бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании бесплатно рефераты

·                   целенаправленные.

6.                 По типу новшества:

·                   материально-технические;

·                   социальные (педагогические).

7.                 По характеру возникновения:

·                   внешние (заимствования, инициируемые органами управления);

·                   внутренние (ноу-хау).

8.                 По инновационному потенциалу:

·                   модификационные (изменение существующего);

·                   комбинаторные (сочетание элементов прежнего);

·                   радикальные (принципиально новые).

9.                 По характеру нацеленности на будущее:

·                   оперативные;

·                   стратегические.

10.            По отношению к существующему:

·                   замещающие;

·                   открывающие;

·                   отменяющие;

·                   ретровведение.

11.            По характеру получаемых результатов:

·                   ожидаемые (плановые);

·                   случайные (неплановые).

12.            По своевременности:

·                   своевременные;

·                   несвоевременные;

·                   актуальные;

·                   нацеленные на будущее.

13.            По завершенности:

·                   завершенные;

·                   незавершенные.

14.            По процессу освоения:

·                   легко осваиваемые;

·                   трудно осваиваемые.

Такое обилие классификационных оснований затрудняет целостное восприятий новшества. Большинство классификаций появилось в процессе обобщения практики и теоретического осмысления проблемы. Тем не менее, необходимость классификации связана с возможностью более детального изучения отдельных аспектов инноваций и адекватного их восприятия. Необходимо так же определить три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ:

1.                 управление учреждением;

2.                 структура воспитательно-образовательного и процесса;

3.                 содержание воспитательно-образовательного процесса.

Указанные сферы взаимодействуют посредством создания и освоения новшеств. Специфика управления инновационными процессами определяется областью их внедрения.

Ниже приводятся основные позиции в классификации новшеств, показаны связи основных аспектов инновационного процесса на содержательном и управленческих уровнях.

Области применения педагогических новшеств:

·                   цели;

·                   содержание;

·                   формы;

·                   методы;

·                   структура.

Масштаб изменений:

·                   частные;

·                   модульные;

·                   системные.

Потенциал:

·                   модификационный;

·                   комбинаторный;

·                   радикальный.

Характер возникновения:

·                   внутренний;

·                   внешний.

Способы возникновения:

·                   плановые;

·                   стихийные.

Область системы управления:

·                   ценностные ориентации;

·                   образ желаемой системы управления;

·                   состав, строение коллективного субъекта управления;

·                   содержание новшества;

·                   изменения в ресурсном обеспечении;

·                   изменения в результатах обучения, воспитания.

Объект управления:

·                   новое в управлении ступенями образования;

·                   в управлении процессами основного и дополнительного образования;

·                   межпредметными связями;

·                   функциями ДОУ;

·                   внешними связями;

·                   педагогическими коллективами;

·                   технологиями обучения и воспитания.


2.3 Источники инновации в ДОУ


Источниками инновационной работы в ДОУ выступают противоречия целеполагания, целедостижения и целеизмерения. В каждом из этих процессов выделяется целый ряд проблем.

В целеполагании:

·                   несбалансированность целей (в программе развития и годовом планировании, образовательной и авторских программах, у педагогов дошкольного образования, реализующих разные методики для любого возраста и работающих с детьми определенной возрастной группы и т.д.);

·                   несогласованность целей субъектов дошкольного образования (педагогов, родителей, детей);

·                   отсутствие измеряемых целей в силу их неоперационализированности;

·                   отсутствие единой программы цели, разделяемой, понимаемой и принимаемой всеми субъектами дошкольного образования.

В целедостижении:

·                   дублирование содержания и технологий его реализации в различных методиках, в деятельности различных специалистов;

·                   использование репродуктивных технологий образования;

·                   противоречия между традиционным уровнем реальности педагогической деятельности и современными требованиями к педагогу дошкольного образования;

·                   противоречия между развитием инновационной деятельности педагога и отсутствием системы её сопровождения.

В целеизмерении:

·                   отсутствие единых показателей и критериев результата;

·                   отсутствие валидных и надёжных диагностических методик в деятельности всех специалистов;

·                   рассогласованность результатов диагностики по различным аспектам образовательного процесса в ДОУ.

Следует отметить, что это лишь небольшая часть проблем, требующих своего решения посредством инновационной практики в дошкольном образовании.

В России с 80-ых гг. XX в. Действуют Центр и Институт педагогических инноваций: от теории и практики внедрения педагогической науки и обобщения и распространения передового педагогического опыта (ППО), осуществляется переход к систематическому исследованию инновационных процессов – источников, условий, жизненного цикла, управления, правового обеспечения.

Центральной фигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Его инновационный потенциал – определяющий в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно связан с инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам.

Носитель новшеств – педагог – как элемент в структуре инновационного процесса характеризуется с точки зрения восприятия, освоения и оценки нового, единства целеполагания и целедостижения.

 В структуре личности и инновационной деятельности педагога можно выделить следующие существенные элементы [8]:

- мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и восприимчивость к новому;

- творческие способности, такие как креативность и индивидуальность. Деятельное самосознание, педагогическая культура, база творчества;

- технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализации традиционных задач;

- рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своём месте в инновационном процессе.

Условно обозначим направления реализации инновационного потенциала субъекта в образовании в координатах (см. рис. 2.1.). Источником развития субъекта инновации становятся культура и объект воздействия – ребенок, механизмами развития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной (хочу), теоретической (могу), технологической (делаю) и результативной (получаю) готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования.


Рис. 2.1.Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования


                                        Л







О                                                                                 П

 


                                   Д

Примечание. Л – личность, П – предмет (культура), Д – деятельность, О – объект (ребенок) – пространства формирования профессиональной компетентности; концентрические круги (I-IV) – уровни её сформированности; сектора в каждом блоке, обозначенные векторами конкретные умения педагога.


Не менее важны и такие характеристики педагога, как новаторство, инновационный потенциал и поведений, восприимчивость к новому. Феномен новаторства проявляется у тех педагогов, которые ставят своей целью введение нового, высокий интеллектуальный потенциал, критичное отношение, поиск альтернатив.

В.А.Сластенин и Л.С.Подымова охарактеризовали инновационный потенциал коллектива как способность создавать, воспринимать и реализовывать новшества, а так же своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного.

Восприимчивость как черта инновационного потенциала, определяется чувствительностью, готовностью, чувством нового, ознакомлением с проблемой, анализом имеющихся путей её решения, выбором пути, принятием последствий выбора решения.

Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной.

Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы.

Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и её продуктам.

Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность.

Важной функцией воспитателя становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.

 К.Роджерс, А.Б.Орлов и С.Я.Ромашина отмечают, что в мировом образовательном сообществе в связи с этим появился и стал использоваться новый термин – фасилитатор – тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться.

В-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие воспитателя с отдельным ребенком довольно слабое.

Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в ДОУ выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость и фасилитация.

Страницы: 1, 2, 3, 4