бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование психологической устойчивости и социальной адаптации подростка средствами борьбы самбо бесплатно рефераты


1.4 Направления деятельности, способствующие развитию личности ребенка 11-15 лет


Исходя из реальных функций, возможностей школы самбо, можно обозначить следующие направления деятельности:

учебно-тренировочные занятия;

психологическое сопровождение;

социально-педагогическая поддержка;

организационно-массовая работа.

В современной жизни, как никогда ранее, физическая культура и спорт становятся одним из действенных средств воспитания ребенка, формирования у него активной жизненной позиции. Ведущей воспитательной идеей становится преобразование содержания обучения в средство воспитания. Специфика воспитательной деятельности не сводится лишь к развитию прикладных физических качеств. Учебно-тренировочные занятия активно способствуют:

формированию спортивного интереса, т.е. осознания детьми потребности в занятиях, а интерес выступает в качестве непосредственного мотива спортивной активности;

закреплению спортивного интереса, переходу спортивных ориентаций в установки, в привычный образ жизни;

стремлению занимающегося к все более и более высоким достижениям.

Именно интерес определяет открытость обучающегося к воспитательному воздействию, степень и характер взаимодействия с тренером и сверстниками. Добровольность, психологически комфортная атмосфера занятий позволяют ребенку вырабатывать в себе необходимые знания и умения, развивать работоспособность и трудолюбие, формировать социально-значимые качества: самостоятельность, самоконтроль, эмоциональную устойчивость.

Учеными давно установлено двоякое воздействие занятий физической культурой и спортом. С одной стороны, эти занятия развивают физические качества: выносливость, силу и т.д., а с другой - воздействие физической и спортивной подготовленности развивает и совершенствует психологические качества личности. В процессе занятий физическими упражнениями и спортом, подготовки и участия в спортивных соревнованиях создаются предпосылки и условия, с помощью которых наиболее успешно формируются и воспитываются черты характера и убеждения: воля, патриотизм, коллективизм, требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, учебе, работе, коллективу, семье.

При образовании нового коллектива важную роль играет личный пример тренера-преподавателя (вокруг которого складывается коллектив) и выработка определенных требований к занимающимся с первых занятий. Порядок, установленный с первых занятий, должен постоянно поддерживаться и стать традицией коллектива. Это касается всех сторон деятельности членов секции: дисциплины, соблюдение требований режима, гигиенических требований, выполнения правил, отношения к товарищам, культуры поведения на занятиях, вне занятий и т.п.

Большую роль в воспитании играет коллектив секции. Здоровый, сильный коллектив, имеющий богатые традиции и движимый едиными задачами, имеющий единую цель, является прекрасным средством воспитания детей. Они стремятся во всем подражать старшим и, в первую очередь, чемпионам и мастерам спорта. Поэтому культура поведения, пример старших, их отношение к младшим товарищам по секции играют большую воспитательную роль. Единые требования и равные права всех членов секции позволяют правильно организовать воспитание детей.

Формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни, улучшении здоровья населения за счет привлечения к систематическим занятиям спортом ведется за счет активизации работы по пропаганде и рекламе здорового образа жизни. Причем эта работа ведется в двух направлениях - закрепление мотивации к занятиям спортом у детей и популяризация здорового, спортивного стиля жизни у молодежи города.

Активной формой для реализации этих направлений являются спортивно-массовые мероприятия, проводимые школой самбо. Сотрудничество младших и старших, результативных спортсменов, помогает формированию мотива, связанного с коллективистическими устремлениями, осознанию своей причастности к общему делу, победе, создает условия для ощущения каждым духа сотрудничества. Спортивные состязания подчеркивают привлекательность занятий спортом, возможность самому быть сильным, красивым, здоровым.


2. Проектная часть


2.1 Определение инструментария для мониторинга развития подростка в процессе учебно-тренировочных занятий


В силу индивидуального характера многих программ дополнительного образования в идеале для каждого тренера необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи. Вместе с тем для облегчения создания таких методик тренерам целесообразно предложить общую схему (матрицу) диагностики образовательных результатов, которая может быть наполнена конкретным содержанием в соответствии с особенностями той или иной программы.

В реальной практике дополнительного образования детей оценка образовательной деятельности ребенка обычно осуществляется по учебным (чаще предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другим знакам отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.

Однако, такой подход можно рассматривать как односторонний. Во-первых, у разных детей - разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.

Конечно, формирование личностных качеств - процесс длительный, он носит отсроченный характер; наконец, не секрет, что их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому тренеру. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:

учебным (фиксируются предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы);

личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении, секции).

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе предложен в Приложении 3.

Графа "Показатели (оцениваемые параметры)" фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогами в программу. Ожидаемые результаты как раз и могут стать для нас тем стандартом в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного года.

Причем эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана (развернутый вариант), либо по итогам каждого учебного года (обобщенный вариант). Ввести эти показатели в таблицу - задача педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп.

1 группа показателей - теоретическая подготовка ребенка. Она включает:

теоретические знания по программе (то, что обычно определяется выражением "дети должны знать");

владение специальной терминологией по тематике программы (т.е. набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета);

2 группа показателей - практическая подготовка ребенка. Она включает:

практические умения и навыки, предусмотренные программой (то, что обычно определяется выражением "дети должны уметь");

владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса;

творческие навыки ребенка (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте)

3 группа показателей - общеучебные умения и навыки ребенка. Выделение этой группы показателей продиктовано тем, что без их приобретения невозможно успешное освоение любой программы. Здесь представлены:

учебно-интеллектуальные умения;

учебно-коммуникативные умения;

учебно-организационные умения.

Графа "Критерии" содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы программой.

