бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнью школы бесплатно рефераты

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива. Тематика бесед определяется программой обучения. Для формирования мотивационной готовности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста к обучению в школе темой беседы будет являться «Школа». В ходе беседы воспитатель выясняет, что детям уже известно о школе, доносит до детей новую информацию. Для того, чтобы беседа прошла более продуктивно, можно заранее составить вопросы. Сюда же можно отнести сочинение сказок и историй «Один день из моей школьной жизни». Каждый ребенок, принимая позицию школьника, рассказывает о своем дне в школе (темы: учеба, добрые дела, дружба, помощь, школьный праздник и т.д.).

Просматривание иллюстраций на тему «Школа» дает возможность детям образно представить процесс обучения в школе.

Рисование на тему «Школа». Дети изображают в рисунках свои представления о школе, о процессе обучения, которые у них имеются, отражают личностное отношение к школе, учебе. Можно предложить название рисункам: «Наша школа», «Школа, в которой мы будем учиться». Возможно проведение занятия по рисованию с помощью «маленького учителя». В качестве «маленького учителя» выступают по очереди все воспитанники группы. На отдельные занятия приглашаются ребята-шефы из школы. [19;с.116]

Экскурсии в школу. Экскурсия представляет собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с объектами, с деятельностью взрослых. Экскурсия может осуществляться на школьный двор, в библиотеку, учебный класс, присутствие на учебном занятии. [32;с.116]

Экскурсия «Правила поведения учеников в школе»; участие в совместной деятельности: в школьных праздниках (утренники загадок), в совместном обсуждении прочитанного (занятие по внеклассному чтению), в этических беседах, в соревнованиях, в элементарной трудовой деятельности.

После экскурсий и участия в совместной деятельности проводят беседы, направленные, главным образом, на создание положительного отношения к школе, познание особенностей деятельности учителя и учеников. В процессе совместной деятельности педагог стремиться способствовать установлению деловых и дружеских контактов дошкольников с учениками и взаимообогащению их в процессе общения.

Дидактические игры: «Правильно - неправильно», в которой детям предлагаются ситуации (на картинках и в устной форме), встречающиеся в школьной жизни. Необходимо проанализировать и оценить поведение учеников в предложенной ситуации.

Игра «Цветик – многоцветик». Эта игра помогает определить эмоциональное состояние детей. Возможны два варианта игры.

- Педагог предлагает детям выбрать лепесток такого цвета, который соответствует его настроению и отношению к школе, учебной деятельности, к школьному другу. При этом вывешивается таблица «Цветопись настроения», и детям объясняется:

 Красный, оранжевый – соответствует радостному настроению;

 Желтый цвет – выражает светлое, приятное настроение (отношение);

 Зеленый – спокойное настроение;

 Синий – грустное настроение;

 Фиолетовый, черный – тревога, беспокойство. [24;с.186]

- На лепестках эмоциональное настроение с помощью мимики лица (веселое, улыбающееся, спокойное, грустное, тревожное).

Игра «Собери портфель». Детям нужно правильно собрать школьные принадлежности в портфель, выбрать именно те предметы, которые необходимы ученику. Затем проанализировать вместе со всеми выбор каждого предмета.

 Сюжетно-ролевая игра может быть на тему «На перемене», «На уроке». Также возможно проигрывания занятия, где в роли учителя будет воспитанник.

Таким образом, мы рассмотрели возможные мероприятия по ознакомлению с жизнью школы для детей с задержкой психического развития. Посредством подбора комплекса мероприятий по ознакомлению с жизнью школы, возможно повышение уровня их мотивационной готовности к школьному обучению.

Выводы по теоретической главе исследования

дети задержка психический развитие

В данной главе были рассмотрены теоретические основы проблемы формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием через ознакомление с жизнью школы.

Сначала были рассмотрены вопросы по проблеме формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе. Раскрыли понятия: мотивационная готовность, задержка психического развития, мотив. Конкретными мотивами учебной деятельности школьника могут быть интерес, стремление иметь поощрения, избегание наказания за неуспехи, долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования и др.

Также рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития: история возникновения данной категории детей, этиология, виды задержки психического развития, особенности развития.

