бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла бесплатно рефераты

Анализ проведенного с детьми эксперимента показал, что:

§     Малая, для своего возраста, база знаний об текстильном промысле, как виде народного декоративно- прикладного искусства;

§     У детей недостаточно знаний о составлении орнамента в рисунке, исходя из вида текстильного промысла;

§     Некачественное выполнение работ.

Женя Т. мало проявлял активность в процессе выполнения заданий. Имеет малую базу знаний о народных текстильных промыслах. Ребенок не знает многие виды текстильных промыслов, не соблюдает композиционное и ритмическое построение орнамента. Лиза Т. Характеризуется слабым проявлением интереса к текстильному промыслу и знаний о нем. В основном знает характерные особенности предложенных текстильных промыслов (орнамент, цвет). Настя П. знает, но всегда правильно называет виды текстильных промыслов. Затрудняется в выделении характерных особенностей каждого из предложенных видов текстильных промыслов. В процессе рисования не умеет составлять простейшие орнаменты и узоры. Вова М. характеризуется проявлением интереса к изделиям народного текстильного промысла. Ребенок знает, но не всегда правильно называет виды текстильных промыслов. Настя Т. Характеризуется слабым проявлением интереса к народному текстильному искусству. Ребенок не знает многие виды текстильных промыслов. В декоративном рисовании умеет составлять простейшие орнаменты и узоры.

Исходя из уровня развития данных детей, для дальнейшего исследования из них была сформирована экспериментальная группа.



2.2 Разработка средств и способов формирования орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла

 

Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа формирования орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста на материале Вологодского кружевного промысла.

Характерной особенностью раздела «Художественно-эстетическое воспитание» (подготовительной к школе группы) Программы воспитания и обучения детей является расширение представления детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, а также о формировании эстетического отношения к художественно-творческой деятельности.

Дети учатся создавать узоры по мотивам народных промыслов, в том числе и текстильных; закрепляется умение создавать орнаментальные композиции на силуэтах предметов по мотивам того или иного вида текстильного промысла, используют характерные для него орнаменты и цветовую гамму.

Содержание формирующего эксперимента наметилось исходя из задач и методов, разработанных с учетом анализа констатирующего эксперимента. Оно включает 4 занятия по следующим темам: «Возникновения образов в народном искусстве» (Приложение 1), «Беседа о Вологодском орнаменте»(Приложение 2), «Образ птицы, знака-символа в кружевных изделиях» (Приложение 3), «Образы и мотивы в орнаментах Вологодского кружева (рисование по мотивам Вологодского кружева) (Приложение 4).С целью закрепления умения изображать геометрические кружевные орнаменты в рисунках детям было предложено три задания(Приложение № 5). Занятия проводились с целью вызвать у детей эмоциональный отзыв на предметы Вологодского кружевного промысла, поупражнять в изображении отдельных элементов орнамента Вологодского кружева.

Задачи:

1.                Подвести детей к изображению орнамента Вологодского кружева.

2.                Показать существенную разницу между орнаментом Вологодского кружева и другими текстильными промыслами (русская вышивка, украинская вышивка).

3.                Научить детей способам изображения текстильных орнаментов.

4.                Создать условия для формирования у детей орнаментов Вологодского кружева.

5.                Разработать упражнения, направленные на формирование орнаментального образа.

Занятия с детьми способствовали проявлению интереса к народным текстильным промыслам. Наибольший интерес у детей вызвало Вологодское кружево. Придавалось большое значение качеству изображения орнаментов, их разнообразие, умению правильно его рисовать. Главное, о чем мы не забывали, это о необходимости ненавязчивом и твердом ведении ребенка вперед, учитывая его индивидуальность, его возможности.

При разработке комплекса мероприятий - мы опирались на следующие источники:

- программы, направленные на художественно-эстетическое воспитание дошкольников: "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» (под редакцией Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, 1979), "Рисование в дошкольном детстве» (Н.П. Сакулина, 1965), " Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду по разделу «Изобразительная деятельность» (М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, 2007), "Программа по изобразительной деятельности в детском саду (Г.С. Швайко, 1997);

В работе с дошкольниками по формированию у них орнаментального образа мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Нами проводилась работа с педагогами ДОУ, в частности, была проведена консультация на тему «Орнамент сквозь века». Материалы представлены в приложение 6.

Таким образом, экспертиза показала, что детям необходимо дать хорошую базу в приобретение умения изображать орнамент Вологодского кружева.

Взрослому необходимо выражать одобрение по поводу каждой удачи самого юного творца, постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.

Занятия проходили в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, где мы стремились к тому, чтобы все дети проявляли себя. В группе ребята рисовали охотно и свободно. Свои работы выполняли увлеченно, непринужденно и ответственно. Необходимо отметить, что при сопоставлении работ формирующего и констатирующего экспериментов видно полную динамику.

2.3. Проверка эффективности разработанной методики формирования в рисунках детей 6-7 лет орнаментального образа на материале Вологодского кружева.

Завершив намеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент.

