бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР бесплатно рефераты

37,5 % - уровень агрессивности выше среднего;

37,5 % - средний уровень агрессивности;

25 % - уровень агрессивности ниже среднего.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладают уровени агрессивности выше среднего и средний.

4. Проективная методика «Несуществующее животное» (автор Е.И. Рогов).

Цель: оценить степень развитости агрессивности у младших школьников. (Приложение 4).

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

3 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

2 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

3 ребенка имеют низкий уровень агрессивности.

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: n Ч100\ к, где к - количество детей в классе, n- количество учеников с уровнем агрессивности.

Получились следующие результаты:

37,5 % - уровень агрессивности выше среднего;

25 % - средний уровень агрессивности;

37,5 % - низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладают уровени агрессивности выше среднего инизкий.

Уровень агрессивного поведения мы оценивали по следующим критериям (по Н.М. Платоновой):

1. Форма проявления агрессии

2. Частота агрессивных проявлений

3. Степень проявления агрессии

4. Адекватность проявления агрессии

В соответствии с критериями мы рассматривали следующие уровни агрессивного поведения:

Низкий уровень – субнормальная агрессия – полное отсутствие агрессивных действий, даже в случае необходимости самозащиты;

Ниже среднего – нормальная агрессия – отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях; адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты; сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху; отсутствие деструктивности;

Средний – умеренно-защитная агрессия – умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без реальной опасности); неадекватное использование агрессии в критических ситуациях; небольшая степень деструктивности, в том числе в форме аутодеструкции;

Выше среднего – гипертрофированная агрессия – высокая частота и сила агрессивных реакций даже по небольшому поводу; выраженная степень деструкции – опасности для окружающих;

Высокий – брутальная агрессия – чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим; данное поведение не адекватно ситуации; оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека.

После обработки данных мы получили следующие результаты: низкого и высокого уровня не было обнаружено, уровень ниже среднего составил 25 %, средний уровень – 37,5 %, уровень выше среднего – 37,5 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень агрессивного поведения у детей исследуемой группы в основном характеризуется как средний и выше среднего. (Приложение 6)


2.2 Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровых упражнений

На основе результатов констатирующего эксперимента был проведен формирующий этап исследования. Сроки проведения исследования: март-апрель 2008 года.

Цель: подобрать и провести игровые упражнения с целью коррекции агрессивного поведения младших школьников с ЗПР.

Для проведения формирующего этапа исследования мы подобрали игровые упражнения, предлагаемые следующими авторами … Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, И.В. Шевцова, Е.В. Карпова…

Работу мы организовывали во вторую половину дня, во время, отведенное для игр детей, упражнения проводились фронтально, периодичность три раза в неделю, через день.

Для того, чтобы использовать упражнения в комплексе, мы опирались на структуру агрессивного поведения, в которой выделяют несколько взаимосвязанных уровней:

- поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);

- аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства, например, гнев, злость, ярость);

- когнитивный (неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки, негативные ожидания);

- мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления).

Поэтому, чтобы учитывать все компоненты структуры агрессивного поведения, мы использовали разные типы игровых упражнений.

1. Игровые упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев («Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг»)

2. Игровые упражнения, направленные на поиск способа выхода из сложной ситуации («Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король»,»Ласковые лапки» и другие)

3. Игровые упражнения для снятия излишнего мышечного напряжения («Прогулка на теплоходе», «Прогулка в горах», «Летнее поле», «Горы», «Летний дождь», «Подъем на гору», «Подводное путешествие»)

Из данных типов игровых упражнений мы составили комплексы, в которые входили 1 упражнение первого типа, 2 упражнения второго типа, 1 упражнение третьего типа, упражнения давались в указанной последовательности.

Для младших школьников с ЗПР характерны: импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно – целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования.

Особенности проявляются в ведущей игровой деятельности, которая сформирована у них не полностью и характеризует бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной расторможенности. Само стремление к игре нередко выглядит скорее как способ ухода от затруднений в заданиях, чем первичная потребность: желание играть часто возникает именно в ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков.

Шести – семи летние дети с ЗПР не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим существенное значение в подготовке к учебной деятельности как ведущей для младшего школьного возраста. В целом такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту.

Эмоциональный мир данной категории детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Дети с ЗПР и какой-либо степенью выраженности агрессивного поведения очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную им ссору на других.


2.3 Определение эффективности формирующего этапа исследования


Контрольный этап эксперимента проходил в период с 08.04. по15.04.2008 года.

Цель: определить эффективность подобранных и проведенных игровых упражнений в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР.

На контрольном этапе эксперимента были проведены те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, но вместо проективной методики «Несуществующее животное» использовали проективную методику «Кактус».

1.              Анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.)

Цель: определить уровень агрессивности младших школьников. (Приложение 1).

