бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Иcследование возрастно-половых особенностей физического развития и двигательной подготовленности дет... бесплатно рефераты

4. Для определения гибкости у детей мы использовали следующее упражнение: тестируемый ребенок, стоя на скамейке, с прямыми ногами, выполняет наклон вперед, максимально сгибаясь. Измеряется расстояние от точки опоры (скамейки) до кончиков пальцев рук при помощи измерительной линейки.

5. Для измерения ловкости и быстроты реакции используется следующий тест: тестирующий держит линейку; пальцы тестируемого (указательный и большой) находятся  возле нулевой отметки линейки на расстоянии 2-3 см. от нее. Суть теста заключается в том, что тестирующий отпускает линейку, а тестируемый пытается ее поймать. Измеряется расстояние от «ноля» до той отметки, на уровне которой ребенок поймал линейку.

ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Основные методы исследования

        

Для решения постановленных задач применялись следующие методы исследования:

1. теоретический  анализ  и  обобщение  литературы

2.педагогическое контрольное исследование (тестирование);

3.метод сравнительного анализа;

4. статистическо-математический метод измерения.

Теоретический  анализ  и  обобщение  литературы

1.                      Поиск литературных источников осуществлялся в библиотеках города Ставрополя, анализировались материалы журналов «Теория и практика физической культуры», «Физкультура в школе», сборники научных трудов, а также научные и научно-методические издания. Использовались сведения из системы Интернет. 

Этот метод использовался при анализе данных литературы: данные обобщались по направлениям научных исследований и методических разработок. Анализу  были  подвергнуты  работы,  затрагивающие  общетеоретические  аспекты,  специальная  литература.

В  результате  теоретического  анализа  и  обобщения  литературных  данных,  была  выявлена  суть  работы,  установлена  её  актуальность.

Педагогическое контрольное испытание (тестирование). Успешное управление учебным тренировочным процессом возможно в том случае, если тренер будет располагать широкой и объективной информацией об учениках, тренировочном процессе, физическим развитием , состоянием их здоровья. Основными в педагогическом тестировании являются контрольные упражнения. Прежде чем приступить к тестированию, нужно четко представить, для чего оно производится и с какой целью. Учесть ряд принципиальных положений: соответствие теста характеру и специфике спортивной деятельности, контингенту испытуемых.

Метод сравнительного анализа применяется для более глубокого и качественного исследования проблемы. С его помощью мы обстоятельно изучили литературные источники, затрагивающие вопросы физического развития и физической подготовленности юных спортсменов. Также с помощью данного метода стало возможным сравнение полученных при измерении и проведении тестирования результатов – основной задачи нашей работы.

Статистическо-математический метод исследования заключается в сборе статистического материала, его систематизации и обработке с помощью математических вычислении. Его использование в нашем исследовании необходимо для получения данных о физическом развитии и физической подготовленности детей 6-8 лет.

Собрав необходимый статистический материал (антропометрические данные, данные о физической подготовленности), мы провели математические вычисления среднего арифметического (M) результатов проведенных измерений и тестов по формуле:

,где

 - знак суммирования

V- варианты, полученные в исследовании значения

n- число вариант.

Метод сравнительного анализа применялся для более глубокого и качественного исследования проблемы. С его помощью обстоятельно изучили литературные источник, затрагивающие вопросы физического развития и физической подготовленности юных спортсменов. Также с помощью данного метода стало возможным сравнение полученных при измерении и проведении тестирования результатов – основной задачи нашей работы.


2.2. Организация исследования


Для проведения данного исследования мы ознакомились с литературными источниками, освещающими теоретические основы и проблемные вопросы, проанализировали и изучили вышеуказанные методы проведения исследований.

Мы выбрали наиболее оптимальный анализ показателей антропометрических данных и результатов тестирования детей, разбив их на три группы:

·                             занимающихся спортивной акробатикой;

·                             занимающихся плаванием;

·                             не занимающихся каким-либо видом спорта.

В ходе проведения исследования мы выполнили сравнительный анализ выявленных результатов и определили особенности и закономерности физического развития и физической подготовленности детей 7-9 лет.

В исследованиях приняли участие  60 детей младшего школьного возраста (7-9 лет), разбитые на три группы: занимающиеся спортивной акробатикой, плаванием и не занимающиеся спортом.

Исследования проводились на учебно – тренировочных занятиях по спортивной акробатике в Ставропольской  школе акробатических прыжков В.А.Скакуна, в бассейне «Юность» и в средней школе №5 г. Ставрополя. Исследования проводились в соответствии с составленным планом-графиком с января по март 2005 года в спортзалах 3-х различных  школ: СДЮШОР №4 В. Скакуна по акробатике, бассейна «Юность» и средней школы №5 г. Ставрополя. В процессе проведённой работы было исследовано 60 детей одного возраста(7-9 лет), условно разделённых на 3 группы (№1, №2, №3) по 20 человек в каждой. В группе№1 дети занимаются акробатикой; в группе №2 –плаванием; в группе №3 – дети, не занимающиеся регулярно спортом.

