Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР
37,5
% - уровень агрессивности выше среднего;
37,5
% - средний уровень агрессивности;
25 %
- уровень агрессивности ниже среднего.
В
результате проведения данной методики мы получили, что преобладают уровени
агрессивности выше среднего и средний.
4.
Проективная методика «Несуществующее животное» (автор Е.И. Рогов).
Цель:
оценить степень развитости агрессивности у младших школьников. (Приложение 4).
После
подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие
результаты:
3
ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;
2
ребенка имеют средний уровень агрессивности;
3
ребенка имеют низкий уровень агрессивности.
Перевод в процентное
соотношение проводилось по следующей формуле: n Ч100\ к, где к - количество детей в классе, n- количество учеников с уровнем
агрессивности.
Получились
следующие результаты:
37,5
% - уровень агрессивности выше среднего;
25 %
- средний уровень агрессивности;
37,5
% - низкий уровень агрессивности.
В
результате проведения данной методики мы получили, что преобладают уровени
агрессивности выше среднего инизкий.
Уровень
агрессивного поведения мы оценивали по следующим критериям (по Н.М.
Платоновой):
1.
Форма проявления агрессии
2.
Частота агрессивных проявлений
3.
Степень проявления агрессии
4.
Адекватность проявления агрессии
В
соответствии с критериями мы рассматривали следующие уровни агрессивного
поведения:
Низкий
уровень – субнормальная агрессия – полное отсутствие агрессивных действий, даже
в случае необходимости самозащиты;
Ниже
среднего – нормальная агрессия – отсутствие агрессии в привычных и безопасных
ситуациях; адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для
самозащиты; сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху;
отсутствие деструктивности;
Средний
– умеренно-защитная агрессия – умеренное проявление агрессии в привычных
ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без
реальной опасности); неадекватное использование агрессии в критических
ситуациях; небольшая степень деструктивности, в том числе в форме
аутодеструкции;
Выше
среднего – гипертрофированная агрессия – высокая частота и сила агрессивных
реакций даже по небольшому поводу; выраженная степень деструкции – опасности
для окружающих;
Высокий
– брутальная агрессия – чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции,
сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим;
данное поведение не адекватно ситуации; оно представляет высокую угрозу для
жизни окружающих или самого человека.
После
обработки данных мы получили следующие результаты: низкого и высокого уровня не
было обнаружено, уровень ниже среднего составил 25 %, средний уровень – 37,5 %,
уровень выше среднего – 37,5 %.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что уровень агрессивного поведения у детей исследуемой
группы в основном характеризуется как средний и выше среднего. (Приложение 6)
2.2
Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с
задержкой психического развития посредством игровых упражнений
На
основе результатов констатирующего эксперимента был проведен формирующий этап
исследования. Сроки проведения исследования: март-апрель 2008 года.
Цель:
подобрать и провести игровые упражнения с целью коррекции агрессивного
поведения младших школьников с ЗПР.
Для
проведения формирующего этапа исследования мы подобрали игровые упражнения,
предлагаемые следующими авторами … Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Н.Л. Кряжева, К.
Фопель, И.В. Шевцова, Е.В. Карпова…
Работу мы организовывали
во вторую половину дня, во время, отведенное для игр детей, упражнения
проводились фронтально, периодичность три раза в неделю, через день.
Для того, чтобы
использовать упражнения в комплексе, мы опирались на структуру агрессивного
поведения, в которой выделяют несколько взаимосвязанных уровней:
- поведенческий
(агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);
- аффективный (негативные
эмоциональные состояния и чувства, например, гнев, злость, ярость);
- когнитивный
(неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки,
негативные ожидания);
- мотивационный
(сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления).
Поэтому, чтобы учитывать
все компоненты структуры агрессивного поведения, мы использовали разные типы
игровых упражнений.
