Формирование нравственной культуры школьников
Формирование нравственной культуры школьников
Формирование
нравственной культуры школьников
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические
аспекты формирования нравственной культуры школьников
1.1 Нравственная культура как философско-педагогическая
проблема
1.2 Сущность и особенности
нравственной культуры современных подростков
Глава 2. Педагогические основы
формирования нравственной культуры подростков в педагогическом процессе
современной школы
2.1 Диагностика нравственной культуры
подростков
2.2. Новые технологии в формировании
нравственной культуры подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Во все века люди высоко
ценили нравственную культуру. Глубокие социально-экономические преобразования,
происходившие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей
страны, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры,
подрастающее поколение считают бездуховным, агрессивным, обвиняют в безверии.
Это определяет необходимость коррекции традиционных подходов к проблеме
нравственного культуры, выдвигает задачу научного исследования процесса
формирования культуры этих отношений у подростков. Проблема нравственного
воспитания может быть решена при условии формирования у подрастающего поколения
соответствующей системы ценностей, основанной на восстановлении культуры у
молодежи.
Современная школа с ее
коллективом педагогов, учащихся и родителей должны обеспечить активное
включение молодежи в общественно преобразующую деятельность, формирование
интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся
к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром.
Между тем, состояние
этого аспекта личностного развития в современной педагогической практике слабо
отвечает запросам социальной действительности. Школа не всегда занимает
активную и принципиальную позицию в устранении безнравственного отношения к
окружающим, овладением этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Преодоление негативных
явлений в среде молодежи обусловливает необходимость обновления содержания деятельности
современной школы, совершенствование методики воспитания учащихся культуры
нравственного воспитания. Успешное решение исследуемой проблемы требует ее
всестороннего изучения и научного обоснования с учетом происходящих
преобразований в обществе.
В связи с этим, проблема формирования
высоконравственных подростков, воспитание их в духе ненасилия, мира, уважения,
доброжелательности, толерантности и приоритетной иерархии является одной из проблем
современного образования.
Огромный вклад в
разработку методики нравственного воспитания внесли Н.К. Крупская, А.С.
Макаренко, С.Т. Шацкий, В.М. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов и др.
Вместе с тем в
современной педагогической литературе практически отсутствуют исследования,
посвященные рассмотрению проблемы формирования культуры нравственного
воспитания у учащихся с учетом происшедших социально-экономических изменений в
суверенной Республике Беларусь. Социально-педагогическая значимость проблемы,
ее недостаточная методологическая, теоретическая и методическая разработанность
применительно к условиям современного общества обусловили выбор темы
исследования « Формирование нравственной культуры подростков в учебно-воспитательном
процессе.
Цель и задачи
исследования.
Цель исследования:
концептуальное обоснование и разработка методики формирования нравственной
культуры воспитания у учащихся-подростков в учебно-воспитательном процессе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть нравственную культуру с
позиции философии и педагогики.
2. Выявить основные тенденции
нравственной культуры современных подростков.
3. Диагностика формирования современных
подростков.
4. Рассмотреть новые технологии в формировании
нравственной культуры подростков.
Объект и предмет
исследования:
Объект исследования:
учащиеся-подростки как субъекты нравственного воспитания.
Предмет исследования:
функционирование системы нравственного воспитания подростков.
Гипотеза исследования:
Основывалась на положении
нравственного воспитания личности и концепции целостного подхода к ее
формированию. Мы исходили из того, что система нравственного воспитания
функционирует успешно, если:
- процесс воспитания
включает в себя теоретическое изучение норм и правил нравственности,
осуществляемой на уроках этики, литературы, мировой художественной культуры и
др. предметах;
- осуществляется
акцентуация внимания педагогического коллектива на новые явления в молодежной
среде и особенности социально-экономической ситуации в Республике Беларусь;
- обеспечивается
накопление опыта соблюдения нравственных норм поведения в коллективе через
постижение национальных, культурных ценностей во взаимосвязи с
общечеловеческими.
Глава 1.
Теоретико-методологические аспекты проблемы нравственной культуры школьников
1.1 Нравственная культура как
философско-педагогическая проблема
Современная наука
охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в
тайны законов природы и общества. Но одними из самых привлекательных, важных и
сложных объектов познания являются культура и ее носитель и творец - человек.
Культура имеет много источников: и все то, что происходит в мире, в обществе, в
политике, и все то, что происходит в социальной группе, в семье, и весь личный
опыт, и все то, чему учит народ, и литература, и искусство. Только черпая из
общечеловеческих, культурных ценностей, можно стать личностью высокой культуры.
Экономическая и
социально-культурная ситуация в РБ на этапе перехода к социально
ориентированной экономике, гражданскому обществу и правовому государству
осложнили процесс воспитания подрастающих поколений. В их среде все больше
стала проявляться социальная тревожность, неуверенность, агрессивность и
жестокость; увеличилось число учащихся с девиантным поведением. Во многом это
стало возможным за счет уменьшения с начала 90-х годов воспитательного
потенциала учреждений образования: в воспитательной работе все еще не изжит
формализм, заключающийся в механическом усвоении и использовании определенных
положений, норм и правил поведения без их осознанного усвоения, умения
самостоятельно применять их в жизни. Формализм проявляется и в шаблонном планировании
воспитательной работы и спортивно-оздоровительной деятельности, отсутствии
анализа проводимой с учащимися.
