Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников
Такое изучение может быть проведено, например, в форме свободной беседы
с учеником или с группой учеников. Искренний интерес, который демонстрирует
взрослый к содержанию беседы, его стремление получить максимально полные,
развернутые ответы на вопросы являются важными условиями ее результативности.
Тех детей, которые по каким-либо причинам не хотят принимать участия в разговоре,
не следует принуждать к ответу - лучше подождать и выбрать более подходящий
случай, когда они расскажут о своих игровых интересах и пристрастиях с большим
желанием и охотой.
Канву беседы могут составлять следующие вопросы:
- Ты любишь играть? В какие игры ты играешь?
- Какие из них тебе нравятся больше других? Почему?
- Какие игры тебе не нравятся? Почему?
- Ты можешь сам придумать игру?
- Как ты любишь играть - один или с другими детьми? Почему?
- С кем ты больше любишь играть - с мальчиками или девочками, со
старшими или с младшими детьми? Почему?
- Любишь ли ты играть с игрушками? С какими из них ты играешь
чаще всего?
- Где ты любишь играть - в школе, дома, во дворе...?
- Как часто ты играешь? Хотел бы ты играть чаще? и т.д.
Проведенное в этом ключе изучение игровых интересов и предпочтений
младших школьников (44) выявило, например, что для всех детей 7-10 лет
характерна любовь к подвижным играм. На вопрос «Какие игры тебе больше всего
нравятся?" ученики 1-2-го классов отвечали: «Кошки-мышки», «Салки»,
«Гуси-лебеди», «Третий лишний», «Море волнуется» и другие. Дети 3-го класса называли игры «в прятки», «в
футбол», «в войну», «в индейцев»,
игры на внимание типа «Замри», т.е. тоже подвижные, но с более выраженным
ролевым акцентом. Отвечая на вопрос «Почему тебе нравится эта игра?», дети
на первое место вынесли критерий двигательной активности - «можно бегать».
Далее - «веселая», «смешная», «забавная», «быстрая», «от нее (игры)
хорошее настроение», «радостная», и интересная», «увлекательная»,
«полезная», «много надо знать», «нужен ум», «хитрая и ловкая», «играют
много детей», «надо выручать», «выигрывает команда» и т.д.
Ответы учеников в ходе беседы, а также наблюдения за свободными играми
детей в течение школьного дня могут быть дополнены данными, полученными из
бесед с родителями учеников или в результате их анкетирования по
вопросам организации детских игр в семье. Последующий тщательный анализ
собранного материала поможет учителю, с одной стороны, выявить как наиболее
общие, так и сугубо индивидуальные игровые запросы учеников класса и осознать
реальное место игры в режиме их жизнедеятельности, а с другой - определить
собственную позицию в отношении включения игры в образовательный процесс.
Вместе с тем следует помнить, что игровые интересы и предпочтения детей
не являются чем-то застывшим, определенным раз и навсегда; наоборот, они
довольно часто меняются. Поэтому изучение игровых предпочтений учащихся должно
проводиться достаточно регулярно с тем, чтобы вовремя внести
коррективы в те игровые программы, которые используются педагогом.
Кроме того, в игре дети обычно демонстрируют самые разнообразные
игровые качества, непосредственно связанные с особенностями их темперамента и
характера, условиями воспитания и др. Поэтому наблюдение за детским поведением
в процессе самостоятельных игр (на перемене, пришкольном участке и т.п.)
позволит учителю определить, к какому типу игроков относится каждый из
них.
Так, идеальным партнером в играх является так называемый «добродушный
игрок» (45). Это умный, вдумчивый, внимательный, спокойно ко всему относящийся
ребенок. Начав играть, он увлекается игрой и отдается ей всецело, по-детски
непосредственно, непринужденно. В его поведении практически отсутствуют
эгоистические проявления, он уступчив и может подчинять свои интересы
интересам детской группы. В игру такой ребенок включается с осмотрительностью,
не торопясь проявить себя активно и сразу. Он незлоблив, спокойно реагирует на
шутки товарищей или вовсе не обращает на них внимания; так же спокойно
настроен и в отношении взрослого.
