Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла
Орнаментальное
искусство в странах Балтии занимает особо важное место. Именно в произведениях народного
крестьянского ремесла (вязание, вышивка, ткачество) на протяжении столетий бережно
сохраняются и утверждаются национальные художественные традиции. Они отличаются
органическим слиянием эстетического начала с практической необходимостью вещи, что
создает неразрывное единство формы и содержания украшений предметов народного быта
и повседневного костюма.
Ассортимент и
орнаментация тканых предметов прибалтийских народов имеет много общих черт, однако
в творчестве каждого из них издавна сложились свои национальные особенности
наборов узорных фигур, их композиционных принципов и цветового строя. Воспитатель
может использовать прибалтийские узоры при обучении детей старшего дошкольного возраста
аппликации.
Тканые изделия
Латвии характеризуются гармоничностью, теплыми тонами цветовой гаммы, обилием разновидностей
геометрического орнамента. Они широко применяются в оформлении декоративных тканей,
для изготовления полотенец, покрывал, дорожек. Из ткани шьются национальная одежда
и ее дополнения: шали, ленты, пояса.
Орнаментация тканей
создается сочетанием горизонтальных и вертикальных цветовых нитей. Они образуют
различные клетки, фигуры квадратов, комбинации полос, многообразных розеток. Благодаря
разным сочетаниям фигур и цвета передают целую гамму настроений.
1.2.4
Вологодское кружево
Под
вологодским кружевом понимается русское кружево вообще.
Русское
кружево, создаваемое руками наших женщин, - одно из ярких проявлений русского
художественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всей
полноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетеное
кружево отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров и,
вместе с тем жизненностью мотивов. Даже самые дорогие кружева с изумительно
сложным плетением отличаются изяществом и четкостью узора. Самым сложным узорам
присуща прозрачная ясность.
Русское
кружево в совеем развитии прошло долгий путь от простейшей отделки одежды и
предметов обихода до сложного по своей технике и художественному замыслу
кружева.
Кружево –
удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид народного
текстильного промысла и со временем обогатило сфер искусства, поражая роскошью
ажурных узоров и переплетений.
История
проявления и развития кружев полна загадок и противоречий. Наиболее древними
центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные
страны Европы научились кружевному делу. «Ни один центр кружевной
промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город
Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в совеем знаменитом
исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».
До сих пор
неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения
кружев, почему на Севере, именно на вологодских землях оказалось столь любимым
и популярным это ремеслом.
Кружевоплетение
знает несколько способов и разновидностей, из которых Вологда славилась главным
образом парной и сцепной техникой. Парной выполняют множеством (до 200) пар
коклюшек и применяют в основном при создании мерных кружев- прошивок и
фестончатых краев для отделки. В сцепной технике плетут штучные изделия:
скатерти, накидки, покрывала и др. Их выплетаю по частям, которые затем
соединяют небольшими скреплениями – сцепами с помощью вязального крючка.
Однако любое
кружевное изделие создается из непременных четырех элементов – тесьмы-
полотнянки, сетки-решетки, плотной овальной или квадратной насновки и
шнурочка-плетешка. Все бесчисленное множество узоров кружева строится на их
разнообразном рисунке и вариациях, сочетаний, часто оригинальных и неповторимых
в каждой местности, где развито кружевоплетение.
В работе нет
возможности познакомиться со всеми видами национальных орнаментов, которые можно
использовать в качестве образцов на занятиях по изобразительной деятельности. Каждый
народ имеет свои, непохожие на другие, орнаменты. Мы рассмотрим Вологодское
кружево, образцы которого можно найти в альбомах по искусству, в журналах мод, в
пособиях по кружевоплетению.
1.3
Феноменальное явление Вологодского кружевного орнамента
Геометрические мотивы широко представлены в Вологодском кружеве. К
первичным архаическим мотивам относятся точки, линии (прямые и ломаные), круги,
многоугольники, меандр и др.
Поначалу в
изделиях кружевного промысла были отражены старинные местные узоры, от
простейших мерных численных, исполняемых без сколка, до сложных сцепных. В то
время было банальным утверждение, что орнаменты кружева навеяны причудливыми
рисунками мороза на окнах. Возможно, был и такой путь в неуемной фантазии
кружевниц. Но представив мысленно все бесчисленное множество и разнообразие
кружевных узоров, вряд ли можно согласиться, что этот путь был единственным. Уже
одно перечисление названий старинных вологодских кружев говорит о самых
различных впечатлениях и ассоциациях, которые послужили поводом к их
возникновению: "суковатка", "косорядка", "банты",
"паучок", "денежка", "ключики",
"фарфорики", "елочка", "роза", "железная
дорога", "черепашка", "американская клетка",
"устьянская терка" и многие другие.
Большинство
из них строятся повторением или чередованием простых геометрических форм -
ромбов, квадратов, овалов, зигзагообразных полос, помещенных на фоне прозрачных
сеток и решеток. Подобные орнаменты более характерны для мерного парного
кружева. В крупных изделиях сцепного плетения чаще выполнялись растительные
узоры, мотивы изобразительного характера. Так, например, типичное для многих
видов народного искусства изображение птиц по сторонам дерева в вологодском
кружеве приобрело свое выражение. Гибкая непрерывная линия полотнянки-вилюшки
мягкими движениями и плавными поворотами выявляла композицию, где все фигуры
сливались в едином линейном ритме.
