Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнью школы
Личностное отношение к
школе, учёбе воспитанники детского сада отражали в рисунках, аппликациях,
работах из пластилина и разных материалов. Кроме того, дети делали книжки-
самоделки: «Наша школа»,«Школа, в которой мы будем учиться».
Сюжетно- ролевая игра «
В школу», «Первоклассник» с участием всех детей группы проводилась несколько
раз и с услужением. Дети брали на себя разные роли, проживая их в воображаемой
ситуации. Мы считаем, что сюжетно-ролевые игры, способствую формированию
мотивационной готовности к обучению в школе.
Игра « Правильно -
неправильно», в которой детям предлагалось серия ситуаций (на картинках и в
устной форме), встречающиеся в школьной жизни. Дети анализировали и оценивали
поведение учеников в предложенной ситуации.
Сочинение сказок и
историй «Один день из моей школьной жизни». Каждый ребёнок, принимая позицию
школьника, рассказывал о своём дне в школе (темы: учёба, добрые дела, дружба,
помощь, школьный праздник и т. д.)
Чтение и драматизация
рассказов, сказок, придуманных педагогом, которые показывали значение обучения
для людей. Например, сказка о Незнайке, который не умел читать и заблудился в
городе; о Буратино, который вместо школы отправился гулять и чуть не попал в
беду; рассказ о маме, которая отлично училась в школе, потом в институте и
стала хорошим врачом, строителем, инженером, учителем.
Игра « Цветик -
многоцветик». Эта игра помогает детям определить эмоциональное состояние детей.
Возможны два варианта игры.[24; С.119]
Первый вариант. Педагог
предлагает каждому ребёнку выбрать лепесток такого цвета, который соответствует
его настроению и отношению к школе, к учебной деятельности, к школьному другу.
При этом вывешивается заранее приготовленная таблица « Цветопись настроения», и
детям объясняется:
красный, оранжевый
цвет- соответствует радостному настроению;
жёлтый цвет - выражает
светлое, приятное настроение;
зелёный цвет -
спокойное состояние;
синий цвет - грустное
настроение;
фиолетовый, чёрный
цвет- тревога, беспокойство.
Второй вариант. На
лепестках эмоциональное настроение выражается с помощью выразительной мимики
лица (весёлое, улыбающееся, спокойное, грустное, тревожное лицо малыша).
Проведение занятия по
рисованию, лепке и т. д. с помощью « маленького учителя». В качестве «маленького
учителя» выступают по очереди все воспитанники группы. Проведение занятия по
рисованию, лепке и т.д. с помощью « маленького учителя». В качестве «
маленького учителя» выступают по очереди все воспитанники группы. На отдельные
занятия приглашаются ребята- шефы из школы.
Таким образом, введение
в коррекционно-воспитательный процесс коррекционного детского сада для детей с
ЗПР комплекса мероприятий , способствовало формированию и повышению уровня их мотивационной
готовности к школе.
2.3
Определение
эффективности формирующего этапа исследования по проблеме развитие
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержанным
психическим развитием
Третьим этапом нашей исследовательской работы был контрольный
эксперимент, который проходил во второй половине апреля 2009 года.
Исследовательская работа проводилась на базе – МОУ «Центр развития ребенка -
Детский сад № 378», старшая группа детей с задержанным психическим развитием.
В экспериментальную
группу вошли дети старшего дошкольного возраста с задержанным психическим
развитием, МОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 378», в количестве 10
человек
Для проведения
контрольного эксперимента нами были взяты те же методики (с некоторыми
изменением), что и на констатирующем этапе.
По результатам
контрольного этапа эксперимента нами был проведен качественный и количественный
анализ данных, которые отражены в протоколах.
Таблица 2
Результаты обследования
детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
Уровни
|
Количество детей
|
Процентные соотношения
|
высокий
|
3
|
30%
|
средний
|
6
|
60%
|
низкий
|
1
|
10%
|
итого
|
10
|
100 %
|
Данные представлены в
диаграмме.
