бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства бесплатно рефераты


Рис. 1. Динамика сформированности нравственно-эстетической оценки башкирской музыки учащимися экспериментальных классов

Рис. 2. Динамика сформированности нравственно-эстетической оценки башкирской музыки учащимися контрольных классов


Таким образом, анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует о том, что при активизации нравственно-эстетической оценки башкирской песни у школьников в условиях педагогически организованной музыкально-творческой деятельности происходит обогащение представлений, понятий, нравственно-эстетических суждений о музыкальных средствах выразительности башкирской песни. Данное положение, несомненно, способствует успешному формированию у них нравственно-эстетического отношения к музыке башкирских композиторов Зауралья.

Обобщение анализа результатов опытно-экспериментального воздействия в целом позволяет заключить, что в условиях средней общеобразовательной школы при организации определенной педагогически целенаправленной музыкально-творческой деятельности возможно успешное формирование у школьников нравственно-эстетического отношения к башкирской композиторской песне. Это положение, на наш взгляд, является одним из решающих в деле формирования духовной культуры школьников средствами башкирской композиторской песни. Вместе с тем получает подтверждение доказываемый в нашем исследовании тезис, согласно которому башкирская композиторская песня может стать эффективным средством формирования духовной культуры школьников при умело подобранном музыкальном репертуаре.

Исходя из изложенного, мы можем сделать следующие выводы:

1. Одним из наиболее существенных показателей нравственно-эстетического отношения башкирской композиторской песне школьников выступает нравственно-эстетическая оценка таких сторон песни, как: смысловое содержание, художественные средства выразительности, позиция автора, а также музыкально-творческая деятельность учащихся в школьном фольклорном ансамбле.

2. Массовое констатирующее изучение нравственно-эстетического отношения школьников к башкирской композиторской песне, проведенное по завершению формирующего эксперимента, выявило определенные изменения в уровне показателей нравственно-эстетической оценки башкирской песни в экспериментальных группах. Если в начале эксперимента нравственно-эстетическая оценка высокого уровня равнялась 2,3 %, то к концу эксперимента она выросла до 61,6 %. Вместе с тем наметилось значительное понижение нравственно-эстетической оценки, относящейся к низкому уровню: с 83,6 % до 8 %. Эти результаты убедительно свидетельствуют, что умело подобранный музыкальный репертуар - важный фактор духовного формирования культуры учащихся в целом.

3. Проверка разработанной нами методики формирования духовной культуры школьников средствами башкирской композиторской песни в условиях общеобразовательной школы подтверждает её педагогическую целесообразность и практическую значимость. Наряду с этим проверка разработанной методики на практике обеспечила фактическое доказательство выдвинутой нами гипотезы.


2.2.Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования

Основной целью данного исследования является создание в рамках эстетического цикла школьных дисциплин такой методики преподавания музыки, которая не только формировала бы у учащихся музыкальные способности, но и способствовала раскрытию их духовного потенциала, воспитывала такие нравственные качества, как способность к сопереживанию, доброту, человечность, взаимоуважение, взаимопомощь посредством восприятия музыки разных этносов, учила детей воспринимать и чувствовать красоту музыки не только своего, но и других народов.

Воспитательные ценности, актуализированные теорией нравственно-эстетического воспитания, включают превалирование духовного начала над материальным; формирование твердого, жизнестойкого характера; человечность, целеустремленность, самостоятельность, креативность, уравновешенность, солидарность, взаимоуважение.

Методика нравственно-эстетического воспитания средствами башкирской музыки построена на основе народных песенно-игровых жанров и представляет собой совокупность авторских и фольклорных музыкально-педагогических приемов, учитывающих игровые и интеллектуальные запросы учащихся различных национальных и возрастных категорий.

В основу разработки данной методики легли следующие положения психолого-педагогической науки:

- расширение возможностей творческой самореализации детей является одной из основ воспитания личности;

- формирование личности невозможно без ориентации на приоритет развития нравственной активности в общей творческой самореализации человека.

