Формирование системы знаний о животных у детей старшей группы
|
20
|
20
|
10
|
Средний уровень
|
60
|
50
|
50
|
80
|
50
|
70
|
50
|
60
|
60
|
60
|
60
|
80
|
Низкий уровень
|
20
|
30
|
40
|
10
|
10
|
10
|
10
|
0
|
20
|
20
|
20
|
10
|
2.2.
Формирующий эксперимент
Целью формирующего педагогического эксперимента
являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологической
воспитанности старших дошкольников.
Задачи формирующего эксперимента:
1) разработать комплекс мероприятий, на занятиях
в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности
старших дошкольников с помощью формирования на занятиях системы знаний о
животных.
2) апробировать разработанный мной комплекс на
дошкольниках экспериментальной группы.
При разработке комплекса мероприятий - на
занятиях в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников - я опиралась на следующие
источники:
- программы, направленные на экологическое
воспитание дошкольников: "Наш дом - природа" (Н. А. Рыжова, 1998),
"Юный эколог" (С. Н. Николаева, 1999), " Программа
экологического воспитания старших дошкольников" (Л. Бобылева, О. Дупленко,
1998), "Семицветик" (В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова, 1997);
- методические рекомендации: Н. Рыжова (1998,
2003-2004), В. Зебзеева (1998), Т. Зенина (2000), С. Н. Николаева (2002, 2004),
Л. Павлова (2002) и др.
Результаты диагностики дошкольников
экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента,
позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:
1. В ходе формирующего эксперимента была учтена
разница в уровнях сформированности экологических знаний и экологического
отношения к миру природы у отдельных дошкольников экспериментальной группы: 20%
из них показали высокий, а 20% - низкий уровень, причем Артур З. показал
высокий, а Галя Ф. - низкий уровень во всех 5 заданиях. Следовательно, к этим
дошкольникам был особенно необходим индивидуальный подход.
2. При составлении комплекса занятий в ДОУ и
самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из
5 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех
экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения -
знания о животном (средний балл 9,5) и растительном (8,6) мире, отношению к
миру природы (9,4).
Занятия строились с учетом
наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего
мира. Мною были проведены циклы занятий, направленных на формирование
экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире;
знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного
отношения к природным явлениям и объектам.
Большое значение я придавала исследовательской
деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В
процессе обучения я обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы
чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась
возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на
вкус, если это безопасно. Был проведен, в частности, цикл наблюдений за
обитателем уголка природы – хомячком. Большое внимание уделялось общению детей
с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное
отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы
после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно
выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Содержанием проводимых с дошкольниками
экскурсий являлось обследование близлежащей местности для
формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности,
условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время
экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения,
почву, воду, камни и т.д.
Большое значение придавалось ведущей форме
деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные,
самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить
положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения,
направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам
неживой природы.
На занятиях по физической культуре обучении
детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде
имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был
воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д.
Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную
деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве,
внимание, фантазию и т.д.
2.3. Контрольный эксперимент
Цель контрольного эксперимента - проверка
эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной
жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников. Для
определения эффективности проделанной работы, мною был использован тот же
диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты
контрольного эксперимента представлены в табл. 4-5 и рис. 2.
Таблица 4
Результаты контрольного
эксперимента по экспериментальной группе
|