Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании
Трансформация
дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию
развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится
в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о
том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и
развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой
и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено
законом «Об образовании».
На сегодняшний день
можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного
перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути
к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.
Другой аспект связан с
качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют
насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных
проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.
По мнению
В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном
образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия
вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как
отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных,
организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих
приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий
на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой
государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о
значимости этой проблемы.
В итоге же ДОУ
вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном
административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются
работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования,
открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их
деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний
по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.
Проведенный анализ
существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет
выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.
Гуманизация
устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов,
детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого
развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности,
перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования,
по В.А.Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта
творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни
педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих
(гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым
компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития
личности [7].
Ведущим направлением
гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её
приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями.
Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как
высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими
интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл.1.2.).
Демократизация
связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного
процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и
запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития
активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их
заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в
управлении дошкольным образованием.
Диверсификация
предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений,
услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников
образовательного процесса в ДОУ.
Проекция данных
оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет
все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов,
обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его
участников:
- человекосообразности
(единство культуро- и природосообразности);
- целостности
педагогического процесса и комплексности целей;
- активности и
равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического
процесса.
Модернизация управления
ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих
комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую
систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к
соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.
Показателями
качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые
принципы:
- демократизации и
гуманизации;
- системности и
целостности управления;
-
централизации/децентрализации;
- взаимосвязи и
разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и
соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное,
самоуправление);
- единоначалия и
коллегиальности;
- объективности и
полноты информации в принятии управленческих решений.
На современном этапе
существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:
- совмещение
инновационных программ с уже существующими;
- сосуществование
представителей различных педагогических концепций;
- раскол
педагогического сообщества;
- несоответствие новых
типов образовательных учреждений требованиям родителей;
- потребность в новом
научно-методическом обеспечении;
- потребность в новых
педагогических кадрах;
- приспособление
новшеств к конкретным условиям;
- проблема изменения,
оптимизации, замены новшеств;
- проблема
воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.
В.Т.Кудрявцев выделяет
четыре ведущих направления инноваций ДОУ [2].
1.
Рассмотрение
дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а
относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы,
направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет
возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий
характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность
и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем
не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной
школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных
сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной
психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или
творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии
детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в
самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому
нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения
дошкольников.
2.
Утверждение
гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского
взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в
педагогическом процессе.
3.
Развитие
связи между практиками и теоретиками в области инноватики.
4.
Широкая
поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции
исследовательского подхода .
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
2.1
Предпосылки становления инновационной деятельности в системе дошкольного
образования
Предпосылки и источники
становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного
развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в
экономике, производстве и других сферах жизни (XIX-XX
вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников
образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании,
поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных
учреждений.
Термин «инновация»
появился в исследованиях культурологов XIX
в и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в
другую и изучение их отношений.
В начале XX
в
инноватика формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерности
технических нововведений в материальном производстве.
Развивается она как
отражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг,
идей в основные сферы человеческой активности.
В.А.Сластенин,
Л.С.Подымова В науке выделяют три типа исследований инноваций:
- изучение фактов,
способствующих/препятствующих нововведениям;
- исследование
инновационного процесса;
- управлением
инновационным процессом;
- анализ инновационных
ситуаций/оценка степени риска, эффективности.
Инноватика складывалась
как междисциплинарная область (на стыке философии, психологии, социологии,
экономики, культурологи).
Педагогическая
инноватика развивается с конца 50-ых гг. XX
в
на Западе, с 80-ых гг. – в России. Следует отметить, что степень
инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и
продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации
возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность
их реализации. Пространственно-временной континуум инновационного процесса
охватывает накопленный потенциал в развитии образования и некоторые преграды
(или угрозы) его стабильному функционированию. Следовательно, инновации решают
определенное противоречие в образовании между функционированием как стабильным
и эволюционным процессом и развитием как динамичным и революционным процессом.