Цель- выявление результатов проведенной работы по формированию орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла.

Задачи:

1.               Закрепить особенности изображения орнаментального образа Вологодского кружева;

2.               Побуждать эмоциональные чувства, удовольствие и радость.

Дети из экспериментальной группы использовали те знания и практический опыт, которые они получили на занятиях в формирующем эксперименте. Результаты представлены в таблице № 3 и № 4.


п/п

Фамилия, имя ребенка

Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства

знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов

Умение рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы

умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

1

Настя П.

3

В

2

С

3

В

3

В

2,75

В

2

Вова М.

3

В

3

В

2

С

2

С

2,5

С

3

Лиза Т.

3

В

3

В

3

В

3

В

3

В

4

Женя Т.

2

С

2

С

3

В

3

В

2,5

В

5

Настя Т.

2

С

2

С

3

В

3

В

2,5

В

Средний рез.

2,6

В

2,4

С

2,8

В

2,8

В

2,65

В

Таблица 3 Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе.



п/п

Фамилия, имя ребенка

Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства

знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов

Умение рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы

умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

1

Настя Ш.

2

С

2

С

1

НС

1

НС

1,5

С

2

Максим П.

2

С

1

НС

2

С

1

НС

1,5

С

3

Саша Р.

2

С

1

НС

2

С

2

С

1,75

С

4

Катя К.

2

С

2

С

2

С

2

С

2,0

С

5

Коля О.

2

С

1

НС

2

С

2

С

1,75

С

Средний рез.

2

С

1,4

НС

1,8

С

1,6

С

1,7

С

Таблица 4 Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе.


Проанализировав работу контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы:

·                   У детей контрольной группы отличительные успехи незначительные. Такие результаты говорят о том, что формирование орнаментального образа у детей данной группы проводится без определенной системы занятия с детьми разного уровня развития. Работы детей не смогли достичь высшего уровня, вследствие недостаточного усвоения основ формирования орнаментального образа.

·                   У детей экспериментальной группы заметно расширились знания. Женя Т. Активно принимал участие на занятиях. Упрочнил свои знания об народных текстильных промыслах. Умело соблюдал композиционное и ритмическое распределение орнамента в рисунках и предложенных силуэтах изделий Вологодского кружева.(- Сделаю такую же скатерть, как у моей бабушки.- сказал мальчик при предложении воспитателя украсить прямоугольник орнаментом. – А какая у бабушки скатерть?- Как паутинка, легкая и воздушная- обобщил Женя). У Лизы Т. успехи значительнее, она стала активнее на занятиях, использовала полученные знания и умения, творчески подошла к работе, правильно использовала ритм и симметрию в построении орнаментов и узоров. Настя П. стала проявлять устойчивый интерес к народному текстильному промыслу, а именно к Вологодскому кружеву (« Оно похоже на волшебные снежинки…»). Умело выделяет характерные особенности орнамента русской вышивки и Вологодского кружева (« - Орнамент вышивки разноцветный, а кружева только белые или черные, редко когда цветные» - констатировала девочка. « Кружево, как волшебство, как фата у невесты, красивое…»). Самостоятельно осуществляет перенос имеющихся знаний и навыков с целью совершенствования изображения орнамента Вологодского кружева. У Насти Т. так же возрос интерес к народным текстильным промыслам, к предметам Вологодского кружева. (При рассмотрении иллюстраций изделий Вологодского кружева девочка увидела кружевную игрушку собачку:– Она, как живая. Как мой белый пудель Тоша. Такая же веселая и белоснежная. Я когда вырасту, то же сделаю такую. -Девочка нарисовала собачку и украсила её почти таким же орнаментом.) Девочка научилась выполнять узоры на треугольнике, квадрате и круге. Умеет украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм и симметрию. Вова М. знает и правильно называет виды народных текстильных промыслов («- Вязание – это бабушка вяжет варежки, носки спицами и крючком. Вышивка – это мы в старшей группе делали подарок на 8-е марта маме, на тряпочке и пяльцах, я вышил солнышко и слово мама. Кружево – это у мамы воротничок на платье, как паутина тоненькое.» - сделал для себя вывод мальчик), находит отличительные особенности одного вида от другого.

Динамика формирования орнаментального образа детей в экспериментальной и контрольных группах представлена в рис. 2,3.


Рис.2 Динамика формирования орнаментального образа детей в экспериментальной группе (на материале констатирующего и контрольных экспериментов).


Условные обозначения:

Номер в диаграмме

Имя и фамилия ребенка по цвету, соответствующему в диаграмме.

1

Настя П.

2

Вова М.

3

Лиза Т.

4

Женя Т.

5

Настя Т.


Рис.4 Динамика формирования орнаментального образа детей в контрольной группе (на материале констатирующего и контрольных экспериментов).


Условные обозначения.

Номер в диаграмме

Имя и фамилия ребенка по цвету, соответствующему в диаграмме.

1

Настя Ш.

2

Максим П.

3

Саша Р.

