бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства бесплатно рефераты

Тема «Природа в музыке» формирует такую этико-эстетическую категорию, как любовь к окружающему миру, к родной природе. Здесь, по нашему мнению, могут быть использованы такие произведения, как «Теплый дождик» Р.Газизова, «Ветер» Р.Хасанова, «Мой родной край» А.Зиннуровой, башкирские народные песни «Урал», «Звонкий журавль». Для них характерны широкая распевная мелодия с орнаментированными украшениями, прозрачная светлая фактура, радостный ласковый характер, консонирующие интервалы и аккорды.

Для учителей, ставящих задачу учить, «исходя из ребенка», всегда имея в виду его интерес к игре и творчеству как внутренней сути детского познания мира, мы предлагаем взять в основу следующие принципы обучения и воспитания:

1.Опора на наглядно-образное мышление.

2.Развитие личности школьника на основе раскрытия его индивидуальных творческих способностей, формирование общечеловеческой системы ценностей, гуманного отношения к природе, жизни, обществу и самому себе.

3.Духовное очищение искусством.

4.Формирование основ детского творчества в спектре композиторской, хореографической, литературной, изобразительной и других видов деятельности.

Результаты исследования, основывающиеся на анализе путей исторического развития башкирской народной музыки, произведений профессиональной детской музыки башкирских композиторов, опытно-экспериментальной проверки некоторых приемов использования песен башкирских композиторов в учебно-воспитательном процессе, позволили нам придти к следующим выводам:

1.Песни башкирских композиторов, написанные в лучших традициях народной музыки, обладают большими педагогическими возможностями, которые, будучи правильно использованы на уроках музыки в средней школе, выступают как важное средство формирования духовной культуры школьников.

2.В проведенном исследовании выявлены пути, на основании которых должно осуществляться формирование духовной культуры школьников. Первое направление должно быть связано с обогащением школьников музыкальными умениями, знаниями и навыками, которые помогают им в восприятии и исполнении различных музыкальных произведений. Другое включает в себя воспитание у учащихся способности глубоко чувствовать идейно-нравственное содержание произведений, выработку у учащихся правильного, с точки зрения общечеловеческой морали, отношения к своей Родине, к другим людям, труду, к родной природе и ее животному миру; умение видеть красоту в этих отношениях. Критериями отбора и создания песен для учащихся должны быть их яркая художественная образность, наличие богатых связей с родной музыкальной культурой.

3. Для формирования духовной культуры к музыке необходима правильная организация оценочной деятельности учащихся, предполагающая развитие у школьников определенных знаний, музыкально-исполнительских навыков, а также осуществление всей воспитательно-образовательной работы на основе детского творчества.

4.                Уровень сформированности нравственно-эстетического отношения к произведениям искусства, в частности к детской башкирской музыке, у учащихся общеобразовательной школы возрастает при создании определенных педагогических условий.

5.                Опытно-экспериментальная работа свидетельствует об эффективности нетрадиционных форм использования башкирской музыки в формировании духовной культуры школьников, таких, как урок-экскурсия, урок-монография, урок-концерт, семейные музыкальные конкурсы фестивали, викторины и т.д.

6.                Помимо общеизвестных методов воспитания нравственности, на уроках музыки и во внеклассной работе могут быть использованы так же методы, учитывающие региональный компонент: этическая беседа, метод создания ситуаций успеха, контрастности, новизны и проблемно-поисковых ситуаций.

7.                Опытно-экспериментальная работа подтвердила важность специального подбора музыкального репертуара для формирования у детей этико-эстетических категорий, таких, как: любовь к окружающему миру, природе, матери, дружба, взаимопомощь, добро, сострадание, милосердие, интернационализм, патриотизм, храбрость, мужество, трудолюбие, терпение, самообладание.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Результаты проведенного исследования, их обобщение и соответствующая интерпретация позволяют сделать следующие выводы:

1.                Историко-педагогический анализ теоретических основ формирования духовной культуры школьников средствами музыкального искусства свидетельствуют о необходимости поиска путей и средств, оптимизирующих формирование духовной культуры школьников.

2.                В решении этой проблемы особая роль принадлежит формированию духовной культуры средствами музыки, в частности, музыкального, способствующего развитию нравственного начала личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.

3.                Приобщение к башкирской национальной музыке наиболее эффективно в школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования духовного мира личности в процессе становления гуманистического мировоззрения детей.

