Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла
Анализ
проведенного с детьми эксперимента показал, что:
§
Малая,
для своего возраста, база знаний об текстильном промысле, как виде народного
декоративно- прикладного искусства;
§
У
детей недостаточно знаний о составлении орнамента в рисунке, исходя из вида
текстильного промысла;
§
Некачественное
выполнение работ.
Женя
Т. мало проявлял активность в процессе выполнения заданий. Имеет малую базу
знаний о народных текстильных промыслах. Ребенок не знает многие виды
текстильных промыслов, не соблюдает композиционное и ритмическое построение
орнамента. Лиза Т. Характеризуется слабым проявлением интереса к текстильному
промыслу и знаний о нем. В основном знает характерные особенности предложенных
текстильных промыслов (орнамент, цвет). Настя П. знает, но всегда правильно
называет виды текстильных промыслов. Затрудняется в выделении характерных
особенностей каждого из предложенных видов текстильных промыслов. В процессе
рисования не умеет составлять простейшие орнаменты и узоры. Вова М.
характеризуется проявлением интереса к изделиям народного текстильного
промысла. Ребенок знает, но не всегда правильно называет виды текстильных
промыслов. Настя Т. Характеризуется слабым проявлением интереса к народному
текстильному искусству. Ребенок не знает многие виды текстильных промыслов. В
декоративном рисовании умеет составлять простейшие орнаменты и узоры.
Исходя
из уровня развития данных детей, для дальнейшего исследования из них была
сформирована экспериментальная группа.
2.2
Разработка средств и способов формирования орнаментального образа в рисунках
детей на материале Вологодского кружевного промысла
Целью формирующего
педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа
формирования орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного
возраста на материале Вологодского кружевного промысла.
Характерной
особенностью раздела «Художественно-эстетическое воспитание» (подготовительной
к школе группы) Программы воспитания и обучения детей является расширение
представления детей о разнообразии народного искусства, художественных
промыслов, а также о формировании эстетического отношения к
художественно-творческой деятельности.
Дети
учатся создавать узоры по мотивам народных промыслов, в том числе и
текстильных; закрепляется умение создавать орнаментальные композиции на силуэтах
предметов по мотивам того или иного вида текстильного промысла, используют
характерные для него орнаменты и цветовую гамму.
Содержание
формирующего эксперимента наметилось исходя из задач и методов, разработанных с
учетом анализа констатирующего эксперимента. Оно включает 4 занятия по
следующим темам: «Возникновения образов в народном искусстве» (Приложение 1), «Беседа
о Вологодском орнаменте»(Приложение 2), «Образ птицы, знака-символа в кружевных
изделиях» (Приложение 3), «Образы и мотивы в орнаментах Вологодского кружева (рисование
по мотивам Вологодского кружева) (Приложение 4).С целью закрепления умения
изображать геометрические кружевные орнаменты в рисунках детям было предложено
три задания(Приложение № 5). Занятия проводились с целью вызвать у детей
эмоциональный отзыв на предметы Вологодского кружевного промысла, поупражнять в
изображении отдельных элементов орнамента Вологодского кружева.
Задачи:
1.
Подвести
детей к изображению орнамента Вологодского кружева.
2.
Показать
существенную разницу между орнаментом Вологодского кружева и другими
текстильными промыслами (русская вышивка, украинская вышивка).
3.
Научить
детей способам изображения текстильных орнаментов.
4.
Создать
условия для формирования у детей орнаментов Вологодского кружева.
5.
Разработать
упражнения, направленные на формирование орнаментального образа.
Занятия
с детьми способствовали проявлению интереса к народным текстильным промыслам.
Наибольший интерес у детей вызвало Вологодское кружево. Придавалось большое
значение качеству изображения орнаментов, их разнообразие, умению правильно его
рисовать. Главное, о чем мы не забывали, это о необходимости ненавязчивом и
твердом ведении ребенка вперед, учитывая его индивидуальность, его возможности.
При
разработке комплекса мероприятий - мы опирались на следующие источники:
-
программы, направленные на художественно-эстетическое воспитание дошкольников: "Методика
обучения изобразительной деятельности и конструированию» (под редакцией Н.П. Сакулиной,
Т.С. Комаровой, 1979), "Рисование в дошкольном детстве» (Н.П. Сакулина, 1965),
" Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском
саду по разделу «Изобразительная деятельность» (М.А.Васильева, В.В. Гербова,
Т.С. Комарова, 2007), "Программа по изобразительной деятельности в детском
саду (Г.С. Швайко, 1997);
В
работе с дошкольниками по формированию у них орнаментального образа мы
использовали интегрированный подход,
предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной
деятельности, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования,
просмотра телепередач, а также организации самостоятельной деятельности детей.