Ромб, в большинстве случаев, составляет основу орнаментальных композиций,
а также служит дополнением к другим геометрическим или растительным мотивам.
Ромбы сочетаются в разных комбинациях: вписываются один в другой, соединяются
цепочкой, располагаются рядами, чередуются с розетками, восьмиугольными
звездами, косыми крестами и т.д. Кроме простых ромбов («кругов») встречаются
его усложненные варианты: гребенчатый, лучистый, ступенчатый, плетеный, ромб,
пересеченный двумя диагоналями и ромб с крюками («лягушка»). Ромбы разной конфигурации
часто составляют «каркас» орнамента, который внутри и снаружи обрастает мелкими
ромбами, розетками, звездами, овалами, зигзагами и т.д., создающими сложный
насыщенный рисунок узора. Наиболее часто встречается композиция, построенная на
простом чередовании ромба с восьмилепестковой розеткой; другой ее вариант -
розетка, вписанная в ромб. Ромбы составляют головы антропоморфных фигур, входят
в состав изображений дерева, размещаются в разных местах на фоне узора.
Изображение ромба у славян всегда было связано с понятием дома, усадьбы,
солнца, тепла и благополучия.
Треугольники, квадраты и прямоугольники чаще всего выступают как рядовой
элемент геометрического орнамента, наполняются другими знаками или «обрастают»
ими. Частым элементом кружевоплетения являются крестообразные фигуры. С крестом
связывалась идея процветания, удачи, поэтому практиковалось многократное
воспроизведение креста с целью усиления и увеличения благополучия. Он
использовался в народном творчестве в качестве оберега и символа солнца.
Нередко крест выступал в соединении с ромбами, розетками, квадратами, кругами.
Чаще всего встречается косой крест и равноконечный, в составе сюжетной
композиции. Они обогащались введением дополнительных декоративных элементов,
орнаментальным заполнением внутренних плоскостей.
Широко распространенным в Вологодском кружевном промысле является
растительный орнамент. В изделиях из кружев часто представлен мотив изображений
цветов. Все композиции растительных форм являются вариантами одного и того же
элемента дерева-цветка. Изображение «дерева жизни» имело магическую силу
приносить счастье, искоренять зло, всякую ворожбу.
Цветы в самых разнообразных комбинациях - на ветках, в гирляндах,
букетах, вазах, на деревьях и т. п. - занимали центральное место в вышивке.
Одни из них были трактованы очень условно, другие сильно геометризированны, но
в большинстве случаев приближены к натуре, с сохранением основных видовых
свойств изображаемого растения. Излюбленными были мотивы роз разнообразной
модификации, лилии - символа чистоты, непорочности. Встречаются изображения
цветущей фуксии, из полевых цветов - мака., василька, ромашки, барвинка. Всегда
узнаваемы дубовые, виноградные листки, остальные резные - обобщенные образы
виноградно-калиновых листьев.
Но, наряду с
сохранением наследия, главной задачей вологодских кружевниц стало создание
новых орнаментов, разработка современных мотивов и композиций в украшении
кружевных изделий. Сегодня в работах тех лет ощущается дух времени, приметы
новой жизни. Одной из традиций старого народного искусства было умение любую
тему претворить в орнамент и подчинить выразительным средствам конкретного вида
искусства. Среди узоров вологодских кружев 30-х годов появились символы и
эмблемы Советского государства, изображения трактора, самолета, парашюта.
Казалось бы, противоречащие самим своим существом природе тонкого изящного
искусства, они нашли естественную и оправданную, для кружева форму претворения.
В вологодских кружевах четко различается основной рисунок и
фон. Основной узор - цветы, деревья, снежинки. Элементы кружева имеют
выразительные местные названия: "денежка", "паучок",
"пуговка", "березка". Распространенный мотив - куст с
широкими лапчатыми листьями, покрытый "цветами" из насновок в шесть и
более лепестков. Иногда весь "куст" вырастает из "цветка" -
розетки. Этот мотив позаимствован из традиционных русских настенных и прялочных
росписей. Основной рисунок - крупный с четко выраженным извилистым контуром.
Контуром служит плотная вилюшка. Фоном являются решетки из шестиугольных, круглых
и квадратных ячеек. Помимо основного узора по фону могут быть разбросаны
отдельные розетки и "ветки". Сюжетные мотивы в девятнадцатом веке
отличались традиционностью и архаичностью сюжетов. Одним из излюбленных мотивов
была сказочная птица счастья - пава. Каждая мастерица старалась создать свой
образ этого сказочного существа, вкладывая в него свое понимание прекрасного.
