бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла бесплатно рефераты

Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла

Содержание


Введение

1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы  необходимости ознакомления детей с народным декоративно- прикладным искусством

1.1 Орнаментальный образ, как многоуровневая система и модель отношения человека к миру

1.1.1 Природа орнаментального искусства

1.2 Характеристика народных текстильных промыслов

1.2.1 Русская вышивка

1.2.2 Украинская вышивка

1.2.3 Тканные орнаменты стран Балтии

1.2.4 Вологодское кружево

1.3 Вологодский орнамент – феноменальное явление  русского кружевного промысла

2. Педагогические условия формирование орнаментального образа в рисовании детей 6-7лет

2.1 Особенности изображения орнаментального образа в рисунках детей 6-7

2.2 Разработка средств и способов формирования орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла

2.3 Проверка эффективности разработанной методики формирования в рисунках детей 6-7 лет орнаментального образа на материале Вологодского кружева

Заключение

Список используемой литературы



Введение


«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А.Б.Салтыков.

Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир, поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение с малых лет.

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Многие из них (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Б.М. Неменский, Т.С. Шацкий и др.) подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, "необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры" своего народа [24; 142].

Важность обращения в нашем исследовании к орнаментальному искусству как корневой системе народной культуры определяется не только социальной значимостью, но и его национальной обусловленностью: через приобщение детей к декоративному творчеству народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию.

Многие проблемы освоения национального искусства детьми дошкольного возраста изучены глубоко, и круг их достаточно широк. В большинстве научных трудов отражены вопросы влияния творений народных мастеров на развитие различных видов детской декоративной деятельности (Смирнова Р.Н., Максимов Ю.В., и др.)

Перед нами стоит проблема: какие формы и методы работы воспитателя на занятиях по рисованию будут способствовать формированию орнаментального образа в рисунках детей 6-7 лет.

Цель исследования: на основе теоретического и практического исследования выявить степень эффективности Вологодского кружевного промысла на формирование орнаментального образа старших дошкольников.

Объект исследования. Процесс формирования эстетического отношения детей 6-7 лет к образам Вологодского кружевного промысла

Предмет исследования. Педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования орнаментального образа в рисовании старших дошкольников.

Гипотеза исследования состоит в следующем: развитие эстетического отношения к окружающему миру и орнаментальному искусству побуждает детей к созданию орнаментального образа.

В настоящем исследования были поставлены и решались следующие научные задачи:

1) Обосновать и доказать возможность формирования орнаментального образа в рисовании детей 6-7 лет на материале Вологодского кружевного промысла.

2) Определить особенности орнаментального образа и выявить уровни его сформированности в рисунках детей 6-7 лет.

3) Выявить динамику орнаментального образа в рисовании детей 6-7 лет.

Методологической основой исследования являются важнейшие положения о художественном образе, эстетическом отношении человека к действительности и искусству; о роли эмоционального фактора в формировании личности, развитии у дошкольников эстетического отношения к миру и искусству.

В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы; педагогическое наблюдение, беседа, тестирование и изучение продуктов детского творчества; статистические методы обработки материалов.

Данная работа, не являясь фундаментальным исследованием по названной теме, претендует быть небольшим методическим пособием по формированию орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста с использованием образцов Вологодского текстильного промысла.


1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы необходимости ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством


Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная веками традиция.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М.Теплов писал, что « искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимися, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».[ 8;92 ]

Исследователи народного искусства В. Василенко, В. Воронов, М. Некрасова, Т. Шпикалова, Н. Сакулина отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Коллективность творчества - важное качество, так как труд носит коллективный характер: изделия создаются целым коллективом, это часто является семейным делом.

Традиционность в народном искусстве имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит, композиционный строй, элементы.

Традиции качаются и основных выразительных средств, технологий. Например, хохлома традиционно имеет золотисто-теплую гамму, она нарядна, жизнерадостна. Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему.