Предлагаемая нами методика строится на следующих основных принципах:

1. Принцип «фольклорной игры», опираясь на народные методы развития способностей, имеет в виду участие в занятиях детей различной музыкальной одарённости. Многообразие предлагаемых форм творческого самовыражения, игровое построение занятий, коллективное участие в игре, поощрение инициативы обусловливают высокий уровень эмоциональной отдачи, являясь основным рычагом развития творческой фантазии и музыкальных способностей детей.

Данный принцип способствует стимуляции и развитию детской фантазии как оформленной умственной деятельности. Он служит средством активизации социального поведения, крайне неразвитого у большинства детей, поступающих в первый класс. Применение этого принципа создает фундамент для раскрытия личностно-творческого и нравственно-эстетического потенциала учащегося в дальнейшем школьном обучении.

2. Принцип связи музыки с окружающей природой, с жизнью той местности, где проживает ребенок. По мнению Б.Т. Лихачева, экологически чистая аура присуща здоровому нормальному индивиду, обитающих в родной для него, здоровой социально и экологически чистой природной среде. Отсюда вытекает важность изучения детьми родной природы, истории, литературы, национальной культуры и быта. Ибо эти предметы создают образно-образовательный фундамент экологически чистой ауры. Подлинно экологически чистая, этнически образная основа ауры обязательно соседствует, сосуществует, взаимодействует с экоаурой других народов.

3. Принцип нацеливания учащегося на успех, на самосовершенствование. Педагог должен быть уверен в том, что каждый школьник - художник, и обязательно талантливый. Умение педагога увидеть способности ребенка, о которых тот сам может не подозревать, и убедить его в этом – самое ценное, что только может быть в музыкальном воспитании и воспитании вообще.

4. Принцип учета психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей школьников. Педагог должен уметь учитывать психолого-возрастные и регионально-этнические особенности. Представители различных национальных общностей по-своему воспринимают стиль поведения учителя, предъявляют разные требования к моральным качествам, нуждаются в специфических способах психологического и воспитательного воздействия. Регионально-этнические особенности могут способствовать или препятствовать адаптации представителей той или иной нации к требованиям педагога. Невозможно переделать или отменить национально-психологические особенности людей, но можно изменить стратегию и тактику воспитательных воздействий. Педагогу необходимо познакомиться с нравами, обычаями, традициями народа, представители которого входят в управляемый коллектив. Незнание национально-психологических особенностей учащихся ведет не только к снижению эффективности учебной или трудовой деятельности коллектива, но и появлению межнациональных трений. Познавательные умения педагога должны быть направлены на изучение особенностей национального самосознания и потребностно-мотивационной сферы интересов и ценностных ориентаций.

Мы полагаем, что создание собственной программы предполагает выбор ее автором, фольклор какого народа станет основой в той ее части, которая касается народной музыкальной культуры. Легче, видимо, решить этот вопрос в школах (в классах) с однородным национальным составом, сложнее со смешанным. Исходя из мирового педагогического опыта, наиболее оправданным является выбор в качестве основного материала фольклора того народа, который составляет количественное большинство данного коллектива. Но необходим выход за пределы одной культуры, и с этой целью в программы должны быть включены музыкальные произведения других народов. Даже тогда, когда в классе есть хотя бы один ученик другой национальности, важно уделить внимание его родному фольклору, с произведениями которого он или его родственники могут познакомить весь класс.

Национальное музыкальное образование в школах республики невозможно без создания педагогических условий для овладения учащимися музыкальной культурой своего и других народов. С этой целью в рамках нашего исследования, мы выделили башкирскую музыку как базовую, представляющую коренной народ республики, на основе которой должны быть сформированы необходимые знания, умения, навыки учащихся, способствующие восприятию музыкальной культуры и других народов.

