Формы организации уроков оригами как средство развития творческих способностей младших школьников
17.
Матюшкин
А.М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. – М.:Школа – Пресс,
1993 – 341 с.
18.
Мухина
В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. –
М.,1999 – 462 с.
19.
Немов
Р.С. Психология: учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит.
изд. центр. ВЛАДОС, 1999 – кн.1. Общие основы психологии. – 688
20.
Немов
Р.С.Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений:
В 3-х кн. – 4е издание – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. –
Кн.1 :Общие основы психологии. – 460 С.
21.
Пароманова
Л.А. Детское творческое конструирование. – Москва: Издательский дом «Карапуз»,
1999 – 240с.
22.
Поддьяков
Н.Н. Новый подход к развитию творчества младших школьников // Вопросы
психологии. 1990 - №1, с.16-19
23.
Пономарев
Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976 – 430с.
24.
Проблемы
психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В.А.
//Вопросы психологии – 1994 - №5, с.45-51.
25.
Психологический
словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. –
М.: Педагогика – Пресс, 1999 – 475с.
26.
Рогов
Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1999 – 250с.
27.
Российская
педагогическая энциклопедия. В 2-х т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.2. – М., 1999 –
450с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989 – 280с.
28.
Словарь
практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвей, 1998 – 437с.
29.
Туник
Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: СПбУПМ,
1997 – 203с.
30.
Фридман
Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера»,
2000 – 268с.
31.
Хуторский
А.В. Развитие творческих способностей. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 248с.
32.
Эфроимсон
В.П. Загадка гениальности. – М.: Знание, 1991 – 250с.
Приложения
Вводный урок "Знакомство с оригами"
Цель
занятия: Познакомить детей с
японским искусством оригами.
Задачи: Образовательные: - Познакомить учеников с краткой историей оригами. - Учить
составлять связный рассказ по опорным словам. - Учить классифицировать предметы
по разным признакам Развивающие:
- Развивать речь учащихся. - Расширять активный и пассивный словарный запас
детей. - Развивать творческое и логическое мышление детей. - Развивать умение
работать в парах. Воспитательные:
- Формировать интерес детей к искусству оригами. - Воспитывать умение вести
себя в коллективе.
Ход
урока:
1.
Стадия вызова (прием «Ключевые слова»)
Сегодня мы с вами начнем знакомство с оригами.
- Что вы знаете об оригами? (...)
- Попробуйте в парах составить рассказ об оригами по ключевым
словам: оригами, искусство, Япония, бумага, чудеса, бумажные фигурки, счастье,
подарки, украшения. (...)
- Слушание составленных рассказов (2-3 рассказа)
2.
Стадия осмысления
Послушайте
мой рассказ об искусстве оригами:
Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось
оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда
же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная
традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики,
мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в
Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но
преобразили его на свой лад. Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут
творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В
Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются
талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве
украшений во время народных праздников. Японские маги, путешествуя по Европе,
познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам
своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое,
животное на потеху многочисленным зрителям. А знаете ли вы, что многие
известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным
удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были
известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис
Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. -
Совпадает ли этот рассказ с теми рассказами, которые вы составили? - Что в них
общего? - Что нового об искусстве оригами вы узнали из моего рассказа?
Теперь
подойдите к нашей выставке. На выставке представлены:
-искусственный цветок из пластмассы,
-объемный тюльпан, выполненный в технике оригами,
-аппликация цветка, выполненного в технике оригами,
-игрушечный кораблик из пластмассы,
-аппликация «Кораблик»,
-объемные игрушки (оригами) из бумаги: лодочка и двухтрубный
кораблик,
-пластмассовая игрушка
-животное,
-объемное животное из бумаги, выполненное в технике оригами,
-геометрическая аппликация животного.
- На какие группы можно разделить эти предметы?
-Цветы, кораблики, животные.
-Предметы, сделанные из пластмассы и из бумаги.
-Предметы плоские и объёмные.
