Формирование нравственной культуры школьников
Портфолио
бывает следующих типов: портфолио документации, портфолио процесса, портфолио
показательный, оценочный портфолио.
Оценочный
портфолио –– это непрерывный, продолжающийся обеспечивающий как формирующиеся,
так и сформированные достигшие высшей точки возможности учащихся [4,c.60].
В
целом, портфолио определяется как систематическое и организованное собрание наблюдений,
используемых преподавателями и учащимися, чтобы контролировать рост личности
учащихся в определенной учебной обстановке.
Ценным
в использовании портфолио является то, что учащиеся учатся оценивать свой
собственный прогресс как воспитанники. Портфолио может обеспечить
преемственность школы, ВУЗов и других институтов рынка трудa [40,c.126]. Педагогическая наука, используя вышеперечисленные
научные методы, располагает основным арсеналом для выявления воспитанности
учащихся: наблюдение, беседа, экспертиза, анализ продуктов деятельности,
социометрия и др.
Наблюдение - основной,
наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической
практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического
изучения человека. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом
наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным, с фиксацией, например,
всего хода урока или поведения только одного или нескольких учеников. На основе
наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются
в специальных протоколах, где отмечается фамилия наблюдаемого (наблюдаемых),
дата, время и цель. Протокольные данные подвергаются качественной и
количественной обработке [36,c.
38].
Самонаблюдение - метод
наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (цели,
мотивы, поведение, результаты деятельности могут быть объектом самонаблюдения).
Этот метод лежит в основе самоотчетов, характеризуется достаточной
субъективностью, используется чаще всего как дополнительный (самонаблюдение на
рубеже XJX-XX вв. было основой интроспективной психологии)
Беседа - широко
распространенный в педагогической практике) эмпирический метод получения
сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на
целенаправленные вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто
изучается. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью,
стенографированием (по возможности не привлекающими внимания беседующего).
Беседа может быть самостоятельным методом изучения человека, а может быть
вспомогательным, например, предваряющим эксперимент, терапию и т.д.
Интервью как
специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не
только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях,
событиях и т.д.
Экспертная оценка как
метод изучения также может быть определена в ходе беседы, интервью [32, c.23].
Эксперимент - центральный
эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в
педагогической психологии. Различаются лабораторный (в специальных условиях, с
аппаратурой и т.д.) и естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях
обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние чего и
изучается. Одной из наиболее эффективных и распространенных в последние
десятилетия, особенно в отечественной педагогической психологии, форм
естественного эксперимента является формирующий эксперимент. В его ходе
изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, Ценностей, уровне
психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим
и воспитывающим воздействием [40,c.34].
Анализ продуктов
деятельности (творчества) - метод опосредствованного эмпирического изучения
человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных
(тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельности. Этот предмет широко
(и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа
ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений,
рисунков и т.д. Однако, в целях научного исследования метод анализа продуктов
деятельности (творчества) предполагает определенную цель, гипотезу и способы
анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка,
музыкального произведения.
Исходя из изложенного,
при прохождении педагогической практики в Краснолукской средней школе, для
определения уровня нравственной культуры школьников, нами был выбран метод
анкетирования.
В соответствии с
содержательной моделью работы школы - была определена следующая система
ценностей и социально значимых ролей, способствующих успешной социальной
адаптации и самореализации выпускников школы:
1.«Человек»: «Я» —
Творец собственной судьбы. «Другой человек» — Субъект общения.
2.«Знание» —
Ученик — Жизнь.
3.«Труд» —
Труженик.
4.«Здоровье» —
Приверженец здорового образа жизни.
5.«Искусство» —
Ценитель и творец прекрасного.
6.«Природа» —
Защитник окружающей среды.
7.«Общество»: «Отечество»
— Информированный гражданин. «Семья» — семьянин.
