бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР бесплатно рефераты

8.                                 Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник-психодиагностика и коррекция развития. - М.: Институт практической психологии Воронеж МОДЭК.- 1998.

9.                                 Гонеев А.Д. Лифинцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. - М.: Учеб.пособ.для студ.пед. вузов. - 1999.

10.                             Змановская Е.В. Девиантология / психология отклоняющегося поведения, с.82

11.                             Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений.-М.: Издательский центр «Академия».-2004.-288 с.

12.                             Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Рос.пед. агентство.- 1997.

13.                             Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.:ПИТЕР.-2004.-120с.

14.                             Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред.Кумарина Г.Ф. - М.: Изд. Центр «Академия».- 2001.

15.                             Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений / Б.П.Пузанов.-М.: Издательский центр «Академия».-1999.-144 с.

16.                             Корсаков Н. Неуспевающие дети. - М.: Пед.об-во России.- 2001.

17.                             Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2004.-192 с.

18.            Кудрявцева Л. Типология агрессия у детей и подростков // Народное образование.- 2005 г. - №9.-с.193-195.

19.            Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности. // Начальная школа. – 1999 г.- №3.-с.24-26.

20.                             Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением. // Воспитание школьников.- 2002.- №10.-с.31-32.

21.                             Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности. // Начальная школа.- 2001 г.- №2.-с.26-30.

22.                             Лоренц К. Агрессия. — М.:- 1994.

23.            Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.- 2004.

24.                             Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. - М.:Пед.Общество России.- 2000.

25.                             Немов Р.С. Психология III том. - М.: Владос.- 1999.

26.                             Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.-128 с.-(Специальная психология)

27.                             Обучение детей с нарушением интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. Пед. учеб. заведений // Б.П.Пузанов,-М.: Издательский центр «Академия».-2000.-272 с.

28.                             Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера.- 2000.

29.                             Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: Владос.- 2002.

30.                             Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос 1996.

31.                             Рычкрва Н.А. Дезадаптивное поведение детей - М.: Изд-во Гном и Д.- 2000.

32.                             Слободянник Н.П. Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальных школ: 60 конспектов занятий: Практическое пособие.-М.: 2004.-176 с.

33.                             Смирнова В. Как помочь ребенку осознать свое поведение // Дошкольное воспитание.-1999.-№ 5.-с.75-80

34.            Смирнова Е. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание.- 2003 г.- №4.-с.62-67.

35.            Станкин Н.И. Психологические игры // Специалист.-№ 9.-1994.-с.25-26

36.            Степанова О.А. и др. Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями: Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. Учеб.заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной.-М.: Издательский центр «Академия».-2003.-272 с.

37.            Строгонова Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? // Воспитание школьников.-2007.-№ 5.-с.58-60

38.                             Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М.: Академия.- 2002.

39.                             Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.- 1994.

40.                             Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Академия.- 2002

41.                             Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М.: Академия.- 2003.

42.            Хухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением. // Воспитание школьников.- 2002 г.- №10.-с.31-32.

43.            Школы для умственно отсталых детей за рубежом / Под ред.Ж.И.Шиф.-М.:.-1966.

44.            Ясперс К. Общая психопатология. — М.: 1997.


Приложения


Приложение 1

Анкета воспитателя «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

Цель: Определить уровень агрессивности ребенка

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл:

1.Временами кажется, что в него вселился злой дух;

2.Он не может промолчать, когда чем-то недоволен;

3.Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же;

4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться;

5.Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит;

6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение;

7.Он не прочь подразнить животных;

8.Переспорить его трудно;

9.Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает;

10.Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих;

11.В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот;

12.Часто не по возрасту ворчлив;

13.Воспринимает себя как самостоятельного и решительного;

14.Любит быть первым, командовать, подчинять себе других;

15.Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти

Виноватых;

16.Легко ссорится, вступает в драку;

17.Старается общаться с младшими и физически более слабыми;

18.У него нередки приступы мрачной раздражительности;

19.Не считается со сверстниками, не уступает, не делится;

20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Путем подсчета суммы полученных баллов по каждому ребенку их результаты соотносятся с уровнями агрессивности:

16-20 баллов – высокий уровень агрессивности

12-15 баллов - уровень агрессивности выше среднего

8-11 баллов – средний уровень агрессивности

4-7 баллов - уровень агрессивности ниже среднего

0-3 баллов – низкий уровень агрессивности


Приложение 2


Опросник «Узнай себя» (автор И.П. Подласый)

Цель: составить представление об агрессивных наклонностях детей.

Детям предлагается тест, состоящий из 10 вопросов; за ответ «да» присваивается 1 балл, за отрицательный ответ – 0 баллов.