4. Национальные музыкальные традиции, обычаи башкирского народа, их роль в духовном развитии детей не утратили и сегодня своей значимости: богатое наследие устно-поэтического музыкального творчества башкир, традиция откликаться кубаирами, баитами, песнями на исторически важные события являются ярким показателем народных методов формирования духовной культуры школьников.

5.                Башкирская музыка обладает значительным духовным потенциалом. В условиях национальной республики необходимо обращаться, помимо изучения лучших образцов мировой музыкальной культуры, к произведениям башкирских композиторов для воспитания в детях чувства патриотизма, интернационализма, коллективизма, гордости за свою страну и других нравственных качеств.

6.                Психолого-педагогическими условиями формирования духовной культуры является использование следующих методов: этическая беседа, метод создания ситуаций успеха, контрастности, новизны и проблемно-поисковых ситуаций, а также соответствующих классных, внеклассных и внешкольных форм воспитания.

7.                Проведенное исследование, сопоставительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют, что использование башкирской музыки является эффективным средством духовного воспитания детей разных возрастов.

8. Обращение к башкирской музыке разных народов особенно актуально в регионах с многонациональным составом населения, в частности, в Республике Башкортостан. Богатые традиции нравственно-эстетического воспитания этносов способствуют формированию национального самосознания и межнациональной терпимости, утверждению качественно новой – межнациональной формы социального бытия развивающейся личности ребенка, включающей также и национально-музыкальные формы социальной организации детского сообщества – от хороводов и плясок до углубления в собственную национальную музыкальную культуру.

Исследование, безусловно, не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Качественные изменения теории и методики формирования духовной культуры необходимы, поскольку не все социальные преобразования создают нравственные ориентиры. Использование духовного потенциала башкирской музыки в процессе музыкально-эстетического воспитания способствует формированию мировоззрения школьников.


БИБЛИОГРАФИЯ


Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.

Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания: Сб. статей / Отв. ред. Э. В. Бурмакин. – Томск: Изд- во (в дальнейшем – БКИ), 1962. – 600 с.

Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, НПО «Модэк» , 1998.- 352

Алиев Ю.Б.Настольная книга школьного учителя – музыканта – М. Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 336с.: ноты.-

(библиотека учителя музыки).

Амонашвили Ш.А. Школа жизни.- М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили. 1998.-80 с.

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Просвещение, 1983.-222с

Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика/ БашГПУ. – Уфа, 1998. – 141 с.

Атанова Л.П. Композиторы Башкирии: Краткий биографический сборник. – Уфа: БКИ, 1982. – 125 с.

Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. – Уфа, 1996. – 242 с.

Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Музыка – школа – труд. – Уфа – Стерлитамак, 1997. – 45 с.

Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка: Наследие. – Уфа: Изд-во УГИИ, 1996. – 105 с.

Ахметжанова Н.В. В мире башкирской музыки: Сб. Статей. – Уфа:Изд-во УГИИ, 1995. – 119 с.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1992. – 192 с.

Баймурзина В.И. Теория и практика башкирской народной педагогике: Учебное пособие. – Уфа: Изд-во ВЭГУ, 1995. – 135 с.

Башкирская профессиональная музыка / Сост. А.С. Рашитова, Г.Я. Баймурзина. – Уфа, 1994. – 168 с.

Башкирские народные мелодии / Сост. Р.С. Сулейманова. – Уфа, 1991. –104 с.(на баш. яз.)

Башкирский фольклор: Исследования и материалы: Сб. Статей. – Уфа, 1995. – 205 с.(на баш. и рус. яз.).

Башкирское народное творчество: Песни. – Уфа, 1989.–128 с.

Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. –627 с.;илл.

Бахтизина Д.И. Красота. Добро. Истина: Сборник изречений о духовности, творчестве, искусстве. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 158с.

Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: Прошлое и настоящее. – Уфа, 1989. – 245 с.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение. 1968. – 415 с.

Вопросы искусствоведения / статьи о творчестве З.Г. Исмагилова. / Уфа: БКИ , 1986. – 96 с.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 519 с.

Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: МГУ, 1995. – 160 с.

Галина Г.С. Башкирские баиты и мунажаты: тематика, поэтика, мелодика. – Уфа, 1998. – 24 с.

Губайдуллин Н.Ш., Шафиева Г.С. Методическое пособие к урокам музыки в 4-7 классах башкирской школы. – Уфа: БКИ, 1975. – 79 с. (на баш. яз.).

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.

Жак-Далькроз З.Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства: 6 лекций. – СПб.: Театр и искусство, 1913. – С.47.