- Сегодня мы с вами говорим об оригами. Найдите на выставке
изделия, выполненные в технике оригами.
- Обоснуйте свой выбор. (Скорее всего дети назовут объемные
игрушки из бумаги. Надо обратить их внимание на аппликацию цветка, выполненную
в технике оригами)
3.
Стадия рефлексии
- Давайте вернемся к ключевым словам, с которых мы начали
разговор об искусстве оригами. Как мы можем дополнить этот список?
Итоги
занятия:
- О чём мы узнали сегодня на занятии?
- Что вам понравилось на занятии?
Урок "Цветы из бумаги"
Цель
занятия: Познакомить с созданием
цветов из бумаги.
Задачи: Образовательные:
-
Учить складывать из бумаги простые фигуры.
-
Учить ровно складывать углы. Развивающие: - Развивать творческое
и логическое мышление детей. Воспитательные:
- Формировать интерес детей к искусству оригами. - Воспитывать аккуратность,
терпение.
Ход
урока:
I. Организационный
момент
1.Приветствие.
2.Организация рабочего места
II. Первичное восприятие
и осознание нового материала.
1.Рассказ-показ
Прошел месяц декабрь, за ним наступил январь. Закончился
февраль, и начался март. Пришла весна, а зима уходить не хочет. «Чего это я
уходить буду,- говорит зима, вон, вся земля еще снегом покрыта».
Перед
детьми выкладывается квадрат белого или голубого цвета.
Но тут
пригрело весеннее солнышко, и снег стал таять. «Видишь, - говорит зиме весна. –
Снег уже тает, нечего тебе здесь делать. Уходи ».
«Не могу
я уйти, - отвечает зима. – У меня вон еще сколько ледяных гор, кто же за ними
ухаживать будет? ».
Квадрат
превращается в треугольник.
Но тут
ледяные горы стали уменьшаться, уменьшаться и исчезать, ведь прилетели теплые
южные ветра, а с ними и…
Треугольник
складывается пополам.
Птицы.
«Посмотри,
зима, - говорит весна, - уже птицы прилетели. Уходи ».
«Ну и
что, - отвечает зима, - птицы и зимой были и ничуть мне не мешали. Не уйду».
И тогда
из земли стали появляться…
Треугольник
складывается в последний раз и превращается в цветок.
Цветы.
Увидела их зима, удивилась…
- Как вы
думаете, почему?
И поняла
– теперь уж точно пора уходить. Собрала она оставшиеся снега и льды и улетела в
холодные края, в северные страны.
-
Давайте поможем весне окончательно победить зиму. А как? Сделаем целую поляну
цветов.
III. Практическая
работа.
1.Выбор
подходящих квадратов, складывание.
2.Приклеивание
и дорисовывание. - Откуда будут расти наши цветы?
Вырезаем
и приклеиваем или дорисовываем землю. - А что еще, кроме головки с лепестками,
должно быть у цветка? (Стебель, листья, тычинки).
IV. Итог урока.
Просмотр
работ, обсуждение.
Урок "Заяц"
Цель
занятия: Познакомить с созданием
зайцев из бумаги.
Задачи: Образовательные:
-
Учить складывать из бумаги простые фигуры.
-
Учить ровно складывать углы.
-
Учить терминам вершина, сторона, линия сгиба. Развивающие:
- Развивать творческое и логическое мышление детей.
- Развивать речь учащихся. Воспитательные: - Формировать интерес детей к искусству
оригами. - Воспитывать аккуратность, терпение.
Ход
урока:
I. Организационный
момент
1.Приветствие.
2.Организация рабочего места
II. Актуализация опорных
знаний учащихся.
1.Рассказ-показ. - Что мы делали на прошлом уроке? Кто нам
помогал? – Бумажный квадрат. Точно. Вот он какой…
Перед детьми выкладывается квадрат с нарисованным лицом,
ладошками и ступнями.
И голова у него есть, и руки, и ноги.
Вышел наш квадрат на поляну цветов. Хорошо вокруг, красиво.