Нами
проводилась работа с педагогами ДОУ,
в частности, была проведена консультация на тему «Орнамент сквозь века».
Материалы представлены в приложение 6.
Таким
образом, экспертиза показала, что детям необходимо дать хорошую базу в
приобретение умения изображать орнамент Вологодского кружева.
Взрослому
необходимо выражать одобрение по поводу каждой удачи самого юного творца,
постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.
Занятия
проходили в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, где мы стремились к
тому, чтобы все дети проявляли себя. В группе ребята рисовали охотно и
свободно. Свои работы выполняли увлеченно, непринужденно и ответственно.
Необходимо отметить, что при сопоставлении работ формирующего и констатирующего
экспериментов видно полную динамику.
2.3.
Проверка эффективности разработанной методики формирования в рисунках детей 6-7
лет орнаментального образа на материале Вологодского кружева.
Завершив
намеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент.
Цель-
выявление результатов проведенной работы по формированию орнаментального образа
в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла.
Задачи:
1.
Закрепить
особенности изображения орнаментального образа Вологодского кружева;
2.
Побуждать
эмоциональные чувства, удовольствие и радость.
Дети
из экспериментальной группы использовали те знания и практический опыт, которые
они получили на занятиях в формирующем эксперименте. Результаты представлены в
таблице № 3 и № 4.
№
п/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
Знания о текстильных
промыслах народного декоративно-прикладного искусства
|
знания
об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов
|
Умение
рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя
геометрические и растительные элементы
|
умения
украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и
особенностями народного промысла
|
Средняя оценка в баллах
|
Общий уровень
|
Оценка в баллах
|
Уровень развития
|
Оценка в баллах
|
Уровень развития
|
Оценка в баллах
|
Уровень развития
|
Оценка в баллах
|
Уровень развития
|
1
|
Настя П.
|
3
|
В
|
2
|
С
|
3
|
В
|
3
|
В
|
2,75
|
В
|
2
|
Вова М.
|
3
|
В
|
3
|
В
|
2
|
С
|
2
|
С
|
2,5
|
С
|
3
|
Лиза Т.
|
3
|
В
|
3
|
В
|
3
|
В
|
3
|
В
|
3
|
В
|
4
|
Женя Т.
|
2
|
С
|
2
|
С
|
3
|
В
|
3
|
В
|
2,5
|
В
|
5
|
Настя Т.
|
2
|
С
|
2
|
С
|
3
|
В
|
3
|
В
|
2,5
|
В
|
Средний рез.
|
2,6
|
В
|
2,4
|
С
|
2,8
|
В
|
2,8
|
В
|
2,65
|
В
|
Таблица
3 Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе.
№
п/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
Знания о текстильных
промыслах народного декоративно-прикладного искусства
|
знания
об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов
|
Умение
рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя
геометрические и растительные элементы
|
умения
украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и
особенностями народного промысла
|
Средняя оценка в баллах
|
Общий уровень
|
Оценка в баллах
|
Уровень развития
|
Оценка в баллах
|
Уровень развития
|
Оценка в баллах
|
Уровень развития
|
Оценка в баллах
|
Уровень развития
|
1
|
Настя Ш.
|
2
|
С
|
2
|
С
|
1
|
НС
|
1
|
НС
|
1,5
|
С
|
2
|
Максим П.
|
2
|
С
|
1
|
НС
|
2
|
С
|
1
|
НС
|
1,5
|
С
|
3
|
Саша Р.
|
2
|
С
|
1
|
НС
|
2
|
С
|
2
|
С
|
1,75
|
С
|
4
|
Катя К.
|
2
|
С
|
2
|
С
|
2
|
С
|
2
|
С
|
2,0
|
С
|
5
|
Коля О.
|
2
|
С
|
1
|
НС
|
2
|
С
|
2
|
С
|
1,75
|
С
|
Средний рез.
|
2
|
С
|
1,4
|
НС
|
1,8
|
С
|
1,6
|
С
|
1,7
|
С
|
Таблица
4 Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе.
Проанализировав
работу контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы:
·
У
детей контрольной группы отличительные успехи незначительные. Такие результаты
говорят о том, что формирование орнаментального образа у детей данной группы
проводится без определенной системы занятия с детьми разного уровня развития.
Работы детей не смогли достичь высшего уровня, вследствие недостаточного
усвоения основ формирования орнаментального образа.