Хорошими партнерами по игре являются такие типы игроков, как
«игроки-таланты», «организаторы», «вожаки». Например, «истинный талант» - это
хороший товарищ, предпочитает быть лидером и фигурировать в центральных
ролях. Он обычна достаточно активен и более развит, чем другие дети. Вместе с
тем в поведении такого игрока есть некоторая капризность, манерничанье,
неустойчивость желаний и проявления нервности. «Самостоятельный организатор»
также хороший игровой партнер. Он инициативен, играет выдержанно, любит
соблюдать все правила, но несколько самолюбив. У такого ребенка проявляется
особая социальная одаренность, т.е. умение найти подход к каждому ий игроков и объединить их. В процессе
игры он, организуя детей, охотно и результативно помогает руководителю, но
может и самостоятельно вести игру. Наконец, «настоящий вожак» - это игрок с
особенно развитой волей и обостренным чувством законности, чрезвычайно инициативный,
активный и настойчивый. Он постоянно озабочен общими интересами, гордится
своей ролью в игре и также способен действенно помогать взрослому при ее
проведении.
Но в детских играх проявляются и «мнимые таланты», «шуты», «неудачные
остряки», «замкнутые дички», «конфузящиеся игроки», «подражатели»,
«мятежные души», «расслабленные игроки», «лицемерные игроки», «выскочки»,
«хвастуны», «вожаки-хитрецы», «вожаки-силачи» и другие типы игроков. Уже само
их определение до некоторой степени свидетельствует о тех элементах
стихийности, внеплановости, которую они могут привносить в игру. Так,
«мнимый талант» довольно самолюбив, капризен, обидчив и подозрителен. В игре
проявляет себя как большой спорщик, часто нарушает правила. «Конфузящийся
игрок» хочет принять участие в игре и в то же время боится. Он слаб, нерешителен,
не проявляет инициативы, не уверен в своих силах и боится выглядеть в игре
смешным, не кочет, чтобы на него было обращено какое-либо внимание.
«Иронический игрок» относится к играм свысока, пренебрежительно. В силу
присущей ему тщеславности он обычно или совсем не принимает участия в игре,
или всячески демонстрирует свое снисходительное отношение к ней, делает
замечания товарищам, без предупреждения выходит из игры. Эти и другие типы
игроков педагог должен уметь определять и с их учетом выстраивать собственную
тактику игрового воздействия, одновременно проводя и определенную коррекцию
негативных типов детского игрового поведения.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что некоторые первоначальные
диагностические сведения могут быть отчасти переосмыслены с учетом постоянно
поступающей педагогически значимой информации в ином ключе, а поэтому, будучи
раз использованными, диагностические средства не должны исчезнуть из поля
внимания педагога, продолжая служить необходимым условием и регулятором
образовательного процесса. Вполне уместным является выбор педагогом какой-либо
формы фиксации результатов диагностирования и динамического наблюдения за
развитием учеников в процессе использования средств игрового влияния. Это
могут быть, например, своеобразный дневник педагогических наблюдений,
индивидуальные карты учеников и др., но при любой форме анализу и оценке
подлежат не только игровые интересы и потребности учеников, но и их ответная
реакция на использование конкретных игровых методов и форм педагогического
воздействия.
Таким образом, изучение спонтанно существующих игровых форм деятельности
и самостоятельных игр детей - важнейшая предпосылка расширения возможностей их
применения в начальной школе, конструирования направленных игровых программ
и разработки (моделирования) новых игр. Разные методы и формы педагогической
диагностики служат, с одной стороны, естественной и органичной базой для
выяснения игровых запросов и особенностей игрового поведении учеников, а с
другой - для грамотного определения роли и места игры как педагогического
средства в работе с ними. Результаты диагностирования и соотнесение их с
общими и частными задачами педагогической работы с классом в целом и каждым
учеником помогают учителю прогнозировать наиболее верные стратегию и тактику
включения детской игры в образовательный процесс начальной школы.
3.4 Методика создания и воплощения игровых программ
Однако единственная игра, даже самая лучшая, не может обеспечить
успеха в решении всех стоящих перед педагогом задач, в связи с чем наиболее
оптимальной стратегией его деятельности является разработка и реализация в
работе с детьми целостного комплекса игр (игровой программы). Удачным примеров
такого подхода к использованию игр до сих пор остается опыт А.С. Макаренко (46).
