Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании
Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Забайкальский
государственный гуманитарно-педагогический
университет им.
Н.Г.Чернышевского»
ИННОВАЦИОННАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Курсовая работа
Исполнитель: Куфарова
Лариса Сергеевна,
Студент курса заочного
отделения
Научный руководитель:
Чита 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава
1. ДОУ как открытая развивающаяся система
1.1 ДОУ
как система
1.2 Структурно-функциональная
модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
1.3 ДОУ
в режиме развития
1.4 Современные
тенденции развития дошкольного образования
Глава
2. Инновационная деятельность в дошкольном образовании
2.1
Предпосылки становления инновационной деятельности
2.2
Основные понятия инноватики
2.3
Источники инноваций в ДОУ
2.4
Закономерности протекания инновационных процессов
Глава
3. Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОУ на примере
МДОУ Детский сад №2 п. В-Дарасунский
Заключение
Список
литературы
дошкольный
образование инновационный
Введение
В период глубоких
социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей
системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система
образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация
инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной
парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение,
поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о
развертывании инновационных процессов в системе образования.
Как существенный
элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления и
внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к
качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.
Исследования
нововведений в области образования представлены в работах К. Ангеловски,
Л.Г.Богославец, В.В.Горшкова, Е.С. Заир-Бек, В.И.Загвязинского, М.В. Кларина,
Е.Г.Ильина, В.Т.Кудрявцева, А.А.Майер, М.М. Поташника, С.Л. Полякова, В.А.
Сластенина, Л.С. Подымовой, , Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и др.
В данной курсовой
работе рассмотрена сущность явления инноватики в дошкольном образовании, её
классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного
образования.
Цель – исследование
инновационных процессов в современном дошкольном образовании.
Задачи:
1.
Рассмотреть
ДОУ как развивающуюся систему.
2.
Исследовать
тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.
Глава
1. ДОУ КАК ОТКРЫТАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1.1 ДОУ как система
ДОУ
как система – сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из
совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных
компонентов, условий функционирования.
Системообразующие
факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными
программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты
деятельности ДОУ.
Структурными
компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав
(воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех
уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.
Функциональные
компоненты определяются назначением управленческих функций в ДОУ
(аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей,
планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной,
регулятивно-коррекционной) по форме взаимосвязанной деятельности в системе
«педагог-ребенок-родители» и соответствующих подсистемах.
Условия
функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ –
медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами,
временными рамками и психофизиологическими особенностями участников
воспитательно-образовательного процесса.
Открытость
ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в
учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ
могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и
реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная
активность), тип и степень регламентированности системы управления
(традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных
связей) и др.
Основным
результатом функционирования открытой системы становится успешное
взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится мощным
средством социализации личности.
Выделенные
пространства необходимы и на сегодняшний день, как правило, достаточны для
обеспечения высоких результатов воспитательной деятельности в ДОУ.
Пространство
развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов:
воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является
взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Рассматривая
специфику функционирования системы, можно увидеть направленность и назначение
выделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный
заказ на уровне общественной потребности, воспитатели реализуют образовательные
услуги на уровне государства, дети становятся потребителями оказываемых ДОУ
образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ
как открытой развивающейся системы
Пространство
развития ДОУ:
-
кадровое, информационное обеспечение;
-
материально-техническая база, ресурсы;
-
управляющая система.
Пространство
развития родителей:
-
включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности);
-
преемственность и единство требований ДОУ и семьи;
-
взаимоотношение родителей в семье;
-
стиль воспитания в семье;
-
родительское сообщество.
Пространство
развития педагогов:
-
система стимулирования и мотивации;
-
мастерство и профессионализм;
-
сотрудничество, сотворчество;
-
педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе,
сплоченность).
Пространство
развития ребенка:
-
предметно-развивающая среда;
-
образовательное пространство;
-
дополнительное образовательное пространство;
-
социальная ситуация развития;
-
медико-социопсихопедагогическое сопровождение;
-
детское сообщество.
Логика
развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене
этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы,
с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации
изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.
На
этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития
педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции
объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.
На
этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в
системе «педагог-ребенок-родители» в форме сотворческой продуктивной
деятельности и общения. Итогом этого этапа является переход педагогов,
родителей и детей с позиции субъекта в личную сферу.
На
этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности
педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и
определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия
индивидуальной сущности субъектов.
