Формирование системы знаний о животных у детей старшей группы
Содержание программы отражает биоцентрический
взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в
разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной
приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм
приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его
онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в
однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве
детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов
природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей
содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые
рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ.
Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и
человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы,
имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний
раздел посвящен человеку - он рассматривает в трех аспектах как живое существо,
нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее
хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических
законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти
законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять,
приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические
знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе,
которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в
разных видах деятельности.
В последнее время идет интенсивный творческий
процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического
образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных
традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени,
Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).
Примером может служить программа " Непреходящие
ценности природы " Е. В. Пчелинцевой-Ивановой, а
также региональная программа дошкольного образования Ставраполья "
Планета детства ", в которой в
естественнонаучном экологическом блоке представлена программа " Азбука
экологии " и ее научное обоснование (автор Л.
И. Грекова).
Таким образом, обзор ряда программ
экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую
активность специалистов - понимание экологических проблем планеты,
необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее
проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества
на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно
интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
1.2.
Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Систематическое обучение на занятиях - важное
средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении
ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного
воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей
форме фронтального обучения детей[27].
Современная дошкольная педагогика также придает
большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие
на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному
развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время
продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и
усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных
видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых
(нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от
фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми
группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный
подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и
практических навыков.
Просматривается еще одна важная тенденция -
построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников.
Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями
повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое
интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.
В экологическом воспитании детей занятия
выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные
представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно
преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы.
Рассмотрим основные типы экологических занятий,
которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой
построения, ходом организации и проведения, - занятия
первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного
типов[14]
Занятия первично-ознакомительного типа. На
протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических
сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается
детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия
посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни
и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут
быть познаны через наблюдения.
Главным компонентом таких занятий становятся
различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей
отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и
дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а
также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в
области природопользования и охраны природы на занятиях этого типа дети
знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают
о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных
особенностях поведения.
Обучение детей на таких занятиях осуществляется
через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также
чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или
слайдов, рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа
первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания -
от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности)
зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных
наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и
спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает
успешный результат обучения,
Занятия первично-ознакомительного типа со
старшими дошкольниками значительно сложнее, чем занятия в другой возрастной
группе. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта,
выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько
картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся
у них круг представлений.
Картины помогают сформировать представления об
экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в
этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается
в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в
этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм
(т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где
устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от
врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую
приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая
одновременно картины о жизни белки в осенне-зимний и весенне-летний периоды,
дошкольникам можно таким образом представить панораму событий в разные сезоны,
показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся
условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и
развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к
взрослой и самостоятельной жизни.
Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы
могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного
их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с
эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют
новые образы о природе[17].
На занятиях первично-ознакомительного типа с
детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если
они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то
из родителей весной принес ежа, педагог решил отнести его в лес (откуда,
видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае все группы
проводят занятия, на которых наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты,
чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и
подпрыгивает, демонстрируют его маскировочную окраску и пр. А потом старшие
дошкольники проводят акцию, делают доброе дело, - относят ежа в лес. Если же еж
долго живет в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы
наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить знания.
В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку
или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, которые являются ведущим
компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.
Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание
занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на
выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в
которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных
зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов,
доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные
ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней
среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными
изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью
животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со
способами их передвижения, защиты от врагов.
Углубленно-познавательное занятие - завершающее
звено той или другой локальной системы работы с детьми. В старшей группе -
беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый
осенний месяц) систематических наблюдений и ведения календаря или беседа о
зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц после регулярных
наблюдений за ними. Очень результативны разнообразные виды опытнических работ,
имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных.
Занятия углубленно-познавательного типа активно
способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению
устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.
Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.
Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего
типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и
характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное
представление.
Что же может быть содержанием обобщенных
представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает,
что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически
приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также
получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ
программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с
природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии
растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития
растений, сезонных явлениях в природе[25].
В старшем дошкольном возрасте все конкретные
занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать
дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных
представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие
растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают,
как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается
большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно
сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из
семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны
определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.
Аналогичным способом формируются обобщенные
представления о временах года (сезонах). Например, у детей подготовительной
группы можно сформировать представление об осени на основе трех групп
признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится
холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире
(листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений
в живом мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери
готовятся к зиме). На протяжении ряда лет дети накапливали конкретные знания о
том, что происходит с природой осенью. В старшем дошкольном возрасте важно
осознание того, что преобразования происходят постепенно. Именно поэтому
обобщенное представление об осени у дошкольников формировалось не только на
основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости.
Формирование обобщенных представлений происходит
при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется
в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это
алгоритм формирования обобщенного знания[13].
Обобщающие занятия позволяют интенсивно
развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать,
делать выводы.
Занятия комплексного типа. Комплексные
занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на
разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных
группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Комплексные занятия широко используются
практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области
экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных
возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно
проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем
сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и
включать разную деятельность.
Первая часть занятия решает познавательные
задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель
уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее
особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети
вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятия предполагает иные
программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию
организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько
репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут
быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа,
натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это
другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.
Третья часть занятия - это художественное
творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся
художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и
рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве
или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного
материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей,
их художественно-ручных умений.
Такое комплексное занятие, если оно правильно
организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена
деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению
воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать
веселую физкультминутку.
Комплексные занятия могут быть организованы на
самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине
"Уборка овощей на огороде", разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в
переводе С. Михалкова "Овощи", рисование или аппликацию плодов;
занятие "Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем" - это и разговор
Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать
благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая
процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного
лука, чеснока, петрушки[19].
Комплексные занятия - это творческое дело
воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и
всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов
деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к
содержанию занятия.
Глава 2. Повышение
эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с
помощью формирования системы знаний о животных
В соответствии с целью, перед исследованием были
поставлены следующие задачи:
• проверить состояния рассматриваемой проблемы в
психолого-педагогической и научно-методической литературе;
• разработать комплекс мероприятий по повышению
уровня экологического образования старших дошкольников с помощью формирования
системы знаний о животных;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|