Вдруг видит – трава примята, цветы в стороны раздвинуты – кто-то шел. Но кто?
Никого не видно. Решил квадрат узнать, кто же на поляне завелся. Присел он в
траве низко-низко, так что головой до ног достал, спрятался.
Квадрат превращается в треугольник.
Приставил он руки к ушам, прислушивается… - где-то совсем
рядом то ли хруст, то ли чавканье. И звуки все эти приближаются. Вдруг видит
квадрат: из травы уши торчат – вот такие длинные … а потом – раз – и вся
мордочка из травы появилась… Кто же это такой: маленький, ушастый, в цветах
спрятаться может и траву ест? Так это же заяц! Но как он сможет двигаться без
туловища?
Стал квадрат думать, как ему туловище сделать.
Можно просто складывать и просить детей сделать точно так же,
используя термины «вершина», «сторона», «линия сгиба», а можно рассказывать,
как двигался квадрат – наклонялся, сгибался, соединял руки, прятал или
выставлял их.
Сложился квадрат пополам – головой до ног достал… Почесал
одной рукой в затылке (может, лучше думаться будет)… А потом совсем прижал к
себе руки.
Думал он, думал. И придумал. Выставил одну ладошку… И вот что
получилось – это хвост, это задние ноги, а это – передние.
Так завелся на нашей поляне заяц. Пока – один. Давайте еще
зайцев разведем, чтобы ему не скучно было одному.
III. Практическая
работа.
1.Дети выбирают квадраты понравившихся цветов и нужных
размеров (для взрослого или маленького зайца), делают головы зайцам и
дорисовывают их. - Чего не хватает? (Глаз, носа, рта). - Зачем они нужны?
Когда рисуем глаза, обязательно уточняем, в какую сторону
смотрит заяц.
2.Делаем туловище, дорисовываем лапы.
3.Приклеиваем голову к туловищу.
IV. Итог урока.
1.Просмотр работ, обсуждение. - Как зовут?
- Кто что любит есть?
- Кто как прыгает? ...
2.Игра.
Играем с зайцами. Приклеиваем их на поляне или усаживаем.
Субтест 1.
№
|
Ф.И.О.
|
Ответы детей
|
1
|
Абрамова В.В.
|
Сделать пилотку, использовать как черновик, постелить на
грязную скамейку, постелить на парту на уроках рисования красками, обернуть
книги
|
2
|
Абибуллаева Л.Э.
|
Решать примеры, сделать корабль, укрыться от дождя, использовать
для папье-маше, для разведения костра, бить мух, завернуть покупку, постелить
на мокрую лавочку, наклеить под обои, рисовать, подстилка хомяку, в качестве
туалетной бумаги, чистить на газете рыбу, сдать в макулатуру
|
3
|
Буняк В.В.
|
Обмахиваться, если жарко, посмотреть программу TV, постелить
на пол при окраске потолка, сделать из газеты самолет, сдать в макулатуру,
сделать факел, делать оригами, дать играть кошке, завернуть цветы
|
4
|
Гайдай Т.Л.
|
Укрыться от дождя, обернуть книги
|
5
|
Душко Я.Р.
|
Вытереть стол, подстилка кошке, проверить номер
лотерейного билета, для разведения костра, делать вырезки
|
6
|
Зинченко А.О.
|
Сделать из газеты самолет, подстилать, клеить вместо
обоев, вытирать мокрый стол, плеваться шариками из газеты, записать телефон,
сдать в макулатуру
|
7
|
Кравченко Ю.П.
|
Использовать как обложку для книг, вырезать картинки,
протирать стекла, делать самолетики, пилотки, продавать, сделать костюм к
празднику
|
8
|
Кудрявцев Р.Д.
|
Наказывать газетой собаку, раскрашивать, использовать
вместо совка, подлаживать под грязную скамейку
|
9
|
Марысюк Е.Е.
|
Делать оригами, положить под обувь, поджигать, гладить
через газету, решать примеры, смять в виде мячика и играть, сделать конфетти
|
10
|
Омельченко Л.Г.
