бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи бесплатно рефераты

Развивая игровую деятельность детей с недоразвитием речи, педагоги специальных групп прежде всего планируют задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусматривают возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений детей в контексте игры.

В процессе формирования игровых умений у детей воспитатели занимаются с ними как индивидуально, так и с подгруппами, обучая их игровым действиям, формируя ролевые умения, развивая возможности их речевого общения между собой и со взрослым. На первых порах педагогам часто приходится выполнять ведущие роли в игре, выступать в качестве организаторов совместных игр детей.

Особое внимание в нашей работе с детьми мы уделяли обучению режиссерской игре. Начали мы с создания соответствующих условий для игры: выбрали место и игровой материал (мелкие игрушки, машинки, человечки, животные, нарисованные предметы), сделали ширмы, фланелеграф. Затем, используя сюжеты кукольных спектаклей, игры-драматизации, предлагали детям индивидуально (сначала с помощью педагога, а впоследствии самостоятельно) поиграть в игру со знакомым сюжетом, отчасти репродуцируя образец взрослого.

Так, например, показав детям спектакль настольного театра "Теремок", предложили одному из детей поиграть в "Теремок". Воспитатель при этом задавал вопросы, проявлял интерес к игре, всячески побуждая к ней. Аналогично в процессе общения педагога с другим ребенком стимулировалось проведение игры "Маша и медведь". Третьему ребенку предлагалось нарисованного ежа "подружить" с зайцем. Постепенно расширялись творческие возможности игры каждого ребенка.

В условиях чуткого и бережного руководства со стороны педагогов детской игрой постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке ее задач и развитии сюжета, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также в реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Логопеды отмечают определенный прогресс в процессе закрепления речевых умений, в том числе используемых в процессе диалогической формы речи.

По нашему мнению, специфика обучения игре дошкольников с недоразвитием речи пяти-семи лет состоит прежде всего в последовательном прохождении основных стадий игры, которыми при нормальном развитии ребенок овладевает в более раннем возрасте.

Ведущими направлениями в руководстве игрой этих детей мы считаем формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах, индивидуализацию активизирующего общения педагога с детьми в процессе игры, организацию совместной игровой деятельности дошкольников.

В дальнейшем нами планируется провести подробное изучение возможностей активизации взаимодействия родителей с детьми, имеющими нарушения речи, в процессе их совместной игровой деятельности.


3.3 Использование пластико-ритмической гимнастики в воспитании детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи


В специальной литературе отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности ее развития (Волкова Г.А., 1985; Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е., 1990; Оганесян Е.В., 1983; и др.). В связи с этим авторы подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами. Эта работа может проводиться параллельно с другими коррекционными мероприятиями, а также может быть непосредственно включена в процесс логопедического и коррекционно-воспитательного воздействий на детей, страдающих речевыми нарушениями.

В настоящее время особое внимание уделяется разработке методики проведения ритмики, логопедической ритмики, пластико-ритмической гимнастики как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии (Волкова Г.А., 1985; Оганесян Е.В., 1983; Пахомова Г.В., 1990; Бутакова Л.Г., 1994; Шашкина Г.Р., 1995 и др.).

Задачей данного раздела коррекционной системы являлось раскрытие некоторых возможностей применения пластико-ритмической гимнастики в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Пластико-ритмическая гимнастика строится на импровизации в танце, образных движениях аудиовизуальных картин, предлагаемых педагогом. Воспроизведение образов в целостных двигательных связках пластико-ритмического танца происходит в условиях творческого эмоционального восприятия зримых картин и слышимых музыкальных звуков. Гармоническое сочетание духовных образов и физических движений в ходе пластико-ритмического урока создает положительный эффект психо-физического и эстетического воздействия в сложном комплексе педагогического процесса.

