Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла
Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла
Содержание
Введение
1. Психолого-педагогическое
обоснование проблемы необходимости ознакомления детей с народным декоративно- прикладным
искусством
1.1 Орнаментальный образ,
как многоуровневая система и модель отношения человека к миру
1.1.1 Природа
орнаментального искусства
1.2 Характеристика народных
текстильных промыслов
1.2.1 Русская вышивка
1.2.2 Украинская вышивка
1.2.3 Тканные орнаменты
стран Балтии
1.2.4 Вологодское кружево
1.3 Вологодский орнамент
– феноменальное явление русского кружевного промысла
2. Педагогические условия
формирование орнаментального образа в рисовании детей 6-7лет
2.1 Особенности изображения
орнаментального образа в рисунках детей 6-7
2.2 Разработка средств и
способов формирования орнаментального образа в рисунках детей на материале
Вологодского кружевного промысла
2.3 Проверка
эффективности разработанной методики формирования в рисунках детей 6-7 лет орнаментального
образа на материале Вологодского кружева
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо
изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»
А.Б.Салтыков.
Во все
времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на
человека, преобразовывало его внутренний мир, поэтому особенно важно начинать
воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре
своего народа и ее освоение с малых лет.
Вопросы
раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к
себе внимание ученых. Многие из них (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Б.М.
Неменский, Т.С. Шацкий и др.) подчеркивали, что ознакомление с народным
искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как
отмечает Б.М. Неменский, "необходимо привязать ребенка всеми чувствами,
эмоциями к древу культуры" своего народа [24; 142].
Важность
обращения в нашем исследовании к орнаментальному искусству как корневой системе
народной культуры определяется не только социальной значимостью, но и его
национальной обусловленностью: через приобщение детей к декоративному
творчеству народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию.
Многие проблемы
освоения национального искусства детьми дошкольного возраста изучены глубоко, и
круг их достаточно широк. В большинстве научных трудов отражены вопросы влияния
творений народных мастеров на развитие различных видов детской декоративной
деятельности (Смирнова Р.Н., Максимов Ю.В., и др.)
Перед нами
стоит проблема: какие формы и методы работы воспитателя на занятиях по
рисованию будут способствовать формированию орнаментального образа в рисунках
детей 6-7 лет.
Цель
исследования: на основе теоретического и практического исследования
выявить степень эффективности Вологодского кружевного промысла на формирование
орнаментального образа старших дошкольников.
Объект
исследования. Процесс формирования эстетического отношения детей 6-7 лет
к образам Вологодского кружевного промысла
Предмет
исследования. Педагогические условия, обеспечивающие успешность
формирования орнаментального образа в рисовании старших дошкольников.
Гипотеза
исследования состоит в следующем: развитие эстетического отношения к
окружающему миру и орнаментальному искусству побуждает детей к созданию
орнаментального образа.
В настоящем
исследования были поставлены и решались следующие научные задачи:
1) Обосновать
и доказать возможность формирования орнаментального образа в рисовании детей 6-7
лет на материале Вологодского кружевного промысла.
2) Определить
особенности орнаментального образа и выявить уровни его сформированности в
рисунках детей 6-7 лет.
3) Выявить
динамику орнаментального образа в рисовании детей 6-7 лет.
Методологической
основой исследования являются важнейшие положения о художественном образе,
эстетическом отношении человека к действительности и искусству; о роли
эмоционального фактора в формировании личности, развитии у дошкольников
эстетического отношения к миру и искусству.
В процессе
работы над данным исследованием были использованы следующие методы
исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по
исследуемой проблеме; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и
контрольные этапы; педагогическое наблюдение, беседа, тестирование и изучение
продуктов детского творчества; статистические методы обработки материалов.
Данная работа,
не являясь фундаментальным исследованием по названной теме, претендует быть небольшим
методическим пособием по формированию орнаментального образа в рисунках детей
старшего дошкольного возраста с использованием образцов Вологодского
текстильного промысла.
1. Психолого-педагогическое
обоснование проблемы необходимости ознакомления детей с народным
декоративно-прикладным искусством
Народное искусство
как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота,
завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию
ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир
отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник
избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Условность образа,
нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального
настроя - эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству
детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность,
а выработанная веками традиция.
Включение ребенка
в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного
творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка
и развития его художественно-творческих способностей.
Подчеркивая значение
искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его
неотъемлемой частью), известный психолог Б.М.Теплов писал, что « искусство очень
широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение
и чувство, что представляется само собой разумеющимися, но и мысли, и волю. Отсюда
его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного
чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является
одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию
личности».[ 8;92 ]
Исследователи
народного искусства В. Василенко, В. Воронов, М. Некрасова, Т. Шпикалова, Н.
