формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства
Рис. 1. Динамика
сформированности нравственно-эстетической оценки башкирской музыки учащимися
экспериментальных классов
Рис. 2. Динамика сформированности
нравственно-эстетической оценки башкирской музыки учащимися контрольных классов
Таким образом, анализ
результатов формирующего эксперимента свидетельствует о том, что при
активизации нравственно-эстетической оценки башкирской песни у школьников в
условиях педагогически организованной музыкально-творческой деятельности
происходит обогащение представлений, понятий, нравственно-эстетических суждений
о музыкальных средствах выразительности башкирской песни. Данное положение,
несомненно, способствует успешному формированию у них нравственно-эстетического
отношения к музыке башкирских композиторов Зауралья.
Обобщение анализа
результатов опытно-экспериментального воздействия в целом позволяет заключить,
что в условиях средней общеобразовательной школы при организации определенной
педагогически целенаправленной музыкально-творческой деятельности возможно
успешное формирование у школьников нравственно-эстетического отношения к
башкирской композиторской песне. Это положение, на наш взгляд, является одним
из решающих в деле формирования духовной культуры школьников средствами башкирской
композиторской песни. Вместе с тем получает подтверждение доказываемый в нашем исследовании
тезис, согласно которому башкирская композиторская песня может стать
эффективным средством формирования духовной культуры школьников при умело
подобранном музыкальном репертуаре.
Исходя из изложенного, мы
можем сделать следующие выводы:
1. Одним из наиболее
существенных показателей нравственно-эстетического отношения башкирской композиторской
песне школьников выступает нравственно-эстетическая оценка таких сторон песни,
как: смысловое содержание, художественные средства выразительности, позиция
автора, а также музыкально-творческая деятельность учащихся в школьном
фольклорном ансамбле.
2. Массовое
констатирующее изучение нравственно-эстетического отношения школьников к
башкирской композиторской песне, проведенное по завершению формирующего эксперимента,
выявило определенные изменения в уровне показателей нравственно-эстетической
оценки башкирской песни в экспериментальных группах. Если в начале эксперимента
нравственно-эстетическая оценка высокого уровня равнялась 2,3 %, то к концу
эксперимента она выросла до 61,6 %. Вместе с тем наметилось значительное
понижение нравственно-эстетической оценки, относящейся к низкому уровню: с 83,6
% до 8 %. Эти результаты убедительно свидетельствуют, что умело подобранный
музыкальный репертуар - важный фактор духовного формирования культуры учащихся
в целом.
3. Проверка разработанной
нами методики формирования духовной культуры школьников средствами башкирской
композиторской песни в условиях общеобразовательной школы подтверждает её
педагогическую целесообразность и практическую значимость. Наряду с этим
проверка разработанной методики на практике обеспечила фактическое
доказательство выдвинутой нами гипотезы.
2.2.Методические
рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в
системе дополнительного образования
Основной целью данного исследования является создание в рамках
эстетического цикла школьных дисциплин такой методики преподавания музыки,
которая не только формировала бы у учащихся музыкальные способности, но и
способствовала раскрытию их духовного потенциала, воспитывала такие
нравственные качества, как способность к сопереживанию, доброту, человечность,
взаимоуважение, взаимопомощь посредством восприятия музыки разных этносов,
учила детей воспринимать и чувствовать красоту музыки не только своего,
но и других народов.
Воспитательные ценности,
актуализированные теорией нравственно-эстетического воспитания, включают
превалирование духовного начала над материальным; формирование твердого,
жизнестойкого характера; человечность, целеустремленность, самостоятельность,
креативность, уравновешенность, солидарность, взаимоуважение.
Методика
нравственно-эстетического воспитания средствами башкирской музыки построена на
основе народных песенно-игровых жанров и представляет собой совокупность
авторских и фольклорных музыкально-педагогических приемов, учитывающих игровые
и интеллектуальные запросы учащихся различных национальных и возрастных
категорий.
В основу разработки
данной методики легли следующие положения психолого-педагогической науки:
- расширение возможностей
творческой самореализации детей является одной из основ воспитания личности;
- формирование
личности невозможно без ориентации на приоритет развития нравственной
активности в общей творческой самореализации человека.
