бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Иcследование возрастно-половых особенностей физического развития и двигательной подготовленности дет... бесплатно рефераты

Второй этап подготовки начинается с 10-11 лет у девочек и с 11-12 лет у мальчиков. Физиологически и педагогически оправданы такие начальные сроки спортивной специализации, которые создают условия для достижения высокого спортивного мастерства в акробатике к 18-20 годам у мужчин и к 15-16 годам у женщин.

На этапе специализированных занятий спортом уменьшается объем общеразвивающих упражнений. Он составляет 20-30% от общего объема нагрузки. Этот этап продолжается от 4 до 5 лет. На этом этапе специализированной подготовки создаются благоприятные предпосылки для развития прыгучести ( 9-13 лет), гибкости (10-12 лет). Точность движений, пространственно - временная координация у мальчиков интенсивно развивается до 13 лет. Двигательные способности у девочек достигают высокой степени совершенства к 12 годам. После 12 лет девочки с большим, чем до этого возраста, трудом овладевают технически сложными акробатическими упражнениями.

Использование небольших отягощений при выполнении упражнений на снарядах является эффективным средством развития специфических для акробатов скоростно-силовых качеств. Силовые упражнения и статистические позы в подростковом возрасте следует использовать осторожно, начиная с кратковременной фиксации отдельных положений, избегая задержки дыхания и натуживания.

В юношеском возрасте для развития силы применяются специальные упражнения с дополнительным отягощением – гантелями, штангой, мешочками с песком. Общеразвивающие упражнения на снарядах оказываются  менее эффективными, чем упражнения с отягощениями. Высокий эффект дают специальные упражнения с отягощениями. Для юношей 17-18 лет отягощения должны составлять 50-60% максимального груза, поднимаемого спортсменом.

Современная спортивная акробатика отличается не только высочайшей сложностью упражнений, но и большими объёмами тренировочных нагрузок. В настоящее время акробаты международного класса тренируются по 9-10 раз в неделю, а в отдельные дни проводят до трёх тренировок в день. За одно занятие они выполняют в среднем от 2 до 2,5 тысяч элементов в неделю. Большую часть элементов они выполняют в целостных комбинациях, число которых колеблется в одном занятии от 20 до 35.

Интенсивность тренировочных занятий в акробатике относительно невысока. Она колеблется в пределах от 3-4 до 10%. Это означает, что время, затраченное на выполнение упражнений, меньше общего времени занятий в 10-30 раз. Низкая интенсивность обусловлена большой сложностью упражнений. Для отработки таких упражнений требуется много времени.

Следствием небольшой интенсивности тренировочных занятий в акробатике является  относительно низкая работоспособность акробатов в мышечной работе, требующей выносливости. Рост спортивного мастерства в акробатике не всегда сопровождается параллельным совершенствованием вегетативных функций. Одним из возможных средств повышения функциональных возможностей вегетативной сферы следует считать длительный малоинтенсивный, а также кроссовый бег, спортивные игры, плавание, лыжи.

Некоторые качества 19 – летнего юноши могут оказаться хуже, чем у 8 – летнего. В то же время несколько меньше лабильность нервной системы юноши потребует у него большого времени для формирования специальных навыков. Это значит, что программа их подготовки будет различна в плане развития именно этих качеств и формирования определенных навыков.

В связи с этим для гимнастов – новичков разных возрастов продолжительность периода подготовки и содержание его могут оказаться разными. Но именно в зависимости от уровня их физического развития определяется возможность и целесообразность постановки задачи физической подготовки.

Работами ряда исследователей выяснены возрастные особенности физического развития. Например, известно, что мышцы детей эластичнее, чем у взрослых, потому что в их составе больше воды и меньше неорганических солей. Они больше предрасположены к растягиванию, и этим пользуются в практике. Такие мышцы не способны к значительным напряжениям. Но развивать такие способности необходимо.