·
У
детей экспериментальной группы заметно расширились знания. Женя Т. Активно
принимал участие на занятиях. Упрочнил свои знания об народных текстильных
промыслах. Умело соблюдал композиционное и ритмическое распределение орнамента
в рисунках и предложенных силуэтах изделий Вологодского кружева.(- Сделаю такую
же скатерть, как у моей бабушки.- сказал мальчик при предложении воспитателя
украсить прямоугольник орнаментом. – А какая у бабушки скатерть?- Как паутинка,
легкая и воздушная- обобщил Женя). У Лизы Т. успехи значительнее, она стала
активнее на занятиях, использовала полученные знания и умения, творчески
подошла к работе, правильно использовала ритм и симметрию в построении
орнаментов и узоров. Настя П. стала проявлять устойчивый интерес к народному
текстильному промыслу, а именно к Вологодскому кружеву (« Оно похоже на
волшебные снежинки…»). Умело выделяет характерные особенности орнамента русской
вышивки и Вологодского кружева (« - Орнамент вышивки разноцветный, а кружева
только белые или черные, редко когда цветные» - констатировала девочка. «
Кружево, как волшебство, как фата у невесты, красивое…»). Самостоятельно
осуществляет перенос имеющихся знаний и навыков с целью совершенствования
изображения орнамента Вологодского кружева. У Насти Т. так же возрос интерес к
народным текстильным промыслам, к предметам Вологодского кружева. (При
рассмотрении иллюстраций изделий Вологодского кружева девочка увидела кружевную
игрушку собачку:– Она, как живая. Как мой белый пудель Тоша. Такая же веселая и
белоснежная. Я когда вырасту, то же сделаю такую. -Девочка нарисовала собачку и
украсила её почти таким же орнаментом.) Девочка научилась выполнять узоры на
треугольнике, квадрате и круге. Умеет украшать предметы с помощью орнаментов и
узоров, используя ритм и симметрию. Вова М. знает и правильно называет виды
народных текстильных промыслов («- Вязание – это бабушка вяжет варежки, носки
спицами и крючком. Вышивка – это мы в старшей группе делали подарок на 8-е
марта маме, на тряпочке и пяльцах, я вышил солнышко и слово мама. Кружево – это
у мамы воротничок на платье, как паутина тоненькое.» - сделал для себя вывод
мальчик), находит отличительные особенности одного вида от другого.
Динамика
формирования орнаментального образа детей в экспериментальной и контрольных
группах представлена в рис. 2,3.
Рис.2
Динамика формирования орнаментального образа детей в экспериментальной группе (на
материале констатирующего и контрольных экспериментов).
Условные
обозначения:
Номер в диаграмме
|
Имя и фамилия ребенка
по цвету, соответствующему в диаграмме.
|
1
|
Настя П.
|
2
|
Вова М.
|
3
|
Лиза Т.
|
4
|
Женя Т.
|
5
|
Настя Т.
|
Рис.4
Динамика формирования орнаментального образа детей в контрольной группе (на
материале констатирующего и контрольных экспериментов).
Условные
обозначения.
Номер в
диаграмме
|
Имя и фамилия ребенка
по цвету, соответствующему в диаграмме.
|
1
|
Настя Ш.
|
2
|
Максим П.
|
3
|
Саша Р.
|
4
|
Катя К.
|
5
|
Коля О.
|
Все
дети в процессе занятий по изобразительной деятельности рисуют самостоятельно,
ни прибегая к помощи взрослого.
Таким
образом, эффективность проделанной работы подтверждена следующими результатами
(таблица 5 и 6)
Фамилия,
имя ребенка
|
Средний
результат констатирующего эксперимента
|
Средний
результат контрольного эксперимента
|
Качественный
уровень
|
Настя П.
|
1,5
|
2,75
|
1,5
|
Вова М.
|
1,25
|
2,5
|
1,25
|
Лиза Т.
|
1,5
|
3
|
1,5
|
Женя Т.
|
1
|
2,5
|
1,5
|
Настя Т.
|
1,5
|
2,5
|
1,0
|
Средний результат
|
1,35
|
2,65
|
1,3
|
Таблица
5 Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного
экспериментов в экспериментальной группе (в баллах).
Фамилия,
имя ребенка
|
Средний
результат констатирующего эксперимента
|
Средний
результат контрольного эксперимента
|
Качественный
уровень
|
Настя Ш.
|
1,75
|
1,5
|
- 0,25
|
Максим П.
|
1,5
|
1,5
|
0
|
Саша Р.
|
1,5
|
1,75
|
0,25
|
Катя К.
|
1,75
|
2,0
|
0,25
|
Коля О.
|
1,5
|
1,75
|
0,25
|
Средний результат
|
1,6
|
1,7
|
0,1
|
Таблица
6 Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного
экспериментов в экспериментальной группе (в баллах).
Рис.
4 Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента в
контрольной и экспериментальной группах.
Как
видно качественный уровень в экспериментальной группе составил 1,3 балла, а в
контрольной 0,1 балл, что подтверждает эффективность и результативность
проделанной работы.
Заключение
Проведенное
исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие
выводы.
