Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР
8.
Гамезо М.В. и др.
Старший дошкольник и младший школьник-психодиагностика и коррекция развития. -
М.: Институт практической психологии Воронеж МОДЭК.- 1998.
9.
Гонеев А.Д.
Лифинцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. - М.: Учеб.пособ.для студ.пед.
вузов. - 1999.
10.
Змановская Е.В.
Девиантология / психология отклоняющегося поведения, с.82
11.
Изотова Е.И.,
Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие
для студ. высш. учеб. Заведений.-М.: Издательский центр «Академия».-2004.-288
с.
12.
Карабанова О.А.
Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Рос.пед. агентство.-
1997.
13.
Колосова С.Л.
Детская агрессия. - СПб.:ПИТЕР.-2004.-120с.
14.
Коррекционная
педагогика в начальном образовании / Под ред.Кумарина Г.Ф. - М.: Изд. Центр
«Академия».- 2001.
15.
Коррекционная
педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:
Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений / Б.П.Пузанов.-М.:
Издательский центр «Академия».-1999.-144 с.
16.
Корсаков Н.
Неуспевающие дети. - М.: Пед.об-во России.- 2001.
17.
Кряжева Н.Л.
Развитие эмоционального мира детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2004.-192 с.
18.
Кудрявцева Л.
Типология агрессия у детей и подростков // Народное образование.- 2005 г. - №9.-с.193-195.
19.
Кузнецова Л.Н.
Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности. // Начальная школа. –
1999 г.- №3.-с.24-26.
20.
Кухранова И.
Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным
поведением. // Воспитание школьников.- 2002.- №10.-с.31-32.
21.
Лебедева Л.Д.
Арт-терапия детской агрессивности. // Начальная школа.- 2001 г.- №2.-с.26-30.
22.
Лоренц К. Агрессия.
— М.:- 1994.
23.
Лютова Е.К.,
Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,
тревожными и аутичными детьми. – СПб.- 2004.
24.
Матвеева О.А.
Развивающая и коррекционная работа с детьми. - М.:Пед.Общество России.- 2000.
25.
Немов Р.С.
Психология III том. - М.: Владос.- 1999.
26.
Никишина В.Б.
Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития:
Пособие для психологов и педагогов.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.-128
с.-(Специальная психология)
27.
Обучение детей с
нарушением интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие
для студ. высш. и сред. Пед. учеб. заведений // Б.П.Пузанов,-М.: Издательский
центр «Академия».-2000.-272 с.
28.
Осипова А.А.
Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера.- 2000.
29.
Подласый И.П.
Курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: Владос.- 2002.
30.
Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос 1996.
31.
Рычкрва Н.А.
Дезадаптивное поведение детей - М.: Изд-во Гном и Д.- 2000.
32.
Слободянник Н.П.
Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальных школ: 60
конспектов занятий: Практическое пособие.-М.: 2004.-176 с.
33.
Смирнова В. Как
помочь ребенку осознать свое поведение // Дошкольное воспитание.-1999.-№
5.-с.75-80
34.
Смирнова Е.
Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание.- 2003 г.- №4.-с.62-67.
35.
Станкин Н.И.
Психологические игры // Специалист.-№ 9.-1994.-с.25-26
36.
Степанова О.А. и
др. Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями: Учеб.пособие для
студ. Сред. Пед. Учеб.заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под
ред. Г.Ф. Кумариной.-М.: Издательский центр «Академия».-2003.-272 с.
37.
Строгонова Л.
Агрессивный ребенок. Как с ним быть? // Воспитание школьников.-2007.-№
5.-с.58-60
38.
Ульенкова У.В.
Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами
в развитии. - М.: Академия.- 2002.
39.
Фромм Э. Анатомия
человеческой деструктивности. — М.- 1994.
40.
Хозиев В.Б.
Практикум по психологии формирования деятельности дошкольников и младших
школьников.- М.: Академия.- 2002
41.
Хухлаева О.В. Коррекция
нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М.:
Академия.- 2003.
42.
Хухранова И.
Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным
поведением. // Воспитание школьников.- 2002 г.- №10.-с.31-32.
43.
Школы для
умственно отсталых детей за рубежом / Под ред.Ж.И.Шиф.-М.:.-1966.
44.
Ясперс К. Общая
психопатология. — М.: 1997.