Существует и промежуточное состояние, когда стабилизационные результаты
начинают дифференцироваться или же когда накопленные изменения стабилизируются
(унифицируются). Индикатором возникающей ситуации становятся тенденции в
образовании, определяющие вероятностную линию развития либо функционирования.
2.2 Основные понятия инноватики
Основными понятиями
инноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение.
Новшество:
- идея, являющаяся для
конкретного лица новой;
- средство (новый
метод).
Р.Н.Юсуфбекова
охарактеризовала педагогическое новшество как содержание возможных изменений,
ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической
действительности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания .
Инновация:
- обновление,
изменение;
- введение чего-либо
нового;
- процесс освоения
новшества.
В.И.Сластенин и
Л.С.Подымова отметили, что инноватика как наука изучает закономерности
создания, освоения и распространения новшеств; в частности изучает феномен
сопротивления новшествам .
Инновационный процесс –
инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в
новое качественное состояние.
Инновация –
содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их
реализации).
А.И.Пригожин дал
определение понятию нововведение: целенаправленное изменение, которое вносит в
определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые,
относительно стабильные элементы.
В.И.Сластенин,
Л.С.Подымова охарактеризовали это понятие как комплексный, целенаправленный
процесс создания, распространения и использования новшества, цель которого –
удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к
определенным качественным изменениям (способов обеспечения эффективности, стабильности
и жизнеспособности).
А вот ещё несколько
значений нововведения:
- механизм
использования инновации (новшество и процесс введения его в практику);
- динамическая система,
характеризующаяся как внутренней логикой (структура и этапы инновационного процесса),
так и закономерным развитием во времени её взаимодействия с окружающей средой
(жизненный цикл новшеств).
К нововведениям в сфере
образования относят изменения:
- в общественном
положении образования и уровне финансирования системы;
- в структуре системы
образования;
- в содержании
образования;
- во внутренней
организации образовательного учреждения;
- в методах обучения;
- в оборудовании
образовательных учреждений и использовании информационных технологий в
образовании;
- в строительстве
зданий и помещений для учебных занятий.
Изменение – замена
одного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего. Если
отклонение происходит в лучшую сторону – это новшество.
Новшество и изменение в
широком масштабе для всей системы – это реформа.
Новизна как критерий
оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична
(абсолютно или относительно новое)
Показатели инновации:
А) нацеленность на
решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение
этой проблемы);
Б) возможность
использования в широкой педагогической практике. Использование педагогических
инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса, получению
качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность – влияние реализованного
потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;
В) адаптируемость (вне
зависимости от условий);
Г) наличие научной
идеи;
Д) завершенность
(степень реализации инновационного потенциала): в идеале переход от простого
воспроизводства к расширенному.
В.И.Сластенин,
Л.С.Подымова, А.И.Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств:
- педагогические
новшества сохраняют все родовые черты инновации;
- объект воздействия и
предмет деятельности – развивающаяся личность;
- на возникновение и
существование новшества влияет социальный заказ;
- необходима
психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и
реализации новшеств;
- существуют как
идеальные продукты деятельности новаторов;
- наблюдается относительная
растянутость инновационных процессов времени;
- целостный характер
целей инновации;
- существующая
зависимость инновационных процессов от социально-педагогических условий;
- сложность определения
результатов инновации.
Требования к
новшествам:
- сбалансированность
целей с целями ДОУ;
- стабильность
(относительная).
Классификация новшеств.
1.
По
уровню инновационного потенциала (формализованная шкала) [4]:
·
построение
известного в другом виде – формальная новизна (фактическое отсутствие нового) –
условная новизна;
·
повторение
известного с несущественными изменениями: частная новизна;
·
уточнение,
конкретизация уже известного;
·
дополнение
известного существенными элементами;
·
создание
качественно нового объекта.
2.
По
массовости:
·
единичные;
·
массовые.
3.
По
масштабу:
·
частные;
·
модульные;
·
системные.
4.
По
новизне:
·
абсолютно
новые;
·
относительно
(субъективно) новые.
5.
По
типу возникновения:
·
стихийные;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|