Интегрирование
названных пространств позволяет разработать механизм комплексного
медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального
развития каждого субъекта, реализуемый в логике:
-
структурной организации социального заказа в области дошкольного образования
(уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);
-смены
этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция,
индивидуализация;
-
эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное
программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);
-
смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития
ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.
1.3 ДОУ в режиме развития
Режим
развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс
перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся
разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно
расширяющимся потенциалом роста.
Режим
функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию
какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением,
воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.
Многими
исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной
разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации
новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.
В
таблице 1.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности
учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами,
позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.
Таблица
1.1
Основные
характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ
Показатели
|
Режимы
|
Функционирование
|
Развитие
|
Тип/вид ДОУ
|
Традиционный, типовой
|
Инновационный
|
Цели и задачи
управления
|
Поддержание
стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного
потенциала
|
Обновление
компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения
мобильности, гибкости и вариативности
|
Субъект управления
|
Администрация, при
ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей,
единоначалие преобладает над коллегиальностью
|
Коллективный субъект
управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и
коллегиальности: поощрение и инициативы.
|
Научные концепции
управления, подходы
|
Эмпирический,
основанный на личном опыте
|
Мотивационное
программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление.
Создание комплексно-целевых программ и программы развития
|
Мотивационное
обеспечение
|
Создание
благоприятного психологического климата для стабильной работы
|
Создание атмосферы
творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального
стимулирования самореализации субъектов
|
Воспитательно-образовательный
процесс
|
Достижение устойчивых
результатов в стабильных условиях
|
Получение качественно
новых результатов в изменяющихся условиях
|
Содержание
образования
|
Использование
традиционных идей, учебных предметных планов и программ
|
Использование планов
развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств
|
Технологии
|
Обеспечивают
стабильные результаты
|
Личностно-ориентированное
воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов
|
Организация
воспитательно-образовательного процесса
|
Прежняя система с
определенным количеством дней и ступеней обучения
|
Многоуровневое,
многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ –школа - ВУЗ
|
Нормативно-правовое
обеспечение
|
Использование типовых
документов, обеспечивающих стабильную работу
|
Типовые документы
становятся основой для разработки собственных
|
Кадровое обеспечение
|
Традиционные
требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для
получения стабильных результатов воспитания и обучения
|
Конкурсная основа.
Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность
курсов
|
Научно-методическое
обеспечение
|
Традиционные учебные
программы и планы
|
Инновационные,
авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов
|
Финансовое
обеспечение
|
Бюджетное
|
Бюджетное и
внебюджетное
|
Материально-техническое
обеспечение
|
Организация базового
процесса на имеющихся материалах
|
Постоянно
расширяющееся обеспечение как результат динамического развития
|
Существует
несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме
развития.:
1.
Актуальность
(значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку
практических мер для решения серьезной проблемы.
2.
Включенность
в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и
климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной
деятельности.
3.
Характеристика
результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.
4.
Присутствуют
показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость,
качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного
педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.
Обновление состояния
ДОУ связывается с основными аспектами изменения его системных качеств. К ним
можно отнести указанные пространства развития, а также уровни их
сформированности и согласованности в жизнедеятельности учреждения.
1.4
Современные тенденции развития дошкольного образования
Происходящие
трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной
потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной
системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью
необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.
Поиск и освоение
инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной
механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.1.2.).
Таблица 1.2.
Современные тенденции в
развитии дошкольного образования.
Тенденции
|
Процесс
|
Управление
|
Педагогическая деятельность
|
Сопровождение и обеспечение
|
Гуманизация
|
Рефлексивное. Соуправление.
Самоуправление.
|
Личностно-ориентированный,
личностно-деятельностный подходы.
|
Расширение комплекса услуг для
удовлетворения потребностей и интересов личности.
|
Демократизация
|
Расширение состава коллективного
субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.
|
Новые отношения и позиции:
- субъект-субъктные;
-возможность гибкой смены позиции
объекта и субъекта каждым участником.
|
Расширение полномочий и состава
субъектов воспитательно-образовательного процесса
|
Диверсификация
|
Расширение типов и уровней управления.
|
Индивидуализация и дифференциация.
Вариативность в реализации образовательных услуг.
|
Расширение структур сопровождения:
-медико-валеологическая;
-социально-педагогическая;
-психологическая;
-коррекционно-педагогическая.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|