Приложения
Приложение
1
Анкета воспитателя «Критерии
агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)
Цель:
Определить уровень агрессивности ребенка
Положительный ответ на
каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл:
1.Временами
кажется, что в него вселился злой дух;
2.Он
не может промолчать, когда чем-то недоволен;
3.Когда кто-то причиняет ему зло, он
обязательно старается отплатить тем же;
4.Иногда ему без всякой причины
хочется выругаться;
5.Бывает, что он с удовольствием
ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит;
6.Иногда он так настаивает на чем-то,
что окружающие теряют терпение;
7.Он не прочь подразнить животных;
8.Переспорить его трудно;
9.Очень сердится, когда ему кажется,
что кто-то над ним подшучивает;
10.Иногда у него вспыхивает желание
сделать что-то плохое, шокирующее окружающих;
11.В ответ на обычные распоряжения
стремится сделать все наоборот;
12.Часто не по возрасту ворчлив;
13.Воспринимает себя как
самостоятельного и решительного;
14.Любит быть первым, командовать,
подчинять себе других;
15.Неудачи вызывают у него сильное
раздражение, желание найти
Виноватых;
16.Легко ссорится, вступает в драку;
17.Старается общаться с младшими и
физически более слабыми;
18.У него нередки приступы мрачной
раздражительности;
19.Не считается со сверстниками, не
уступает, не делится;
20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Путем
подсчета суммы полученных баллов по каждому ребенку их результаты соотносятся с
уровнями агрессивности:
16-20 баллов – высокий уровень
агрессивности
12-15 баллов - уровень
агрессивности выше среднего
8-11 баллов – средний уровень агрессивности
4-7 баллов - уровень
агрессивности ниже среднего
0-3 баллов – низкий уровень агрессивности
Приложение
2
Опросник
«Узнай себя» (автор И.П. Подласый)
Цель:
составить представление об агрессивных наклонностях детей.
Детям
предлагается тест, состоящий из 10 вопросов; за ответ «да» присваивается 1
балл, за отрицательный ответ – 0 баллов.
Говорят,
что ты:
1.
Нарушаешь
школьные правила;
2.
Любишь смеяться
над другими;
3.
Можешь ударить
товарища;
4.
Любишь драться;
5.
Ругаешься плохими
словами;
6.
Не имеешь друзей;
7.
Можешь сломать
дерево;
8.
Обзываешь детей;
9.
Бъешь свою кошку,
собаку;
10. Говоришь одно, а делаешь другое.
Путем
подсчета суммы полученных баллов по каждому ребенку их результаты соотносятся с
уровнями агрессивности:
0-2
балла – низкий уровень агрессивности;
3-4
балла – уровень агрессивности ниже среднего;
5-6
баллов - средний уровень агрессивности;
7-8
баллов – уровень агрессивности выше среднего;
9-10
баллов – высокий уровень агрессивности.
Приложение
3
Наблюдение
«Ребенок глазами взрослого»
(схема наблюдения из пособия
Платоновой Н.М.)
Ф.И.О.
ребенка__________________________________________________
Дата
заполнения_________________________________________________
Заполнил:
______________________________________________________
Подчеркните,
насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка:
0-нет проявлений агрессивности, 1-проявления агрессивности наблюдаются иногда,
2-часто, 3-почти всегда, 4-непрерывно.
Признаки проявления агрессивности у
ребенка
|
Как проявляется агрессивность
|
Как часто наблюдается
|
Вегетативные признаки
|
Краснеет (бледнеет) в состоянии
раздражения
|
0 1 2 3 4
|
Облизывает губы в состоянии
раздражения
|
0 1 2 3 4
|
Внешние проявления
|
Кусает губы в состоянии раздражения
|
0 1 2 3 4
|
Сжимает кулаки в состоянии
раздражения
|
0 1 2 3 4
|
Сжимает губы, кулаки, когда обижают
|
0 1 2 3 4
|
Тревожное напряжение разрешается
гневом
|
0 1 2 3 4
|
Длительность агрессии
|
После агрессивной реакции не
успокаивается в течение 15 мин.
|
0 1 2 3 4
|
После агрессивной реакции не
успокаивается в течение 30 мин.