Сакулина отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность,
коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка,
человечность, связь с окружающей жизнью.
Коллективность
творчества - важное качество, так как труд носит коллективный характер: изделия
создаются целым коллективом, это часто является семейным делом.
Традиционность
в народном искусстве имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались
и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит,
композиционный строй, элементы.
Традиции качаются
и основных выразительных средств, технологий. Например, хохлома традиционно имеет
золотисто-теплую гамму, она нарядна, жизнерадостна. Народное искусство испокон веков
создается для человека и служит ему.
Следующая существенная
черта народного искусства - его гуманность, человечность. Русское народное искусство
очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека. сделать
ее содержательней.
Язык народного
искусства (изобразительного, музыкального) не несет эклектики, он лаконичен, в нем
заключается совершенство композиции. Т. Шпикалова отмечает и такую черту народного
искусства, как праздничность и мажорность, отражающие полнокровное и оптимистическое
восприятие мира.
Говоря о народном
искусстве, Н. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам
детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию,
содействует развитию их эстетических суждений»[8;87].
Народное искусство,
включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет
в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество
прекрасного, и победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать
детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
Согласно
концепции, разработанной известным исследователем детского творчества Т.С. Комаровой,
народное искусство было положено в основу развития различных видов
художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Данная
деятельность способствует развитию таких психических процессе, как восприятие,
образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к
субъектам эстетического содержания. В процессе занятий по декоративному
рисованию, по ознакомлению с народным искусством дети знакомятся с образцами
народных промыслов, приучаются видеть и любить искусство в многообразном его
представлении. Используя возможности народного искусства, можно успешно влиять
на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывать в его
душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение и фантазию,
пробуждая стремление к творчеству.
Народное
искусство обладает потенциальными возможностями в познании окружающего мира и
является одним из средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Под воздействием воспитательно - образовательной работы у детей постепенно
складываются эстетические потребности и вкусы, формируются художественно –
творческие способности.
1.1 Орнаментальный
образ, как многоуровневая система и модель отношения человека к миру
В
философско-искусствоведческих исследованиях орнаментальный образ определяется
как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как
модель отношения человека к миру и как средство его познания. Такая сущность
исследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ как
огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка.
Овладение
смыслом орнаментальной образности произведений может быть в числе факторов,
влияющих на накопление эмоционального, познавательного, этического и
художественного опыта дошкольника, причем в его особой форме.
Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у него
нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей,
позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить
национальное своеобразие и миропонимание народа, отсюда — познать и себя
самого, стимулирует творческую деятельность. Все это обеспечивает связь
поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Именно поэтому, важно,
чтобы мир орнаментальных образов стал частью жизни растущего человека.
Художественный
образ с точки зрения эстетики является специфической формой существования
искусства. Именно художественная образность составляет "душу" (В.И.
Костин), "плоть и кровь" (И.Ф. Смольянинов) произведения искусства,
является его "первоклеточкой"(М.С. Каган). В настоящее время
художественный образ рассматривается как эстетическая категория, или
своеобразный способ и форма воспроизведения художником объективной реальности
или воображаемого мира в материале определенного вида искусства, и как сущность
художественного сознания, или модель человеческого переживания и отношения к
жизни, к миру (Береснева В.Я., Романова Н.В., Светлова Л.П и др.). В философии,
эстетике, искусствоведении сложилась многоаспектная характеристика
художественного образа. Анализ философско-искусствоведческой литературы
позволил сделать вывод, что орнаментальный образ как разновидность
художественного рассматривается в гносеологическом, аксиологическом,
семиотическом, национально-историческом, гедонистическом аспектах, осмысление
которых позволит нам определить исходные положения в решении задач
исследования.
Гносеологический
взгляд на природу образности произведений декоративно-прикладного искусства
заключается в том, что она есть особый способ, а также продукт и духовный
результат познания действительности. Поэтому орнаментальный образ универсален и
познавательно неисчерпаем по своему содержанию. Указание на это представляется
для нашего исследования особо важным.