Следующая существенная черта народного искусства - его гуманность, человечность. Русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека. сделать ее содержательней.

Язык народного искусства (изобразительного, музыкального) не несет эклектики, он лаконичен, в нем заключается совершенство композиции. Т. Шпикалова отмечает и такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающие полнокровное и оптимистическое восприятие мира.

Говоря о народном искусстве, Н. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических суждений»[8;87].

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, и победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Согласно концепции, разработанной известным исследователем детского творчества Т.С. Комаровой, народное искусство было положено в основу развития различных видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Данная деятельность способствует развитию таких психических процессе, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к субъектам эстетического содержания. В процессе занятий по декоративному рисованию, по ознакомлению с народным искусством дети знакомятся с образцами народных промыслов, приучаются видеть и любить искусство в многообразном его представлении. Используя возможности народного искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывать в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение и фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Народное искусство обладает потенциальными возможностями в познании окружающего мира и является одним из средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Под воздействием воспитательно - образовательной работы у детей постепенно складываются эстетические потребности и вкусы, формируются художественно – творческие способности.


1.1 Орнаментальный образ, как многоуровневая система и модель отношения человека к миру


В философско-искусствоведческих исследованиях орнаментальный образ определяется как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как модель отношения человека к миру и как средство его познания. Такая сущность исследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ как огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка.

Овладение смыслом орнаментальной образности произведений может быть в числе факторов, влияющих на накопление эмоционального, познавательного, этического и художественного опыта дошкольника, причем в его особой форме. Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у него нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа, отсюда — познать и себя самого, стимулирует творческую деятельность. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Именно поэтому, важно, чтобы мир орнаментальных образов стал частью жизни растущего человека.

Художественный образ с точки зрения эстетики является специфической формой существования искусства. Именно художественная образность составляет "душу" (В.И. Костин), "плоть и кровь" (И.Ф. Смольянинов) произведения искусства, является его "первоклеточкой"(М.С. Каган). В настоящее время художественный образ рассматривается как эстетическая категория, или своеобразный способ и форма воспроизведения художником объективной реальности или воображаемого мира в материале определенного вида искусства, и как сущность художественного сознания, или модель человеческого переживания и отношения к жизни, к миру (Береснева В.Я., Романова Н.В., Светлова Л.П и др.). В философии, эстетике, искусствоведении сложилась многоаспектная характеристика художественного образа. Анализ философско-искусствоведческой литературы позволил сделать вывод, что орнаментальный образ как разновидность художественного рассматривается в гносеологическом, аксиологическом, семиотическом, национально-историческом, гедонистическом аспектах, осмысление которых позволит нам определить исходные положения в решении задач исследования.

Гносеологический взгляд на природу образности произведений декоративно-прикладного искусства заключается в том, что она есть особый способ, а также продукт и духовный результат познания действительности. Поэтому орнаментальный образ универсален и познавательно неисчерпаем по своему содержанию. Указание на это представляется для нашего исследования особо важным.

Человек воспринимает окружающий его мир образно и знания о нем выражает в образах, а образное отражение, по мнению Ю.И. Романова, всегда является человеческим познанием на том или ином уровне его бытия и становления.[26;27]