|
0 1 2 3 4
|
Чувствительность к помощи взрослого
|
Помощь взрослого не помогает
ребенку овладеть собственной агрессией
|
0 1 2 3 4
|
Помощь взрослого не помогает
ребенку успокоиться
|
0 1 2 3 4
|
Замечания в словесной форме не
тормозят проявления вербальной агрессии
|
0 1 2 3 4
|
Замечания в словесной форме не
тормозят проявления физической агрессии
|
0 1 2 3 4
|
Чувство неприязни к другим не
корректируется извне
|
0 1 2 3 4
|
Особенности отношения к собственной
агрессии
|
Ребенок говорит, что поступил
«плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно
|
0 1 2 3 4
|
Ребенок не воспринимает собственные
агрессивные действия как таковые
|
0 1 2 3 4
|
Особенности проявления гуманных
чувств
|
Стремится делать назло
|
0 1 2 3 4
|
Безразличие к страданиям других
|
0 1 2 3 4
|
Стремление причинить другому
страдание
|
0 1 2 3 4
|
У ребенка не возникает чувства вины
после агрессивных действий
|
0 1 2 3 4
|
Реакция на новизну
|
Новизна (непривычность обстановки)
не тормозит проявления агрессивности
|
0 1 2 3 4
|
В новой, незнакомой обстановке
проявляет агрессивные реакции
|
0 1 2 3 4
|
Реакция на ограничение
|
При попытке удержать яростно
сопротивляется
|
0 1 2 3 4
|
Реактивность (чувствительность к
агрессии других)
|
Проявляет агрессивные реакции
первым
|
0 1 2 3 4
|
Первым отнимает игровые предметы,
игрушку у другого ребенка
|
0 1 2 3 4
|
Проявляет агрессивные реакции на
действия других
|
0 1 2 3 4
|
Толкается когда обижают
|
0 1 2 3 4
|
Бьет других, если ребенка случайно
толкнули
|
0 1 2 3 4
|
Чувствительность к присутствию
других
|
Щиплется на глазах у всех
|
0 1 2 3 4
|
Толкает сверстника на глазах у всех
|
0 1 2 3 4
|
Ситуация совместной деятельности
провоцирует агрессивное поведение ребенка
|
0 1 2 3 4
|
Физическая агрессия, направленная
на предмет
|
Может сломать постройку на глазах у
всех
|
0 1 2 3 4
|
Ребенок стремится разорвать игровую
предметную карточку, книжку…
|
0 1 2 3 4
|
Ребенок может бросить предмет об
стенку
|
0 1 2 3 4
|
Ребенок стремится бросить мяч в
другого человека, чем это требуется по правилам игры
|
0 1 2 3 4
|
Отрывает руки, ноги кукле
|
0 1 2 3 4
|
Агрессия, направленная на
сверстников
|
Толкает других детей в состоянии
раздражения
|
0 1 2 3 4
|
Походя ударяет встречных
|
0 1 2 3 4
|
Бьет других детей в состоянии
раздражения
|
0 1 2 3 4
|
Ударяет детей и внезапно
успокаивается
|
0 1 2 3 4
|
Стремится ткнуть в глаза (пальцем,
предметом)
|
0 1 2 3 4
|
Кусает других детей в состоянии
раздражения
|
0 1 2 3 4
|
Агрессия невыраженной
направленности
|
Агрессия (физическая, словесная,
скрытная, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких
людей и пр.)
|
0 1 2 3 4
|
Агрессия, направленная на взрослого
(в раннем и дошкольном детстве)
|
Бьет родителей по руке за то, что они
не дают кидать игрушки
|
0 1 2 3 4
|
Бьет чужого взрослого по руке за
то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п.
|
0 1 2 3 4
|
Тянет взрослого за волосы только
при нарастании утомления или пресыщения
|
0 1 2 3 4
|
В состоянии пониженного настроения
бьет чужого взрослого кулаком
|
0 1 2 3 4
|
В состоянии пониженного настроения
бьет родителя кулаком
|
0 1 2 3 4
|
Царапает взрослого
|
0 1 2 3 4
|
Беспричинное недоброжелательное
отношение к члену семьи
|
0 1 2 3 4
|
Бьет больно ногой бабушку
|
0 1 2 3 4
|
Вербальная агрессия
|
Говорит обидные слова детям
|
0 1 2 3 4
|
Говорит обидные слова взрослым
|
0 1 2 3 4
|
Говорит нецензурные слова детям
|
0 1 2 3 4
|
Говорит нецензурные слова взрослым
|
0 1 2 3 4
|
Агрессивность в виде угрозы
|
Замахивается, но не ударяет другого
|
0 1 2 3 4
|
Пугает другого
|
0 1 2 3 4
|
Агрессия, направленная на себя
|
Просит себя стукнуть еще раз
|
0 1 2 3 4
|
Берет на себя вину за других
|
0 1 2 3 4
|
Рвет на себе волосы
|
0 1 2 3 4
|
Щиплет себя в состоянии раздражения
|
0 1 2 3 4
|
Кусает себя в состоянии раздражения
|
0 1 2 3 4
|
Агрессия, направленная на животных
|
Щиплет кошку
|
0 1 2 3 4
|
Выкручивает хвост кошке
|
0 1 2 3 4
|
Специально наступает на лапы собаке
|
0 1 2 3 4
|
Неупорядоченные проявления и
дополнения
|
Плюется в состоянии раздражения
|
0 1 2 3 4
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|