Мальчики успешно справляются со своим весом, особенно если им в этом помочь. А помощь в данном случае должна заключаться в первую очередь в активизации тех мышечных способностей, которыми эти новички обладают т.е. в совершенствовании координации работы мышц, а не в накачке мышц с целью их гипертрофии.

Следует учитывать и то, что кости малышей содержат большое количество хрящевой ткани, а поэтому не надо нагружать иного гимнаста большими отягощениями и упражнениями ударного характера. И в то же время задача развития скоростно–силового потенциала здесь вполне адекватна.

Интересно, что по ряду функциональных показателей организм 8 – 9 – летнего ребенка оказывается в более выгодном положении для занятий физическими упражнениями. У него, например, большая, чем у взрослых, пропускная способность сердечно – сосудистой системы: больший минутный объем крови в покое и при мышечной работе, большая поверхность легких, большая величина минутного объема дыхания при большей поверхности легких. А это – факторы, непосредственно обусловливающие функциональную выносливость организма. Значит, и упражнения на выносливость детям такого возраста не противопоказаны. И больше того. Применяя упражнения в соответствии с их возможностями, можно и нужно добиваться повышения уровня этих возможностей, совершенствования всех функций организма.

С новичками 15 – 16 лет и старше работу в этом направлении проводить значительно труднее. К этому времени естественного развития функций организма начинают спадать. Растущий организм требует соответствующего энергетического обеспечения. Однако оказывается, что он содержит мало переносчиков кислорода – гемоглобина в крови и миоглобина в  мышцах, а значит кислородная емкость организма подростка меньше, чем у взрослого и даже ребенка. Особенно проявляется несоответствие между веса и изменением силы мышц.

В 16 – 18 лет отмечается наибольший рост «максимальной силы». Эта сила, с помощью которой можно справиться с посторонним предметом,  например, сдвинуть штангу. В этом возрасте такая сила действительно оказывается большей. Но обладатель ее, так успешно выполняющий роль «грузчика», как правило, не показывает хороших результатов в движениях, которые требуется выполнить толом в положениях висов или упоров. Оказывается, что относительной силы, т.е. силы в пересчете на 1 кг веса тела, у таких «богатырей» мало.

Важно и другое: перестройка функционально – анатомической структуры мышц, необходимая при развитии физических качеств, оказывается весьма затрудненной, поскольку структурный биохимический состав мышц и их элементов становится более стабильным и костным. В целом же наблюдается довольно четкое несоответствие между двигательными и функциональными возможностями.


1.2. Физическая подготовленность

1.2.1. Характеристика основных физических качеств


Теория физического воспитания выделяет пять основных физических качеств: силу, быстроту, гибкость, выносливость, ловкость.

Каждому качеству присущи свои черты, которые в целом характеризуют двигательные способности человека. Основой каждого качества, а точнее – его сущностью является анатомо – физиологическая структура нервно – мышечного аппарата и управление его деятельностью центральной нервной системой.

Силовые качества. В теории и практики спорта сила рассматривается как способность мышц преодолевать сопротивления. При этом меры силы принята та величина максимального напряжения, которую мышца может развить при возбуждении. В основе этой способности лежит свойство мышечной ткани сокращаться на какое- либо раздражение. Вообще же сила есть интегральное свойство  целостного организма, а не одной только мышечной системы. Действительно. Ведь сила мышц зависит и от их строения, и от их химических реакций, происходящих в них, и от питания, осуществляемого под строгим контролем нервной системы, и от пусковых импульсов, приходящих из центральной нервной системы, и от целого ряда других факторов.

Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, - р е ж и м работы мышц.

Несмотря на то, что существует только две реакции мышц на раздражение – сокращение с уменьшением длинны и напряжение, - результаты проявленной силы оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме работают мышцы.

Наибольшую силу мышцы проявляют в статическом режиме деятельности, хотя в целом для организма этот режим оказывается самым «трудным» и неблагоприятным в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих очень высокую нагрузку, быстро сменяются тормозным охранительным процессом.

