Формы организации уроков оригами как средство развития творческих способностей младших школьников
По этому тесту испытуемыми было дано в среднем шесть ответов
на человека (за 3 минуты), разброс по числу ответов велик — от 1 до 14. Наиболее
часто встречающиеся ответы: «Можно сделать из газеты самолет, шапку, корабль.
Сдать в макулатуру. Подстилать. Узнавать из нее новости. Узнавать программу
телевидения». Редкие, оригинальные ответы: «Обмахиваться, если жарко.
Наказывать газетой собаку (хлопать собаку). Дать играть кошке».
Субтест 3.
Таблица №5
№
|
Ф.И.О.
|
Баллы 1часть
|
Баллы 2часть
|
1.
|
Абрамова В.В.
|
8
|
6
|
2.
|
Абибуллаева Л.Э.
|
13
|
12
|
3.
|
Буняк В.В.
|
11
|
9
|
4.
|
Гайдай Т.Л.
|
7
|
5
|
5.
|
Душко Я.Р.
|
9
|
7
|
6.
|
Зинченко А.О.
|
10
|
12
|
7.
|
Кравченко Ю.П.
|
5
|
5
|
8.
|
Кудрявцев Р.Д.
|
7
|
6
|
9.
|
Марысюк Е.Е.
|
13
|
10
|
10.
|
Омельченко Л.Г.
|
10
|
6
|
11.
|
Ольховская Р.Н.
|
12
|
12
|
12.
|
Рустемов А.Р.
|
8
|
11
|
13.
|
Сурченко В.О.
|
10
|
9
|
14.
|
Примак М.Е.
|
8
|
7
|
15.
|
Умерова З.Р.
|
7
|
9
|
16.
|
Фадеева О.Р.
|
9
|
7
|
17.
|
Юрийчук И.А.
|
6
|
7
|
Этот тест обладает большой различительной силой. Среднее
число придуманных слов (каждого типа) —7. Разброс слов — от 5 до13. Примеры
часто приводимых слов: в первой части — «пол, поле, поезд»; во второй — «кошка,
мышка». Примеры оригинальных слов: в первой части — «подорожник, поздравление,
поминки, порка»; во второй — «креветка, строчка».
Субтест 4.
Таблица №6
№
|
Ф.И.О.
|
Баллы
|
1.
|
Абрамова В.В.
|
10
|
2.
|
Абибуллаева Л.Э.
|
16
|
3.
|
Буняк В.В.
|
9
|
4.
|
Гайдай Т.Л.
|
5
|
5.
|
Душко Я.Р.
|
6
|
6.
|
Зинченко А.О.
|
11
|
7.
|
Кравченко Ю.П.
|
9
|
8.
|
Кудрявцев Р.Д.
|
6
|
9.
|
Марысюк Е.Е.
|
10
|
10.
|
Омельченко Л.Г.
|
9
|
11.
|
Ольховская Р.Н.
|
7
|
12.
|
Рустемов А.Р.
|
8
|
13.
|
Сурченко В.О.
|
6
|
14.
|
Примак М.Е.
|
5
|
15.
|
Умерова З.Р.
|
12
|
16.
|
Фадеева О.Р.
|
8
|
17.
|
Юрийчук И.А.
|
9
|
Среднее
число приведенных ответов — определений к слову «книга» — составляло 8. Разброс
ответов по числу — от 1 до 16 (за 3 минуты). Часто встречающиеся ответы:
«интересная, красивая, большая, маленькая, сказочная, хорошая». Редкие ответы:
«удивительная, странная, забытая, правдивая, купленная, документальная,
запрещенная, мокрая». Полученные данные дают нам возможность разделить детей на
группы по уровню развития творческих способностей следующим образом, обозначив
их соответственно группа 1(показатели ниже нормативных), группа 2 (показатели
соответствующие норме и выше нормы, но не более чем в 2 раза), группу
3(показатели, превышающие нормативные более чем в 2 раза). Количество детей в 1
группе составило 36% от их общего числа (6 человек), в группе 2 – 52 % (9
человек), и в группе 3 –12% (2 человека), что указано в таблице №7.
Таблица
№7
№ группы
|
Количество детей, составивших группу (%)
|
Соответствие общего балла нормативным показателям
|
1
|
36
|
ниже нормы
|
2
|
52
|
норма и выше нормы
|
3
|
12
|
значительно выше нормы
|
Анализ программы на развитие творческих способностей.
Для анализа нами была взята программа по трудовому обучению
авторов В. Тименко, В. Вдовченко и др.
Цель курса – формирование конструктивно-художественных и
конструктивно-технических умений, которые включают языковое, графическое и
предметно-пластическое творчество учеников.
В программе выделено пять разделов: «Человек и природа», «Я
сам и другие люди», «Человек и знаки информации», «Человек и техника», «Человек
и художественная окружающая среда».
Каждый из данных разделов ориентирован на развитие творческих
способностей. В разделе «Человек и природа» программой предложено выполнение
следующих практических работ:
· Создание аппликаций с отдельных растительных форм. Создание
предметных аппликаций и орнаментов из растительных форм по воображению, по
собственной задумке. Аппликации с листвы, трав, цветов, икебаны висячие,
настенные, настольные по своему воображению.
· Изготовление из шишек, желудей, гороховых шкарлупок, веточек
различных фигурок животных, изображение растений.
· Лепка фруктов, овощей. Лепка фантастических существ.
