бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства бесплатно рефераты

Как было сказано выше, установление тесных связей между уроками родного языка и уроками музыки обладает большими возможностями для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников. Учителю важно понять, что воспитание у детей эмоциональной отзывчивости важно не самой по себе, а для более полного усвоения тех нравственных ценностей, которые содержатся в идейном контексте музыкального произведения. Поэтому, как показывает экспериментальная работа, большое значение имеет обсуждение с детьми содержание разученной песни.

Как показали наши наблюдения для того, чтобы музыка понравилась детям, педагог должен очень тщательно продумать вопрос качества звучания и использования предлагаемой для прослушивания музыки. Даже самая хорошая музыка не вызовет в сердцах детей нужного отклика, если учитель её плохо исполняет, или расстроен рояль на нём западают клавиши, или же его при проигрывании грампластинки раздаётся много посторонних тресков и шипений, а во время показа произведений в магнитофонной записи вдруг начинает «плыть» звук. Как только возникают, какие то неполадки в звучании прослушиваемой музыки, дети моментально отвлекаются, начинают смеяться и передразнивать звуки «заевшей» кассеты и все самые благие замыслы педагога оказываются скомканными и нереализованными. Поэтому тщательное разучивание педагогом детского репертуара, умение его петь и исполнять на высоком художественном уровне, не менее тщательная проверка и подготовка технических средств (проигрывателя, магнитофона, диапроектора для показа слайдов, телевизора) играет важное значение для выполнения задач формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку как башкирских, так и других композиторов. Учитель должен также работать над выразительностью своей речи, мимики и производных движений, с тем, чтобы быть эстетически выразительным. Наблюдая за тем, как сам учитель внимательно слушает музыку, какие экспрессивные движения он делает в такт звучащей музыки, как музыка отражается на его лице, дети, подражая своему учителю, точно также стараются внимательно вслушиваться в звуки музыки и повторять те же самые экспрессивные движения, которые сделал их учитель. Оценочные действия педагога в процессе восприятия и исполнения музыки (похвала или порицание) также подвигают детей к более внимательному отношению к музыке. В младших классах для установления теплых дружеских отношений между коллективом класса и педагогом должны преобладать оценки поощряющего и положительного характера, обращённые как ко всему классу в целом, так и к отдельным учащимся («Молодцы, хорошо слушаете!» или «Мне нравится, как ты поёшь» и т.д.). Правильно данная оценка действием учащихся стимулирует проявления более внимательного отношения к музыке и следовательно способствует формированию эмоциональной отзывчивости, необходимой для реализации воспитательных возможностей музыки.

Таким образом. Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы относительно того, каким образом учитель музыки может влиять на формирование духовной культуры школьников, используя при этом детские песни башкирских композиторов. Факторами, способствующими формированию этой отзывчивости, являются:

1.                Обращение учителем внимания детей на разнообразные явления действительности, которые их окружают, побуждение их к тому, чтобы они подумали о том, как эти явления могут воплотиться в музыке;

2.                Вовлечения школьников в процессе активного сопереживания и сотворчества в процессе восприятия и исполнения музыки;

3.                Тесная связь уроков музыки с другими учебными предметами и прежде всего с уроками родного языка;

4.                Использование в музыкальном воспитании школьников сюжетно-ролевых и дидактических игр;

5.                Высокохудожественное исполнение педагогом предлагаемой детям музыки. Отсутствие посторонних звуков и шумов в момент воспроизведения музыки на магнитофоне или проигрывателе;

6.                Установление учителем теплых и дружеских отношений с учащимися, вера в их возможности и в положительные качества личности.

Разумеется, что формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку должно органично входить в процессе обучения и воспитания, а не быть изолированной педагогической задачей, однако учителю музыки следует всегда помнить о том, что если упустить из вида формирование этой способности, то его действие по воспитанию юного гражданина могут оказаться тщетным.

Результаты данного исследования, основывающиеся на анализе путей исторического развития башкирской народной музыки, произведений профессиональной детской музыки башкирских композиторов, теоретическом осмыслении построения содержания музыкального образования в программах и учебно-методических пособиях для общеобразовательных школ Республики Башкортостан, обобщений передового педагогического опыта, опытно-экспериментальной проверки некоторых приёмов использования детских песен башкирских композиторов в учебно-воспитательном процессе позволили автору придти к следующим выводам:

1. Детские песни башкирских композиторов, написанные в лучших традициях народной музыки, обладают большими педагогическими возможностями, которые, будучи правильно использованы на уроках музыки в начальной школе, выступают как важное средство музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

2. В проведённом исследовании выявлены пути, на основании которых должно осуществляться нравственно-эстетическое воспитание младших школьников. Это воспитание должно одновременно протекать по двум направлениям. Первое из них должно быть связано с обогащением младших школьников музыкальными умениями, знаниями и навыками, которые помогают им в восприятии и исполнении различных музыкальных произведений. Другое направление включает в себя воспитание у учащихся способности глубоко чувствовать идейно-нравственное содержание этих произведений, которые должны формировать у учащихся правильные, с точки зрения общечеловеческой морали, отношения к своей Родине, к другим людям, к труду, к родной природе и её животному миру; умения видеть красоту в этих отношениях.

