Иcследование возрастно-половых особенностей физического развития и двигательной подготовленности дет...
У младших
школьников имеются все предпосылки к тому, чтобы приобрести такие качества, как
гибкость и ловкость. Морфологические особенности опорно–двигательного аппарата
– высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба –
способствует повышению эффективности специальных упражнений для развития этих
качеств.
Наиболее высокие
естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет.
Возраст от 7-9
лет характеризуется так же высокими темпами развития координации движений.
Этому помогает
высокая пластичность центральной нервной системы, интенсивное развитие
двигательного анализатора, выражающиеся, в частности, в совершенствовании
пространственно – временных характеристик движения.
2. Начало
специализированных занятий акробатов и пловцов обычно приурочивается к 10 – 11
годам. Однако до этого возраста необходимо создать предпосылки для спортивной
специализации. Это подвижные игры и игровые упражнения, общеразвивающие
упражнения. Особое место на начальном этапе (5 – 8 лет) занимает
хореографическая и физическая подготовка. Это и делает данный этап чрезвычайно
важным для последующей специализации. Эти упражнений занимают от 40 до 60
процентов общего объема нагрузки.
Обследовав детей,
занимающихся спортом и группу детей, не занимающихся спортом, мы пришли к
выводу о том, что:
- уровень физического развития
обследуемых групп, в целом, сильно не отличается. Это связанно с возрастными
особенностями 7-9 летних детей, так же тем, что юные спортсмены занимаются на
этапе начальной физической подготовки, которая направлена на воспитание общей
физической подготовленности, как и уроках физической культуры в средних
школах.
- однако необходимо отметить, что
развитие физических качеств у детей спортсменов значительно выше, чем у детей,
не занимающихся каким – либо видом спорта. Это обусловле6нно регулярностью
тренировочных занятий юных акробатов и пловцов.
- нужно указать еще один
существенный момент. В возрасте 7-9 лет нет особых различий в уровне
физического развития и физической подготовленности мальчиков и девочек.
3. На основании
проведенного тестирования 3-х групп детей (занимающихся акробатикой, плаванием
и не занимающихся регулярно каким – либо видом спорта) можно утверждать, что
при практически равных показателях основных антропометрических данных (рост,
вес и др.), физическая подготовленность детей, занимающихся спортом
характеризуется более высоким уровнем развития. Этому способствует
организованные систематические тренировки, целью которых, особенно на этапе
начальной подготовки, является развитие и совершенствование физических качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акробатика: Учебник для
институтов физической культуры. / Под ред. Е.Г.Соколова. – М.: ФиС, 1973. – 160
с.
2. Апанасенко Г.Л. Физическое
развитие детей и подростков.-Киев,1985г.
3. Ашмарин Б.А. Методика
педагогических исследований в физическом воспитании.- М.:ФиС, 1978, - 222с.
4. Бальсевич В.К. Перспективы
развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического
воспитания.// Теория и практика физической культуры – 1999 г. - № 4.
5. Бальсевич В.К. Физическая
культура для всех и для каждого. – M: ФиС,1988. – 208с.
6. Баршай В.М., Бобкин А.И.
Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и
молодежи., Р-н-Д, 1987. – 160с.
7. Белорусова В.В. Воспитание в
спорте. – М: ФиС, 1974 .
8. Белякова Н.Т. , Юровский С.Ю.
Дневник самоконтроля для юношей. М, 1984г.
9. Болобан В.Н. Спортивная
акробатика: Уч. пос. для ин-тов физ. культуры. – Киев: Высшая школа, 1988. –
166 с.
10. Болобан В.Н. Обучение в
спортивной акробатике. - Киев: Здоровье, 1986, с.
160.
11. Вайцеховский С.М. Книга
тренера. М., 1971 .
12. Васильев Е.П. Физические
качества спортсмена. М.: ФиС, 1963. – 85с.
13. Верхошанский Ю.В. Основы
специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988. – 331с.
14. Волков В. Тренеру о
подростке.М., 1973 .
15. Выдрин В.М. Спорт и личность.
// Спорт в СССР- 1971 г.- № 8
16. Выдрин В.М. Физическая
культура как ценность. Л., 1976 .