Структура занятия по пластико-ритмической гимнастике, по мнению Г.В. Пахомовой, должна отражать ее специфику, и состоять из четырех частей: подготовительной (10% времени), разминки (10%), основной (60%) и заключительной (20%). В подготовительной руководитель занятия настраивает занимающихся методами психотерапии, разминка проводится под музыку, в основной части даются упражнения в зависимости от контингента обучающихся и этапа обучения, в заключительной части даются этюды, составляются схемы танцевальных движений, танцевальные композиции по заданной мелодии, индивидуальная работа по импровизации.

Г.В. Пахомова отмечает, что определяющим звеном техники выполнения упражнений в пластико-ритмической гимнастике, является связь движений и музыкального сопровождения на основе ассоциаций, а главная задача обучения технике выполнения упражнений - их осмысление.

Следует отметить, что в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи, каким является ДОУ "Улыбка", методика проведения пластико-ритмической гимнастики разработана недостаточно.

В течение нескольких лет специалистами ДОУ "Улыбка" используется пластико-ритмическая гимнастика в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими как общим, так и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Опыт показывает, что в коррекционно-развивающем обучении данного контингента детей могут применяться как специальные занятия по пластико-ритмической гимнастике, так и отдельные элементы этих занятий, которые могут быть включены в процесс фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

Специальные занятия по пластико-ритмической гимнастике проводятся нами с учетом общеразвивающих и коррекционных задач обучения и воспитания детей с ОНР и ФФНР.

Рассмотрим методику проведения пластико-ритмической гимнастики в экспериментальной подгруппе детей с ФФНР старшего дошкольного возраста.

Каждое из проводимых занятий состоит из нескольких частей: вводная часть, стречинг (выполняется также и перед релаксацией), основная часть, игра, релаксация.

Вводная часть занятия посвящена развитию слухового и зрительного внимания детей. Выполнение стречинга способствует развитию гибкости детей. В ходе основной части нами решаются главные задачи того или иного этапа обучения. Игра способствует повторению формируемых нами движений на занятии и закреплению осваиваемых детьми навыков и умений. Релаксация позволяет детям расслабить мышцы, отдохнуть.

В процессе работы мы условно выделили три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап обучения длится три месяца (сентябрь-ноябрь). Основными его задачами являются следующие: формирование правильной осанки у детей; развитие их умений слышать начало и конец мелодии, ее ритмический рисунок; развитие гибкости, чувства равновесия, выносливости детей с нарушениями речи. В ходе первого этапа происходит подготовка детей к экзерсису.

Формируя правильную осанку детей, мы используем такие упражнения, как ходьба на носках и на пятках (движения выполняются попеременно); ходьба в заданном направлении со сменой движений рук (движения рук в стороны, вверх, вперед, вниз), ходьба и бег "змейкой". Так, например, мы предлагаем детям во время ходьбы выполнить задания "Стройные березки" ("Мы выросли, как стройные березки... "), "У слона большие уши" (кисти рук располагаются за ушами, это "большие уши слона", которые могут "хлопать" - соответствующие движения рук, согнутых в локтях). На занятиях дети учатся отхлопывать музыкальный ритм, обучаются элементам дирижирования, выполняют в определенном темпе и ритме шаги, прыжки, пропевают музыкальные фразы (используется музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4). Развитие гибкости и умения удерживать равновесие у детей происходит в ходе упражнений, направленных на растяжение мышц ног, спины, груди, плечевого пояса и других (стречинг), при выполнении отдельных движений ног (движение ноги вперед, затем носок ноги слегка "отрывается" от пола), попеременного удержания ног в определенной позе, ходьбы в соответствии с инструкцией (задания "Узкий ручеек", "Извилистая дорожка"). Для развития выносливости при выполнении движений используется комплекс упражнений, включающих различные наклоны, приседания и полуприседания и др., которые выполняются с музыкальным сопровождением.

Релаксация на данном этапе включает простые упражнения, направленные на расслабление мышц. Например, детям предлагается лечь на ковер, лежать спокойно, повернув ладони к "солнцу" и прижав их к туловищу, ноги расположить врозь, спокойно слушать соответствующую музыку и голос педагога. Педагог может читать специально подобранные стихи или напомнить детям о некоторых впечатлениях во время прогулки по лесу (о шелковистой мягкой траве, нежных цветах, ласковом солнышке, освещающем полянку и т.д.). Затем детям предлагается постепенно "просыпаться", напрягая ноги в коленных суставах, выполняя некоторые дыхательные упражнения.

