Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании
·
целенаправленные.
6.
По
типу новшества:
·
материально-технические;
·
социальные
(педагогические).
7.
По
характеру возникновения:
·
внешние
(заимствования, инициируемые органами управления);
·
внутренние
(ноу-хау).
8.
По
инновационному потенциалу:
·
модификационные
(изменение существующего);
·
комбинаторные
(сочетание элементов прежнего);
·
радикальные
(принципиально новые).
9.
По
характеру нацеленности на будущее:
·
оперативные;
·
стратегические.
10.
По
отношению к существующему:
·
замещающие;
·
открывающие;
·
отменяющие;
·
ретровведение.
11.
По
характеру получаемых результатов:
·
ожидаемые
(плановые);
·
случайные
(неплановые).
12.
По
своевременности:
·
своевременные;
·
несвоевременные;
·
актуальные;
·
нацеленные
на будущее.
13.
По
завершенности:
·
завершенные;
·
незавершенные.
14.
По
процессу освоения:
·
легко
осваиваемые;
·
трудно
осваиваемые.
Такое
обилие классификационных оснований затрудняет целостное восприятий новшества.
Большинство классификаций появилось в процессе обобщения практики и
теоретического осмысления проблемы. Тем не менее, необходимость классификации
связана с возможностью более детального изучения отдельных аспектов инноваций и
адекватного их восприятия. Необходимо так же определить три основные сферы,
требующие инноваций в ДОУ:
1.
управление
учреждением;
2.
структура
воспитательно-образовательного и процесса;
3.
содержание
воспитательно-образовательного процесса.
Указанные
сферы взаимодействуют посредством создания и освоения новшеств. Специфика
управления инновационными процессами определяется областью их внедрения.
Ниже
приводятся основные позиции в классификации новшеств, показаны связи основных
аспектов инновационного процесса на содержательном и управленческих уровнях.
Области
применения педагогических новшеств:
·
цели;
·
содержание;
·
формы;
·
методы;
·
структура.
Масштаб
изменений:
·
частные;
·
модульные;
·
системные.
Потенциал:
·
модификационный;
·
комбинаторный;
·
радикальный.
Характер
возникновения:
·
внутренний;
·
внешний.
Способы
возникновения:
·
плановые;
·
стихийные.
Область
системы управления:
·
ценностные
ориентации;
·
образ
желаемой системы управления;
·
состав,
строение коллективного субъекта управления;
·
содержание
новшества;
·
изменения
в ресурсном обеспечении;
·
изменения
в результатах обучения, воспитания.
Объект
управления:
·
новое
в управлении ступенями образования;
·
в
управлении процессами основного и дополнительного образования;
·
межпредметными
связями;
·
функциями
ДОУ;
·
внешними
связями;
·
педагогическими
коллективами;
·
технологиями
обучения и воспитания.
2.3 Источники инновации в
ДОУ
Источниками
инновационной работы в ДОУ выступают противоречия целеполагания, целедостижения
и целеизмерения. В каждом из этих процессов выделяется целый ряд проблем.
В целеполагании:
·
несбалансированность
целей (в программе развития и годовом планировании, образовательной и авторских
программах, у педагогов дошкольного образования, реализующих разные методики
для любого возраста и работающих с детьми определенной возрастной группы и
т.д.);
·
несогласованность
целей субъектов дошкольного образования (педагогов, родителей, детей);
·
отсутствие
измеряемых целей в силу их неоперационализированности;
·
отсутствие
единой программы цели, разделяемой, понимаемой и принимаемой всеми субъектами
дошкольного образования.
В целедостижении:
·
дублирование
содержания и технологий его реализации в различных методиках, в деятельности
различных специалистов;
·
использование
репродуктивных технологий образования;
·
противоречия
между традиционным уровнем реальности педагогической деятельности и
современными требованиями к педагогу дошкольного образования;
·
противоречия
между развитием инновационной деятельности педагога и отсутствием системы её
сопровождения.
В целеизмерении:
·
отсутствие
единых показателей и критериев результата;
·
отсутствие
валидных и надёжных диагностических методик в деятельности всех специалистов;
·
рассогласованность
результатов диагностики по различным аспектам образовательного процесса в ДОУ.
Следует
отметить, что это лишь небольшая часть проблем, требующих своего решения
посредством инновационной практики в дошкольном образовании.
В
России с 80-ых гг. XX в. Действуют
Центр и Институт педагогических инноваций: от теории и практики внедрения
педагогической науки и обобщения и распространения передового педагогического
опыта (ППО), осуществляется переход к систематическому исследованию
инновационных процессов – источников, условий, жизненного цикла, управления,
правового обеспечения.
Центральной
фигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять и
перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями
ребенка и собственными ресурсами развития. Его инновационный потенциал –
определяющий в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно
связан с инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляется
личностное отношение к происходящим переменам.
Носитель
новшеств – педагог – как элемент в структуре инновационного процесса
характеризуется с точки зрения восприятия, освоения и оценки нового, единства
целеполагания и целедостижения.
В
структуре личности и инновационной деятельности педагога можно выделить
следующие существенные элементы [8]:
-
мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и
восприимчивость к новому;
-
творческие способности, такие как креативность и индивидуальность. Деятельное
самосознание, педагогическая культура, база творчества;
-
технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализации
традиционных задач;
-
рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своём
месте в инновационном процессе.
Условно
обозначим направления реализации инновационного потенциала субъекта в
образовании в координатах (см. рис. 2.1.). Источником развития субъекта
инновации становятся культура и объект воздействия – ребенок, механизмами
развития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной (хочу),
теоретической (могу), технологической (делаю) и результативной (получаю)
готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога
дошкольного образования.
Рис.
2.1.Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности педагога
дошкольного образования
Л
О
П
Д
Примечание.
Л – личность, П – предмет (культура), Д – деятельность, О – объект (ребенок) –
пространства формирования профессиональной компетентности; концентрические
круги (I-IV)
– уровни её сформированности; сектора в каждом блоке, обозначенные векторами конкретные
умения педагога.
Не
менее важны и такие характеристики педагога, как новаторство, инновационный
потенциал и поведений, восприимчивость к новому. Феномен новаторства
проявляется у тех педагогов, которые ставят своей целью введение нового,
высокий интеллектуальный потенциал, критичное отношение, поиск альтернатив.
В.А.Сластенин
и Л.С.Подымова охарактеризовали инновационный потенциал коллектива как
способность создавать, воспринимать и реализовывать новшества, а так же
своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного.
Восприимчивость
как черта инновационного потенциала, определяется чувствительностью,
готовностью, чувством нового, ознакомлением с проблемой, анализом имеющихся
путей её решения, выбором пути, принятием последствий выбора решения.
Содержание
педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе
существенно отличается от традиционной.
Во-первых,
значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии
деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она
требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы.
Кроме
того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования
к качеству деятельности и её продуктам.
Во-вторых,
особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие
от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает
педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность,
креативность.
Важной
функцией воспитателя становится умение поддержать ребенка в его деятельности,
способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих
проблем, помочь освоить разнообразную информацию.
К.Роджерс,
А.Б.Орлов и С.Я.Ромашина отмечают, что в мировом образовательном сообществе в
связи с этим появился и стал использоваться новый термин – фасилитатор – тот,
кто способствует, облегчает, помогает учиться.
В-третьих,
представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают
интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном образовании
более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем
при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь
педагога со всеми детьми, а взаимодействие воспитателя с отдельным ребенком
довольно слабое.
Таким
образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в ДОУ выступают
потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость и фасилитация.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|