1. Игровые упражнения, с
помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев («Обзывалки», «Два барана»,
«Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг»)
2. Игровые упражнения,
направленные на поиск способа выхода из сложной ситуации («Головомяч», «Камушек
в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король»,»Ласковые лапки» и другие)
3. Игровые упражнения для
снятия излишнего мышечного напряжения («Прогулка на теплоходе», «Прогулка в
горах», «Летнее поле», «Горы», «Летний дождь», «Подъем на гору», «Подводное
путешествие»)
Из данных типов игровых
упражнений мы составили комплексы, в которые входили 1 упражнение первого типа,
2 упражнения второго типа, 1 упражнение третьего типа, упражнения давались в
указанной последовательности.
Для младших школьников с ЗПР характерны:
импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа,
целенаправленности, низкая продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в
мотивационно – целевой основе организации деятельности, несформированность
способов самоконтроля, планирования.
Особенности проявляются в ведущей игровой
деятельности, которая сформирована у них не полностью и характеризует
бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие,
преобладание компонента двигательной расторможенности. Само
стремление к игре нередко выглядит скорее как способ ухода от затруднений в
заданиях, чем первичная потребность: желание играть часто возникает именно в
ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности,
приготовления уроков.
Шести
– семи летние дети с ЗПР не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим
существенное значение в подготовке к учебной деятельности как ведущей для
младшего школьного возраста. В целом такие дети предпочитают подвижные игры,
свойственные более младшему возрасту.
Эмоциональный
мир данной категории детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают
мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено.
Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со
стороны и адекватно оценить свое поведение.
Такие
дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что
вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир
хочет обидеть именно их.
Дети
с ЗПР и какой-либо степенью выраженности агрессивного поведения очень часто
подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную им ссору на
других.
2.3
Определение эффективности формирующего этапа исследования
Контрольный
этап эксперимента проходил в период с 08.04. по15.04.2008 года.
Цель: определить
эффективность подобранных и проведенных игровых упражнений в коррекции
агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР.
На
контрольном этапе эксперимента были проведены те же диагностические методики,
что и на констатирующем этапе эксперимента, но вместо проективной методики
«Несуществующее животное» использовали проективную методику «Кактус».
1.
Анкетирование воспитателей
«Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.)
Цель:
определить уровень агрессивности младших школьников. (Приложение 1).
После
подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие
результаты:
1
ребенок имеют высокий уровень агрессивности;
3
ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;
2
ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего;
2
ребенка имеют низкий уровень агрессивности.
Перевод в процентное
соотношение проводилось по следующей формуле: n Ч100\ к, где к - количество детей в классе, n- количество учеников с уровнем
агрессивности.
Получились
следующие результаты:
12,5
% - высокий уровень агрессивности;
37,5
% - уровень агрессивности выше среднего;
25 % -
уровень агрессивности ниже среднего;
25 %
- низкий уровень агрессивности.
В
результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень
агрессивности выше среднего.
2.
Опросник «Узнай себя» (Подласый
И.П.)
Цель:
составить представление об агрессивных наклонностях учеников. (Приложение 2).
После
подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие
результаты:
1
ребенок имеет средний уровень агрессивности;
4
ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего
3
ребенка имеют низкий уровень агрессивности;
Перевод в процентное
соотношение проводилось по следующей формуле: n Ч100\ к, где к - количество детей в классе, n- количество учеников с уровнем
агрессивности.
Получились
следующие результаты:
12,5 %
- средний уровень агрессивности;
50 %
- уровень агрессивности ниже среднего;
37,5 %
- низкий уровень агрессивности.
В
результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень
агрессивности ниже среднего.
3.
Наблюдение (схема наблюдения из
пособия Платоновой Н.М.)
Цель:
оценить степень развитости агрессивности у младших школьников. (Приложение 3).
После
подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие
результаты:
2
ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;
3
ребенка имеют средний уровень агрессивности;
3
ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.
Перевод в процентное
соотношение проводилось по следующей формуле: n Ч100\ к, где к - количество детей в классе, n- количество учеников с уровнем
агрессивности.
Получились
следующие результаты:
25 %
- уровень агрессивности выше среднего;
37,5
% - средний уровень агрессивности;
37,5 %
- уровень агрессивности ниже среднего.
В
результате проведения данной методики мы получили, что преобладают уровни
агрессивности средний и ниже среднего.
4.
Проективная
методика «Кактус»
Цель: определение состояния эмоциональной сферы
ребенка, наличие и направление агрессии, ее интенсивность и т.п. (Приложение 5).