Наименьшую, чем в статистическом режиме, силу мышцы показывают при сокращении. Причем при средних скоростях сокращения показатели динамической силы оказываются самыми большими.

Наименьшие же показатели силы оказываются результатом быстрого сокращения мышц.

Такие особенности присущи как отдельным волокнам и мышцам в целом, так и группам мышц в целостной системе. Однако проявляются они при условии их «чистой» работы – без применения тактико-технических ухищрений типа швунгов, предварительных размахиваний и т.п.

Указанные особенности имеют естественно – физиологическую основу: работе мышц в каждом режиме соответствуют совершенно определенные изменения в функциональных системах организма.

Оказывается, что, с одной стороны, работу разных режимов обеспечивают разные двигательные единицы, которые в процессе эволюции приспособились к определенным типам деятельности, а с другой стороны, эта работа обеспечивается совершенно определенными, от других случаев, функциональными приспособительными реакциями организма.

В связи с этим в теории и практике все более распространенным стало понятие «силовые качества», отражающее специфичность работы организма в совершенно определенных условиях и механические результаты этой работы.

В специальной литературе описаны два силовых качества: статическая сила и скоростная, или «взрывная». Однако есть все основания выделять и третье основное качество – медленную динамическую силу. Особенно хорошо это понятно гимнастам и тяжелоатлетам, часто встречающимися в своей деятельности с такого рода движениями, требующими специальной подготовки.

Особое место среди показателей развития силовых способностей занимает быстрота начального напряжения. Ее нельзя отнести  к качествам, поскольку не обнаружены четко выраженные сопутствующие ей особые функциональные изменения в организме. Тем не менее, быстроту начального напряжения следует рассматривать как один из факторов, обеспечивающих успешность проявления, как скоростной силы, так и статической

(в ситуациях, когда статическую силу нужно проявить быстро), и применять соответствующие упражнения для совершенствования способностей к быстрому начальному напряжению.

Еще одно силовое качество- это способность переключения с одного режима мышечной работы на другой при необходимости  максимального или околопредельного уровня проявления каждого качества.

Для развития его нужна определенная направленность тренировки . Это комплексное качество не определяется наличием качеств,  составляющих его. Способность к переключению целиком зависит от координированных способностей спортсмена.

В целом же силовые качества оказываются в основном для любой двигательной деятельности, в связи с чем развитию и совершенствованию их должно предаваться первостепенное значение.

Быстрота.  Быстрота – это способность совершать движение с определенной скоростью. Как и у всякого двигательного качества основным критерием оценки уровня развития быстроты является максимально возможный показатель скорости движений. Другой критерий – способность управлять быстротой в соответствии с требованиями двигательной задачи.

Важнейшие физиологические факторы, определяющие быстроту, - подвижность нервных процессов центральной нервной системы  функциональные свойства мышц и их способность вырабатывать энергию в анаэробных условиях.

Значение естественных факторов так велико, что некоторые исследователи считают их чуть ли не единственными определяющими качества быстроты. Действительно, по данным ряда авторов, возможность достижения рекордных результатов двигательной деятельности, связанное с проявлением скоростно-силового потенциала или выносливости, обусловлено предопределенным генетическим соотношением в мышцах быстрых и медленных волокон.

 Очень часто, достигнув определенного развития быстроты, дальнейшего спортсмена останавливаться в развитии и долгие годы не может улучшить показатели хотя применяет те же самые современные методы, которые другим спортсменам в то же время и в процессе тех же тренировок позволяют значительно повысить достижения. 

И все же это не значит, что качество быстроты предопределенное генетикой, не может быть развито. Ряд других исследователей и практика свидетельствует, что, во первых, на совершенствование быстроты большое влияния оказывает направленность тренировки и характер применяемых средств; во вторых, в гимнастике требуемый уровень развития быстроты определяется отнюдь не беспредельным максимумом, а лишь требованиями стандартных акробатических упражнений.