В связи с этим остро
встала задача определения новых теоретико-методологических и практических
подходов к современному воспитанию, которые отражены в «Концепции воспитания
детей и учащейся молодежи в РБ». Указана и цель воспитания - формирование
социальной, духовной и морально зрелой творческой личности – с высоким уровнем
культуры, обладающей творческим потенциалом, способной к саморазвитию и саморегуляции,
с присущей ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина [15, с.67].
Осознание самоценности человеческой жизни, ориентация на возрождение
духовно-нравственных ценностей определяет стратегию воспитания, в реализации
которой главную роль играет культура. Именно культурологический подход
позволяет сделать культуру содержанием, а воспитание - процессом
культуротворчества. Так как нравственно-этическая культура — это базовый
компонент культуры личности, то важнейшей задачей воспитания является
нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта
взаимодействия в мире множества культур со своими идеалами, духовными и
нравственными ценностями; освоение понятий о культуре, нравственности,
духовности; воспитание моральных качеств и опыта нравственного поведения.
«XXI век будет веком гуманитарной культуры, если он будет
вообще». [38, 10] Эти слова принадлежат известному французскому философу К.
Леви-Стросу, а смысл их в том, что у человечества может не оказаться будущего,
если оно не обратит свой интерес к гуманитарному развитию личности,
нравственным аспектам ее жизни.
Проблема нравственной
культуры находится на границе этики и теории культуры. В настоящее время
существуют два подхода к раскрытию сущности понятия «нравственная культура».
Первый начинается с раскрытия сущности родового понятия - «культура», а второй
подход - видового - «нравственность».
Чтобы получить
представление о том, что такое нравственная культура, прежде всего, нужно
обратиться к этимологии слова «культура».
В древнем мире латинское
слово «cultura» первоначально означало
«возделывание земли», ее «культивирование», т.е. изменения в природе под
воздействием человека, его деятельности. В дальнейшем под «культурой» стали
понимать все созданное человеком.
Выдающиеся мыслители
прошлого уделяли много внимания проблеме культуры. В трудах Цицерона (106-43 до
н.э.) встречается понятие «cultura animi», что можно
перевести как «обработка, совершенствование души». Он писал «Как плодоносное
поле без возделывания не дает урожая, так и душа. Возделывание души - это и
есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготавливает душу к принятию
посева и вверяет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят
обильный урожай» [39, c.252].
Во времена античности понимание
культуры сводилось к признанию в ее составе неразрывного единства Истины, Добра
и Красоты. Это вечная триада породила впоследствии современную науку,
нравственность и богатейшее искусство. При этом культ разума, заметный акцент
на науку в понятии культуры прослеживается до конца XVIII века.
Великий немецкий философ
И.Кант (1724-1804), хотя и признавал в основе мироздания триаду идей - Истину,
Добро и Красоту, - пришел, однако, преимущественно к моральному осознанию
понятия «культура». Широко известно его высказывание: «Две вещи наполняют душу
всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и
продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный
закон во мне» [12, 270].
Другой выдающийся
немецкий ученый Г. Гегель (1770-1831) оценивал культуру как закономерное
развитие, постепенное выявление творческой силы существующего вне человека
«мирового разума», отождествляемого с Богом [11,c. 12].
Великий мыслитель
Н.К.Рерих слово «культура» толковал как слияние двух основ: культ - почитание
и ур - свет. Он считал, что «лишь привнесение Света уничтожает тьму».
Именно это и является главной стороной культуры, т.е. привнесение Света во все сферы
жизни и деятельности человека, в том числе и в учебную. Н.К. Рерих утверждал:
«В культуре нет места легкомысленности. Именно культура - сознательное
познавание, духовная утонченность и убедительность» [29,c.37].
В современной
отечественной и зарубежной литературе термин «культура» используется как
процесс очеловечивания, окультуривания природного мира и самого человека;
результат процесса окультуривания; средство окультуривания.
Таким образом, можно
утверждать, что культура - процесс и результат образования и воспитания, так
как она подразумевает совершенствование, облагораживание физических, и, главным
образом, духовных сил человека и общества, т.е. культивирование духа.
Данный подход
прослеживается и в определении культуры В.И. Далем: «Культура - обработка и
уход, возделывание, образование, умственное и нравственное» [8,c.217].
Данное положение
подтверждает также и немецкий философ Л.Фейербах (1804-1872). Он говорил о том,
что «не плоть, а дух делает человека человеком» [11,c. 13].
Таким образом, следует
отметить, что латинский термин «культура» применительно к человеку также является
взращиванием, совершенствованием и формированием.