После
подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие
результаты:
2
ребенка имеют средний уровень агрессивности;
5
детей имеют уровень агрессивности ниже среднего;
1
ребенок имеют низкий уровень агрессивности.
Перевод в процентное
соотношение проводилось по следующей формуле: n Ч100\ к, где к - количество детей в классе, n- количество учеников с уровнем
агрессивности.
Получились
следующие результаты:
25 %
- средний уровень агрессивности;
62,5
% - уровень агрессивности ниже среднего;
12,5 %
- низкий уровень агрессивности.
В
результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень
агрессивнрсти ниже среднего. (Приложение 7)
Вывод
по эмпирической главе исследования
Цель
исследования заключалась в диагностике уровня агрессивности, разработке комплекса
специальных упражнений для коррекции агрессивности и проверки уровня эффективности
комплекса упражнений. В результате проведения всех методик на констатирующем
этапе исследования мы получили такие результаты по каждому ученику.
3
ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;
3
ребенка имеет средний уровень агрессивности;
2
ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.
Таким
образом, было выявлено, что преобладали такие уровени агрессивного поведения как:
средний и выше среднего.
При
проведении игровых упражнений на формирующем этапе исследования мы убедились,
что в играх дети не только расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют
основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, самостоятельности,
настойчивости, а с другой – умению владеть собой и считаться с партнерами,
согласовывать свои действия с действиями других игроков.
После
проведения всех методик на контрольном этапе исследования мы получили такие
результаты:
2
ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;
3
ребенка имеют средний уровень агрессивности;
3
ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.
Таким
образом, было выявлено, что преобладали такие уровени агрессивностикак: средний
и ниже среднего.
Заключение
Агрессивное
поведение – одна из частных проблем детского коллектива, те или иные формы ее
характерны для большинства школьников. Агрессивный ребенок приносит массу
проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему понятен научный
интерес к этой проблеме.
Слово
«агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия - это мотивированное
деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в
обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным),
приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них
психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности,
страха, подавленности и т. п.).
Агрессивность
– свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности
воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. (Психологический
словарь)
Однако
агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых,
потому что его агрессия-это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта,
неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Проанализировав
психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проведение игровых
упражнений с детьми с ЗПР весьма эффективный способ коррекции отклонений в
развитии агрессивного поведения.
Все
это привело нас к проведению педагогического эксперимента. Нами была выбрана
база исследования, определены задачи и методы исследования, а также этапы
эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный).
Цель
эксперимента заключалась в диагностике уровня агрессивного поведения у младших
школьников с ЗПР, разработке комплексов игровых упражнений по коррекции
агрессивного поведения, проверке уровня эффективности комплексов игровых
упражнений.
В
результате проведенного нами исследования мы пришли к тому, что после
проведения специально разработанных игровых упражнений уровень агрессивного
поведения младшего школьника с ЗПР понизился.
Эффективность
проведенного эксперимента мы подтвердили результатами исследования.
1
ученик, что составляет 12,5 %, опустился с уровня агрессивности выше среднего
на средний уровень, а второй ребенок перешел со среднего уровня на уровень ниже
среднего.
Таким
образом, гипотеза, которую мы ставили в начале исследования, подтвердилась, но
частично, из-за кратковременности проведения исследования, а также из-за
особенностей детей.
Список
литературы
1.
Агрессия у детей
и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой.-СПб.: Речь, 2006.-336
с.
2.
Ануфриев А.Ф.
Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии -
М.: Ось-89.- 2000.
3.
Безруких М.М.
Проблемные дети.- М.: УРАЛ.- 2000.
4.
Бенилова С.Ю.
Коррекция эмоционально – поведенческих расстройств у детей с нарушениями
развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2007.-№
1.-с.68-72
5.
Бреслав Г.Э.
Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие
для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2004. – 144 с.
6.
Ватова Д. Как
снять агрессивность детей // Дошкольное воспитание.-2003 г.- №8. – с.55-58.
7.
Ветрова В.В.
Уроки психологического здоровья. - М.: Пед. об-во России.- 2000.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|