|
Сдать в макулатуру, заворачивать продукты, сделать
гирлянду, вложить в обувь для просушки
|
11
|
Ольховская Р.Н.
|
Спрятаться от дождя, положить на парту на уроках труда и
ИЗО, вырезать красивые буквы, протирать окна, обмахиваться от комаров,
сделать пилотку
|
12
|
Рустемов А.Р.
|
Сделать корабль, шапку, машинку, коллекционировать статьи,
смотреть рекламу, обернуть книги, положить на пол
|
13
|
Сурченко В.О.
|
Наклеить под обои, протирать окна, решать примеры, задачи,
бить комаров, в качестве туалетной бумаги, сдать в макулатуру, заворачивать
банки, кушать на газете
|
14
|
Примак М.Е.
|
Подстелить подо что-то грязное
|
15
|
Умерова З.Р.
|
Использовать как веер, для разведения костра, сдать в
макулатуру, вырезать картинки, раскрашивать, обернуть книги, писать на ней,
чистить овощи на ней, сделать пакетик из газеты
|
16
|
Фадеева О.Р.
|
Вытереть стол, заклеить окна, подстелить попугаю в клетку,
мыть посуду, вытирать пыль, заворачивать цветы
|
17
|
Юрийчук И.А.
|
Привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой,
прикрыть мебель от пыли, сделать корабль, шапку, папье-маше, вытирать что-то
мокрое, завернуть посуду, сделать воздушного змея, сделать платье для куклы
|
Субтест 3.
№
|
Ф.И.О.
|
1часть
|
2часть
|
1
|
Абрамова В.В.
|
Поле, полотенце, пояс, поезд, пол, покрывало, полено,
повар
|
Утка, полка, марка, ветка, кроватка, тетрадка
|
2
|
Абибуллаева Л.Э.
|
Повод, полоса, почка, пост, подорожник, поздравление,
подвал, портрет, помощь, подарок, пол, поле, помидор
|
Кошка, бочка, сетка, украинка, расческа, палатка, банка,
ложка, вилка, шапка, кепка, тачка
|
3
|
Буняк В.В.
|
Поезд, пони, полоска, посуда, повар, порошок, поднос,
поле, почка, почта, пол
|
Машинка, приставка, собачка, картошка, каска, конфетка,
шоколадка, коробка, оценка
|
4
|
Гайдай Т.Л.
|
Поднос, поле, потоп, пол, поведение, почка, подлива
|
Соска, кошка, мочка, мышка, лодка
|
5
|
Душко Я.Р.
|
Поезд, подарок, порка, полюс, ползунки, порог, посуда,
поле, полдник
|
Ветка, чашка, кашка, полка, ложка, вилка, мука
|
6
|
Зинченко А.О.
|
Поле, помощь, помидор, поезд, поездка, поднос, половник,
пол, позор, поздравление
|
Метка, сетка, клетка, кошка, дорожка, ручка, дочка, чайка,
коробка, кепка, мойка, шапка
|
7
|
Кравченко Ю.П.
|
Пол, посуда, подорожник, пожар, полка
|
Лодка, девочка, юбка, рубашка, ветка
|
8
|
Кудрявцев Р.Д.
|
Пол, полюс, поле, подоконник, подвал, полоска, почка
|
Кошка, мышка, арка, марка, вилка, тарелка
|
9
|
Марысюк Е.Е.
|
Поезд, пол, пони, порог, помидор, подставка, повар, поля, портфель,
покрывало, полотенце, порог, посуда
|
Рыбка, стрелка, клетка, точка, пятка, доска, миска, юбка,
булочка, тарелка
|
10
|
Омельченко Л.Г.
|
Подсвечник, подъезд, почта, посылка, почка, постель,
подарок, пост, погода, пот
|
Кнопка, лопатка, булавка, резинка, заколка, машинка
|
11
|
Ольховская Р.Н.