В настоящее время
существует несколько сотен определений культуры. Культура - исторически
определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека,
выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их
взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [14,c. 68]/
Культура - специфический
способ организации и развития человеческой деятельности, представленной в
продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в совокупности
отношений людей к природе и между собой к самим себе [24,c. 17].
Культура в образовании -
содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах
деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к
окружающим людям, труду, общению и т.д. [14,c. 68].
Принимая во внимание
данные определения, мы будем понимать под культурой процесс, средство и
результат образования и воспитания.
Понятие нравственной
культуры также тесно связано с терминами «мораль» и «нравственность», которые
по сути своей синонимичны.
Этимологическое значение
понятия «нравственность» связано с объяснением латинского слова «moralis», которое обозначает «нравственный»
как систем принципов и норм поведения, определяющих отношения людей друг к
другу, к обществу и отдельным классам, и как правила нравственного поведения [27,c.9]/
Однако явное несовпадение
нормативно-ценностной, идеальной стороны морали и реальных нравственных
отношений дало основание некоторым исследователям (А.А. Гусейнов, А.К.
Звейниекс и др.) наполнить эти понятия разным смысловым содержанием. Как
правило, попытки разграничить понятие «мораль» и «нравственность» сводятся к
соотношению сущего и должного, где сфера морали предстает в качестве
совокупности норм, принципов и ценностей, а нравственность, в свою очередь,
характеризуется как относительно воплощение морального сознания в реальных
отношениях и деятельности.
Впервые теоретическое
обоснование разделения понятий морали и нравственности было предложено Гегелем,
который считал, что они должны описывать различные феномены духовной жизни. Под
моралью он понимал субъективную значимость человеческого поведения, а
нравственность — это практические отношения, воплощающиеся в историческом опыте
семьи, гражданском обществе и государстве.
По мнению А.А. Гусейнова,
в пользу разделения этих терминов могут быть рассмотрены следующие рассуждения.
Во-первых, индивид включается в нравственное определение непосредственно,
нравственность освящается традицией, мораль как выражение внутренней
убежденности есть свидетельство духа. Во-вторых, нравственность совпадает с
фактически практикуемыми формами поведения, мораль является субъективным
долженствованием. В-третьих, нравственность выражает точку зрения общности
(семьи, государства, общества), а мораль есть выражение индивидуальной воли [7,
c.160].
Педагоги И.Ф. Харламов,
Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин считают, что такое разделение, при все-таки
некоторой искусственности, имеет свою логику [33,c.256]. Однако в данной работе мы будем рассматривать понятия
морали и нравственности как синонимы. Синонимичность «морали» и
«нравственности» имеет более глубокие корни, и языковая практика
свидетельствует об их равнозначности.
Интерес к личности, к
проблеме ее формирования в истории человеческой мысли был велик всегда и еще
более усиливался в переломные моменты развития общества, когда возникла
потребность поиска путей выхода из кризиса.
Хотя понятие нравственная
культура появилось в середине 20 века, корни этого понятия идут еще с древних
времен. Уже в античности вставали вопросы нравственности, нравственного
поведения, нравственного идеала, нравственного человека.
Своеобразным девизом
античности можно считать известное высказывание Протагора: «Человек есть мера
всех вещей...». Для того времени была характерна установка на понимание
моральности, добродетельности, поведения как разумности.
Так Сократ (469-399 до
н.э.) абсолютизирует мораль, считает ее фундаментом достойной жизни, основой
культуры. Для него наилучший способ самореализации личности - ее нравственная
деятельность [9,c. 14].
Подчеркивая значимость нравственного самосовершенствования личности, Сократ
утверждал, что только моральный человек может быть счастливым.
Этическая концепция
Платона (427-347 до н.э.) содержит учение об интеллектуальном и нравственном
совершенствовании человека. Нравственность индивида философ не представляет вне
его связи с обществом, т.е. содержание индивидуального бытия должно быть
социально значимым [6, c.14].
Древнегреческий философ
Аристотель (384-322 до н.э.) впервые заговорил об особой практической науке о
нравственности, цель которой - научить человека как стать добродетельным
(счастливым). В отличие от Платона, Аристотель отрицает врожденный характер
добродетелей, что дает ему возможность говорить о проблеме нравственного
воспитания. Для него нравственный человек - тот, кто руководствуется разумом,
сопряженным с добродетелями. Он утверждал следующее: «Если мы идем вперед в
области знания, а не нравственности, то мы идем не вперед, а назад». Мысль
Аристотеля актуальна и сегодня, когда наше общество озабочено нравственным обликом
подрастающего поколения [24,c. 5].
Эпоха Средневековья
характерна тем, что основой интерпретации нравственности выступает не разум, а
религиозная вера. На фоне идеи любви получает свое выражение «золотое правило
нравственности»: « И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними...» [35,c.12].
В эпоху Возрождения
великую ценность обретает человеческая личность. Человек Возрождения - яркая
личность, которая выступает в качестве творца своей жизни и судьбы. Эпоха
Возрождения отличается также обращением к социальной, гражданственной тематике,
роль которой в нравственной культуре общества во времена средневековья была
невелика.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|