
творческого мышления; [31, 136]
Математика, являясь языком науки и техники, в наше время всё шире
проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в
традиционно далёкие от неё области. Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее
неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира,
базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
[30, 94]
Учитель, располагающий компьютером, имеет
уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и
динамичным. Использование информационных технологий на уроках способствует
повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики. [9]
В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать
графики функций, выполнять построения, проводить доказательства и др. Они
позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, причем сделать это наглядно и
быстро, что повышает и активизирует познавательную активность учащихся.
Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ученика.
Используя
компьютерную технику, учитель интенсифицирует процесс обучения, делая его
более наглядным и динамичным. Эффективное использование компьютера на уроке,
умелое сочетание своего педагогического мастерства и возможностей компьютерной
техники позволяет учителю повышать качество знаний учащихся. [29, 187]
Таким
образом, использование информационных
технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты
школьной математики. Кроме того, компьютер потенциально готовит учащихся к
жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.
1.2.
Информационные технологии в преподавании математики
Роль
информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе
определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ,
относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная
компетентность - один из основных приоритетов в целях общего
образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами.
Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной
деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации
человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных
ситуациях с использованием технологических средств. [21, 16]
Системное,
эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной
массы учащихся сегодня возможно только при условии использования
ИКТ. Успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от
их применения. Другими словами, информатизация - это важнейшее направление
модернизации системы образования. [39]
Компьютерные
технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания
педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной
связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций
педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и
управления познавательной деятельностью.[41]
Применение
компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс
преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения,
интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку
обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое
обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося,
превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию
обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения
итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных
работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.
Компьютерные
технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества,
как учителя, так и учащихся. [14, 36]
Мультимедиа
технологии -
способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты,
мультипрограммирование различных ситуаций [3]. Применение мультимедиа
технологий открывает перспективное направление развития современных
компьютерных технологий обучения. Как использовать эти средства при
разработке комплексов учебно-методических материалов? Где и в каком соотношении
возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным
текстом? Где граница применимости мультимедиа вставок в документ? Нужны
серьезные исследования этого вопроса, поскольку нарушение гармонии, меры
целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению
работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности
работы. Это серьезные вопросы, ответы на которые позволят избежать фейерверка в
обучении, сделать учебно-методический материал не просто эффектным, а
эффективным.
Современные
информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность современной
компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных
программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое
сопровождение современных технологий обучения.
Основными
задачами современных информационных технологий обучения являются разработка
интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к
современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам,
различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).
Информационные
технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на
две группы:
1) сетевые
технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть
Internet (электронные варианты методических рекомендаций, пособий,
серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися
через Internet, в том числе в режиме реального времени);
2) технологии,
ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные
модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники,
контролирующие программы, дидактические материалы). [42]
Еще задолго до появления
информатики, как школьного предмета, преподавание математики имело своей целью
выработку навыков в использовании простейших вычислительных алгоритмов,
реализуемых «вручную», а также навыков в логическом мышлении, необходимом для
работы с более сложными алгоритмами. Школьный курс математики содержит обширный
материал, дающий возможность формировать, изучать, применять алгоритмы, и тем
самым дает возможность для осуществления тесной межпредметной связи между
математикой и информатикой. [15, 95]
В обучении математике должен получать свое
отражение характерный для нашего времени процесс информатизации математики,
внедрение новейших компьютерных технологий, Интернет и дистанционного обучения.
Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно
новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться
пользоваться ею. [20, 72]
Формы и место использования компьютеров на
уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которую ставит
учитель. Каковы же функции и особенности применения образовательных программ?
Можно выделить следующие функции:
-
инструментальная
(изготовление наглядных пособий);
-
демонстрирующая
(показ готовых демонстрационных программ, слайдов,
презентаций и т.д.)
-
обучающая
(тренажеры);
-
контролирующая.
Возможны различные виды уроков с применением
информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как
наглядного средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки
практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т.д. [15, 32]
Практика работы показывает, что наиболее
эффективно использование компьютера на уроках математики:
-
при проведении устного счёта (возможность
оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
-
при изучении нового материала (иллюстрирование
разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия;
моделирование);
-
при проверке фронтальных самостоятельных работ
(быстрый контроль результатов);
-
при решении задач обучающего характера
(выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков
и умений);
-
при организации исследовательской деятельности
учащихся;
-
при интегрировании предметов
естественно-математического цикла.
Выгодные особенности работы с компьютерной
поддержкой на уроке:
-
учащийся становится субъектом обучения, ибо
программа требует от него активного управления;
-
легко достигается
уровневая дифференциация обучения;
-
достигается
оптимальный темп работы ученика, так как каждый ученик выполняет индивидуальное
задание, работая в своем темпе;
-
сокращается время при выработке технических
навыков учащихся;
-
увеличивается количество тренировочных заданий;
-
отслеживаются
ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный
материал;
-
работа ученика
оценивается сразу;
-
учитель меньше тратит времени на проверку работ;
-
обучение можно обеспечить материалами из
удалённых баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
-при работе с
компьютером присутствует элемент игры, так иногда недостающий на уроках; и у
большинства детей повышается мотивация учебной деятельности. [30, 135]
В последние годы наряду с компьютерной техникой в школы
поступают интерактивные доски, которые представляют собой сенсорный экран, подсоединенный к
компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Специальное
программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и
объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки
прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска
предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и легка в
управлении, так как достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы
начать работу на компьютере. [7, 12]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|