Предлагаемая нами методика строится на следующих основных
принципах:
1. Принцип «фольклорной
игры», опираясь на народные методы развития способностей, имеет в виду участие
в занятиях детей различной музыкальной одарённости. Многообразие предлагаемых
форм творческого самовыражения, игровое построение занятий, коллективное
участие в игре, поощрение инициативы обусловливают высокий уровень
эмоциональной отдачи, являясь основным рычагом развития творческой фантазии и
музыкальных способностей детей.
Данный принцип способствует стимуляции и развитию детской
фантазии как оформленной умственной деятельности. Он служит средством
активизации социального поведения, крайне неразвитого у большинства детей,
поступающих в первый класс. Применение этого принципа создает фундамент для раскрытия
личностно-творческого и нравственно-эстетического потенциала учащегося в дальнейшем
школьном обучении.
2. Принцип связи музыки с окружающей природой, с жизнью той
местности, где проживает ребенок. По мнению Б.Т. Лихачева, экологически чистая
аура присуща здоровому нормальному индивиду, обитающих в родной для него,
здоровой социально и экологически чистой природной среде. Отсюда вытекает
важность изучения детьми родной природы, истории, литературы, национальной
культуры и быта. Ибо эти предметы создают образно-образовательный фундамент
экологически чистой ауры. Подлинно экологически чистая, этнически образная
основа ауры обязательно соседствует, сосуществует, взаимодействует с экоаурой
других народов.
3. Принцип нацеливания учащегося на успех, на самосовершенствование.
Педагог должен быть уверен в том, что каждый школьник - художник, и обязательно
талантливый. Умение педагога увидеть способности ребенка, о которых тот сам
может не подозревать, и убедить его в этом – самое ценное, что только может быть
в музыкальном воспитании и воспитании вообще.
4. Принцип учета психолого-возрастных и
регионально-этнических особенностей школьников. Педагог должен уметь учитывать
психолого-возрастные и регионально-этнические особенности. Представители
различных национальных общностей по-своему воспринимают стиль поведения
учителя, предъявляют разные требования к моральным качествам, нуждаются в
специфических способах психологического и воспитательного воздействия.
Регионально-этнические особенности могут способствовать или препятствовать
адаптации представителей той или иной нации к требованиям педагога. Невозможно
переделать или отменить национально-психологические особенности людей, но можно
изменить стратегию и тактику воспитательных воздействий. Педагогу необходимо познакомиться
с нравами, обычаями, традициями народа, представители которого входят в
управляемый коллектив. Незнание национально-психологических особенностей
учащихся ведет не только к снижению эффективности учебной или трудовой деятельности
коллектива, но и появлению межнациональных трений. Познавательные умения
педагога должны быть направлены на изучение особенностей национального
самосознания и потребностно-мотивационной сферы интересов и ценностных
ориентаций.
Мы полагаем, что
создание собственной программы предполагает выбор ее автором, фольклор какого
народа станет основой в той ее части, которая касается народной музыкальной
культуры. Легче, видимо, решить этот вопрос в школах (в классах) с однородным
национальным составом, сложнее со смешанным. Исходя из мирового педагогического
опыта, наиболее оправданным является выбор в качестве основного материала
фольклора того народа, который составляет количественное большинство данного
коллектива. Но необходим выход за пределы одной культуры, и с этой целью в
программы должны быть включены музыкальные произведения других народов. Даже
тогда, когда в классе есть хотя бы один ученик другой национальности, важно
уделить внимание его родному фольклору, с произведениями которого он или его
родственники могут познакомить весь класс.
Национальное
музыкальное образование в школах республики невозможно без создания
педагогических условий для овладения учащимися музыкальной культурой своего и
других народов. С этой целью в рамках нашего исследования, мы выделили башкирскую
музыку как базовую, представляющую коренной народ республики, на основе которой
должны быть сформированы необходимые знания, умения, навыки учащихся,
способствующие восприятию музыкальной культуры и других народов.