4

Катя К.

5

Коля О.


Все дети в процессе занятий по изобразительной деятельности рисуют самостоятельно, ни прибегая к помощи взрослого.

Таким образом, эффективность проделанной работы подтверждена следующими результатами (таблица 5 и 6)



Фамилия, имя ребенка

Средний результат констатирующего эксперимента

Средний результат контрольного эксперимента

Качественный уровень

Настя П.

1,5

2,75

1,5

Вова М.

1,25

2,5

1,25

Лиза Т.

1,5

3

1,5

Женя Т.

1

2,5

1,5

Настя Т.

1,5

2,5

1,0

Средний результат

1,35

2,65

1,3

Таблица 5 Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе (в баллах).


Фамилия, имя ребенка

Средний результат констатирующего эксперимента

Средний результат контрольного эксперимента

Качественный уровень

Настя Ш.

1,75

1,5

- 0,25

Максим П.

1,5

1,5

0

Саша Р.

1,5

1,75

0,25

Катя К.

1,75

2,0

0,25

Коля О.

1,5

1,75

0,25

Средний результат

1,6

1,7

0,1

Таблица 6 Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе (в баллах).


Рис. 4 Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.


Как видно качественный уровень в экспериментальной группе составил 1,3 балла, а в контрольной 0,1 балл, что подтверждает эффективность и результативность проделанной работы.


Заключение


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.

1.                Изучив теоретические исследования по проблеме формирования орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости ознакомления детей с народными текстильными промыслами, которые способствуют формированию орнаментального образа в рисунках старших дошкольников.

2.                Занятия по формированию орнаментального образа развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства.

3.                Проведение обучения по экспериментальной методике является эффективным средством формирования орнаментального образа и оказывает особое воздействие на создание рисунка.

Структура работы состоит из 2-х частей: теоретической и практической. Опытно-экспериментальная часть состояла из 3- этапов:

1.                Констатирующий эксперимент.

2.                Формирующий эксперимент.

3.                Контрольный эксперимент.

На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в формировании орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.

Подводя итоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость в рекомендации для педагогов:

чаще обращать внимание и оговаривать орнаменты рисунков народных текстильных промыслов, как на занятиях по изобразительной деятельности, так и в повседневной жизни.

В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.


Список используемой литературы


1.         Афанасьева Р. Руководство коллективными работами по рисованию и аппликации // Дошкольное воспитание - 1985 - № 7 – 11-17 с.

2.         Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество – М., Просвещение - 1985 – 193с.

3.         Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве – Изд. Просвещение - 1965-215с.

4.         Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию – М., Просвещение- 1979 – 272с.

5.         Соломенникова Основные и дополнительные программы ДОУ- М., Айрис-Пресс – 2007 -185с.

6.         Бадяева Т.А. Орнамент в народном искусстве.// Народные художественные промыслы. Теория и практика. Сб. Научных трудов к 50- летию НИИХП. – М.: 1982-104-118с.

7.         Береснева В.Я Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М.: Искусство – 1982 -368с.

8.         Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Книга для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение - 1986 - 207 с.

9.         Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детсада. - М.: Просвещение, 1982 - 175 с.

10.    Богатеева З.А Тканые орнаменты прибалтийских республик // Дошкольное воспитание - 1982 - № 8 - 34-39 с.

11.    Богуславская ИЛ. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке. М., 1964. — 11 с

12.    Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детсада /Сост. Г.Лямина. - М.: Просвещение,1981. - 255 с.

13.    Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Книга для воспитателя детсада / Под ред. Л.Парамоновой. - М.: Просвещение, 1987 - 160 с.

14.    Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Г.Лямина. – М.: Просвещение, 1984 - 288 с.

15.    Герчук Ю. Я. Что такое орнамент: структура и смысл орнаментального образа - М., 1998 – 87 с.

16.    Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ / Под ред. В.И.Ядэшко. - М.: Просвещение, 1978. - 416 с.

17.    Зернова Т. Коллективные детские работы // Дошкольное воспитание - 1963 - №3 – 35-38 с.

18.    Зиннуров Ф.А. Эстетические воззрения В.В. Стасова.//Диссертация на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1953-202с

19.    Каган М.С. Роль взаимодейстивя искусств в педагогическом процессе// Музыка в школе - 1987- № 3-29-31с

20.    Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. — М., 1991-66с.

21.    Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 192 с.

22.    Лейзеров Н. Л. Образность в искусстве / Н. Л. Лейзеров. - М.: Наука, 1974 - 206с

23.    Мухина В.С. Психология дошкольника: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. - М.: Просвещение, 1975 - 239 с.

24. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI век - М., 2003 – 154 с.

25.    Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд-М.: Просвещение, 2005 -156 с.

26.    Романова Н.В. Фаворский В. Об орнаменте // Декоративное искусство СССР – 1963 - № 7- 24 -28с.

27.    Салтыкова А.А. Образ в декоративно-прикладном искусстве. Избранные труды- М.: 1962 – 89с.

28.    Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960 - 326 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5