Человек
воспринимает окружающий его мир образно и знания о нем выражает в образах, а
образное отражение, по мнению Ю.И. Романова, всегда является человеческим
познанием на том или ином уровне его бытия и становления.[26;27]
Развивая эту
мысль, И.Ф. Смольянинов отмечает, что процесс постижения и воспроизведения
объективного мира осуществляется в результате глубокого осмысления и сложной
духовной переработки жизненных восприятий и эстетических впечатлений в
образность искусства (Фаворский В). Основу и смысл ее составляет объективный
мир, т. е. сама жизнь. Но художественный образ — это не точное и полное
воспроизведение конкретных явлений действительности. «Он никогда»- как считает
В.И. Костин, «полностью не совпадает с объективной реальностью, а отражает мир
по-особому: не буквально точно, а изменяя и дополняя». [25; 25] Художник,
создавая образ какого-либо явления или предмета, извлекает из действительности
не все подробности и черты жизненного явления, а характерные, ведущие признаки.
В результате возникает целостное, но видоизмененное изображение видимого мира.
Особенно это видно в орнаментальном искусстве, потому что художник - прикладник
в отличие от живописца или скульптора, как подчеркивает М.С. Каган, не
воссоздает целостные предметы природы [ 19; 29]. Образ в прикладном искусстве
не имеет подобия в реальном мире, в нем выражается мифопоэтическая картина мира.
О.Ф. Фрейденберг писала, что самая первая форма, созданная руками человека,
была материализованным его представлением об устройстве мира [25; 56]. Еще
древний человек, создавая и окружая себя красивыми вещами-образами, воссоздавал
рядом с собой как бы модель познанного им мира, "в своем повседневном
микрокосме отражал весь макрокосм" [11; 9], не конкретную
действительность, "а мир в целом" [ 7; 101].
М.А.
Некрасова считает, что орнаментальные образы выражают своеобразное суждение о
Вселенной. По ее определению, в орнаментальном искусстве образ — это
одновременно и материальная функционально - целесообразная вещь, и модель
отношения человека с миром [23; 78]. Простейшими примерами отражения
представлений человека о мироздании и отношения к нему являются расписная
прялка, дымковская игрушка, любая матрешка, ансамблевый комплекс национального
костюма с небесным, земным и подземным мирами; 2 типа крестьянского жилища:
изба с чертами башнеобразного сооружения и изба усложненного объема с
галереями, крыльцами, фигурными столбами и резными балконами, — сформированные
язычеством и христианством. Взаимоотношение человека с миром как бы выражалось
сквозь призму той функции, для которой была предназначена вещь. Понятие о ее
назначении органично вплеталось в образ [6; 104].
Таким
образом, творения народных мастеров несут в себе образ мира, в них закреплены
представления о вечном порядке и гармонии мироздания, а отсюда — их
космологически образный строй (Герчук Ю.Я., Романова Н.В.).
Произведения
декоративно-прикладного искусства как форма художественного познания мира имеют
и такую существенную особенность, как украшение в виде орнамента. Это связано с
тем, что форма вещи как наиболее ее консервативная часть не успевает за
развитием представлений о мире. Недаром художественный критик В.В. Стасов
восторгался совершенством орнаментов, называл их «уцелевшим осколком древнего
мира» [18; 13]. Орнамент не существует вне предмета, а поэтому и не может
рассматриваться в отрыве от него [ 6; 105]. Он включается в общее образное
решение предмета, а в древности был образом самой вещи, графическим
изображением модели мира и выражением концептуальных, космологических,
философских представлений народа (Ш.М. Герман, Л.Н. Коган, О.В. Лармин, И.А.
Масеев, Г.Н. Поспелов, Г.В. Плеханов, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н.
Столович и др.). По определению В. Я. Береснева орнамент заключает в себе в
организованной форме трехмерный мир с его ярусами и носит характер
разомкнутого, плоского (реже объемного) зрительного образа [7; 250]. Значит, орнамент
и его компоненты имеют образную содержательность (В.Я Береснева, Анри де Моран,
И.Л. Богуславская и др.).
Как форма
познания мира художественный образ является следствием творческого обобщения
реального мира. Выделяя эту особенность, философы и искусствоведы (Каган М.О, Береснева
В.Л., Яглом И.М, Салтыкова А.А., Бадяева Т.А. и др.) указывают на то, что
"обобщение" и "условность" являются важнейшими средствами
образности произведений искусства, позволяют раскрыть существенное и
закономерное в действительности[7; 256]. По мнению Ю.И. Романова, в
художественном отражении возникает "художественная условность или
условность второго порядка, которая в то же время включает в себя и
"условность первого порядка", начального его уровня, когда
зафиксирована целостность характерных признаков объекта, чтобы
"опознать" его [26; 28]. Мера обобщения в каждом художественном
образе различна. Она связана с личностным аспектом образного воспроизведения
мира, зависит от вида искусства, материала, в котором образ воплощается [15; 6].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|