Целая сумма разнообразных факторов обусловливает результат в любой специализированной двигательной деятельности. По этому, определив предрасположенность того или иного человека к избранному им виду деятельности, необходимо вести наблюдения за динамикой его приспосабливаемости к ее особенностям, сопоставлять изменения каждого фактора, находить причину задержки и определять направление и средства педагогического воздействия с целью достижения высоких результатов.

В акробатике проявления быстроты многообразно. Это: быстрота двигательных реакций, свободных движений, способность переключаться в работе с одних мышечных групп на другие быстро менять режим работы и т.д.

Быстрота, проявляемая акробатом, непосредственно связана со скоростной  силой и зависит от нее. Скоростная сила – один из главных факторов, обусловливающих качества быстроты. Даже в относительно простых суставных движениях выполняемых неотягощенными частями тела с места, быстрота сгибаний и разгибаний во многом зависит от скоростной силы мышц. Эта зависимость еще больше в тех случаях, когда часть тела уже имеет запас кол-ва движения при перемещении по определенной траектории. Здесь уже мышца – антагониста приходится в короткое время развивать усилий больше, чем это потребовалось бы по отношений к покоящемуся звену.

Быстрота, имеющая и свои собственные качественные особенности, и естественно – биологическую основу, требует специальных путей развития, а в принципе является качеством, необходимым для успешного совершенствования акробатов.   

Гибкость. Гибкость часто рассматривают как анатомо – морфологическое качество, характеризующиеся способностью выполнять суставные движения с большой амплитудой.

Подвижность в суставах тесно связана с силой мышц. Причем связь эта взаимная. При хорошей подвижности, может быть проявлена большая сила, поскольку длинные мышцы оказываются более сильны, но при большей силе может быть произведено больше – при прочих равных условиях – по амплитуде движения в суставе.

Хорошая гибкость – это большое колличество степеней свободы движений в суставе. А это предопределяет связь гибкости с ловкостью.

 Развития гибкости на высоком уровне требует сама специфика акробатики, в которой техника движений и оценка ее во многом определяются разносторонним и полным развитием всех двигательных способностей акробата. Поэтому развитие и совершенствование этого качества пренебрегать нельзя.

Ловкость. Ловкость – это комплексное качество обусловливаемое многими сторонами  деятельности организма. Если представить себе сложнейшую обстановку, проявление ловкости будет зависеть от наличия адекватной реакции на появившиеся раздражитель, способности к быстрой оценки ситуации и выбора правильного решения и последующего точного выполнения двигательного действия.

Такое определение ловкости, на наш взгляд имеет значение, поскольку воспитанием  этого комплексного качества следует заниматься уже на начальных этапах подготовки акробатов, не связанных еще со специализированным обучением и совершенствованием.

Чем точнее и разнообразнее работа двигательного аппарата и чем  запас условно – рефлекторных связей, тем легче спортсмен осваивает новые формы движения и приспосабливается к условиям двигательной деятельности (В.М. Зациорский).

Развитие ловкости положительно влияет на рост мастерства гимнастов, так как позволяет на основании умений комплексного проявления качеств и определенного двигательного опыта производить целесообразный выбор двигательных навыков.

Важно и то, что воспитание ловкости – суть развития способности к овладению сложными двигательными координациями, т.е. то, что теснейшим образом связанно со спецификой спортивной акробатики отражает ее суть.

Выносливость. Выносливость в спорте – это способность противостоять утомлению специфической деятельности .

В основе выносливости лежат общие для любого организма естественно- биологические закономерности. Обуславливают ее единые для всех факторы. Тем не менее выносливость зависит от условий и характера двигательной активности.

Применительно к спортивной акробатике, можно выделить три вида выносливости: общая, локальная и специальная.

Общая выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, их способностью долгое время находиться в возбужденном состоянии и посылать к работающим мышцам, органам и системам соответствующие сигналы- импульсы. Выносливость обеспечивается высокой дееспособностью вегетативных систем, слаженностью обменных процессов и совершенной координационной деятельностью двигательного аппарата и внутренних органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6