Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
При
обследовании лексико-грамматических процессов наибольшую сложность для детей
представляли пробы на составление предложений из слов, предъявленных в
начальной форме. При ответах детей наблюдалось нарушение порядка слов в
составленных предложениях, а также частые пропуски и замены некоторых из
предложенных слов.
При
обследовании словаря и навыков словообразования наибольшие трудности у детей с
ФФНР возникли при проведении пробы на образование качественных прилагательных
от существительных. Никто из детей не справился с заданием даже после
стимулирующей помощи логопеда. В тоже время при образовании относительных и
качественных прилагательных таких трудностей у детей не возникало.
При
исследовании связной речи была выявлена стереотипность оформления рассказа, случаи
поиска слов и неточное их употребление.
Полученные
результаты свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных занятий
по развитию речи детей данной группы.
С целью
ликвидации выявленных нарушений речи была составлена коррекционная программа. При
этом группа детей из 10 человек с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
была разделена на 2 подгруппы (по 5 человек). С 1-ой подгруппой (экспериментальная
группа) коррекционные занятия проводились по специально разработанной
коррекционной системе, основанной на применении игр и игровых приемов при
коррекции звукопроизношения детей. Занятия со 2-ой подгруппой проводились по
традиционной методике. Коррекционные занятия осуществлялись в соответствии с
разработанным перспективным планом логопедической работы.
После
проведения в течение учебного года коррекционной работы в процессе контрольного
обследования речи детей подготовительной группы, в мае 2002 года, мы выявили,
что в экспериментальной подгруппе большее количество детей повысили свой
результат и в настоящее время обладают высоким уровнем развития речи. Так, в
экспериментальной подгруппе 80% детей показали наличие высокого уровня
сформированности языковых средств, в контрольной подгруппе с высоким уровнем
выявлено 40% детей. Соответственно, со средним уровнем развития языковых
средств выявлено 20% детей экспериментальной подгруппы и 60% детей контрольной
подгруппы. Низкого уровня сформированности языковых средств среди детей обеих
подгрупп выявлено не было.
Следовательно,
к моменту поступления в школу экспериментальная подгруппа детей, прошедших курс
обучения по специальной коррекционной системе, основанной на применении игр и
игровых приемов, подготовлена к усвоению программы общеобразовательной школы
несколько лучше, нежели контрольная подгруппа детей, обучавшихся по
традиционной методике.
Таким
образом, экспериментальным путем нашла подтверждение выдвинутая нами гипотеза. Действительно,
включение в коррекционную работу с детьми с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи игр и игровых приемов улучшает состояние речи этих детей.
В соответствии
с полученными результатами логопедами ДОУ "Улыбка" принято решение
внедрить в работу с детьми логопедических групп методы разработанной и
апробированной коррекционной системы, основанной на применении в коррекции
речевых нарушений игр и игровых приемов с целью получения более высокого
результата при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими
фонетико-фонематическое недоразвитие речи и посещающих старшую и
подготовительную группы ДОУ "Улыбка".
1. Белобрыкина
О.А. Речь и общение. Ярославль: "Академия развития", "Академия и
К0", 1998.
2. Бородич А.М.
Методика развития речи детей. М.: "Просвещение", 1974.
3. Генинг М.Г.,
Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1971.
4. Диагностика
нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. -
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
5. Занятия по
развитию речи в детском саду. Под ред.О.С. Ушаковой. М.: "Совершенство",
1999.
6. Игры в
логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1981.
7. Каше Г.В. Подготовка
к школе детей с недостатками речи. М., 1986.
8. Каше Г.А. Обучение
грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. // Дефектология. 1985.
№ 1. с.74 - 80.
9. Коноваленко
С.В. До школы 3 месяца!? М., 2000.
10.
Коррекционная педагогика. Под ред. Б.П. Пузанова. М.: "Академия",
1998.
11.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с
нарушениями речи. /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачев В.Ю., 2000.
12.
Крылова Н.Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по
формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников. // Дефектология.
1989. № 4. с.55 - 61.
13.
Логопедия: Учебное пособие. / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.
14.
Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: "ВЛАДОС",
1999.
15.
Логопедия. В 2-х томах. Т.1. М.: "Просвещение", "ВЛАДОС",
1995.
16.
Логопедия. В 2-х томах. Т.2. М.: "Просвещение", "ВЛАДОС",
1995.
17.
Лопухина И. Логопедия. С. - Пб., 1997.
18.
Мастюкова Е.М. Формирование у детей правильного произношения. // Дефектология.
1990. № 5. с.84 - 85.
19.
Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольника и ее исправление. М.: Просвещение,
1967.
20.
Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.
21.
Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи. Ярославль: "Академия
развития", "Академия и К0", 1999.
22.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 2. Ярославль: Академия развития,
1997.
23.
Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. С. - Пб., 1997.
24.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., "ВЛАДОС", 1999.
25.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001.
26.
Правдина О.В. Логопедическое обследование. М.: Просвещение, 1973.
27.
Практикум по детской логопедии. Под ред.В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС,
1997.
28.
Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред.Ф.А. Сохина. М.:
"Просвещение", 1984.
29.
Рождественская В.И., Радина Е.А. Воспитание правильной речи. М.: Просвещение,
1968.
30.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: "ВЛАДОС", 1994.