В процессе основного этапа обучения (декабрь - март) нами решаются такие задачи, как воспитание умений детей последовательно и четко выполнять основные позиции и отдельные движения рук и ног (в том числе исполнение экзерсиса), развитие координации движений, формирование умений выполнять импровизационные движения под медленную плавную музыку, развитие умений исполнять элементы танца.

Реализуя первую задачу, мы предлагаем детям выполнять освоенные ими движения рук и ног в определенном ритме. Например, дети учатся попеременно касаться носком прямой ноги пола на счет 1,2,3, а на счет 4 принять основную позицию (данное упражнение выполняется с движением ноги вперед, в сторону, назад), чередовать подъем правой и левой ног, согнутых в колене, а также подъем прямой ноги в разных направлениях. На занятиях мы стараемся использовать возможности образных представлений детей при выполнении ими тех или иных движений. К примеру, воспитывая умение выполнять движения обеих рук, образующих овал, предлагаем детям представить, что их руки "держат большой шар"; обучая детей поочередному движению рук в указанной позиции, просим детей показать, "как одна рука догоняет другую".

Однако гораздо шире образность движений используется нами при включении в занятия небольших импровизаций, которые выполняются с музыкальным сопровождением. Дети с радостью импровизируют на такие темы, как "Цветы", "Капли дождя", "Бабочки", "Листья", "Жучки", "Животные", "Водопад", "Утреннее пробуждение" и другое.

Применение на занятиях импровизационных движений способствует развитию понимания обращенной речи у детей с недоразвитием речи, а также обогащению их импрессивной речи.

Воспитывая координацию движений у детей, мы обучаем детей выполнять попеременные движения рук и ног на месте и с продвижением в сторону, вперед. При этом нами используются такие упражнения, как "Ползаем, как змеи", "Ходим, как волки" и др. Развивая чувство ритма и координацию движений, мы предлагаем детям делать хлопки в различных сочетаниях с полуприседаниями или другими движениями (например, 4 хлопка - 4 полуприседания, 3 хлопка - 3 полуприседания, далее соответственно 2 - 2, 1 - 1, снова 4 - 4 и т.д.).

При обучении детей элементам танца нами используются отдельные движения русского танца (переступание ног, чередование касания правой и левой ногой пола, одновременные и попеременные движения округленных рук и т.п. - "ковырялочка", "хоровод" и др.), молдавского танца (выполнение притопывания, подскоков с продвижением вперед, "веревочка" и др.). Танец может носить не только национальный характер, но и быть импровизационным. Например, в танцевальной композиции "Веселый поезд" дети, показывая движение "поезда", выполняют перекатывание с носка на пятку; "прощаясь с мамой", делают соответствующие взмахи правой и левой рукой и т.п.

Процесс релаксации в ходе данного этапа, помимо упражнений, используемых в начале обучения, включает задания, стимулирующие к активизации представлений, впечатлений детей о том, что происходило с ними раньше. Например, педагог предлагает детям вспомнить себя, когда им было очень хорошо рядом с мамой, бабушкой, в других подобных ситуациях. После занятия детям (с учетом их возросших речевых возможностей) может быть предложено рассказать о том, что они представляли.

Заключительный этап обучения посвящается нами совершенствованию движений детей при выполнении движений экзерсиса, воспитанию у детей умения выполнять более сложные движения и импровизации. Отметим, что на занятиях данного этапа также усложняется ритм и в целом характер музыкального сопровождения. Возросшие умения детей позволяют нам использовать на данном этапе такие сложные композиции, как "Букет" цветов", "Осенние листья" "Пляска огня" и др. На данном этапе возможно более широкое использование речи детей в процессе или после выполнения тех или иных заданий. Так, например, ребенок после исполнения той или иной импровизации может рассказать о своей роли: "Я лист дуба. Дуб - крепкое могучее дерево. Лист дуба плотный, с волнистыми краями. Осенью он становится желтым"; "У меня красивый букет. Я собрала этот букет из больших белых ромашек" и т.д.