Говорят, что ты:

1.          Нарушаешь школьные правила;

2.          Любишь смеяться над другими;

3.          Можешь ударить товарища;

4.          Любишь драться;

5.          Ругаешься плохими словами;

6.          Не имеешь друзей;

7.          Можешь сломать дерево;

8.          Обзываешь детей;

9.          Бъешь свою кошку, собаку;

10.     Говоришь одно, а делаешь другое.

Путем подсчета суммы полученных баллов по каждому ребенку их результаты соотносятся с уровнями агрессивности:

0-2 балла – низкий уровень агрессивности;

3-4 балла – уровень агрессивности ниже среднего;

5-6 баллов - средний уровень агрессивности;

7-8 баллов – уровень агрессивности выше среднего;

9-10 баллов – высокий уровень агрессивности.


Приложение 3


Наблюдение «Ребенок глазами взрослого»

(схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)


Ф.И.О. ребенка__________________________________________________

Дата заполнения_________________________________________________

Заполнил: ______________________________________________________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0-нет проявлений агрессивности, 1-проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2-часто, 3-почти всегда, 4-непрерывно.


Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Как часто наблюдается

Вегетативные признаки

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Облизывает губы в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Внешние проявления

Кусает губы в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Сжимает кулаки в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Сжимает губы, кулаки, когда обижают

0 1 2 3 4

Тревожное напряжение разрешается гневом

0 1 2 3 4

Длительность агрессии

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.

0 1 2 3 4

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин.

0 1 2 3 4

Чувствительность к помощи взрослого

Помощь взрослого не помогает ребенку овладеть собственной агрессией

0 1 2 3 4

Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

0 1 2 3 4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

0 1 2 3 4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

0 1 2 3 4

Чувство неприязни к другим не корректируется извне

0 1 2 3 4

Особенности отношения к собственной агрессии

Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно

0 1 2 3 4

Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые

0 1 2 3 4

Особенности проявления гуманных чувств

Стремится делать назло

0 1 2 3 4

Безразличие к страданиям других

0 1 2 3 4

Стремление причинить другому страдание

0 1 2 3 4

У ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий

0 1 2 3 4

Реакция на новизну

Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности

0 1 2 3 4

В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции

0 1 2 3 4

Реакция на ограничение

При попытке удержать яростно сопротивляется

0 1 2 3 4

Реактивность (чувствительность к агрессии других)

Проявляет агрессивные реакции первым

0 1 2 3 4

Первым отнимает игровые предметы, игрушку у другого ребенка

0 1 2 3 4

Проявляет агрессивные реакции на действия других

0 1 2 3 4

Толкается когда обижают

0 1 2 3 4

Бьет других, если ребенка случайно толкнули

0 1 2 3 4

Чувствительность к присутствию других

Щиплется на глазах у всех

0 1 2 3 4

Толкает сверстника на глазах у всех

0 1 2 3 4

Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка

0 1 2 3 4

Физическая агрессия, направленная на предмет

Может сломать постройку на глазах у всех

0 1 2 3 4

Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку…

0 1 2 3 4

Ребенок может бросить предмет об стенку

0 1 2 3 4

Ребенок стремится бросить мяч в другого человека, чем это требуется по правилам игры

0 1 2 3 4

Отрывает руки, ноги кукле

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на сверстников

Толкает других детей в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Походя ударяет встречных

0 1 2 3 4

Бьет других детей в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Ударяет детей и внезапно успокаивается

0 1 2 3 4

Стремится ткнуть в глаза (пальцем, предметом)

0 1 2 3 4

Кусает других детей в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Агрессия невыраженной направленности

Агрессия (физическая, словесная, скрытная, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.)

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве)

Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки

0 1 2 3 4

Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п.

0 1 2 3 4

Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

0 1 2 3 4

В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулаком

0 1 2 3 4

В состоянии пониженного настроения бьет родителя кулаком

0 1 2 3 4

Царапает взрослого

0 1 2 3 4

Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

0 1 2 3 4

Бьет больно ногой бабушку

0 1 2 3 4

Вербальная агрессия

Говорит обидные слова детям

0 1 2 3 4

Говорит обидные слова взрослым

0 1 2 3 4

Говорит нецензурные слова детям

0 1 2 3 4

Говорит нецензурные слова взрослым

0 1 2 3 4

Агрессивность в виде угрозы

Замахивается, но не ударяет другого

0 1 2 3 4

Пугает другого

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на себя

Просит себя стукнуть еще раз

0 1 2 3 4

Берет на себя вину за других

0 1 2 3 4

Рвет на себе волосы

0 1 2 3 4

Щиплет себя в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Кусает себя в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на животных

Щиплет кошку

0 1 2 3 4

Выкручивает хвост кошке

0 1 2 3 4

Специально наступает на лапы собаке

0 1 2 3 4

Неупорядоченные проявления и дополнения

Плюется в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6