Развивая эту мысль, И.Ф. Смольянинов отмечает, что процесс постижения и воспроизведения объективного мира осуществляется в результате глубокого осмысления и сложной духовной переработки жизненных восприятий и эстетических впечатлений в образность искусства (Фаворский В). Основу и смысл ее составляет объективный мир, т. е. сама жизнь. Но художественный образ — это не точное и полное воспроизведение конкретных явлений действительности. «Он никогда»- как считает В.И. Костин, «полностью не совпадает с объективной реальностью, а отражает мир по-особому: не буквально точно, а изменяя и дополняя». [25; 25] Художник, создавая образ какого-либо явления или предмета, извлекает из действительности не все подробности и черты жизненного явления, а характерные, ведущие признаки. В результате возникает целостное, но видоизмененное изображение видимого мира. Особенно это видно в орнаментальном искусстве, потому что художник - прикладник в отличие от живописца или скульптора, как подчеркивает М.С. Каган, не воссоздает целостные предметы природы [ 19; 29]. Образ в прикладном искусстве не имеет подобия в реальном мире, в нем выражается мифопоэтическая картина мира. О.Ф. Фрейденберг писала, что самая первая форма, созданная руками человека, была материализованным его представлением об устройстве мира [25; 56]. Еще древний человек, создавая и окружая себя красивыми вещами-образами, воссоздавал рядом с собой как бы модель познанного им мира, "в своем повседневном микрокосме отражал весь макрокосм" [11; 9], не конкретную действительность, "а мир в целом" [ 7; 101].

М.А. Некрасова считает, что орнаментальные образы выражают своеобразное суждение о Вселенной. По ее определению, в орнаментальном искусстве образ — это одновременно и материальная функционально - целесообразная вещь, и модель отношения человека с миром [23; 78]. Простейшими примерами отражения представлений человека о мироздании и отношения к нему являются расписная прялка, дымковская игрушка, любая матрешка, ансамблевый комплекс национального костюма с небесным, земным и подземным мирами; 2 типа крестьянского жилища: изба с чертами башнеобразного сооружения и изба усложненного объема с галереями, крыльцами, фигурными столбами и резными балконами, — сформированные язычеством и христианством. Взаимоотношение человека с миром как бы выражалось сквозь призму той функции, для которой была предназначена вещь. Понятие о ее назначении органично вплеталось в образ [6; 104].

Таким образом, творения народных мастеров несут в себе образ мира, в них закреплены представления о вечном порядке и гармонии мироздания, а отсюда — их космологически образный строй (Герчук Ю.Я., Романова Н.В.).

Произведения декоративно-прикладного искусства как форма художественного познания мира имеют и такую существенную особенность, как украшение в виде орнамента. Это связано с тем, что форма вещи как наиболее ее консервативная часть не успевает за развитием представлений о мире. Недаром художественный критик В.В. Стасов восторгался совершенством орнаментов, называл их «уцелевшим осколком древнего мира» [18; 13]. Орнамент не существует вне предмета, а поэтому и не может рассматриваться в отрыве от него [ 6; 105]. Он включается в общее образное решение предмета, а в древности был образом самой вещи, графическим изображением модели мира и выражением концептуальных, космологических, философских представлений народа (Ш.М. Герман, Л.Н. Коган, О.В. Лармин, И.А. Масеев, Г.Н. Поспелов, Г.В. Плеханов, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович и др.). По определению В. Я. Береснева орнамент заключает в себе в организованной форме трехмерный мир с его ярусами и носит характер разомкнутого, плоского (реже объемного) зрительного образа [7; 250]. Значит, орнамент и его компоненты имеют образную содержательность (В.Я Береснева, Анри де Моран, И.Л. Богуславская и др.).

Как форма познания мира художественный образ является следствием творческого обобщения реального мира. Выделяя эту особенность, философы и искусствоведы (Каган М.О, Береснева В.Л., Яглом И.М, Салтыкова А.А., Бадяева Т.А. и др.) указывают на то, что "обобщение" и "условность" являются важнейшими средствами образности произведений искусства, позволяют раскрыть существенное и закономерное в действительности[7; 256]. По мнению Ю.И. Романова, в художественном отражении возникает "художественная условность или условность второго порядка, которая в то же время включает в себя и "условность первого порядка", начального его уровня, когда зафиксирована целостность характерных признаков объекта, чтобы "опознать" его [26; 28]. Мера обобщения в каждом художественном образе различна. Она связана с личностным аспектом образного воспроизведения мира, зависит от вида искусства, материала, в котором образ воплощается [15; 6].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5