Формирование психологической устойчивости и социальной адаптации подростка средствами борьбы самбо
Исходя из реальных функций,
возможностей школы самбо, можно обозначить следующие направления деятельности:
учебно-тренировочные занятия;
психологическое сопровождение;
социально-педагогическая
поддержка;
организационно-массовая работа.
В современной жизни, как никогда
ранее, физическая культура и спорт становятся одним из действенных средств
воспитания ребенка, формирования у него активной жизненной позиции. Ведущей
воспитательной идеей становится преобразование содержания обучения в средство
воспитания. Специфика воспитательной деятельности не сводится лишь к развитию
прикладных физических качеств. Учебно-тренировочные занятия активно
способствуют:
формированию спортивного
интереса, т.е. осознания детьми потребности в занятиях, а интерес выступает в
качестве непосредственного мотива спортивной активности;
закреплению спортивного
интереса, переходу спортивных ориентаций в установки, в привычный образ жизни;
стремлению занимающегося к все
более и более высоким достижениям.
Именно интерес определяет
открытость обучающегося к воспитательному воздействию, степень и характер взаимодействия
с тренером и сверстниками. Добровольность, психологически комфортная атмосфера
занятий позволяют ребенку вырабатывать в себе необходимые знания и умения,
развивать работоспособность и трудолюбие, формировать социально-значимые
качества: самостоятельность, самоконтроль, эмоциональную устойчивость.
Учеными давно установлено
двоякое воздействие занятий физической культурой и спортом. С одной стороны,
эти занятия развивают физические качества: выносливость, силу и т.д., а с
другой - воздействие физической и спортивной подготовленности развивает и
совершенствует психологические качества личности. В процессе занятий
физическими упражнениями и спортом, подготовки и участия в спортивных
соревнованиях создаются предпосылки и условия, с помощью которых наиболее
успешно формируются и воспитываются черты характера и убеждения: воля,
патриотизм, коллективизм, требовательность к себе и другим, ответственное
отношение к порученному делу, учебе, работе, коллективу, семье.
При образовании нового
коллектива важную роль играет личный пример тренера-преподавателя (вокруг
которого складывается коллектив) и выработка определенных требований к
занимающимся с первых занятий. Порядок, установленный с первых занятий, должен
постоянно поддерживаться и стать традицией коллектива. Это касается всех сторон
деятельности членов секции: дисциплины, соблюдение требований режима,
гигиенических требований, выполнения правил, отношения к товарищам, культуры
поведения на занятиях, вне занятий и т.п.
Большую роль в воспитании играет
коллектив секции. Здоровый, сильный коллектив, имеющий богатые традиции и
движимый едиными задачами, имеющий единую цель, является прекрасным средством
воспитания детей. Они стремятся во всем подражать старшим и, в первую очередь,
чемпионам и мастерам спорта. Поэтому культура поведения, пример старших, их
отношение к младшим товарищам по секции играют большую воспитательную роль. Единые
требования и равные права всех членов секции позволяют правильно организовать
воспитание детей.
Формирование устойчивой потребности
в здоровом образе жизни, улучшении здоровья населения за счет привлечения к
систематическим занятиям спортом ведется за счет активизации работы по
пропаганде и рекламе здорового образа жизни. Причем эта работа ведется в двух
направлениях - закрепление мотивации к занятиям спортом у детей и популяризация
здорового, спортивного стиля жизни у молодежи города.
Активной формой для реализации
этих направлений являются спортивно-массовые мероприятия, проводимые школой
самбо. Сотрудничество младших и старших, результативных спортсменов, помогает
формированию мотива, связанного с коллективистическими устремлениями, осознанию
своей причастности к общему делу, победе, создает условия для ощущения каждым
духа сотрудничества. Спортивные состязания подчеркивают привлекательность
занятий спортом, возможность самому быть сильным, красивым, здоровым.
В силу индивидуального характера
многих программ дополнительного образования в идеале для каждого тренера
необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели
и задачи. Вместе с тем для облегчения создания таких методик тренерам
целесообразно предложить общую схему (матрицу) диагностики образовательных
результатов, которая может быть наполнена конкретным содержанием в соответствии
с особенностями той или иной программы.
В реальной практике
дополнительного образования детей оценка образовательной деятельности ребенка
обычно осуществляется по учебным (чаще предметным) параметрам. При этом о
результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в
конкурсах, смотрах, получению спортивных разрядов, награждению грамотами и
другим знакам отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы
и очевидны.