31.
Селиверстов В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у
детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. // Хрестоматия
по логопедии в 2 т.Т. II. /Под ред.Л.С. Волковой и В.И.
Селиверстова. М.: "ВЛАДОС", 1997. С.554 - 576.
32.
Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. М.: Просвещение,
1968.
33.
Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. Под ред.Ф.А. Сохина. М.: Просвещение,
1981.
34.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Под ред.Ф.А.
Сохина. М.: "Просвещение", 1991.
35.
Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей
дошкольного возраста. М.: "Просвещение", 1977.
36.
Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие. М., 1989.
37.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у
дошкольников. М., 1993.
38.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием. Воспитание и обучение. М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000.
39.
Флерова Ж.М. Логопедия. Ростов н/Д., 2000.
40.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Москва -
Воронеж, 1997.
41.
Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С. - Пб., 1996.
42.
Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах. Т.1. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И.
Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997.
43.
Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах. Т.2. /Под ред.Л.С. Волковой и В.И.
Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997.
44.
Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. С. - Пб., 1999.
45.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва - Воронеж,
1998.
СХЕМА
ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ
I. Анкетные данные
Фамилия,
имя ребенка _________________________________________
Дата
рождения ________________________________________________
Домашний
адрес_______________________________________________
Поступил
(а) из________________________________________________
Заключение
МПК _____________________________________________
II. Анамнез
1. Наличие
речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников
до рождения ребенка ________________________
2. Протекание
беременности:
от
которой по счету беременности ребенок ________________________
характер
беременности_________________________________________
3. Протекание
родов:
роды в
срок, досрочные ________________________________________
характер
родов________________________________________________
4. Раннее
постнатальное развитие ребенка:
вскармливание
(когда принесли кормить) _________________________
характер
грудного вскармливания ________________________________
характер
"жизненного ритма" ребенка ____________________________
раннее
психомоторное развитие__________________________________
5. Перенесенные
заболевания:
до года
_______________________________________________________
после
года ____________________________________________________
ушибы,
травмы головы_________________________________________
судороги
при высокой температуре ______________________________
наличие
или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие нёбной расщелины, удаление
аденоидов и др.) _________________________________
6. Речевое
развитие ребенка (время появления и характер гуления, первых слов, речевая
среда) __________________________________________
III. Логопедическое обследование
1. Психологические
особенности ребенка:
контактность__________________________________________________
особенности
поведения_________________________________________
2. Состояние
слуховой функции:
слуховое
внимание ____________________________________________
восприятие
речи _______________________________________________
3. Состояние
зрительного восприятия, пространственного праксиса____
_____________________________________________________________
4. Состояние
моторной сферы
Общая
моторика:
естественные
движения_________________________________________
выполнение
заданий (прыжки, манипуляции с мячом) _______________
Вывод: _______________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Ручная
моторика:
кинестетическая
основа движений пальцев (пальцевые пробы) __________________________________________________________________
кинетическая
основа движении пальцев __________________________
Вывод: ______________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Артикуляционная
моторика:
движения
нижней челюсти ______________________________________
движения
губ__________________________________________________
движения
языка_______________________________________________
движения
мягкого нёба _________________________________________
Работа
мышц лицевой мускулатуры ______________________________
Вывод: _______________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
5. Анатомическое
строение периферического отдела артикуляционного
аппарата___________________________________________________________
_____________________________________________________________
6. Состояние
звукопроизношения ________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
7. Состояние
дыхательной и голосовой функции:
тип
физиологического дыхания __________________________________
объем,
продолжительность, плавность речевого выдоха _____________
_____________________________________________________________
характеристика
голоса__________________________________________
направление
голосовыдыхательной струи при речи _________________
8. Состояние
просодических компонентов речи:
темп_________________________________________________________
ритм_________________________________________________________
паузация
_____________________________________________________
интонация____________________________________________________
9. Состояние
фонематических функций:
а) Способность
к фонематическому анализу:
выделение
ударного гласного в начале слова выделение звука из слова
_____________________________________________________________
определение
первого, последнего звука в слове ____________________
способность
осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез: _____________________________________________
определение
последовательности и количества звуков в слове
__________________________________________________________________
составление
слова из последовательно названных звуков __________________________________________________________________
б) Дифференциация
звуков:
слуховая
дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении
__________________________________________________________________
слуховая
дифференциация звуков, смешиваемых в произношении_____
_____________________________________________________________
слухо-произносительная
дифференциация звуков __________________
в) Фонематические
представления:
нахождение
картинки, в названии которой есть заданный звук
_____________________________________________________________
подбор
слов с заданным звуком__________________________________
Вывод: _______________________________________________________
10. Состояние
лексики
Вывод: _______________________________________________________
11. Состояние
грамматического строя речи. Особенности связной речи:
словообразование______________________________________________
связная
речь___________________________________________________
Вывод: _______________________________________________________
Логопедическое
заключение
1. Группа
нарушения речи по симптомологической (психолого-педагогической) классификации (ФНР,
НПОЗ, ФФНР) ___________________
_____________________________________________________________
2. Вид
нарушения речи по клинико-педагогической классификации (механическая или
функциональная (моторная, сенсорная] смешанная) дислалия; стертая дизартрия; органическая
или функциональная, открытая или закрытая ринолалия.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|