|
Пол, посуда, полка, пожар, порошок, повар, портфель,
постель, полдник, поле, пони, полоска
|
Тумбочка, бочка, полка, строчка, креветка, калитка,
открытка, сказка, маска, юбка, кнопка, булочка
|
12
|
Рустемов А.Р.
|
Подвал, посуда, пол, порт, полотенце, полено, поле, полка
|
Рыбалка, стенка, скрипка, таблетка, ветка, кошка, мышка,
собачка, жвачка, чашечка, кашка
|
13
|
Сурченко В.О.
|
Пол, поднос, поле, полочка, полотенце, помидор, полоса,
подарок, поминки, порт
|
Мамочка, мука, точка, лодка, чашка, ложка, кошка, дочка,
горка
|
14
|
Примак М.Е.
|
Порез, пора, пол, поле, потолок, погреб, полка, повар
|
Утка, шутка, стрелка, точка, доска, почка, ручка
|
15
|
Умерова З.Р.
|
Подарок, полет, посуда, полюс, потолок, пол, порох
|
Чашка, норка, марка, терка, оценка, пушка, ручка, дочка,
клубника
|
16
|
Фадеева О.Р.
|
Подружка, порог, посуда, поле, полдник, порка, поезд,
подъезд, пони
|
Резинка, нитка, иголка, кошка, ножка, девочка, марка
|
17
|
Юрийчук И.А.
|
Подарок, побег, подушка, подливка, ползунки, полотенце
|
Леска, маска, машинка, дорожка, чайка, умка, куртка
|
Субтест 4.
№
|
Ф.И.О.
|
Ответы детей
|
1
|
Абрамова В.В.
|
Красивая, большая, маленькая, красочная, мамина, нужная,
интересная, цветная, добрая, дорогая
|
2
|
Абибуллаева Л.Э..
|
Маленькая, большая, тоненькая, интересная, купленная,
сказочная, толстая, увлекательная, красивая, трудная, мокрая, справедливая,
испорченная, грязная, разрисованная, чужая
|
3
|
Буняк В.В
|
Толстая, интересная, хорошая, красивая, тяжелая,
необычная, разрисованная, старая, художественная
|
4
|
Гайдай Т.Л.
|
Скучная, интересная, красивая, большая, толстая
|
5
|
Душко Я.Р.
|
Чужая, моя, правдивая, хорошая, запрещенная, добрая
|
6
|
Зинченко А.О.
|
Школьная, маленькая, тяжелая, красная, черная, красивая,
цветная, веселая, сказочная, забытая, порванная
|
7
|
Кравченко Ю.П.
|
Интересная, красивая, большая, толстая, документальная,
маленькая, тонкая, странная, удивительная
|
8
|
Кудрявцев Р.Д.
|
Красивая, интересная, правдивая, потерянная, маленькая, любимая
|
9
|
Марысюк Е.Е.
|
Любимая, блестящая, школьная, потрепанная, легкая, русская,
украинская, нужная, грязная, испачканная
|
10
|
Омельченко Л.Г.
|
Мамина, домашняя, настоящая, запрещенная, забытая,
дорогая, большая, маленькая, лучшая
|
11
|
Ольховская Р.Н.
|
Интересная, маленькая, любимая, красивая, большая, хорошая,
моя
|
12
|
Рустемов А.Р.
|
Подаренная, интересная, цветная, разрисованная, сказочная,
старая, потерянная, испачканная
|
13
|
Сурченко В.О.
|
Толстая, интересная, старинная, сказочная, длинная, необычная
|
14
|
Примак М.Е.
|
Интересная, любимая, красивая, чужая, прочитанная
|
15
|
Умерова З.Р.
|
Редкая, нужная, дорогая, легкая, открытая, интересная,
научная, хорошая, любимая, дорогая, большая, школьная
|
16
|
Фадеева О.Р.
|
Катина ,грязная, найденная, научная, школьная, маленькая,
тяжелая, огромная
|
17
|
Юрийчук И.А.
|
Купленная, любимая, красивая, украинская, учительская,
потерянная, интересная, чужая, собственная
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|