При изучении уровня
осведомлённости учащихся о содержании ценностей категория воспитанности
рассматривалась на трёх уровнях: знание о ценности, отношение к ценности и
поведение. Школьникам предлагалось заполнить анкету (см. приложение 1), ребята анкетировались
по направлениям:
-Культура чувств
|
-Общественная
активность
|
-Трудолюбие
|
-Вежливость
|
-Послушание
|
-Сострадание и
милосердие
|
-Умение защищать свою
точку зрения
|
-Уважение к старшим
|
-Уважение к сверстникам
|
-Чувство собственного
достоинства
|
-Ответственность
чувства долга
|
-Чувство справедливости
|
-Добросовестность
|
-Тактичность
|
-Целеустремленность
|
-Дружелюбие
|
-Самокритичность
|
В исследовании приняли
участие 34 учащихся 7-9 классов.
Для диагностики
нравственной культуры школьников была предложена следующая шкала:
4 – высокий уровень;
3 – средний уровень;
2 – низкий уровень;
1 – практически не
сформирована.
Получены следующие
результаты (см. табл. 2.1).
«Таблица 2.1»
Исследу-емые сферы
|
Культура чувств
|
Общественная активность
|
Трудолюбие
|
Вежливость
|
Послушание
|
Сострадание и милосердие
|
Умение защищать свою
точку зрения
|
Уважение к старшим
|
Уважение к сверстникам
|
Уровень сформи-рован-ности
|
3,2
|
3,5
|
2,9
|
3,0
|
3,8
|
3,4
|
3,1
|
3,2
|
3,0
|
Уровень сформированности
нравственной культуры школьников
Продолжение таблицы 2.1
Исследу-емые сферы
|
Чувство собственного
достоинства
|
Ответственность чувства
долга
|
Чувство справедливости
|
Добросовестность
|
Тактичность
|
Целеустремленность
|
Дружелюбие
|
Самокритичность
|
Σ
|
Уровень сформи-рован-ности
|
4,0
|
3,8
|
3,5
|
3,2
|
3,1
|
3,8
|
3,7
|
3,4
|
3,4
|
«Таблица 2.2»
№ по списку
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
Уровень
сформиро-ванности
|
3,1
|
3,4
|
3,5
|
3,0
|
3,8
|
3,4
|
3,9
|
3,0
|
3,2
|
3,3
|
3,5
|
3,6
|
3,4
|
3,2
|
3,7
|
3,0
|
3,1
|
3,1
|
№ по списку
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
Σ
|
|
Уровень
сформиро-ванности
|
3,4
|
3,1
|
3,2
|
3,3
|
3,5
|
3,6
|
3,0
|
3,2
|
4,0
|
3,3
|
3,7
|
3,6
|
3,1
|
3,4
|
3,0
|
3,4
|
3,4
|
Индивидуальный уровень
оценки сформированности нравственной культуры школьников
На основании
эмпирического исследования уровня сформированности нравственная культура
школьников 7 – 9 класса Краснолукской школы можно сделать следующие выводы:
o уровень развития нравственной
культуры школьников средний, который характеризуется тем, что учащиеся владеют
определенными понятиями нравственной культуры. Ребята стремятся к организации и
саморегуляции, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам
товарищам по классу еще не проявляется;
o наиболее высоко выражены такие
показатели как чувство собственного достоинства (4.0.), ответственность и
чувство долга (3.8), целеустремленность (3.8), дружелюбие (3.7);
o наименьший уровень сформированности
характерен для таких сфер, как трудолюбие (2,9), уважение к сверстникам (3,0),
умение защищать свою точку зрения (3,1), тактичность (3,1), добросовестность
(3,2), уважение к старшим (3,2), культура чувств, сострадание и милосердие
(3,4), чувство справедливости (3,5).
Учитывая полученные
данные анкетирования, можно сделать вывод: учебно-воспитательный процесс должен
быть направлен на развитие и совершенствование потребностей школьников в
познании, в творческом труде, активности, самостоятельности. В формировании
ценностных ориентации важную роль должна играть школа, так как ориентация
личности на ценности способствует формированию в ней положительных качеств,
высоконравственных потребностей и поступков.