Раскрыты вопросы об особенностях формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выяснилось, что дети с ЗПР приходят в школу с недостаточно развитой в сравнении с нормально развивающимися сверстниками системой побудителей. Представления о школе у большинства детей с ЗПР оказываются весьма фрагментарными.

Мотивационная сфера детей с ЗПР, так же как, впрочем, и другие стороны его психики, дисгармонична с точки зрения соотношения реального уровня развития (как правило, несколько более низкого) и потенциальных возможностей. Это проявляется в расхождении между «знаемыми» и «реально действующими мотивами». Наиболее ярко это проявляется в аспекте анализа мотивационной готовности ребенка к предстоящему обучению в школе. Для детей с задержкой психического развития характерны: отставание в развитии мышления, причём отмечается недоразвитие практически всех мыслительных процессов; поведение детей импульсивно и зависит от их настроения в данный момент; дети или не хотят идти в школу или хотят, но не понимают правильно смысл своего пребывания в ней.

В последнем параграфе мы рассмотрели методы по ознакомлению с жизнью школы для повышения уровня мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Это и экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры, занятия по рисованию, дидактические игры, чтение художественной литературы, просматривание иллюстраций.

Глава 2. Эмпирические исследования по проблеме формирования мотивационной готовности детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнью школы


2.1 Выявление исходного уровня сформированности мотивационной готовности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста


Первым этапом нашей исследовательской работы был констатирующий эксперимент, который проходил в январе 2009 года. Исследовательская работа проводилась на базе – МОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 378», подготовительная к школе группа детей с задержанным психическим развитием.

В экспериментальную группу вошли дети старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием, МОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 378 », в количестве 10 человек

Цель констатирующего этапа исследования выявление наличного уровня мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи:

1.                 определение экспериментальной группы

2.                 уточнение диагностической методики и методики наблюдения за детьми, фиксация данных.

Методики исследования:

1.                 Анкетирование педагогов

2.   Диагностическая беседа

Время проведения: вторая половина дня.

Форма организации: индивидуальная.

1. .Диагностическая беседа

ОБОРУДОВАНИЕ: бланк протокола-теста

- Как тебя зовут?

- Назови свою фамилию.

- Ой, какой ты взрослый!

- Скоро пойдешь в школу?!

СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ:

1. Ты хочешь учиться?

2. Почему (хочешь, не хочешь)?

3. Где ты хочешь учиться?

4. Когда ты пойдешь в школу?

5. Как ты готовишься к школе? Расскажи.

6. Кто тебя будет учить?

7. Чему тебя научит учительница?

8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?

9. Кто тебе будет помогать в учебе дома?

10. Кому ты будешь помогать в школе?

11. Ты любишь, когда тебя хвалят?

12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником?

13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили?

14. Как ты хочешь учиться?

15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.


Критерии и показатели мотивационной готовности

Критерии

Качественные показатели

Количественные показатели

Уровни

Интерес к школе

Проявляют интерес к школе

3 балла

Высокий

Интерес проявляют к отдельным вопросам о школе

2 балла

Средний

Не проявляют интерес к школе

1балл

Низкий

Наличие представления о школе

Достаточный уровень представлений о школе

3балла

Высокий

Ограниченные представления о школе

2балла

Средний

Минимальные представления о школе

1балл

Низкий

Осознанность мотивов школьного обучения

Осознанность познавательного мотива

3балла

Высокий

Осознанность промежуточно - соревновательного

2балла

Средний

Осознанность внешнего мотива

1балл

Низкий

Результаты данной диагностики были занесены в протокол (см. Приложение 1).

Обобщенные результаты диагностического задания представлены в таблице 1.


Таблица 1

Результаты обследования детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Уровни

Количество детей

Процентное соотношение



высокий

1

10%

средний

5

50%

низкий

4

40%

итого

10

100 %


Данные представлены в диаграмме


По окончании проведения обследования по диагностической беседе детям присваивался один из 3 уровней мотивационной готовности: высокий, средний, низкий.

Характеристика уровней мотивационной готовности детей с задержкой психического развития:

Высокий – относятся дети, которые имеют достаточно широкий круг представлений о школе (сформированы понятия), дети понимают роль учителя и ученика, готовы принять новое социальное положение школьника, понимают, что учение – трудоемкий процесс. Отвечая на вопросы, дети используют достаточное количество слов из школьной лексики. Можно считать, что у таких дошкольников к моменту поступления в школу сформирована внутренняя позиция школьника.