Школьники на любом уровне своего развития уже имеют определенный музыкальный опыт и конкретные знания о музыке. Поэтому при изучении детской национальной музыки мы опирались на положение о восприятии искусств, высказанное Б.М. Тепловым, и исходили из идеи целенаправленного изучения наследия башкирского народа, характерных ее черт и признаков: одноголосие, лад - пентатоника, орнаментальные украшения, смешанные метроритмы; стили песенного творчества – озон-кюй (протяжная песня), кыска-кюй (быстрый, короткий напев), халмак-кюй (умеренный напев), сенляу (свадебные причитания, или плач невесты), узляу (горловое пение), специфические народные музыкальные инструменты – курай, кубыз, думбыра, дыбыл и другие – и древность их происхождения; становление и развитие композиторской и исполнительской школы – начиная с певцов-сказителей-сэсэнов и т.д.

Для углубления и развития музыкально-эстетических вкусов, нравственных основ личности, расширения ее кругозора и повышения уровня духовной культуры на основе изучения традиций башкирской музыкальной культуры необходимо применение в учебно-воспитательном процессе активных, в том числе контрастных, методов и приемов, нестандартных и нетрадиционных форм уроков и внеклассных занятий, стимулирующих интерес учащихся к музыкальному наследию своего и других народов.

Наш опыт позволяет сделать вывод о том, что в произведениях, предназначенных для детей, должны присутствовать общие черты, которые следует учитывать при составлении репертуара классных и внеклассных занятий: отбор необходимо осуществлять из трех источников: народного музыкального творчества, классики и современной музыки;

Музыкальные произведения должны:

·        отражать идеи гуманизма;

·        отличаться проникновением в мир чувств детей, отражать их интересы, быть образными, доступными для дошкольников различных возрастных групп;

·        быть яркими и запоминающимися, опираться на интонационно-ладовый строй музыки своего народа;

·        отражать современные искания в совершенствовании, модернизации музыкального языка; их художественный уровень должен отвечать требованиям большого искусства;

·        быть разными по форме и жанровым характеристикам.

Музыкальная национальная культура, включает народное творчество, его фортепианную обработку и произведения композиторов, написанные на национальной основе. Дети с ранних лет прислушиваются к родным интонациям колыбельной и плясовой, они узнают эти интонации в других произведениях. Народные песни, игры, хороводы отличаются особой выразительностью, образностью, повторяемостью некоторых интонаций, ладовой определенностью и четкостью формы. Народные произведения богаты разнообразием вариантов, в них ясно выражено импровизационное начало, они представляют собой синтез музыки, слова, движения. Дети легко инсценируют песни, варьируют различные элементы народных плясок.

В современной музыке происходят интенсивные поиски новых средств музыкального воплощения в ладогармонической структуре, в ритме и интонационном строе.

В своем творчестве композиторы испытывают определенные трудности, поскольку создать нужно яркие, впечатляющие образы весьма ограниченными средствами. Особенно это относится к мелодии песен, предназначенных для исполнения детьми школьного возраста. Здесь ограничен и диапазон мелодии, и ее интервалика, и ритм. Музыка для детей должна выполнять и учебную задачу. Пользуясь ею, ребят учат петь, танцевать, слушать произведения, играть на детских инструментах.

Вот почему так важно содружество композиторов, поэтов, педагогов и издателей. Перед ними стоит задача создать произведения, связанные с различными видами музыкальной деятельности и способствующие формированию различных практических навыков. Кроме того, нужны произведения для праздников, кукольного театра, маленьких концертов, вечеров самодеятельности, развлечений.

Музыкальный репертуар выполняет свою социально-бытовую функцию, подобно тому, как выполняет ее народное музыкальное творчество, сопровождающее человека всю жизнь.

Ценный вклад в дело возрождения и развития башкирской национальной музыкальной культуры внесла Л.М. Кашапова. Благодаря разработанным ею методическим рекомендациям, фонохрестоматии учителя музыки получили большую помощь в своей работе.

Но, тем не менее, до сих пор остается острой проблема школьно-песенного репертуара. На сегодняшний день для всех учителей музыки она является главной. Этот факт подтверждают уроки музыки, где звучат в основном детские песни композиторов старшего поколения: З. Исмагилова, А. Муртазина, Х. Ахметова, а также и многочисленные фестивали-конкурсы, где дети исполняют чаще всего то, что слышат по телевизору и радио. Подражание эстрадным певцам ведет к напряжению и болезни голосовых связок, к потере индивидуальности исполнения.