2. Педагогические
условия формирование орнаментального образа в рисовании детей 6-7 лет
Выбор
возраста детей — 6-7 лет — в данном исследовании обусловлен
психолого-педагогическими данными. Так, этот период рассматривается как модель,
иллюстрирующая эволюцию знаково-символической деятельности. Уже с 4 лет детей
привлекает предельная геометризация орнамента и они в состоянии понять условность
его образов-символов. Возможности осмысления условности орнамента детьми,
начиная со среднего дошкольного возраста, объясняются бурно развивающейся
эмоционально-чувственной сферой, воображением, наглядно-образной памятью и
мышлением, которые обладают именно в этот период наибольшей пластичностью и
легко поддаются педагогическому воздействию. В этом возрасте появляются
внутренний план деятельности, первые формы креативности и попытки создания и
реализации замысла.
К 6-7 годам и
рука ребенка, как отмечает Т.С. Комарова, становится более "ловкой,
подвижной, способной легко и свободно совершать рисовальные движения в разном
направлении и разной длительности", от уровня развития которых зависит
умение творчески решать любую изобразительную задачу.
С 6-летнего
возраста у детей сформировано отношение к людям своей и других национальностей.
Это может послужить, на наш взгляд, основанием для понимания национального
аспекта родового, заложенного в орнаментальном образе.
В
соответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующие
задачи:
•
проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и
научно-методической литературе;
•
разработать комплекс мероприятий - на занятиях рисованием - по формированию
орнаментального образа средних дошкольников;
•
провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Для
более комплексного исследования проблемы формирования орнаментального образа
дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования:
теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе
педагогического эксперимента был использован метод педагогического
тестирования.
Основными
способами изучения и обобщения передового опыта формирования орнаментального
образа дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных
источников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками и их
родителями, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической
литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг
вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.
Педагогический
эксперимент, проведенный нами проходил на базе МОУ СОШ № 1 филиала Спасской
начальной школы- детского сада пос. Приволжье Самарской области, проходил он в
три этапа:
1)
констатирующий эксперимент;
2)
формирующий эксперимент;
3)
контрольный эксперимент.
В
педагогическом эксперименте принимали участие 5 детей подготовительной группы,
составляющих экспериментальную группу.
Для
проверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками была
выделена экспериментальная группа из 5 дошкольников с разным уровнем развития.
2.1 Особенности изображения
орнаментального образа в рисунках детей 6-7 лет
Целью
проведения констатирующего эксперимента является выявление знаний у детей об народных
текстильных промыслах и об орнаментальном образе в рисовании
Задачи констатирующего
эксперимента:
1)
выявить у детей элементарные знания о текстильных народных промыслах.
2)
выявить возможность детей создавать орнаментальный образ в рисовании;
2)
провести диагностику уровня сформированности орнаментального образа детей в
экспериментальной и контрольной группах.
Формирование
орнаментального образа в рисунках детей среднего дошкольного возраста
предполагает:
- во-первых,
формирование способности понимания орнаментального образа в единстве его
ценностно-смыслового, мировоззренческого содержания и
выразительно-изобразительной стороны воплощения;
- во-вторых овладения
системой передачи изобразительно-выразительных средств орнамента в рисовании.
Отсюда
следует, что диагностику сформированности орнаментального образа дошкольников
необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по следующим
направлениям: формирование знаний о
народном декоративно-прикладном искусстве, а именно об текстильных промыслах и об
отличительных особенностях текстильного орнамента народных промыслов, а также
умение рисовать орнамент в различных геометрических фигурах и умение
украшать бумажный силуэт в соответствии с особенностями народного промысла.
Критерии
сформированности уровня знаний об орнаментальном образе:
1)
знания о народных текстильных промыслах;
2)
знания о характерных особенностях орнаментального образа текстильных промыслов;
3)
умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя
геометрические и растительные элементы;
4)
умение украшать бумажный силуэт орнаментом предложенных текстильных промыслов.
Контрольные задания для определения уровня знаний
о текстильных
промыслах народного декоративно-прикладного искусства и уровня знаний дошкольников об особенностях орнаментального
образа различных текстильных промыслов.
Задание № 1. «Ярмарка».
Цель задания: определить
уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о народных текстильных
промыслах и об отличительных особенностях орнаментального образа текстильных
изделий народного декоративно-прикладного творчества.
Методы: игра,
беседа, запись действий и ответов детей.
Оборудование: текстильных
изделий декоративно-прикладного искусства: русская вышивка, украинская вышивка,
Вологодское кружево, тканные изделия стран Балтии.
Ход задания
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Педагог предлагает ребенку помочь организовать ярмарку, т.е. выставку и продажу
текстильных изделий народного декоративно-прикладного искусства. Для этого он
должен разложить предметы по орнаментальным образам, характерным для каждого
вида текстильных изделий декоративно-прикладного искусства. После того как
ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя
берет роль покупателя.
Педагог. Теперь ты будешь продавцом на ярмарке.
Продавец должен знать все о своем товаре, суметь рассказать о нем так, чтобы
посетитель захотел приобрести у него предметы народного искусства.
- Покажите изделия с русской вышивкой.
- Чем отличается русская вышивка от украинской?
Педагог показывает на Вологодское кружево и
спрашивает:
- Как называется этот вид текстильных изделий?
- Чем отличаются изделия Вологодского
кружевного промысла от изделий с русской вышивкой?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|