Процесс релаксации на данном этапе, помимо используемых ранее расслабляющих упражнений, включает задания, способствующие развитию образности движений детей (дети "превращаются" в "птиц", "стрекоз", которые "летают, плавно взмахивая крыльями" и т.п.).

В качестве примера в Приложении к дипломной работе приведен план-конспект одного из занятий основного этапа обучения.

Предлагаемые ниже методические разработки могут применяться в качестве отдельных фрагментов подгрупповых и фронтальных логопедических занятий, а также как физкультминутки или часть специальных занятий по пластико-ритмической гимнастике.

Задание 1. "Осенние листья" (физкультминутка на логопедическом занятии по теме "Осень").

Музыкальное сопровождение: музыка Г. Свиридова "Времена года".

Ход выполнения задания. Дети кружатся, как листья, они выполняют движения "взлет" вверх и "падение" на землю. Педагог объясняет, как выполнить кружение легко, свободно. Кружась, дети говорят, с какого дерева листья: "Мы - березовые листья (кленовые, дубовые, липовые; золотые листья каштана, багряные листья клена и т.п.; мы легкие, быстрые, золотистые от солнца)".

Задание 2. "Вальс осенних листьев" (часть занятия по пластико-ритмической гимнастике).

Музыкальное сопровождение: музыка Г. Свиридова "Времена года".

Ход выполнения задания.

Вальсирование по кругу с букетами из листьев. Легкие движения на носках к центру. "Букет раскрылся" (дети с листьями прогибаются назад).

"Маленькие разноцветные букеты" ("букет распадается" на маленькие разноцветные "букеты", дети кружатся в ритме вальса - "лодочка", меняя направление).

"Налетает ветер" (музыка из спокойной становится волнующей). "Листья" кружатся хаотично, "взлетают" вверх (мимика лица - испуг, волнение) и "падают" (дети располагаются на ковре, закрываются листьями).

Мизансцена: "золотой ковер из листьев" (дети не двигаются). Появляется ребенок в "золотой" одежде с дудочкой (музыка легкая, спокойная, светлая). "Листья оживают" (дети как бы просыпаются после долгого сна, продолжается вальс. И только после появления ребенка в белой одежде ("зима") - листья "засыпают".

Задание 3. "У ручья" (физкультминутка; часть занятия по пластико-ритмической гимнастике).

Музыкальное сопровождение: характер музыки должен отражать "течение струй воды в ручье".

Ход выполнения задания. Дети под руководством педагога "играют" с воображаемой водой. Сначала дети "пробуют" воду пальцами ног. Затем дети приседают у источника, трогают воду руками. Дети зачерпывают воду в пригоршни и умывают лицо, шею. Дети начинают брызгаться (озорное выражение лиц и лукавые взгляды друг на друга).

"Фонтаны". Дети изображают фонтаны из брызг (характер музыки соответственно изменяется), веселье (отражается только мимикой).

Задание 4. "У костра" (часть занятия по пластико-ритмической гимнастике).

Музыкальное сопровождение: "Пляска огня".

Ход выполнения задания.

1. Под руководством педагога дети должны услышать в музыке шум деревьев, треск сучьев в огне. Сначала дети сидят в кругу, ежась от холода. Вокруг "темно", на лицах "испуг".

2. Далее дети изображают языки пламени (пальцы двигаются ритмично вверх-вниз, кисти рук "легкие, живые").

3. Становится теплее. Лица "разгладились, потеплели", исчезает "страх" перед темнотой, лесом.

4. Движения детей становятся быстрее, они изображают "языки пламени" (дети разбегаются из круга и вновь возвращаются, кружатся в быстром темпе, делают "всплеск" руками вверх-вниз, собираются в кругу плотно, их руки, пальцы находятся в движении).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12