бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла бесплатно рефераты

Орнаментальное искусство в странах Балтии занимает особо важное место. Именно в произведениях народного крестьянского ремесла (вязание, вышивка, ткачество) на протяжении столетий бережно сохраняются и утверждаются национальные художественные традиции. Они отличаются органическим слиянием эстетического начала с практической необходимостью вещи, что создает неразрывное единство формы и содержания украшений предметов народного быта и повседневного костюма.

Ассортимент и орнаментация тканых предметов прибалтийских народов имеет много общих черт, однако в творчестве каждого из них издавна сложились свои национальные особенности наборов узорных фигур, их композиционных принципов и цветового строя. Воспитатель может использовать прибалтийские узоры при обучении детей старшего дошкольного возраста аппликации.

Тканые изделия Латвии характеризуются гармоничностью, теплыми тонами цветовой гаммы, обилием разновидностей геометрического орнамента. Они широко применяются в оформлении декоративных тканей, для изготовления полотенец, покрывал, дорожек. Из ткани шьются национальная одежда и ее дополнения: шали, ленты, пояса.

Орнаментация тканей создается сочетанием горизонтальных и вертикальных цветовых нитей. Они образуют различные клетки, фигуры квадратов, комбинации полос, многообразных розеток. Благодаря разным сочетаниям фигур и цвета передают целую гамму настроений.


1.2.4 Вологодское кружево

Под вологодским кружевом понимается русское кружево вообще.

Русское кружево, создаваемое руками наших женщин, - одно из ярких проявлений русского художественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всей полноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетеное кружево отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров и, вместе с тем жизненностью мотивов. Даже самые дорогие кружева с изумительно сложным плетением отличаются изяществом и четкостью узора. Самым сложным узорам присуща прозрачная ясность.

Русское кружево в совеем развитии прошло долгий путь от простейшей отделки одежды и предметов обихода до сложного по своей технике и художественному замыслу кружева.

Кружево – удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид народного текстильного промысла и со временем обогатило сфер искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.

История проявления и развития кружев полна загадок и противоречий. Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу. «Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в совеем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».

До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере, именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремеслом.

Кружевоплетение знает несколько способов и разновидностей, из которых Вологда славилась главным образом парной и сцепной техникой. Парной выполняют множеством (до 200) пар коклюшек и применяют в основном при создании мерных кружев- прошивок и фестончатых краев для отделки. В сцепной технике плетут штучные изделия: скатерти, накидки, покрывала и др. Их выплетаю по частям, которые затем соединяют небольшими скреплениями – сцепами с помощью вязального крючка.

Однако любое кружевное изделие создается из непременных четырех элементов – тесьмы- полотнянки, сетки-решетки, плотной овальной или квадратной насновки и шнурочка-плетешка. Все бесчисленное множество узоров кружева строится на их разнообразном рисунке и вариациях, сочетаний, часто оригинальных и неповторимых в каждой местности, где развито кружевоплетение.

В работе нет возможности познакомиться со всеми видами национальных орнаментов, которые можно использовать в качестве образцов на занятиях по изобразительной деятельности. Каждый народ имеет свои, непохожие на другие, орнаменты. Мы рассмотрим Вологодское кружево, образцы которого можно найти в альбомах по искусству, в журналах мод, в пособиях по кружевоплетению.


1.3 Феноменальное явление Вологодского кружевного орнамента


Геометрические мотивы широко представлены в Вологодском кружеве. К первичным архаическим мотивам относятся точки, линии (прямые и ломаные), круги, многоугольники, меандр и др.

Поначалу в изделиях кружевного промысла были отражены старинные местные узоры, от простейших мерных численных, исполняемых без сколка, до сложных сцепных. В то время было банальным утверждение, что орнаменты кружева навеяны причудливыми рисунками мороза на окнах. Возможно, был и такой путь в неуемной фантазии кружевниц. Но представив мысленно все бесчисленное множество и разнообразие кружевных узоров, вряд ли можно согласиться, что этот путь был единственным. Уже одно перечисление названий старинных вологодских кружев говорит о самых различных впечатлениях и ассоциациях, которые послужили поводом к их возникновению: "суковатка", "косорядка", "банты", "паучок", "денежка", "ключики", "фарфорики", "елочка", "роза", "железная дорога", "черепашка", "американская клетка", "устьянская терка" и многие другие.

Большинство из них строятся повторением или чередованием простых геометрических форм - ромбов, квадратов, овалов, зигзагообразных полос, помещенных на фоне прозрачных сеток и решеток. Подобные орнаменты более характерны для мерного парного кружева. В крупных изделиях сцепного плетения чаще выполнялись растительные узоры, мотивы изобразительного характера. Так, например, типичное для многих видов народного искусства изображение птиц по сторонам дерева в вологодском кружеве приобрело свое выражение. Гибкая непрерывная линия полотнянки-вилюшки мягкими движениями и плавными поворотами выявляла композицию, где все фигуры сливались в едином линейном ритме.