Средний – преобладает у большинства. Ограниченные представления о деятельности учителя и школьника. Одни дети воспринимают учение как игру, ориентируясь главным образом, на внешние признаки (школьная атрибутика, наличие ролей и т.д.) Другие проявляют стремление обучаться в школе мотивируют желанием самоопределиться, изменить социальное положение, что свидетельствует о формирующейся мотивационной готовности к школе.

Низкий – относятся дети, которые имеют весьма ограниченное представление о школе. У большинства, отнесенных к этому уровню, отмечена мотивация, связанная с внешней атрибутикой школьной жизни. Эти дети находятся на начальной стадии формирования развернутой сюжетно-ролевой игры и обучения игре по правилам. Уровень развития мотивационной готовности у них ниже уровня остальных групп. Такие дошкольники нуждаются в специальном включении в систему коррекционно-педагогического воздействия и, прежде всего за счет учения в личностно значимую для ребенка деятельность, в которой актуализируется интерес, положительные эмоции к познавательным задачам.

Анализируя результаты исследования мотивационной готовности к обучению в школе на констатирующем этапе эксперимента, мы видим, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют средний и в основном низкий уровень развития мотивационной готовности к обучению в школе. Большинство детей затруднялись в выполнение задания, нуждались в помощи воспитателя.

В целом данные констатирующей части исследования привели к необходимости подобрать комплекс методов с целью развития мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.


2.2 Определение эффективности системы работы по ознакомлению детей с ЗПР с жизнью школы


Вторым этапом нашей исследовательской работы был формирующий этап эксперимента, который проходил с марта по апрель 2009 года. Исследовательская работа проводилась на базе – МОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 378», старшая группа детей с задержанным психическим развитием.

В экспериментальную группу вошли дети старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием в количестве 10 человек.

Нашей задачей было разработать и провести комплекс методик по ознакомлению с жизнью школы, который способствовал формированию мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.

Комплекс мероприятий по ознакомлению с жизнью школы, используемые нами в работе:

1. Чтение художественной литературы на тему «Школа». Читались произведения «Филиппок», «Буратино», «Скоро в школу».

2.Рисование, тема занятия «Моя любимая школа», детям предлагалось нарисовать школу, в которой они будут учиться.

3.Дидактические игры: «Правильно – неправильно», в которой детям предлагались ситуации из школьной жизни. Дети поочереди анализировали и оценивали поведение учеников в предложенной ситуации.

Игра «Цветик – многоцветик». На доске был вывешен цветок с лепестками разных цветов (красный - радостное, желтый - улыбающееся, зеленый - спокойное, синий - грустное, фиолетовый - тревожное), напротив каждого лепестка – выразительная мимика лица.

 На столе у каждого ребенка предварительно разложены лепестки таких же цветов. Детям предлагалось выбрать лепесток такого цвета, который соответствует их настроению, отношению к учебе.

У детей с нарушением интеллекта наблюдаются все виды мотивов учебной деятельности. Особенно значимой для них является мотивация, связанная с получением высоких отметок. Под влиянием обучения происходит возрастание роли учебно-познавательной мотивации у детей, и к третьему- четвёртому классу она занимает второе ранговое место.[20; С. 181]

Экскурсии в школу: ознакомительная- знакомство с помещением школы, класса, устройством классной комнаты, с названием и назначением предметов, находящихся на ней; посещение уроков в 1 классе- ознакомление с ходом урока, обязанностями и поведением на уроке учеников.

Экскурсия «Правила поведения учеников в школе»; участие в совместной деятельности: в школьных праздниках (утренники загадок, празднование Нового года, проводы Масленицы), в совместном обсуждении прочитанного (занятие по внеклассному чтению), в этических беседах, в соревнованиях, в элементарной трудовой деятельности.

После экскурсий и участия в совместной деятельности проводились с детьми беседы, направленные, главным образом, на создание положительного отношения к школе, познание особенностей деятельности учителя и учеников.

Страницы: 1, 2, 3, 4