Выбор испытуемых проводился с учётом специфики, особенностей выбранной тематики исследований и поставленных задач.

Исследования проводились на тренировочных занятиях (в группах №1 и №2) и на уроках физической культуры (в группе №3) во время прохождения производственной преддипломной практики. При этом учитывались следующие факторы: время суток, психологический климат, педагогический такт.

Перед проведением измерений было кратко и понятно рассказано испытуемым, что именно они должны сделать, их будущие действия.

В исследовании мы проводили измерение антропометрических и функциональных данных (рост стоя, вес, окружность грудной клетки, частота сердечных сокращений). Окружность грудной клетки измерялась при вдохе, паузе и выдохе. Частота сердечных сокращений измерялась до нагрузки и после нагрузки (испытуемые должны были выполнить 20 приседаний).

На основе педагогического наблюдения за юными акробатами, нами были выявлены наиболее информативные тесты для измерения уровня развития основных физических качеств. Все упражнения выбирались с учётом особенностей возрастного развития детей 7-9 лет.

1. Подтягивание на перекладине выполняется из исходного положения «вис хватом сверху». Требования, предъявляемые к выполнению упражнения: одновременное и равномерное сгибание рук до касания грифа перекладины грудью на максимальное количество раз.

2. Бег на 30 м. для выявления уровня развития  быстроты. Бег выполняется с высокого старта. Старт дается одновременно для двух испытуемых. Результаты фиксируются двумя секундомерами и заносятся в протокол.

3. Для определения выносливости используется следующее упражнение. Запрыгивание на возвышение (гимнастические маты высотой 40 см.). Требования: прыжок должен производиться с места, минимальные интервалы отдыха между запрыгиваниями. Выполняется на наибольшее количество раз.

4. Для определения гибкости у детей мы использовали следующее упражнение: тестируемый ребенок, стоя на скамейке, с прямыми ногами, выполняет наклон вперед, максимально сгибаясь. Измеряется расстояние от точки опоры (скамейки) до кончиков пальцев рук при помощи измерительной линейки.

5. Для измерения ловкости и быстроты реакции используется следующий тест: тестирующий держит линейку; пальцы тестируемого (указательный и большой) находятся  возле нулевой отметки линейки на расстоянии 2-3 см. от нее. Суть теста заключается в том, что тестирующий отпускает линейку, а тестируемый пытается ее поймать. Измеряется расстояние от «ноля» до той отметки, на уровне которой ребенок поймал линейку.

Выбор именно этих тестов обусловлен ещё и тем, что они наиболее подходят для всех трёх групп испытуемых детей и выявляют особенности их физической подготовленности путём несложных упражнений.

Определив дату и время, для каждой из групп детей мы составили подробный план проведения тестирования, который содержал подробные описания упражнений, ход назначенного тестирования и измерений.

Во время проведения тестовых заданий и измерений, результаты заносились в протокол. Затем были составлены таблицы данных для расчета среднего арифметического значения в каждой группе по каждому показателю антропометрических данных и по каждому тесту.

Обобщение и анализ собранного материала, сравнение результатов по группам, внутри каждой группы по различным показателям позволил выяснить н6асколько существенно различие между физическим развитием и физической подготовленностью занимающихся и не занимающихся спортом.

Практика проведения тренировочных занятий позволила сделать выводы об эффективности тренировок в развитии уровня физической подготовленности акробатов и нахождения путей совершенствования методик тренировок на этапе начальной подготовки в спортивной акробатике детей 7-9 лет.

ГЛАВА III ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ


В итоге исследования установлено, что выбранные тестовые показатели являются эффективными контрольными упражнениями, с помощью которых можно следить за уровнем общей физической подготовленности юных спортсменов.

         Среди многих видов спорта акробатика выделяется, прежде всего, неестественностью видов и форм упражнений. В связи с этим первой особенностью оказывается почти полное отсутствие у не занимающихся спортом двигательных навыков.

         Важнейшей особенностью взаимосвязи качеств и  навыков у пловцов и акробатов заключаются в том, что у них проявление двигательных качеств зависит от структуры их тренировочных занятий.

         Все это наблюдается при визуальном анализе на основе регистрации точных количественных параметров, и обнаруживаются интересные данные.

         Для того, чтобы определить информативность каждого из критериев оценки физического развития, необходимо рассмотреть факторную структуру физического состояния растущего организма.

         Нами было учтено наличие или отсутствие заболеваний и функциональных нарушений. На основе измерения антропометрических данных мы выявили показатели и их группы, являющиеся ведущими в общей оценке физического развития детей 7-9 лет.

         Мы обследовали 60 практически здоровых школьников, 20 из которых занимаются плаванием, 20- спортивной акробатикой и 20 –не занимающихся постоянно каким – либо видом спорта. При этом были определены антропометрические показатели с последующей оценкой физического развития.

         На основе анализа полученных данных мы выявили ряд особенностей:

1. Средние арифметические роста всех трех групп обследуемых практически равны (М роста гр.№1= 114,29; М роста гр.№2=121,2; М роста гр.№3=119,9). Тоже самое мы видим и с показателями массы тела и окружности грудной клетки (приложение 1).