Таким образом, в ходе
проведения контрольного этапа исследования нами было выявлено, что при
проведении систематичной работы по формированию мотивационной готовности к
обучению в школе через ознакомление с жизнью школы у детей старшего дошкольного
возраста с задержанным психическим развитием уровень мотивационной готовности
повышается, что немало важно для ребенка старшей группы при поступлении в
школу.
Выводы
по эмпирической главе исследования
Данные констатирующего
этапа исследования позволяют сделать заключение об уровне развитости
произвольного внимания (Приложение 1).
Данные показывают, что
из 100% только 10% (а это один ребенок) имеют высокий уровень развития
мотивационной готовности к обучению в школе. Высокий уровень развитости
наблюдается у 10 % детей из экспериментальной группы, средний уровнем
развитости обладают 50 % детей, и низкий уровень у 40 % детей. ( Приложение 1)
Эффективность
формирующего этапа подтвердилась на этапе контрольного исследования. Высокий
уровень развитости наблюдается у 30 % детей из экспериментальной группы,
средний уровнем развитости обладают 60 % детей. И низкий уровень у 10 % детей.
( Приложение 5)
Это позволяет с большей
уверенностью говорить о необходимости проведения мероприятий по ознакомлению с
жизнью школы, которые будут способствовать формированию мотивационной
готовности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
На практике мы
убедились, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Заключение
Целью нашего
исследования было экспериментально доказать систему работы по ознакомлению детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) с жизнью
школы, направленную на формирование мотивационной готовности.
Нами была изучена и
проанализирована психологическая литература и
методическая литература
по данной проблеме.
Для эмпирического
исследования мы поставили следующие задачи:
1.
Теоретически
обосновать особенности формирования мотивационной готовности у детей старшего
дошкольного детства с ЗПР.
2.
Подобрать
и апробировать диагностические методики, направленные на выявление
мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3.
Разработать
систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с
жизнью школы.
4.
Выявить
эффективность проведения работы по ознакомлению детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР с жизнью школы.
Экспериментальная
группа состояла в количестве десяти детей. Детям была предложена
диагностическая беседа для выявления уровня мотивационной готовности, педагогам
была предложена анкета.
На формирующем этапе
нами были подобран и апробирован комплекс мероприятий по ознакомлению с жизнью
школы: чтение художественной литературы «Филиппок», «Буратино», сюжетно-ролевые
игры, дидактические игры, беседы, занятия, сочинение сказок и историй,
экскурсии, просматривание иллюстраций, чтобы повысить уровень мотивационной
готовности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития.
Подводя анализ
полученных результатов, мы пришли к выводу, что у детей экспериментальной
группы произошли существенные изменения в уровне формирования мотивационной
готовности – снизилось количество детей с низким уровнем, увеличилось
количество детей со средним уровнем, и появились дети с высоким уровень
развития восприятия времени.
Таким образом,
проведенная нами работа показала, что работа по ознакомлению детей с жизнью
школы занятий является эффективным средством формирования мотивационной
готовности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития детей.
Следовательно,
гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась, цель и задачи
достигнуты.
Список
литературы
1.
Актуальные
проблемы диагностики задержки психического развития детей \ под. ред. К.С.
Лебединской; – М.Педагогика, 1982.– 250с.
2.
Власова
Т.А., Лебединская К.С, Лубовский В.И., Никашена Н.А. Дети с задержкой
психического развития: Обзорная информация. – М., 1976
3.
Дети
с временными задержками развития. под ред. Власовой, Т. А. Певзнер. М. С. Москва,
“Педагогика“,1971.
4.
Дети
с ЗПР/ под ред. Власовой Т. А. 1983
5.
Дефектология:
Словарь-справочник \ под. ред. Б.П. Пузанова; – М,1996. – 88с.
6.
Коррекционно-педагогическая
работа в детском саду для детей с ЗПР// Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Библиотека
журнала «Логопед»
7.
Лебединский
В.В. Нарушение психологического развития детей - М.; 1984
8.
Психологический
словарь
9.
Развитие,
воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия
/состав. Л.Б. Баряева. А.П. Зарин, Ложко Е.Л.. - СПб., 1996
10.
Рубинштейн.
С.Л. Основы общей психологий. – М.;
11.
Соколова.