Однако, такой подход можно
рассматривать как односторонний. Во-первых, у разных детей - разные исходные
возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, и далеко не каждый
способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация
преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных
достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.
Конечно, формирование личностных
качеств - процесс длительный, он носит отсроченный характер; наконец, не
секрет, что их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять
результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте,
необходимо каждому тренеру. Это обусловлено самой спецификой дополнительного
образования. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного
образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям
и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся,
постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
учебным (фиксируются предметные
и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе
освоения образовательной программы);
личностным (выражающим изменения
личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении, секции).
Мониторинг результатов обучения
ребенка по дополнительной образовательной программе предложен в Приложении 3.
Графа "Показатели (оцениваемые
параметры)" фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые
предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание
показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены
педагогами в программу. Ожидаемые результаты как раз и могут стать для нас тем
стандартом в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения
по итогам учебного года.
Причем эти показатели могут быть
даны либо по основным разделам учебно-тематического плана (развернутый вариант),
либо по итогам каждого учебного года (обобщенный вариант). Ввести эти
показатели в таблицу - задача педагога, хорошо знающего цели, задачи,
особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде,
они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих
воспитанников на том или ином этапе освоения программы.
Совокупность измеряемых
показателей разделена в таблице на несколько групп.
1 группа показателей -
теоретическая подготовка ребенка. Она включает:
теоретические знания по
программе (то, что обычно определяется выражением "дети должны знать");
владение специальной
терминологией по тематике программы (т.е. набор основных понятий, отражающих
специфику изучаемого предмета);
2 группа показателей -
практическая подготовка ребенка. Она включает:
практические умения и навыки,
предусмотренные программой (то, что обычно определяется выражением "дети
должны уметь");
владение специальным
оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса;
творческие навыки ребенка (творческое
отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте)
3 группа показателей -
общеучебные умения и навыки ребенка. Выделение этой группы показателей
продиктовано тем, что без их приобретения невозможно успешное освоение любой
программы. Здесь представлены:
учебно-интеллектуальные умения;
учебно-коммуникативные умения;
учебно-организационные умения.
Графа "Критерии" содержит
совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей
(явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний,
умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы программой.
Графа "Степень
выраженности оцениваемого качества" включает перечень возможных
уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков
- от минимального до максимального. При этом в таблице дается краткое описание
каждого уровня в содержательном аспекте.
Для удобства выделенные уровни
можно обозначить соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа
"Возможное количество баллов", которая должна быть тщательно
продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для
этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению
педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности
измеряемого качества. При определении уровня освоения ребенком программы можно
пользоваться и другими шкалами (единственная рекомендация - не использовать в
дополнительном образовании традиционную 5-балльную систему, принятую в школе). Например,
можно присваивать детям "творческие звания": инструктор, умелец,
мастер и т.д., либо по итогам обучения вручать специальные знаки,
свидетельства, медали.
В графе "Методы
диагностики" напротив каждого из оцениваемых показателей целесообразно
записать тот способ, с помощью которого педагог будет определять соответствие
результатов обучения ребенка программным требованиям. В числе таких методов
можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и
письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное,
групповое), анализ исследовательской работы и др. данный перечень методов
далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он
может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания
образовательной программы.
Фиксация полученных результатов
на каждого ребенка требует определенной формы. Мы предлагаем индивидуальную
карточку учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе.
Она может быть выполнена в виде индивидуальной зачетной книжки, где в баллах,
соответствующих степени выраженности оцениваемого качества отмечается динамика
освоения предметной деятельности конкретным ребенком. При этом можно
использовать баллы с десятыми долями, поскольку более дробная дифференциация
оценок позволяет детальнее отслеживать динамику изменений, присущих конкретному
ребенку.
В конце карточки мы предлагаем
выделить специальную графу "Предметные достижения обучающегося", выполняющую
роль "портфолио", где педагог фиксирует наиболее значимые достижения
ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой.
Здесь могут быть отмечены результаты участия ребенка в выставках, олимпиадах,
конкурсах, соревнованиях (награждение грамотами, дипломами, присвоение
разрядов, почетных званий и т.д.). Карточка позволяет вести поэтапную
систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных
результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента
взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания - сравнение ребенка не
столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных
успехов по сравнению с исходным уровнем - важнейший отличительный принцип
дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения
каждого ребенка.
Регулярное отслеживание
результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд,
старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост
знаний и мастерства ребенка - это поддержит его стремление к новым успехам.