Школьники на любом уровне своего развития уже имеют
определенный музыкальный опыт и конкретные знания о музыке. Поэтому при
изучении детской национальной музыки мы опирались на положение о восприятии
искусств, высказанное Б.М. Тепловым, и исходили из идеи целенаправленного
изучения наследия башкирского народа, характерных ее черт и признаков:
одноголосие, лад - пентатоника, орнаментальные украшения, смешанные метроритмы;
стили песенного творчества – озон-кюй (протяжная песня), кыска-кюй (быстрый, короткий
напев), халмак-кюй (умеренный напев), сенляу (свадебные причитания, или плач
невесты), узляу (горловое пение), специфические народные музыкальные
инструменты – курай, кубыз, думбыра, дыбыл и другие – и древность их
происхождения; становление и развитие композиторской и исполнительской школы –
начиная с певцов-сказителей-сэсэнов и т.д.
Для углубления и развития
музыкально-эстетических вкусов, нравственных основ личности, расширения ее
кругозора и повышения уровня духовной культуры на основе изучения традиций башкирской
музыкальной культуры необходимо применение в учебно-воспитательном процессе
активных, в том числе контрастных, методов и приемов, нестандартных и
нетрадиционных форм уроков и внеклассных занятий, стимулирующих интерес
учащихся к музыкальному наследию своего и других народов.
Наш опыт позволяет
сделать вывод о том, что в произведениях, предназначенных для детей, должны
присутствовать общие черты, которые следует учитывать при составлении
репертуара классных и внеклассных занятий: отбор необходимо осуществлять из
трех источников: народного музыкального творчества, классики и современной музыки;
Музыкальные произведения
должны:
·
отражать идеи
гуманизма;
·
отличаться
проникновением в мир чувств детей, отражать их интересы, быть образными,
доступными для дошкольников различных возрастных групп;
·
быть яркими и
запоминающимися, опираться на интонационно-ладовый строй музыки своего народа;
·
отражать
современные искания в совершенствовании, модернизации музыкального языка; их
художественный уровень должен отвечать требованиям большого искусства;
·
быть разными по
форме и жанровым характеристикам.
Музыкальная национальная культура, включает народное
творчество, его фортепианную обработку и произведения композиторов, написанные
на национальной основе. Дети с ранних лет прислушиваются к родным интонациям
колыбельной и плясовой, они узнают эти интонации в других произведениях. Народные
песни, игры, хороводы отличаются особой выразительностью, образностью,
повторяемостью некоторых интонаций, ладовой определенностью и четкостью формы.
Народные произведения богаты разнообразием вариантов, в них ясно выражено
импровизационное начало, они представляют собой синтез музыки, слова, движения.
Дети легко инсценируют песни, варьируют различные элементы народных плясок.
В современной музыке
происходят интенсивные поиски новых средств музыкального воплощения в
ладогармонической структуре, в ритме и интонационном строе.
В своем творчестве
композиторы испытывают определенные трудности, поскольку создать нужно яркие,
впечатляющие образы весьма ограниченными средствами. Особенно это относится к мелодии
песен, предназначенных для исполнения детьми школьного возраста. Здесь
ограничен и диапазон мелодии, и ее интервалика, и ритм. Музыка для детей должна
выполнять и учебную задачу. Пользуясь ею, ребят учат петь, танцевать, слушать
произведения, играть на детских инструментах.
Вот почему так важно содружество композиторов,
поэтов, педагогов и издателей. Перед ними стоит задача создать произведения, связанные
с различными видами музыкальной деятельности и способствующие формированию
различных практических навыков. Кроме того, нужны произведения для праздников,
кукольного театра, маленьких концертов, вечеров самодеятельности, развлечений.
Музыкальный репертуар
выполняет свою социально-бытовую функцию, подобно тому, как выполняет ее
народное музыкальное творчество, сопровождающее человека всю жизнь.
Ценный вклад в дело возрождения и развития
башкирской национальной музыкальной культуры внесла Л.М. Кашапова. Благодаря
разработанным ею методическим рекомендациям, фонохрестоматии учителя музыки
получили большую помощь в своей работе.
Но, тем не менее, до сих
пор остается острой проблема школьно-песенного репертуара. На сегодняшний день
для всех учителей музыки она является главной. Этот факт подтверждают уроки
музыки, где звучат в основном детские песни композиторов старшего поколения: З.