Графа "Степень выраженности оцениваемого качества" включает перечень возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков - от минимального до максимального. При этом в таблице дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.

Для удобства выделенные уровни можно обозначить соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа "Возможное количество баллов", которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества. При определении уровня освоения ребенком программы можно пользоваться и другими шкалами (единственная рекомендация - не использовать в дополнительном образовании традиционную 5-балльную систему, принятую в школе). Например, можно присваивать детям "творческие звания": инструктор, умелец, мастер и т.д., либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали.

В графе "Методы диагностики" напротив каждого из оцениваемых показателей целесообразно записать тот способ, с помощью которого педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В числе таких методов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы и др. данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.

Фиксация полученных результатов на каждого ребенка требует определенной формы. Мы предлагаем индивидуальную карточку учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе. Она может быть выполнена в виде индивидуальной зачетной книжки, где в баллах, соответствующих степени выраженности оцениваемого качества отмечается динамика освоения предметной деятельности конкретным ребенком. При этом можно использовать баллы с десятыми долями, поскольку более дробная дифференциация оценок позволяет детальнее отслеживать динамику изменений, присущих конкретному ребенку.

В конце карточки мы предлагаем выделить специальную графу "Предметные достижения обучающегося", выполняющую роль "портфолио", где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой. Здесь могут быть отмечены результаты участия ребенка в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (награждение грамотами, дипломами, присвоение разрядов, почетных званий и т.д.). Карточка позволяет вести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания - сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем - важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.

Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка - это поддержит его стремление к новым успехам.

Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.

Именно на первых шагах в спорте закладываются первые качества и навыки, создающие личностный портрет спортсмена на годы вперед. Тренер-преподаватель должен по-настоящему заинтересовать спортсмена данным видом спорта и постепенно, без нажима, воздействовать на борца, воспитывая в нем необходимые физические и психические качества.

Взаимосвязь физической подготовки и воспитательных воздействий в группах специальной подготовки.

Цель физической подготовки

Средства общей физической подготовки

Средства специальной физической подготовки

Методы воздействия

Планируемый воспитательный

результат

Достижение высокой работоспособности, хорошей координации деятельности органов и

систем организма, гармоничного развития борца.

Развитие физических качеств, проявляемых в выполнении специфических для борьбы действий.

Упражнения, оказывающие наиболее общее воздействие на организм (бег, плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры, обще развивающая гимнастика, упражнения с отягощениями и др.)

Упражнения в выполнении фрагментов борьбы, направленные на повышение возможностей занимающихся в проведении отдельных специальных действий самбиста.

1. Развитие силовых качеств

(метод повторных упражнений,

метод больших и максимальных усилий)

2. Развитие выносливости

(кроссовый бег, спортивные и подвижные игры)

3. Развитие ловкости (изучение приемов защит, контрприемов

и их совершенствование

в схватках)

4. Развитие быстроты (старты

в легкой атлетике, выполнение упражнений, копируя движения тренера, выполнение действий на прикосновение, акробатические и гимнастические упражнения)

1. Способность преодолевать

сопротивление соперника

 за счет мышечных усилий.

2. Способность совершать

эффективную работу определенной

интенсивности в течение времени, предусмотренного спецификой

соревнований.

3. Способность осваивать

новые движения.

4. Способность выполнять

технико-тактические действия в

кратчайшее время.


Взаимосвязанная деятельность тренера и юного спортсмена включает два вида деятельности с соответствующими целями и средствами. Педагогические средства направлены на реализацию педагогических целей: включить каждого подростка в активную спортивную и общественную деятельность, вызвать интерес и потребность в данной деятельности, устранить причины, мешающие юному спортсмену добиться успеха в данной деятельности, привлечь родителей к реализации педагогических целей и т.д.

Изучая результаты учебно-воспитательного процесса, тренер определяет, насколько эффективными были выбранные ими педагогические средства, решает, какие изменения в организацию учебно-воспитательного процесса необходимо внести, чтобы добиться большего дидактического и воспитательного эффекта. Включая подростка в педагогическую деятельность (в качестве своего помощника), тренер изменяет его социально-личностную позицию, характер его деятельности и отношение к себе.

Через систему тренировок осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие, решаются основные спортивные, оздоровительные и воспитательные задачи.

Считаю, что данная методика тренировок будет способствовать психической устойчивости и социальной адаптации личности подростка.


Заключение


Основная задача тренера - выработать у юных спортсменов - самбистов внутреннюю мотивацию необходимости овладения конкретными спортивными умениями, которая является основой целенаправленной спортивной активности. Тренер должен выявить мотивы к занятиям спортом, объяснить занимающимся общественную сущность физической культуры и спорта, их значение как средств гармоничного развития, укрепления здоровья, подготовки к труду и защите Родины, раскрыть перспективную линию совершенствования спортивных умений своих учеников в соответствии с внутренним устремлением каждого. На первых этапах тренировки формируются элементарные понятия; в дальнейшем занимающиеся все более глубоко познают систему упражнений и становятся активными помощниками тренера в определении очередным задач и путей своего физического и морально-нравственного совершенствования.

Каждый тренер ведет учебно-тренировочный процесс в соответствии со своим опытом. У каждого тренера существует своя система тренировки, которая отражает целесообразность составляющих учебно-тренировочного процесса. В данной работе в эту систему составляющих входят: целеполагание и планирование общей и специальной физической подготовки, средства и методы внедрения в учебно-тренировочный процесс специальной физической подготовки, планируемый воспитательный результат, контроль и проверка усвоения содержания учебно-тренировочного процесса. Думаю, что в моей работе спроектирована такая система воспитательной деятельности в детском коллективе, которая будет является основополагающим элементом общей воспитательной системы спортивной школы в группах начальной подготовки.

Страницы: 1, 2, 3