Творческая работа: коллективное создание композиции с фантастическими
существами.
· Творческая работа в группах: изготовление страниц Красной
книги Украины.
· Коллективная творческая работа: изготовление муляжей в
технике папье-маше.
· Оригами как вид творческой работы. Изготовление изделий
способом оригами.
Раздел «Я сам и другие люди».
· Вырезание салфеток по собственному замыслу в технике
вытынанки. Изготовление снежинок с бумаги.
· Изображение костюма из собственного представления, создание
макета элементов по собственным рисункам.
· Дизайн собственной одежды для вечеринки (украшение стразами,
бисером, нашивками и др.﴿
· Оформление в классной комнате «Уголка дружбы » по разным
рубрикам (фотоколлаж «Наш класс», «Почтовый ящик», «Поздравляем» и другие﴿.
· Конструирование новогодней открытки способом оригами.
Раздел «Человек и знаки информации».
· Изготовление собственной визитки, бейджика и др.
· Коллективная творческая работа: разработка рекламных
плакатов, упаковок, конфетных обверток по собственной выдумке.
· Коллективная творческая работа: создание кижки-самоделки «Наш
класс».
Раздел «Человек и техника».
· Изготовление в технике оригами различных транспортных средств
(самолет, лодка и др.﴿.
· Моделирование по собственному воображению с деталей
пластмассовых или деревянных наборов.
· Конструирование из спичечных коробок транспортные средства по
своей выдумке.
Раздел «Человек и художественная окружающая среда».
· Создание макетов вазонов и подставок оригинальной формы, их
украшение.
· Коллективная творческая работа: конструирование изделий для
возрождения украинского быта (мебель, посуда, настенные украшения, полотенца﴿.
Таким
образом, проанализировав программу и проведя беседу с учителями начальных
классов, можем сделать выводы, что в программе отображены виды практических
работ для развития творческих способностей младших школьников и учителя
используют их в своей работе.
С
помощью применения теста Гилфорда и Торренса мы исследовали уровень развития
творческих способностей у учащихся 2-А класса СОШ №1 п.г.т. Ленино.
Результаты
теста следующие:
- у 12%
детей класса результаты были значительно выше нормы, что говорит о их
любознательности, о большом словарном запасе и развитой способности
фантазировать;
- 52%
детей дали результаты уровня развития творческих способностей, соответствующих
норме и выше нормы, но не более чем в 2 раза.
- у 36%
детей показатели уровня развития творческих способностей ниже нормы, поэтому их
необходимо развивать, что возможно осуществлять через уроки оригами.
Следовательно,
у большинства детей уровень развития творческих способностей на среднем уровне.
Заключение
Универсальные
творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека,
которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного
рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и
воображения.
Успешное
развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных
условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1.
Раннее
физическое и интеллектуальное развитие детей.
2.
Создание
обстановки, опережающей развитие ребенка.
3.
Самостоятельное
решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок
добирается до «потолка» своих возможностей.
4.
Предоставление
ребенку свободы в выборе деятельности, чередование дел, продолжительности
занятий одним делом и т.д.
5.
Умная,
доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6.
Комфортная
психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к
творчеству.
Работа в
технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида
деятельности для младшего школьника является стремление к творческой
самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки
оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки
близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются
детьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, природоведения,
чтения, иностранного языка.
Таким
образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития
творческих способностей младших школьников, а оригами, как средство обучения и
воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе, как на
правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного
предмета.
Рекомендации для развития творческих
способностей младших школьников:
1.
Использование
различных форм организации практической деятельности для развития творческих
способностей детей.
2.
Управление
взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней
воображения детей.
3.
Использование
техники оригами для развития творческих способностей младших школьников.
4.
На
уроках трудового обучения давать детям задания творческого характера.
5.
Работа
с родителями.
Литература
1.
Акчурина-Муфтиева
Н.М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги. – Симферополь:
Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2003 – 188 с.
2.
Бакушинский
А.В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1995 – 240 с.
3.
Бердяев
Н.А. Самопознание. – М., 1989 – 197 с.
4.
Выгонова
В. Рождественский венок. Поделки из бумаги. //Начальная школа – 2001 - №46,
с.14-16.
5.
Выготский
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 1991-206
с.
6.
Выготский
Л.С. Сборник сочинений. Т.2.-М., 1982 – 285 с.
7.
Годфруа
Ж. Психология, изд.в 2 т., т.1.-М.:Мир,1992 - 436 с.
8.
Дьяченко
О.М.,Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает.-М.:Знание, 1994 – 123 с.
9.
Ефремов
В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.-Пенза: Уникон –
ТРИЗ, 2001 – 264 с.
10.
Ильичев
Л.Ф., Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь.- М., 1983 – 546 с.
11.
Кишмакова
Р.З. Уроки труда по оригами //Педагогическое творчество – 2005 - №2, с.6-10.
12.
Колосова
С.Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие.- Сыктывкар, 2000 – 258 с.
13.
Конышева
Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования:
Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский
центр «Академия», 1999 – 192 с.
14.
Комарова
Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. – М.:
Российское педагогическое агентство, 1998 – 192 с.
15.
Кузьмина
Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда //Начальная
школа – 2004 - №4, с.4-13.
16.
Лук
А.Н. Психология творчества. - М.:Наука, 1978 – 198 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|