17. Гончаров Н.Н. Физические
качества спортсменов. Киров, 1952 .
18.
Гремецкий Б.С., Щербаков В.С. Физическое воспитание
как предмет высшей школы.// Теория и практика физической культуры- 1971 г. -№5
19.
Гужаловский А.А. Этапность развития физических
(двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей
школьного возраста: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1979. - 46 с.
20.
Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии
физических качеств. Минск., 1985. –271с.
21.
Донской ДД. Биомеханика с основами спортивной техники.
- М.: Физкультура и спорт, 1971. - 288 с.
22.
Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М.,
1994 г.
23.
Зациорский В.М., Сергяенко Л.П. Влияние
наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и
практика физической культуры. - 1975. -№6. - С. 22-29.
24.
Книга учителя физической культуры./ под ред. Кайорова
В.С. М., 1973.
25.
Кожин В.И. Методика исследований физичекого развития
и физической подготовки молодежи. Р-н-Д., 1995.
26.
Козленко Н.А., Мацулевич В.П. Физическое воспитание
учащихся первых классов шестилетнего возраста. Киев, 1988.
27.
Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных
качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 2 - 5.
28.
Коркин В.П., Аракчеев В.Н. Акробатика: каноны
терминилогии. М., 1989.
29.
Кривенцов А.Л. Основы моделирования подготовленности
спортсменов: Уч. пос. Алма-Ата, 1990.
30.
Кузнецова З.И. Возрастные особенности развития
физических качеств, М., 1876 .
31. Курысь В.Н. Спортивная акробатика. Теория и методика обучения прыжкам на
дорожке. Т1, Ставрополь, 1994, с. 200.
32.
Матвеев Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и
«воспитание» в теории физической культуры и спорта// Теория и практика
физической культуры, 1999 г. № 1
33.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. —
М.: Физкультура и спорт, 1991, 543 с.
34.
Матвеев Л.П. Теория и методика спорта. - М. -
Физкультура и спорт. - 1997. -416 с.
35.
Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике.
М.,1989.
36.
Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и
координационных качеств// Теория и практика физической культуры, М. , 2001. , №
6. - С. 62 - 64.
37.
Научные аспекты физического воспитания и спорта
различных возрастных групп: Сб. науч. тр. / под ред. Шлык Н.И. Ижевск., 1987.
38.
Никитушкин В.Г. Совершенствование системы подготовки
юных спортсменов.// Теория и практика физической культуры, 1993 , №8. – С.
19-22.
39.
Новиков А.Д. Возрастные особенности развития
физических качеств. М., 1976.
40.
Проблемы юношеского спорта. Сб. работ ун-тов ФК по
физическому развитию и физической подготовке/ под ред. Филина В.П. М., 1963.
41. Палыга
В.Д. Гимнастика . Смоленск, 1985.
42. Пути повышения эффективности
подготовки юных и взрослых спортсменов./ Под ред. Высочина Ю.В. Л., 1985.
43. Расин М.С. Педагогические
основы подготовки юных спортсменов. Омск, 1987.
44. Решетников Н.В. Таблица
оценки физической подготовленности студентов.// Теория и практика физической
культуры, 1991 г. № 4
45. Селезнев А.И.
Общеразвивающие упражнения в школе. Ставрополь, 1987.
46. Словарь основных понятий и
терминов по теории и методике гимнастике./ под ред. Курыся В.Н. Ставрополь,
1995.
47. Скакун В.А. Акробатические
прыжки. Обучение движениям в условиях повышенного риска. Ставрополь, 1990.
48. Совершенствование мастерства
юных спортсменов./ под ред. Каминской А.А. М, 1984.
49. Спирин В.К. Некоторые
морфофункциональные характеристики и показатели физического развития Северо-
Западного района разного возраста и уровня здоровья.// Теория и практика
физической культуры, 2000 г. № 5.
50. Спортивная акробатика: /Уч.
пособие для ин-тов физической культуры //Под ред В.П.Коркина, Е.Г.Соколова,
Б.И.Якубчика и др. – М.: ФиС, 1981. – 238 с.