Ромб, в большинстве случаев, составляет основу орнаментальных композиций, а также служит дополнением к другим геометрическим или растительным мотивам. Ромбы сочетаются в разных комбинациях: вписываются один в другой, соединяются цепочкой, располагаются рядами, чередуются с розетками, восьмиугольными звездами, косыми крестами и т.д. Кроме простых ромбов («кругов») встречаются его усложненные варианты: гребенчатый, лучистый, ступенчатый, плетеный, ромб, пересеченный двумя диагоналями и ромб с крюками («лягушка»). Ромбы разной конфигурации часто составляют «каркас» орнамента, который внутри и снаружи обрастает мелкими ромбами, розетками, звездами, овалами, зигзагами и т.д., создающими сложный насыщенный рисунок узора. Наиболее часто встречается композиция, построенная на простом чередовании ромба с восьмилепестковой розеткой; другой ее вариант - розетка, вписанная в ромб. Ромбы составляют головы антропоморфных фигур, входят в состав изображений дерева, размещаются в разных местах на фоне узора. Изображение ромба у славян всегда было связано с понятием дома, усадьбы, солнца, тепла и благополучия.

Треугольники, квадраты и прямоугольники чаще всего выступают как рядовой элемент геометрического орнамента, наполняются другими знаками или «обрастают» ими. Частым элементом кружевоплетения являются крестообразные фигуры. С крестом связывалась идея процветания, удачи, поэтому практиковалось многократное воспроизведение креста с целью усиления и увеличения благополучия. Он использовался в народном творчестве в качестве оберега и символа солнца. Нередко крест выступал в соединении с ромбами, розетками, квадратами, кругами. Чаще всего встречается косой крест и равноконечный, в составе сюжетной композиции. Они обогащались введением дополнительных декоративных элементов, орнаментальным заполнением внутренних плоскостей.

Широко распространенным в Вологодском кружевном промысле является растительный орнамент. В изделиях из кружев часто представлен мотив изображений цветов. Все композиции растительных форм являются вариантами одного и того же элемента дерева-цветка. Изображение «дерева жизни» имело магическую силу приносить счастье, искоренять зло, всякую ворожбу.

Цветы в самых разнообразных комбинациях - на ветках, в гирляндах, букетах, вазах, на деревьях и т. п. - занимали центральное место в вышивке. Одни из них были трактованы очень условно, другие сильно геометризированны, но в большинстве случаев приближены к натуре, с сохранением основных видовых свойств изображаемого растения. Излюбленными были мотивы роз разнообразной модификации, лилии - символа чистоты, непорочности. Встречаются изображения цветущей фуксии, из полевых цветов - мака., василька, ромашки, барвинка. Всегда узнаваемы дубовые, виноградные листки, остальные резные - обобщенные образы виноградно-калиновых листьев.

Но, наряду с сохранением наследия, главной задачей вологодских кружевниц стало создание новых орнаментов, разработка современных мотивов и композиций в украшении кружевных изделий. Сегодня в работах тех лет ощущается дух времени, приметы новой жизни. Одной из традиций старого народного искусства было умение любую тему претворить в орнамент и подчинить выразительным средствам конкретного вида искусства. Среди узоров вологодских кружев 30-х годов появились символы и эмблемы Советского государства, изображения трактора, самолета, парашюта. Казалось бы, противоречащие самим своим существом природе тонкого изящного искусства, они нашли естественную и оправданную, для кружева форму претворения.

В вологодских кружевах четко различается основной рисунок и фон. Основной узор - цветы, деревья, снежинки. Элементы кружева имеют выразительные местные названия: "денежка", "паучок", "пуговка", "березка". Распространенный мотив - куст с широкими лапчатыми листьями, покрытый "цветами" из насновок в шесть и более лепестков. Иногда весь "куст" вырастает из "цветка" - розетки. Этот мотив позаимствован из традиционных русских настенных и прялочных росписей. Основной рисунок - крупный с четко выраженным извилистым контуром. Контуром служит плотная вилюшка. Фоном являются решетки из шестиугольных, круглых и квадратных ячеек. Помимо основного узора по фону могут быть разбросаны отдельные розетки и "ветки". Сюжетные мотивы в девятнадцатом веке отличались традиционностью и архаичностью сюжетов. Одним из излюбленных мотивов была сказочная птица счастья - пава. Каждая мастерица старалась создать свой образ этого сказочного существа, вкладывая в него свое понимание прекрасного.