3. Общепринятые методы развития музыкальных способностей должны быть соответствующим образом учитываться особенности башкирской национальной поэзии и музыки. Башкирской народной вокальной музыке в отличии от музыки других народов свойственен так называемый «распев» (на 1 слог распеваются несколько слогов). Младшие школьники легче усваивают распевы, если направлять их внимание на единство стихотворной и мелодической ритмики в детских песнях башкирских композиторов. Это оказывает также благотворное влияние на развитие мелодического слуха, ритмического и ладового чувства учащихся.

4. Песни, адресуемые детям, для исполнения их в общеобразовательной башкирской школе должны в первую очередь основываться не на европейской системе мажора-минора, а на имеющихся в народной музыке ладах, в первую очередь – на пентатонике. Изучив лады своей родной национальной музыки, дети легче осваивают европейские лады, поскольку в системе ладов башкирской народной музыки имеются различные варианты пентатоники: мажорная и минорная.

5. Младшие школьники могут овладеть навыками двухголосного пения, если в их музыкальном обучении и воспитании использовать песни со знакомыми национальными приёмами: контрапунктическим двухголосием и унисонными имитациями. Формирование этих навыков наряду с развитием других музыкальных способностей помогает решению проблемы развития музыкального восприятия младших школьников.

6. Композиторам, работающим в области создания музыки для детей, предстоит ещё много сделать для расширения её педагогических возможностей в целях решения учебных и воспитательных задач.

В песнях, адресованных детям, необходимо шире отражать темы, связанные с восприятием нравственно-эстетических качеств, таких, как темп дружбы, взаимопонимания, взаимоуважение, взаимопомощи. В частности, необходимо более широкое отражение в детских песнях темы труда на общее благо и различных других нравственных качеств.

Композиторам надо смелее вводить в детские песни формы и метроритмические структуры, которые имеют богатые традиции использования в народной музыке и не ограничиваться наиболее простыми формами и структурами.


ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

2.1 Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

С целью апробации и подтверждения эффективности предложенных нами форм и методов формирования духовной культуры школьников средствами музыки нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Она была проведена на базе средней общеобразовательной школы им. З. Биишевой Кугарчинского района.

Опытно-экспериментальное исследование включало в себя констатирующий и формирующий эксперименты. Сопоставление результатов и проверка их достоверности проводились в контрольной и экспериментальной группах.

Под нравственно-эстетической оценкой народной песни мы понимаем способность учащихся анализировать отображенные в песне природные и социальные явления действительности и эмоциональное отношение. Исходя из этого определения, мы условно выделяем три уровня нравственно-эстетической оценки башкирской песни у школьников: первый (низкий), второй (средний), третий (высокий).

1.                Первый уровень (низкий). Для данного уровня характерными являются суждения детей, которые включают в себя простейший вид обобщения, выполненного в плане непосредственного восприятия и описания внешних особенностей содержания башкирской песни.

2.                Второй уровень (средний). Нравственно-эстетическую оценку башкирской композиторской песни на данном уровне можно представить как способность учащихся к эмпирическому обобщению содержания музыкального произведения. Суждения данного уровня основаны на действии сравнения

3.                Третий уровень (высокий). Исходной основой для высокого уровня нравственно-эстетической оценки выступает теоретическое обобщение, характерной особенностью которого является анализ эмпирических данных с целью выделения существенных внутренних связей какого-либо объекта. В данном случае – анализ нравственно-эстетических особенностей башкирской песни.

Выявленные уровни могут быть выражены в системе оценок следующим образом: 1 балл соответствует низкому уровню, 2 балла - среднему, 3 балла - высокому уровню нравственно-эстетической воспитанности детей, что значительно упрощает оценивание результата, позволяет контролировать и совершенствовать процесс нравственно-эстетического воспитания детей.

Прежде чем начать исследование, мы провели анкетирование школьников с целью выявления их музыкальных вкусов, интересов, потребностей и способностей, а также определения необходимых педагогических условий эффективного использования музыки башкирских композиторов Зауралья в практике национальной школы. Нами были предложены следующие вопросы:

1. Нравятся вам башкирские композиторские песни или не нравятся?

2. Если нравятся, то почему? (Если не нравятся, то почему?)

3. С какими башкирскими композиторами вы знакомы?

4. Какие башкирские песни вы можете исполнить (спеть)?

5. О ком (о чём) поётся, рассказывается в башкирских песнях? Почему?

6. Назовите, какие башкирские народные музыкальные инструменты вы знаете?