51. Смолевскоий В.М.,
Гавердовский Ю.К., Спортивная гимнастика. – Киев: «Олимпийская литература»,
1999. – 462с.
52. Ставицкая А.Б., Арон Д.И.
Методика исследования физического развития детей и подростков. М, 1959.
53. Сулейманов И.И. Основы
воспитания координационных способностей: лекции. Омск, 1986г.
54. Филин В.П. Воспитание
физических качеств у юных спортсменов. – М., ФиС. -1974.
55. Филин В.П. Проблема
совершенствования двигательных (физических качеств) детей школьного возраста в
процессе спортивной тренировки: Дисс. … докт. пед. наук. – М., 1970.
56. Филин В.П. Актуальные
проблемы теории и методики юношеского спорта.// Теория и практика физической
культуры, 1990 г. № 2.
57. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы
юношеского спорта. М.: ФиС, 1980. – 255с.
58. Филин В.П. Теория и методика
юношеского спорта. М.:ФиС, 1987. - 128.с.
59. Хрипкова А.Г. Возрастная
физиология и школьная гигиена. М, 1990. – С. 205.
60. Шапкайц Ю.М. Оценка физического
развития физкультурников и спортсменов в деятельности преподавателя и тренера.
Л., 1985.
61. Эффективные средства и методы
подготовки юных спортсменов./ под ред. Топчияна В.С., М., 1984.
Приложение 1
Показатели физического
развития детей исследуемых групп
Таблица №1 Антропометрические
данные. Группа№1
Ф.И.О.
|
РОСТ,
см
|
ВЕС,
кг
|
ОГК,вдох
|
ОГК,выдох
|
ОГК,пауза
|
ЧСС
до нагрузки
|
ЧСС
после нагрузки (20 присед.)
|
1.
Чайкин К.
|
118,5
|
20
|
61
|
56
|
57,5
|
96
|
108
|
2.
Макеев К.
|
117,5
|
21
|
62
|
57,5
|
59
|
105
|
150
|
3.
Прокудин С.
|
119
|
24,5
|
66,5
|
62,5
|
64,5
|
90
|
116
|
4.
Лебедев А.
|
117
|
22
|
63,5
|
59
|
60
|
72
|
102
|
5.
Духно А.
|
118
|
20,5
|
59,5
|
57
|
58,5
|
115
|
130
|
6.
Белованов К.
|
111
|
21
|
65,5
|
61
|
63
|
92
|
127
|
7.
Даниленко В.
|
122
|
23
|
63
|
58,5
|
59
|
110
|
138
|
8.
Тамбиева А.
|
130
|
26,5
|
66
|
61
|
62,5
|
118
|
124
|
9.
Махмудова К.
|
123
|
25
|
67
|
61,5
|
62,5
|
90
|
138
|
10.
Бьюкова Р.
|
121
|
21
|
65
|
58
|
59
|
90
|
110
|
11.
Голубцов А.
|
118
|
21,5
|
66
|
59,5
|
61,5
|
120
|
130
|
12.
Сурнев В.
|
126
|
24
|
65,5
|
61,5
|
63,5
|
96
|
127
|
13.
Багдасарян Я.
|
118
|
25
|
66
|
61
|
61,5
|
102
|
150
|
14.
Лосева Ю.
|
128,5
|
27
|
71
|
66,5
|
67
|
110
|
140
|
15.
Пронин Т.
|
120
|
24
|
64
|
57
|
58,5
|
75
|
100
|
16
Гончаров Д.
|
119
|
23,5
|
67
|
60,5
|
62
|
97
|
116
|
17.
Коленкин А.
|
122,5
|
20
|
67,5
|
61
|
62,5
|
102
|
128
|
18.
Дробин В.
|
117
|
23
|
62
|
58
|
59
|
87
|
140
|
19.
Чернова А.
|
124
|
21,5
|
63
|
58
|
60
|
102
|
126
|
20.
Зырянова А.
|
125
|
25,5
|
66
|
60
|
61
|
115
|
130
|
М
|
114,29
|
30
|
64,85
|
59,7
|
61,1
|
99
|
126
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|