2.2 Новые технологии в формировании
нравственной культуры подростков
В настоящее время большое внимание уделяется технологиям обучения, воспитания, информационным технологиям,
технологиям общения. В формировании нравственной культуры подростков, как
показывает опыт работы педагогов, используют воспитательные технологии. Поэтому
объектом нашего изучения будут воспитательные технологии, которые широко
используются в рабочей практике учителей.
В отечественной
педагогике понятие «технология» все более широко используется с 80-х годов
прошлого века: пишут о педагогических технологиях, технологиях образования,
технологиях обучения, технологиях воспитания.
Само слово «технология»
происходит от греческих слов техно (искусство, мастерство, умение) и логос
(слово, учение, наука). Г.К. Селевко и А.Г. Селевко приводят следующие
трактовки понятия «технология», бытующие в отечественной литературе:
•
совокупность
приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь
живого великорусского языка В. Даля);
•
совокупность
приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей
(Современная западная социология. Словарь);
•
искусство,
мастерство, совокупность методов обработки, изменения состояния объекта (В.М.
Шепель);
•
система знаний о
способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта (И.Г.
Зайнышев);
•
перевод
абстрактного языка науки на конкретный язык решений, нормативов, преписаний
(В.Г. Афанасьев);
•
способ
осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры
и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и
методов их выполнения (С.Н. Данакин);
•
практическая
деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью
использования инструментария для достижения качественных результатов труда
(Е.И. Холостова);
•
способы
материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в
деятельности по преобразованию предметов труда или социальной реальности
(Р.В.Овчарова) [30,c.256].
Под
педагогической технологией учеными понимается «компонент педагогического
мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор
операционного воздействия педагога и ребенка в контексте его взаимодействия с
миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих
свободу личностного проявления и социокультурную норму.
Второй
смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает,
исследует, описывает педагогическую технологию как элемент профессионализма
педагога. Краткий справочник по педагогической технологии \ Н.Е. Щурковой М.,
1997. – с. 56-57.
В
практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией:
элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых
педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет
палитрой педагогических технологий).
Педагогические
технологии воспитания имеют свою специфику. Любая деятельность, считает В.П.
Беспалько, - может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано
на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией
заканчивается, чтобы затем все началось сначала Беспалько В.П. Слагаемые
педагогической технологии. М., 1989. – с. 5. Самое прямое отношение это имеет к
теории воспитания, ибо воспитание – и наука, и искусство.
Сложности
в создании и реализации технологий воспитания объясняются целым рядом
особенностей воспитания:
·
Воспитание,
понимаемое в узком и широком смысле, действует неоднозначно в каждом конкретном
случае.
·
Воспитание носит
целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно
создать некий алгоритм действия воспитателя.
·
Ребенок в
процессе воспитания – и объект воздействия педагога, и субъект многообразий
деятельности.
·
Воспитание – процесс
многофакторный: многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свой корректив.
Однако отношение к
понятию «технология» у российских педагогов весьма неоднозначное. «Слово "технология",
- пишет С.Д. Поляков, - в педагогике последних лет популярно, на слуху. Но
отношение к этому слову разное. Для одних учителей - технологии - это нечто
серое, твердое, машинное, мертвое - превращение людей в роботов. Для других
технология - символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности
целей и средств - костяк, основа педагогического действа».
Одни педагоги считают
понятие «технология» практически не применимым в области образования, другие -
говорят о его ограниченном использовании, третьи - придают ему значение чуть ли
не универсальной педагогической категории. «Понятие "педагогическая
технология" в отечественной педагогике, - пишет М.В. Кларин, - одно из
часто употребляемых и вместе с тем недостаточно проясненных. В нашей
образовательной практике это понятие, как правило, употребляется нестрого,
обозначает воспроизводимые приемы, способы работы педагогов и относится к
области обучения и воспитания». По его мнению, ключевыми признаками строго
представления о педагогической технологии являются, во-первых, диагностичность
описания цели, во-вторых, воспроизводимость педагогического процесса (в том
числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера
деятельности обучающего и обучаемых) и, наконец, в-третьих, воспроизводимость
педагогических результатов [33,c.47].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|