7. Хотели бы вы узнать больше о башкирской музыке?

Проанализировав ответы детей, мы выяснили, что 39% учащихся контрольного класса и 35% учащихся экспериментального класса проявляют отрицательное отношение к башкирской песне. Причем, больше половины из них не смогли объяснить, почему им не нравится башкирская песня.

Из общего числа опрошенных учащихся 50% не знают причины своего положительного или отрицательного отношения к башкирской песне. Дети, которые пытались объяснить эту причину, высказали следующие суждения:

Светлана Ю: «Мне нравятся башкирские народные песни, потому что они веселые, их поют хорошо».

Айгуль К.: «Мне нравятся башкирские песни, потому что в них хорошие слова».

Айнур И.: «Народные песни мне нравятся потому, что у них очень хороший мотив».

Итак, можно сказать, что школьников сложилось определенное позитивное или негативное отношение к башкирской музыке композиторов Зауралья. Вместе с тем большинство ребят оказались не в состоянии объяснить то или иное свое отношение к музыке или высказали недостаточно глубокие суждения. Это свидетельствует о том, что у детей данного возраста еще не сложились прочные и глубокие представления о народной песне.

Сравнивая показатели, полученные в результате анализа ответов учащихся первого и второго классов, мы видим, что отношение детей семилетнего возраста к башкирской песне несколько отличается от отношения учащихся второго класса. Вместе с тем ответы всех обследованных детей показывают достаточно низкий уровень их представлений о башкирской песне. Так, было установлено, что 45 % учащихся не смогли назвать ни одной башкирской песни. А исполнить хотя бы один куплет названной песни из общего числа опрошенных смогли лишь 35 % детей.

Низкий уровень представлений о башкирской песне можно объяснить отсутствием у детей репертуарного запаса произведений музыкального народного творчества, конкретных знаний об этом жанре, истории башкир. Дети причисляют к народным песням такие произведения, как: «Салават батыр» (муз. А. Зиннуровой, сл. Р. Ураксиной), «Шаймуратов генерал» (Муз. З. Исмагилова) и др. Подавляющее большинство ребят знакомы лишь с одной башкирской народной песней. Чаще всего это песня «Ак куян» («Белый зайчик»).

Последний вопрос анкеты был направлен на выявление представлений учащихся о башкирских народных музыкальных инструментах. Как выяснилось из опроса, почти все дети называют один-два музыкальных инструмента: курай, кубыз, домбра и др. К группе народных были причислены и музыкальные инструменты, не входящие в нее: пианино, скрипка и др. Это говорит о том, что школьники далеко не всегда могут выделить башкирские народные музыкальные инструменты из числа других.

Таким образом, полученные результаты констатирующего эксперимента дают основание судить о довольно низком уровне представлений детей о башкирской песне композиторов Зауралья, о народном музыкальном инструментарии. Данное положение, несомненно, оказывает влияние на отношение учащихся к народному музыкальному творчеству, на их способность найти аргументированное объяснение каким-либо закономерностям башкирской песне.

На втором этапе формирующего эксперимента наша задача заключалась в том, чтобы учащиеся через деятельностно-практическое отношение закрепляли и совершенствовали свои знания, умения и навыки в процессе освоения музыкального наследия башкирского народа.

Эксперимент проводился в реальных условиях системы массового музыкального воспитания и являлся естественным – включался в процесс использования детской национальной музыки в урочной и внеурочной деятельности учащихся экспериментальных и контрольных классов. Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа.

На первом этапе были осуществлены поисковый и констатирующий эксперименты, в результате чего была изучена научная и специальная литература, разработан понятийный аппарата, изучены функции башкирской композиторской музыки, обобщен передовой педагогический опыт по проблеме использования башкирской музыки в учебно-воспитательном процессе.

На втором этапе осуществлялся формирующий эксперимент, где были разработаны серии методических материалов для учителей музыки по формированию духовной культуры школьников; экспериментальной проверке была подвергнута общая гипотеза исследования и педагогические условия изучения музыки башкирских композиторов школьниками. Формирующий эксперимент проводился нами на базе выделенных экспериментальных и контрольных классов. В ходе исследования велись наблюдения, анализ, систематизация полученных данных и результатов, корректировка отдельных положений. В процессе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:

1)                апробировать на практике содержание, формы и методы использования башкирской музыки в процессе воспитательной работы с учащимися общеобразовательной школы;

2)                подтвердить эффективность выявленных методов и форм формирования духовной культуры учащихся средствами башкирской музыки.

На третьем этапе осуществлялась обработка эмпирических данных, их обобщение через сравнительный анализ и интерпретацию, которые позволили нам сделать вывод о том, что эффективное осуществление формирования духовной культуры учащихся средствами башкирской музыки возможно при наличии целенаправленных педагогических условий.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 40 школьников, из них в контрольном классе – 20, в экспериментальном – 20.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6