Профессиональные композиторы, на наш взгляд, пока еще не вполне осознают, какие огромные воспитательные возможности содержит в себе хорошая детская песня, как важна она в процессе становления личности. В последнее время появилось немало интересных самодеятельных композиторов, сочиняющих яркие образные песни для детей, таких, как Ю. Муратов, З. Файзуллина,

А. Зиннурова, Г. Ишкуватова, но, к сожалению, их произведения изданы небольшим тиражом.

Известно, что башкирская песня представляет собой синкретический музыкально-поэтический вид искусства. Музыка как бы оживляет все искусство, цементирует его и осуществляет гармонизацию педагогических влияний на ребенка. Традиционно текст песни, ее мелодия создаются одновременно, бытуют в единстве музыки, стиха и танца, так как они исторически рождались в процессе трудовой деятельности. Не случайно башкирские сэсэны умели и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах.

Поэтому при работе над песней и ее исполнением необходим комплексный подход. Детей нужно учить не только петь, но и передавать содержание песни через выразительные движения, мимику, иными словами, инсценировать, театрализовать песню.

Разучивание танцевальных такмаков с приговариванием и притоптыванием, считалок благотворно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, формирование его внутренней культуры, тягу к природе, заботливому отношению к ней. Поэтому для программы были подобраны такие песни, как «Бишек йыры» (Колыбельная), «Тал» (Ива), «Кубэлэк» (Мотылек) - музыка А. Зиннуровой, слова Р.М. Ураксиной; «Салават батыр», «Сынрау торна» (Лебединая), «Шэл бэйлэнем» (Шаль вязала), «Тунэрэк кул» (Круглое озеро). При изучении песни «Урал» детям дают возможность выразить представление об Урале, символизирующим понятие Родины и Отечества. В этом смысле развитию художественного воображения помогает знакомство учащихся младших классов со сказкой «Урал-батыр». Далее объясняется, почему песню называют «неписаной историей народа» (М. Горький.): рассказывается предание, легшее в основу песни, дается возможность найти мотивы, образы песни «Урал», имеющие непосредственную связь с историей края башкир. Затем учащимся предлагается под музыку домбры или курая «создать пейзаж» Урала в цвете.

Каждую песню рекомендуется не просто разучить с учащимися, а инсценировать, разыграть маленький музыкальный спектакль, создать «видеоклип».

При отборе репертуара мы опирались на тот факт, что у башкирского народ всегда была связь с природой. Башкиры не просто любят природу, ограничиваясь кратковременным общением с ней, они живут в ней, а природа - в них. Тесная связь с природой издавна воспитывала в людях гармонические взаимоотношения с ней, чувствительность к биологическим, сезонным, космическим ритмам, что непременно отражалось на их отношениях, как с окружающим миром, так и друг с другом. Поэтому музыкальные произведения о природе содержат в себе огромные воспитательные функции. Стремление жить в согласии с природой генетически заложено в башкирском народе.

Разучивая песни о природе, педагог воспитывает в своих учащихся стремление к вечной гармонии, а значит, стремление к добру, справедливости, свободе.

В отличие от орфовской методики, нацеленной исключительно на музицирование и собственное творчество детей, нами был разработан музыкальный репертуар, предназначенный для пения и слушания музыки с целью формирования у детей определенных этико-эстетических категорий. Так, этико-эстетические категории храбрость, мужество, героизм, подвиг выразительнее всего представлены в башкирских народных песнях «Порт-Артур», «Любизар», «Наполеон», в песнях о Салавате Юлаеве и др. Их можно использовать при изучении следующих тем: «По страницам истории», «Музыка как отражение истории и культуры народов разных стран», «История песен – история народа». Они характеризуются призывной, решительной мелодией, четким маршеобразным ритмом, интонациями призыва.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6