Е.И Готовимся к школе: Время и пространство задачи, игры, упражнения для детей
5 – 7 лет. – М., 2004 – 32 с.
12.
Ульенкова
У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития \ У. В. Ульенкова – М,
1990.
13.
Шамарина,
Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в
классе коррекционно-развивающего обучения: методическое пособие / Е.В.Шамарина.
– М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2003. – 80 с. – (Серия «Обучение детей с ЗПР»).
14. Дети с задержанным психическим
развитием \ под. ред. Т.А.Власова, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М., 1984.
15. А.А. Осипова «Общая Психокоррекция:
учебное пособие для студентов ВУЗа. М.- Сфера, 2001.
16 «Психодиагностика и коррекция детей с
нарушениями и отклонениями развития». – СПб.: Питер,2001.
17. Н.Ю. Борякова» Ступеньки развития.
Ранняя диагностика и коррекция задержанным психическим развитием» - М.
Гном-Прес,1999.
18.Т.А. Власова, М.С. Певзнер «Учителю о
детях с отклонениями в развитии» - М.: Просвещение,1967.
19.
Я.Л.
Коломенский, Е.А. Панько «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.
Книга для учителя» - М.:Просвещение.1988.
20.
Л.Ф.
Тихомирова «Познавательные способности детей 5-7 лет»
21.
В.В.
Лебединский «Нарушение психического развития у детей» - М.,1984.
22.
http: ⁄⁄ www. Liveinternet /
ry ⁄ click.
23.
http: ⁄⁄ yurpzy / total. ry ⁄
leontev /
24.
«Специальная
психология» под. ред. В.И. Лубовского. М., Академия, 2005.
25.
Власова
Г.А. «Задержанное психическое развитие и пути его преодоления» (М -1979)
26.
задержки
психического развития // Дети с задержкой психического развития. М., (с.6 –
19.)
27.
Дефектологический
словарь. / Под ред. А.И. Дьячкова. М., 1970.
28.
Рубинштейн
С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986. (с.94 – 166.)
29.
Власова
Г.А. Певзнер А.Я. «Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.,1967
30.
А.А.
Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания» М.,2001 (с.3 -89)
31.
Немов
Р.С. «Психология» М.,1995 (с.127)
32.
Гавриков
К.В., Глазачев О.С. « Система медико-педагогического контроля готовности и адаптация
детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе» Волгоград 1988
33.
Забрашная
С.Д. «Ваш ребенок учится в вспомогательной школе» М.,1993
34.
Грановская
Р.М. «Элементы практической психологии». – СПб.: Свет, 2000
35.
Барлачук
Л.Ф. Морозова С.М. «Словарь справочник по диагностике» Киев 1989
36.
Урунтаева
Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ.
высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. Издательский центр «Академия», 1998
37.
Соколова
Н.Д., Калинникова. Л.В. «Дети с ограниченными возможностями: проблемы и
инновационные тенденции в обучении и воспитании» М.: ООО «Аспект», 2005. –
448с.
38.
Стребелева
Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений
в развитии детей / Дошкольное воспитание. 1998. №1. С. 70 – 73. /
39.
Диагностика
здоровья. Психологический практикум. / Под ред. проф. Г.С. Никифорова.- СПб.:
Речь, 2007. – 950с. /
40.
Р.М.
Грановская «Элементы практической психологии»,/2е изд. Издательство
Ленинградского университета, 1988. – 560с./
41.
«Психология
детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов» /Под ред. А. В.
Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М.,1964. –с.79-81./
42.
«Психологический
словарь»/авт. – сост. В.Н. Колорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М.
Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л. Неймера. Ростов н./Д. «Феникс», 2003 – 512.
43.
«Психолого-педагогический
словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений» - Ростов н./Д.:
Изд. «Феникс», 1998.- 430с.
44.
Готовимся
к школе, Ника-Пресс, - М.,1998.
45. Гуткина Н.Н. Психологическая
готовность к школе, - Питер,2004.
46. Дети с ЗПР./Под ред. Т.А.Власовой,
В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной, - М.,1994.
47. Шевченко С.Г. Подготовка к школе
детей с ЗПР, кн1 - М.,2004.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|