Жизнь и работа в возглавляемых им колонии им. Горького и коммуне им.
Дзержинского были насыщены игровыми элементами, и не проходило недели, чтобы
не создавалась какая-нибудь новая игра. Многие из этих игр наиболее интересные,
укоренялись и входили в традицию, составив впоследствии систематизированный
комплект, гармонично сочетавшийся со всеми остальными элементами
педагогической системы. А.С. Макаренко считал, что как в хорошей картине или в
хорошей песне не должно быть ничего лишнего, так и в удачном комплексе игр
не должно быть ни лишнего, ни недостающего. Вместе с тем он хорошо осознавал,
что создать какой-либо единственный и идеальный - на все времена и для всех
детских учреждений - комплекс игр и рекомендовать его всем нельзя, поскольку дети
растут, развиваются, изменяются. Над играми надо постоянно работать и заменять
их, чутко улавливая и жизнь детского коллектива, и перспективы дальнейшего его
развития. При этом обязательным условием своевременности внесения нужных
изменений является активное участие самих детей не только в проведении игр, но
и в их создании, изменении, однако ведущей и руководящей силой должен
оставаться педагог.
Современные условия и тенденции совершенствования организации и содержания
образовательного процесса обусловливают настоятельную потребность активного
включения игровых программ в жизнедеятельность младших школьников
в целях эффективного влияния на их физическое, эмоциональное, интеллектуальное
развитие, формирование навыков учебной деятельности и т.д. Вместе с тем
большинство педагогов сегодня имеют в своем распоряжении достаточно пестрый,
неупорядоченный игровой арсенал и не ставят перед собой задачу
конструирования целостных, Четко ориентированных и адресных игровых
программ, хотя определенные наработки в этом направлении, безусловно,
имеются. В связи с этим важно, чтобы педагог не только умел достаточно
объективно оценить ресурс готовых, уже апробированных игровых программ и
адаптировать их к условиям своего класса, но и мог самостоятельно создавать
игровые программы в соответствии с потребностями образовательной практики и
особенностями развития своих учеников.
На технологическом уровне проектирование любой игровой программы
начинается с тщательного определения ее задач, основой для формулировки которых
служат данные педагогической диагностики. Установив центральную,
приоритетную задачу игровой программы (например, формирование общеучебных
интеллектуальных умений младших школьников), следует продумать и то, какие
другие - сопутствующие, прямо или косвенно связанные с приоритетной, задачи
могут быть реализованы в ее рамках (например, развитие внимания, памяти и
восприятия разной модальности, речевой и творческой активности детей и т.д.}.
Далее педагогу предстоит определить, в каких формах и в какое
время может быть реализована задуманная им игровая программа, т.е. обозначить
ее пространственные и временные перспективы. В нашем примере для решения задачи
формирования общеучебных интеллектуальных умений могут быть использованы
резервы урока, внеурочной и внешкольной работы с учащимися, что значительно
расширяет палитру игр, которые могут быть включены в нее и использованы в
длительной перспективе (в течение учебного года).
Аналогично может быть задан и вектор разработки игровой программы
оздоровительной/оздоровительно-коррекционной направленности. Ее центральная
задача - оптимизация двигательной активности младших школьников, профилактика и
коррекция у них недостатков в физическом развитии и здоровье — также ориентирована
на длительную перспективу и может быть эффективно решена при правильной организации
деятельности детей во время их пребывания в школе и в семье. В связи с этим
педагогу необходимо продумать, как именно игры и игровые упражнения могут быть
встроены в разные формы работы с учащимися. Взвешенный и объективный анализ
возможностей, которые находятся в распоряжении педагога, позволит из весьма
широкого спектра форм - гимнастика до начала учебного дня, физкультурные
паузы на уроке, уроки физической культуры, перемены и динамические часы,
прогулки в группе продленного дня и т.д. ~ выбрать наиболее адекватные
реальным условиям жизнедеятельности учеников.