Суммарный итог, определяемый
путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого
качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия
того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие
коррективы в процесс его последующего обучения.
Именно на первых шагах в спорте
закладываются первые качества и навыки, создающие личностный портрет спортсмена
на годы вперед. Тренер-преподаватель должен по-настоящему заинтересовать
спортсмена данным видом спорта и постепенно, без нажима, воздействовать на
борца, воспитывая в нем необходимые физические и психические качества.
Взаимосвязь
физической подготовки и воспитательных воздействий в группах специальной
подготовки.
Цель физической подготовки
|
Средства общей физической подготовки
|
Средства специальной физической подготовки
|
Методы воздействия
|
Планируемый воспитательный
результат
|
Достижение высокой работоспособности, хорошей координации
деятельности органов и
систем организма, гармоничного развития борца.
Развитие физических качеств, проявляемых в выполнении
специфических для борьбы действий.
|
Упражнения, оказывающие наиболее общее воздействие на организм (бег,
плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры, обще развивающая гимнастика,
упражнения с отягощениями и др.)
|
Упражнения в выполнении фрагментов борьбы, направленные на
повышение возможностей занимающихся в проведении отдельных специальных
действий самбиста.
|
1. Развитие силовых качеств
(метод повторных упражнений,
метод больших и максимальных усилий)
2. Развитие выносливости
(кроссовый бег, спортивные и подвижные игры)
3. Развитие ловкости (изучение приемов защит, контрприемов
и их совершенствование
в схватках)
4. Развитие быстроты (старты
в легкой атлетике, выполнение упражнений, копируя движения
тренера, выполнение действий на прикосновение, акробатические и
гимнастические упражнения)
|
1. Способность преодолевать
сопротивление соперника
за счет мышечных усилий.
2. Способность совершать
эффективную работу определенной
интенсивности в течение времени, предусмотренного спецификой
соревнований.
3. Способность осваивать
новые движения.
4. Способность выполнять
технико-тактические действия в
кратчайшее время.
|
Взаимосвязанная деятельность
тренера и юного спортсмена включает два вида деятельности с соответствующими
целями и средствами. Педагогические средства направлены на реализацию
педагогических целей: включить каждого подростка в активную спортивную и
общественную деятельность, вызвать интерес и потребность в данной деятельности,
устранить причины, мешающие юному спортсмену добиться успеха в данной
деятельности, привлечь родителей к реализации педагогических целей и т.д.
Изучая результаты
учебно-воспитательного процесса, тренер определяет, насколько эффективными были
выбранные ими педагогические средства, решает, какие изменения в организацию
учебно-воспитательного процесса необходимо внести, чтобы добиться большего
дидактического и воспитательного эффекта. Включая подростка в педагогическую
деятельность (в качестве своего помощника), тренер изменяет его
социально-личностную позицию, характер его деятельности и отношение к себе.
Через систему тренировок
осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие, решаются основные
спортивные, оздоровительные и воспитательные задачи.
Считаю, что данная методика
тренировок будет способствовать психической устойчивости и социальной адаптации
личности подростка.
Основная задача тренера -
выработать у юных спортсменов - самбистов внутреннюю мотивацию необходимости
овладения конкретными спортивными умениями, которая является основой
целенаправленной спортивной активности. Тренер должен выявить мотивы к занятиям
спортом, объяснить занимающимся общественную сущность физической культуры и
спорта, их значение как средств гармоничного развития, укрепления здоровья,
подготовки к труду и защите Родины, раскрыть перспективную линию
совершенствования спортивных умений своих учеников в соответствии с внутренним
устремлением каждого. На первых этапах тренировки формируются элементарные
понятия; в дальнейшем занимающиеся все более глубоко познают систему упражнений
и становятся активными помощниками тренера в определении очередным задач и
путей своего физического и морально-нравственного совершенствования.
Каждый тренер ведет
учебно-тренировочный процесс в соответствии со своим опытом. У каждого тренера
существует своя система тренировки, которая отражает целесообразность
составляющих учебно-тренировочного процесса. В данной работе в эту систему
составляющих входят: целеполагание и планирование общей и специальной
физической подготовки, средства и методы внедрения в учебно-тренировочный
процесс специальной физической подготовки, планируемый воспитательный
результат, контроль и проверка усвоения содержания учебно-тренировочного
процесса. Думаю, что в моей работе спроектирована такая система воспитательной
деятельности в детском коллективе, которая будет является основополагающим
элементом общей воспитательной системы спортивной школы в группах начальной
подготовки.
Страницы: 1, 2, 3
|
|