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

1 ребенок имеют высокий уровень агрессивности;

3 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

2 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего;

2 ребенка имеют низкий уровень агрессивности.

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: n Ч100\ к, где к - количество детей в классе, n- количество учеников с уровнем агрессивности.

Получились следующие результаты:

12,5 % - высокий уровень агрессивности;

37,5 % - уровень агрессивности выше среднего;

25 % - уровень агрессивности ниже среднего;

25 % - низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень агрессивности выше среднего.

2.              Опросник «Узнай себя» (Подласый И.П.)

Цель: составить представление об агрессивных наклонностях учеников. (Приложение 2).

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

1 ребенок имеет средний уровень агрессивности;

4 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего

3 ребенка имеют низкий уровень агрессивности;

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: n Ч100\ к, где к - количество детей в классе, n- количество учеников с уровнем агрессивности.

Получились следующие результаты:

12,5 % - средний уровень агрессивности;

50 % - уровень агрессивности ниже среднего;

37,5 % - низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень агрессивности ниже среднего.

3.              Наблюдение (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

Цель: оценить степень развитости агрессивности у младших школьников. (Приложение 3).

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

2 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

3 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

3 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: n Ч100\ к, где к - количество детей в классе, n- количество учеников с уровнем агрессивности.

Получились следующие результаты:

25 % - уровень агрессивности выше среднего;

37,5 % - средний уровень агрессивности;

37,5 % - уровень агрессивности ниже среднего.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладают уровни агрессивности средний и ниже среднего.

4.              Проективная методика «Кактус»

Цель: определение состояния эмоциональной сферы ребенка, наличие и направление агрессии, ее интенсивность и т.п. (Приложение 5).

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

2 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

5 детей имеют уровень агрессивности ниже среднего;

1 ребенок имеют низкий уровень агрессивности.

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: n Ч100\ к, где к - количество детей в классе, n- количество учеников с уровнем агрессивности.

Получились следующие результаты:

25 % - средний уровень агрессивности;

62,5 % - уровень агрессивности ниже среднего;

12,5 % - низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень агрессивнрсти ниже среднего. (Приложение 7)

Вывод по эмпирической главе исследования

Цель исследования заключалась в диагностике уровня агрессивности, разработке комплекса специальных упражнений для коррекции агрессивности и проверки уровня эффективности комплекса упражнений. В результате проведения всех методик на констатирующем этапе исследования мы получили такие результаты по каждому ученику.

3 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

3 ребенка имеет средний уровень агрессивности;

2 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.

Таким образом, было выявлено, что преобладали такие уровени агрессивного поведения как: средний и выше среднего.

При проведении игровых упражнений на формирующем этапе исследования мы убедились, что в играх дети не только расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, самостоятельности, настойчивости, а с другой – умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков.

После проведения всех методик на контрольном этапе исследования мы получили такие результаты:

2 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

3 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

3 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.

Таким образом, было выявлено, что преобладали такие уровени агрессивностикак: средний и ниже среднего.

Заключение


Агрессивное поведение – одна из частных проблем детского коллектива, те или иные формы ее характерны для большинства школьников. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему понятен научный интерес к этой проблеме.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. (Психологический словарь)

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия-это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проведение игровых упражнений с детьми с ЗПР весьма эффективный способ коррекции отклонений в развитии агрессивного поведения.

Все это привело нас к проведению педагогического эксперимента. Нами была выбрана база исследования, определены задачи и методы исследования, а также этапы эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный).

Цель эксперимента заключалась в диагностике уровня агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР, разработке комплексов игровых упражнений по коррекции агрессивного поведения, проверке уровня эффективности комплексов игровых упражнений.

В результате проведенного нами исследования мы пришли к тому, что после проведения специально разработанных игровых упражнений уровень агрессивного поведения младшего школьника с ЗПР понизился.

Эффективность проведенного эксперимента мы подтвердили результатами исследования.

1 ученик, что составляет 12,5 %, опустился с уровня агрессивности выше среднего на средний уровень, а второй ребенок перешел со среднего уровня на уровень ниже среднего.

Таким образом, гипотеза, которую мы ставили в начале исследования, подтвердилась, но частично, из-за кратковременности проведения исследования, а также из-за особенностей детей.

Список литературы


1.                                 Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой.-СПб.: Речь, 2006.-336 с.

2.                                 Ануфриев А.Ф. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии - М.: Ось-89.- 2000.

3.                                 Безруких М.М. Проблемные дети.- М.: УРАЛ.- 2000.

4.                                 Бенилова С.Ю. Коррекция эмоционально – поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2007.-№ 1.-с.68-72

5.                                 Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2004. – 144 с.

6.                 Ватова Д. Как снять агрессивность детей // Дошкольное воспитание.-2003 г.- №8. – с.55-58.

7.                 Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Пед. об-во России.- 2000.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6