Следующим этапом конструирования программы независимо от ее центральных
ориентиров является подбор или дизайн необходимых игр, их экспертиза и
систематизация.
Основная цель экспертизы любой игры - установить ее
психолого-педагогический ресурс и найти адекватные способы включения в работу
с младшими школьниками, определить необходимость ее модификации и дальнейшего
использования для решения педагогических задач. В связи с этим процедура
экспертизы любой игры носит трехступенчатый, или трехэтапный, характер.
На первом - доигровом - этапе предварительной оценке подлежит
педагогический замысел, развивающие, обучающие, воспитательные, иные ресурсы и
пространственно-временное поле игры. Комплексный характер воздействия многих
игр обусловливает некоторую пристрастность педагога при анализе ресурсов игр,
находящихся в его «методической копилке»: нередко оказывается, что одна и та же
игра может быть включена в программы, различные по своим приоритетным задачам.
Так, игры, преимущественно нацеленные на формирование и совершенствование
общеучебных интеллектуальных умений, могут носить достаточно подвижный,
активный характер, а следовательно, их использование на школьной перемене или
на прогулке будет одновременно и достаточно действенно регулировать
соотношение физической и умственной нагрузки учеников.
Каждую игру педагогу необходимо разложить на составные части (элементы)
и понять взаимоотношения между ними, что позволяет, во-первых, вникнуть в ее
задачи, содержание, условия и правила проведения, оптимальную длительность, а
во-вторых, установить определенные методические ориентиры и тактику ее проведения.
Следует также проанализировать возможные негативные варианты развертывания
(хода) игры и продумать соответствующие способы их предупреждения и
устранения. От тщательности экспертизы игры на этом этапе во многом зависит,
станет ли ее второй — собственно игровой — этап органичной и эффективной
составляющей педагогического процесса, или он будет иметь лишь статус
апробации той или иной игры методом «проб и ошибок» (что крайне нежелательно!).
На третьем - послеигровом - этапе проводится обобщающий анализ
игры. Методическая оценка хода и результатов игры проводится прежде всего с
позиций решения поставленных перед ней задач. От педагога ожидается
продуманное, хорошо аргументированное и взвешенное решение, в котором
следует:
- установить степень соответствия планируемого и реального
результатов игры и - при необходимости - определить причины их несоответствия;
- провести поэтапный анализ хода игры с выделением наиболее
трудных или, наоборот, очень легких для детей игровых заданий, правил и др.;
- дать подробный анализ игрового состояния и поведения
детей, их активности и заинтересованности ходом и результатами игры
(«Умно, да скучно и потому плохо» - такую оценку проводимых игр
приходилось слышать от А.С. Макаренко его сотрудникам);
- определить адекватность выбранной педагогом линии игрового
поведения;
™ сделать заключение о перспективах использования игры, т.е. о
целесообразности ее дальнейшего использования, необходимости модификации и
др.
В целях большей объективности при анализе игры педагог может в корректной
форме поинтересоваться мнением детей по поводу прошедшей игры, а также
понаблюдать (если такой результат предполагался) за тем, насколько охотно и
часто дети используют ее при организации самостоятельной деятельности.
Излишняя поспешность на этом этапе анализа игры может быть только вредна;
окончательное суждение должно учитывать все возможные обстоятельства и быть
максимально взвешенным.
Важность именно такого - аналитического и глубоко
профессионального — подхода к использованию ресурсов игры бесспорна.
Закономерно, что в программах разной направленности будут доминировать игры
того или иного вида (например, в программах преимущественно воспитательного
характера - игры творческие, в обучающих - игры с правилами и т.д.). Каждый
из видов игр будет иметь и собственные критерии как предваряющей, так и
итоговой психолого-педагогической экспертизы, но есть и ряд общих положений,
которыми следует руководствоваться при подборе игры независимо от того, какие
задачи (адаптационные, дидактические, воспитательные, рекреационные, коррекционно-развивающие
и т.д.) и в каких пространственно-временных границах (на уроке, во внеурочной
или внешкольной деятельности) ей предназначено решать.
• Психолого-педагогический замысел игры должен быть согласован с
возрастными и индивидуально-типическими особенностями и возможностями
развития младших школьников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|