         Отсутствие существенных различий по данным показателям среди детей занимающихся спортивной акробатикой, плаванием и детей, не занимающихся спортом можно объяснить:

Во-первых тем, что дети-спортсмены тренируются небольшой период времени, их организм не адаптировался к специфическим нагрузкам, используемым в тренировках гимнастических видов спорта;

Во-вторых, общими физиологическими особенностями организма детей 7-9 лет, который находится на стадии формирования.

2.По данным, полученным при измерении частоты сердечных сокращений можно сделать вывод о том, что после нагрузки (20 приседаний) частота сердечных сокращений у детей, занимающихся спортом значительно ниже частоты сердечных сокращений, не тренирующихся детей. Это показывает более высокую физическую подготовленность и приспособленность к нагрузкам детей групп №1 и №2, обусловленную регулярными тренировками.

         Для характеристики физического развития, уровня развития физических качеств детей, занимающихся акробатикой и плаванием и их сравнения с детьми, не занимающимися спортом, необходимыми являются также результаты проведенных нами тестов физической подготовленности.

         В каждой из выделенных нами групп обследуемых было проведено одинаковое тестирование, в результате которого были выведены средние арифметические показатели по каждому из предложенных упражнений.  В итоге мы можем увидеть существенные различия уровня физической подготовленности тестируемых групп.

1. Первое упражнение предназначено для определения уровня развития силы. В итоге были получены данные, указанные в таблицах №4, №5, №6. Их сравнительный анализ позволяет говорить о том, что у детей-спортсменов более высокий уровень развития силовых способностей (М гр.№1 и №2=11, М гр.№3=7). Это обусловлено спецификой тренировок, направленных в первую очередь на начальном этапе подготовки на развитие скоростно-силовых качеств.

         Дальнейший анализ результатов тестирования подтверждает гипотезу нашего исследования. Действительно, уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) существенно отличаются у детей занимающихся и не занимающихся спортом.

         Это видно из таблиц, указанных выше.

         Причем, при обследовании быстроты было выявлено, что более развито это физическое качество уплавцов, хотя показатели акробатов не намного отличаются от первых (М гр.№1=8,2  М гр.№2=8,0).

         Тест для определения уровня развития выносливости (запрыгивание на возвышение) хорошо отражает и наглядно показывает, что специальная физическая подготовка акробатов и пловцов повышает выносливость в отличие от детей, не занимающихся спортом. Учитывая физиологические особенности развития детей данного возраста (7-9 лет), на этапе начальной подготовки развитие выносливости не является основным. Однако по результатам данного теста можно отметить, что у юных спортсменов есть задатки для развития этого физического качества по сравнению с детьми, не занимающимися регулярно каким-либо видом спорта. Это обусловлено взаимосвязью всех физических качеств, развиваемых во время тренировочных занятий.

         Следующее физическое качество, необходимое для характеристики физической подготовленности– гибкость. Тестирование степени гибкости дало следующие данные: М гр.№1=17,3 М гр.№2=16,1 М гр.№3=10,8. Это говорит о большей амплитуде выполнения задания на гибкость акробатами и пловцами.

         При проведении нами теста на ловкость и анализа его результатов мы пришли к выводу, что у детей, не занимающихся спортом, данное физическое качество развито ничуть не слабее. Это связано с тем, что развитие ловкости, как таковой, происходит в процессе общего физического развития детей (например, в подвижных играх).

         Итак, после проведенного анализа результатов тестирования уровня развития основных физических качеств и показателей антропометрических и функциональных данных обследуемых нами групп мы определили основные возрастные особенности физической подготовленности детей, занимающихся акробатикой и гимнастикой.

         На основании вышеизложенного можно утверждать, что при практически равных показателях антропометрических данных (рост, масса тела), физическая подготовленность детей, занимающихся спортивной акробатикой и плаванием характеризуется более высоким уровнем развития. Этому способствует правильно организованные регулярные тренировки, целью которых, особенно на начальном этапе подготовки, является развитие и совершенствование физических качеств.

ВЫВОДЫ



1. На основе анализа литературных источников мы установили, что проблема физического развития и физической подготовленности детей 7-9 лет нуждается в глубокой экспериментальной разработке. Важно определить

уровень развития быстроты, мышечной силы, скоростно – силовых качеств, разработать эффективные средства и методы воспитания физических качеств, установить допустимые тренировочные и соревновательные нагрузки.

У детей 7-9 лет способность к быстрому перемещению в пространстве развита слабо. Средняя скорость бега повышается только к 10 годам. Воспитание быстроты осуществляется с помощью скоростно-силовых упражнений, пробеганием коротких (50 – 60 метров) отрезков дистанции с максимальной скоростью.

Дети данного возраста обладают низкими показателями мышечной силы. Возрастные особенности детей ограничивают применение силовых упражнений на тренировках. Дети этого возраста более расположены к кратковременным скоростно – силовым упражнениям.

Дети младшего школьного возраста отличаются незначительной выносливостью. Хорошим средством развития общей выносливости служит ходьба и бег.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6