бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формы организации уроков оригами как средство развития творческих способностей младших школьников бесплатно рефераты


Таблица №1. Общие формы учебной работы (В. К. Дьяченко)

Индивидуальная

Парная

Групповая

Коллективная

Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми.

(ученик-книга, ученик-тетрадь).

Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает.

(ученик-ученик, учитель-ученик).

Одного говорящего слушает либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (общеклассные занятия).

(ученик-ученики).

Каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником.

(ученик-ученики, ученики-ученики).

 
Таблица №2. Общие формы учебной работы учащихся (И. М. Чередов)

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя.

Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя:

Звеньевые

Бригадные

Кооперированно-групповые

Дифференцированно-групповые.

Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей:

Индивидуализированные

Индивидуализированно-групповые.

 

Таблица №3. Сравнение общих форм обучения

Название формы

Достоинства

Недостатки

Индивидуальная

Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль.

Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.

Групповая

Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования.

 Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать.

Парная

Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем.

Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.

Коллективная

Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников.

Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившимся за помощью говорят «Сам учи, что тут сложного».


В паре необходимо уметь:

– общаться, не мешая другим (говорить вполголоса);

– слушать, не перебивая друг друга;

– слышать собеседника;

– отстаивать собственную точку зрения;

– задавать вопросы друг другу на понимание, отвечать на них;

– выражать свои чувства и мысли;

– быть терпимым друг другу;

– благодарить друг друга за работу [27;369].

Как правило, на уроках трудового обучения в школе дети выполняют оригами индивидуально. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих композиций, где объединяются работы всех детей класса. Детей радуют коллективные работы. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа [13;85].

Коллективная конструктивная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации трудовой деятельности, является то, что детям младшего школьного возраста очень нравятся такого рода работы. Во- первых, потому, что каждый чувствуют себя сопричастным к полученному общему продукту, и это безусловно радует детей; во-вторых, как правило, результат получается более впечатляющими, эмоционально гораздо сильнее затрагивающими детей. При этом коллективная форма работы не снижает значимости деятельности каждого ребенка, не нивелирует индивидуальные усилия каждого. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат; чем лучше ребенок выполнит свою часть работы, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция.

Желательно, чтобы коллективной работе предшествовал подготовительный этап, который позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, позволил бы сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственных работах. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы и другое.

Основной этап, этап выполнения работы, включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей.

Условно можно выделить третий, заключительный этап. Этот период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в классе. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом самых разных разговоров, дискуссий, игр, рождения новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной работы [13;87].

Таким образом, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.

Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

В педагогической литературе общепринятым является деление всех организационных форм на общеклассные или фронтальные учебные занятия; коллективные; групповые (бригадные или звеньевые); индивидуальные.

На уроках трудового обучения с использованием техники оригами возможно применение таких форм организации уроков, как коллективная, групповая, парная и индивидуальная работы.

Творческие способности – это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между игрой и учебой.

Использование оригами в учебно-воспитательном процессе – на уроках трудового обучения приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения. На уроках оригами используются упражнения для развития творческих способностей, детям предлагаются: схемы с попущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов.

Глава 2. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях педагогического эксперимента

2.1 Выявление уровня развития творческих способностей у учащихся 2-го класса

База исследования: СОШ №1 п.г.т. Ленино, 2-А класс (количество учащихся 17 человек). Классный руководитель Красильникова Наталья Алексеевна.

Цель исследования: определить уровень развития творческих способностей учащихся 2-А класса.

Задачи данного этапа:

·  Провести беседу с учителями;

·  Провести тестирование учащихся 2-А класса;

·  Проанализировать программу трудового обучения на развитие творческих способностей.

При беседе с учителями начальных классов им были поставлены следующие вопросы:

- Что Вы используете на уроках трудового обучения для развития творческих способностей младших школьников?

- Какие формы организации уроков Вы используете?

Из беседы можно сделать следующие выводы:

·  На уроках трудового обучения учителя начальных классов используют чаще коллективную и индивидуальную формы организации работы, реже - групповую и парную.

·  Для развития творческих способностей используют игровые формы уроков, занимательные упражнения (например, нарисовать несуществующее животное) и другое.

Проведение теста Гилфорда и Торренса.

Большинство современных тестов являются модификацией тестов Гилфорда и Торренса. 1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Нами для определения уровня творческих способностей был взят фактор беглости ответов. Отметим несколько моментов, связанных с процедурой проведения тестов. Тесты можно проводить как индивидуально, так и в группе. Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Часто эти занятия проводятся в игровой форме. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Время проведения процедуры — около 40 минут.

Нами было выбрано из теста субтесты №1, №3, №4, №6. Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления).

Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого: ”Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?” Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин.

Оценивание: Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n.


Б—беглость, n — число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

Субтест 3. Слова

Субтест проводится индивидуально.

Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция для испытуемого: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». На ответ дается 2 минуты. 2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». На ответ дается 2 минуты. Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.
Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.

Беглость — общее число приведенных слов. 1 слово — 1 балл.


Б = n


Б — показатель беглости, n — общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого: Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах

Беглость — суммарное число приведенных определений (n). Одно определение — 1 балл.


Б = n.


Б — показатель беглости.

Субтест 6. Эскизы

Задача: Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Инструкция для испытуемого: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку. Время выполнения задания — 10 минут. Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см. Оценивание:

Беглость — число адекватных задаче рисунков. Один рисунок — 1 балл.


Б = n

n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.

Дети предупреждались заранее, что все их ответы будут правильными, чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если это необычные ответы. Участникам предлагалось пофантазировать, все ответы поощрялись. Большинство детей отвечали с большой охотой и с желанием продолжать занятия дальше.

Субтест 1.


Таблица №4

Ф.И.О.

Баллы

1.

Абрамова В.В.

5

2.

Абибуллаева Л.Э.

14

3.

Буняк В.В.

9

4.

Гайдай Т.Л.

2

5.

Душко Я.Р.

5

6.

Зинченко А.О.

7

7.

Кравченко Ю.П.

6

8.

Кудрявцев Р.Д.

4

9.

Марысюк Е.Е.

7

10.

Омельченко Л.Г.

4

11.

Ольховская Р.Н.

6

12.

Рустемов А.Р.

5

13.

Сурченко В.О.

8

14.

Примак М.Е.

1

15.

Умерова З.Р.

9

16.

Фадеева О.Р.

6

17.

Юрийчук И.А.

7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6