2. Педагогические условия формирование орнаментального образа в рисовании детей 6-7 лет


Выбор возраста детей — 6-7 лет — в данном исследовании обусловлен психолого-педагогическими данными. Так, этот период рассматривается как модель, иллюстрирующая эволюцию знаково-символической деятельности. Уже с 4 лет детей привлекает предельная геометризация орнамента и они в состоянии понять условность его образов-символов. Возможности осмысления условности орнамента детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, объясняются бурно развивающейся эмоционально-чувственной сферой, воображением, наглядно-образной памятью и мышлением, которые обладают именно в этот период наибольшей пластичностью и легко поддаются педагогическому воздействию. В этом возрасте появляются внутренний план деятельности, первые формы креативности и попытки создания и реализации замысла.

К 6-7 годам и рука ребенка, как отмечает Т.С. Комарова, становится более "ловкой, подвижной, способной легко и свободно совершать рисовальные движения в разном направлении и разной длительности", от уровня развития которых зависит умение творчески решать любую изобразительную задачу.

С 6-летнего возраста у детей сформировано отношение к людям своей и других национальностей. Это может послужить, на наш взгляд, основанием для понимания национального аспекта родового, заложенного в орнаментальном образе.

В соответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующие задачи:

• проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе;

• разработать комплекс мероприятий - на занятиях рисованием - по формированию орнаментального образа средних дошкольников;

• провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.

Для более комплексного исследования проблемы формирования орнаментального образа дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Основными способами изучения и обобщения передового опыта формирования орнаментального образа дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.

Педагогический эксперимент, проведенный нами проходил на базе МОУ СОШ № 1 филиала Спасской начальной школы- детского сада пос. Приволжье Самарской области, проходил он в три этапа:

1) констатирующий эксперимент;

2) формирующий эксперимент;

3) контрольный эксперимент.

В педагогическом эксперименте принимали участие 5 детей подготовительной группы, составляющих экспериментальную группу.

Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками была выделена экспериментальная группа из 5 дошкольников с разным уровнем развития.

 


2.1 Особенности изображения орнаментального образа в рисунках детей 6-7 лет


Целью проведения констатирующего эксперимента является выявление знаний у детей об народных текстильных промыслах и об орнаментальном образе в рисовании

Задачи констатирующего эксперимента:

1) выявить у детей элементарные знания о текстильных народных промыслах.

2) выявить возможность детей создавать орнаментальный образ в рисовании;

2) провести диагностику уровня сформированности орнаментального образа детей в экспериментальной и контрольной группах.

Формирование орнаментального образа в рисунках детей среднего дошкольного возраста предполагает:

- во-первых, формирование способности понимания орнаментального образа в единстве его ценностно-смыслового, мировоззренческого содержания и выразительно-изобразительной стороны воплощения;

- во-вторых овладения системой передачи изобразительно-выразительных средств орнамента в рисовании.

Отсюда следует, что диагностику сформированности орнаментального образа дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по следующим направлениям: формирование знаний о народном декоративно-прикладном искусстве, а именно об текстильных промыслах и об отличительных особенностях текстильного орнамента народных промыслов, а также умение рисовать орнамент в различных геометрических фигурах и умение украшать бумажный силуэт в соответствии с особенностями народного промысла.

Критерии сформированности уровня знаний об орнаментальном образе:

1) знания о народных текстильных промыслах;

2) знания о характерных особенностях орнаментального образа текстильных промыслов;

3) умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы;

4) умение украшать бумажный силуэт орнаментом предложенных текстильных промыслов.

Контрольные задания для определения уровня знаний о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства и уровня знаний дошкольников об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов.

Задание № 1. «Ярмарка».

Цель задания: определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о народных текстильных промыслах и об отличительных особенностях орнаментального образа текстильных изделий народного декоративно-прикладного творчества.

Методы: игра, беседа, запись действий и ответов детей.

Оборудование: текстильных изделий декоративно-прикладного искусства: русская вышивка, украинская вышивка, Вологодское кружево, тканные изделия стран Балтии.

Ход задания

Проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог предлагает ребенку помочь организовать ярмарку, т.е. выставку и продажу текстильных изделий народного декоративно-прикладного искусства. Для этого он должен разложить предметы по орнаментальным образам, характерным для каждого вида текстильных изделий декоративно-прикладного искусства. После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя берет роль покупателя.

Педагог. Теперь ты будешь продавцом на ярмарке. Продавец должен знать все о своем товаре, суметь рассказать о нем так, чтобы посетитель захотел приобрести у него предметы народного искусства.

- Покажите изделия с русской вышивкой.

- Чем отличается русская вышивка от украинской?

Педагог показывает на Вологодское кружево и спрашивает:

- Как называется этот вид текстильных изделий?

- Чем отличаются изделия Вологодского кружевного промысла от изделий с русской вышивкой?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5