Зиннурова А.С. Программа по теории и методике музыкального воспитания для студентов музыкального факультета пед. вузов. Сибай, изд-во СИБГУ 1996 г.

Зиннурова А.С. Программа по спецкурсу «Работа с детским вокальным ансамблем». Сибай, СИБГУ,1998 Г.

Зиннурова А.С. «Осрашыу» – сборник. «Башкирские народные традиции, праздники, обычаи». (В соавторстве с Ураксиной Р.). – Уфа, 1994 г.

Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с., илл.

Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. – 1992. - № 1. – С. 11-19.

Кашапова Л.М. Башкирская национальная музыкальная культура: Программа экспериментального курса / МО РБ, БИПКРО. – Уфа, 1995. – 45 с.

Кашапова Л.М., Идрисова И.Н. Халик Заимов и башкирская музыкальная культура: Методическое пособие / МО РБ, БИПКРО. – Уфа, 1995. – 89 с.

Киекбаева З.Д. Эстетическое воспитание в башкирской народной педагогике и использование его традиций в современной школьной практике: Дис. ... канд. пед. наук. – Казань, 1980. – 197 с.

Композиторы Советской Башкирии / Сост. Э.М. Давыдова. – Уфа , 1989. – 42 с.

Кодай З. Избранные статьи. – М.: Сов. комп-р, 1982. – 288 с.

Коменский Я.А. Локк Д., Руссо Ж. – Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика , 1989. – 416 с.

Краевский В.В. Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов: Методические рекомендации. – Самара, 1992. – 52 с.

Кржижевский М.В. Жемчужины народной мудрости: Очерки по эстетике и культуре башкир на материале фольклора. – Самара, 1996. – 24 с.

Кутлугильдина Ю. З. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьной практике: Дис. ...канд. пед. наук. – Казань, 1984. – 201 с.

Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. – М.: Музыка, 1965. –245 с.

Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976. – 410 с.

Музыка композиторов Башкирской АССР / СССР / и округа Галле / ГДР /: Сб. Статей / Коллектив авторов. – Уфа: БКИ, 1990. – 128 с.

Музыкальное воспитание в современном мире / Отв. ред. Д.Б. Кабалевский. – М., 1973. – 416 с.

Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Гл. Ред. Г.В.Келдыш. – М.: С Э ,1991. – 672 с., ил.

Мустафина Ф.Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. – Уфа: БКИ, 1968. – 226 с.

Музыкальное образование и современная школа: Сборник научных статей и методических рекомендаций. Вып. 1 / Авт. – сост. Л.М. Кашапова. – Уфа БИРО, 2000. – 127 с.

Музыкальное воспитание в школе, вып. 17: Сборник статей

/ Сост. О. Апраксина. – М.: Музыка, 1986. – 79 с., нот.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972. – 383 с.

Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. – М: Просвещение, 1987. – 255 с., 32 л. ил.

Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под. Ред. В.Н. Шацкой. – М., АПН РСФСР, 1955. – 182 с.

Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1981. – 750 с. – Т. 1-2.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Музыка: 1-8 классы / Сост. Ю.Б. Алиев и др. – М.: Просвещение, 1993. – 80 с.

Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – 2-е изд., доп. – М., 1972. – 168 С.

Рахимов А.З. Нравственная психология: Учебное пособие. – Уфа: НОК, 1995. – 103 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. Ред. В.В. Давыдов. – М.: БРЭ, 1993. – Т.1. – 608 с., ил.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Избр. тр.: В 2 т. – М., 1989. – Т.1. – 448 с.

Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. – Л.: Музыка, 1970. – 212 с.

Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. – М.: Музгиз, 1962. – 15 с.

Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; сост. Т.В. Челышева. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с., ил.

Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. – Уфа: Китап, 1995. – 248 с., нот.

Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. – М., 1973 – 272 с.

Скурко Е.Р. Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана: Сборник статей. / Сост. А.М. Кубагушев. – Уфа: Союз композиторов Республики Башкортостан; «Узорица», 1997. – 155 с.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л., 1947. – 335 с.

Ушинский К.Д. Педагогические взгляды башкирских просветителей и писателей. – Пермь: ПГПИ, 1974. – 194 с.

Шафиева Г.С. Музыкальное воспитание учащихся // Из опыта работы по эстетическому воспитанию в школах Башкирии: Сб. статей. – Уфа: БКИ, 1975. – С.61-74.

Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская.- М.: Педагогика , 1985. – 352 с., ил.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6