Исмагилова, А. Муртазина, Х. Ахметова, а также и многочисленные фестивали-конкурсы,
где дети исполняют чаще всего то, что слышат по телевизору и радио. Подражание
эстрадным певцам ведет к напряжению и болезни голосовых связок, к потере
индивидуальности исполнения.
Профессиональные
композиторы, на наш взгляд, пока еще не вполне осознают, какие огромные
воспитательные возможности содержит в себе хорошая детская песня, как важна она
в процессе становления личности. В последнее время появилось немало интересных
самодеятельных композиторов, сочиняющих яркие образные песни для детей, таких,
как Ю. Муратов, З. Файзуллина,
А. Зиннурова, Г.
Ишкуватова, но, к сожалению, их произведения изданы небольшим тиражом.
Известно, что башкирская песня представляет собой
синкретический музыкально-поэтический вид искусства. Музыка как бы оживляет все
искусство, цементирует его и осуществляет гармонизацию педагогических влияний
на ребенка. Традиционно текст песни, ее мелодия создаются одновременно, бытуют
в единстве музыки, стиха и танца, так как они исторически рождались в процессе трудовой
деятельности. Не случайно башкирские сэсэны умели и петь, и танцевать, и играть
на музыкальных инструментах.
Поэтому при работе над песней и ее
исполнением необходим комплексный подход. Детей нужно учить не только петь, но
и передавать содержание песни через выразительные движения, мимику, иными
словами, инсценировать, театрализовать песню.
Разучивание танцевальных такмаков с приговариванием
и притоптыванием, считалок благотворно влияет на нравственно-эстетическое
развитие ребенка, формирование его внутренней культуры, тягу к природе,
заботливому отношению к ней. Поэтому для программы были подобраны такие песни,
как «Бишек йыры» (Колыбельная), «Тал» (Ива), «Кубэлэк» (Мотылек) - музыка А.
Зиннуровой, слова Р.М. Ураксиной; «Салават батыр», «Сынрау торна» (Лебединая),
«Шэл бэйлэнем» (Шаль вязала), «Тунэрэк кул» (Круглое озеро). При изучении песни
«Урал» детям дают возможность выразить представление об Урале, символизирующим
понятие Родины и Отечества. В этом смысле развитию художественного воображения
помогает знакомство учащихся младших классов со сказкой «Урал-батыр». Далее
объясняется, почему песню называют «неписаной историей народа» (М. Горький.):
рассказывается предание, легшее в основу песни, дается возможность найти
мотивы, образы песни «Урал», имеющие непосредственную связь с историей края
башкир. Затем учащимся предлагается под музыку домбры или курая «создать
пейзаж» Урала в цвете.
Каждую песню рекомендуется не просто разучить с
учащимися, а инсценировать, разыграть маленький музыкальный спектакль, создать
«видеоклип».
При отборе репертуара мы опирались на тот факт, что
у башкирского народ всегда была связь с природой. Башкиры не просто любят
природу, ограничиваясь кратковременным общением с ней, они живут в ней, а
природа - в них. Тесная связь с природой издавна воспитывала в людях
гармонические взаимоотношения с ней, чувствительность к биологическим,
сезонным, космическим ритмам, что непременно отражалось на их отношениях, как с
окружающим миром, так и друг с другом. Поэтому музыкальные произведения о
природе содержат в себе огромные воспитательные функции. Стремление жить в
согласии с природой генетически заложено в башкирском народе.
Разучивая песни о природе, педагог воспитывает в
своих учащихся стремление к вечной гармонии, а значит, стремление к добру, справедливости,
свободе.
В отличие от орфовской методики,
нацеленной исключительно на музицирование и собственное творчество детей, нами
был разработан музыкальный репертуар, предназначенный для пения и слушания
музыки с целью формирования у детей определенных этико-эстетических категорий.
Так, этико-эстетические категории храбрость, мужество, героизм, подвиг
выразительнее всего представлены в башкирских народных песнях «Порт-Артур»,
«Любизар», «Наполеон», в песнях о Салавате Юлаеве и др. Их можно использовать
при изучении следующих тем: «По страницам истории», «Музыка как отражение
истории и культуры народов разных стран», «История песен – история народа». Они
характеризуются призывной, решительной мелодией, четким маршеобразным ритмом,
интонациями призыва.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|