1.
Изучив
теоретические исследования по проблеме формирования орнаментального образа в
рисунках детей старшего дошкольного возраста, анализируя результаты
проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости
ознакомления детей с народными текстильными промыслами, которые способствуют
формированию орнаментального образа в рисунках старших дошкольников.
2.
Занятия
по формированию орнаментального образа развивают эстетически правильное
отношение к предметам народного искусства.
3.
Проведение
обучения по экспериментальной методике является эффективным средством
формирования орнаментального образа и оказывает особое воздействие на создание
рисунка.
Структура
работы состоит из 2-х частей: теоретической и практической.
Опытно-экспериментальная часть состояла из 3- этапов:
1.
Констатирующий
эксперимент.
2.
Формирующий
эксперимент.
3.
Контрольный
эксперимент.
На
контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в
формировании орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного
возраста в экспериментальной группе.
Подводя
итоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость в
рекомендации для педагогов:
чаще
обращать внимание и оговаривать орнаменты рисунков народных текстильных
промыслов, как на занятиях по изобразительной деятельности, так и в
повседневной жизни.
В
целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем,
что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических
и практических разработок.
Список
используемой литературы
1.
Афанасьева
Р. Руководство коллективными работами по рисованию и аппликации // Дошкольное воспитание
- 1985 - № 7 – 11-17 с.
2.
Казакова
Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество – М., Просвещение - 1985 – 193с.
3.
Сакулина
Н.П. Рисование в дошкольном детстве – Изд. Просвещение - 1965-215с.
4.
Саккулина
Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и
конструированию – М., Просвещение- 1979 – 272с.
5.
Соломенникова
Основные и дополнительные программы ДОУ- М., Айрис-Пресс – 2007 -185с.
6.
Бадяева
Т.А. Орнамент в народном искусстве.// Народные художественные промыслы. Теория
и практика. Сб. Научных трудов к 50- летию НИИХП. – М.: 1982-104-118с.
7.
Береснева
В.Я Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших
времен до наших дней. М.: Искусство – 1982 -368с.
8.
Богатеева
З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Книга для воспитателя дет.
сада. – М.: Просвещение - 1986 - 207 с.
9.
Богатеева
З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя
детсада. - М.: Просвещение, 1982 - 175 с.
10. Богатеева З.А Тканые орнаменты
прибалтийских республик // Дошкольное воспитание - 1982 - № 8 - 34-39 с.
11. Богуславская ИЛ. О
трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской
народной вышивке. М., 1964. — 11 с
12. Воспитание детей во второй
младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детсада /Сост. Г.Лямина. -
М.: Просвещение,1981. - 255 с.
13. Воспитание и обучение детей
шестого года жизни: Книга для воспитателя детсада / Под ред. Л.Парамоновой. - М.:
Просвещение, 1987 - 160 с.
14. Воспитание детей в старшей
группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Г.Лямина. –
М.: Просвещение, 1984 - 288 с.
15. Герчук Ю. Я. Что такое
орнамент: структура и смысл орнаментального образа - М., 1998 – 87 с.
16. Дошкольная педагогика: Учеб.
пособие для уч-ся пед. училищ / Под ред. В.И.Ядэшко. - М.: Просвещение, 1978. -
416 с.
17. Зернова Т. Коллективные детские
работы // Дошкольное воспитание - 1963 - №3 – 35-38 с.
18. Зиннуров Ф.А.
Эстетические воззрения В.В. Стасова.//Диссертация на соиск. уч. ст. канд.
филос. наук. М., 1953-202с
19. Каган М.С. Роль взаимодейстивя
искусств в педагогическом процессе// Музыка в школе - 1987- № 3-29-31с
20. Климова Н. Т. Народный орнамент
в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. — М., 1991-66с.
21. Комарова Т.С. Изобразительная
деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - М.:
Мозаика-Синтез, 2006 - 192 с.
22. Лейзеров
Н. Л. Образность в искусстве / Н. Л. Лейзеров. - М.: Наука, 1974 - 206с
23. Мухина В.С. Психология дошкольника:
Учеб. пособие для студ. пед. институтов. - М.: Просвещение, 1975 - 239 с.
24. Некрасова М.А.
Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI век - М., 2003 – 154
с.
25. Неменский Б.М.
Изобразительное искусство и художественный труд-М.: Просвещение, 2005 -156 с.
26. Романова Н.В. Фаворский
В. Об орнаменте // Декоративное искусство СССР – 1963 - № 7- 24 -28с.
27. Салтыкова А.А. Образ в
декоративно-прикладном искусстве. Избранные труды- М.: 1962 – 89с.
28. Эльконин Д.Б. Детская психология:
Развитие ребенка от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960 - 326 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|