бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания бесплатно рефераты

Однако в литературе по физическому воспитанию пока не выделяется 3 компонента отношений и не признана необходимость измерения каждого из них (134, с. 130). При исследовании отношений испытуемых к различным аспектам физического воспитания специалисты физической культуры и спорта обычно выясняют в общих чертах, что отношения эти, как правило, положительные, хотя иногда ниже желаемого уровня.

При изучении отношения к своему здоровью школьников Г. Кеньон использовал вербальные методы исследования, в результате было выяснено положительное в целом отношение. Странно было бы получить отрицательный результат при таком формальном подходе.

Другой исследователь Т. Шлан показал, что при занятиях физической культурой и спортом положительно изменяется отношение к сотрудничеству (239).

Д. Хеллисон обнаружил, что занятия физическими упражнениями весьма эффективно влияют на изменение отношения к самому себе (226).

Другие исследователи (Р. Зайонг и Д. Фелкер) установили достоверную положительную связь между самоуважением человека и восприятием своего тела (220, 249).

Исследуя мотивы, по которым большинство субъектов начинает заниматься физическими упражнениями, зарубежные исследователи: С. Бидль (210), Л. Венцель (246), Б. Киркгельд с соавторами (229) - установили, что большинство обследуемых связали это с намерением укрепить свое здоровье. Однако существенную роль в мотивации занятий физическими упражнениями играют и другие ценности: привлекательность фигуры, престижность занятий, общение и др.

Основательные исследования отношений литовских школьников к физической культуре и когнитивного компонента соотношения их к ЗОЖ провели в 1998 году К.К. Кардялис и И.Ю. Зиозиене. В частности, они установили, что основными мотивами занятий физическими упражнениями у мальчиков являются соперничество и увлеченность, а у девочек - красота тела.

71% мальчиков в 9-10 классах положительно оценивают уроки физической культуры, тогда как у девочек эта цифра составляет 27,8%. О том, что здоровье зависит от ЗОЖ и ЗСЖ указали 44,4% мальчиков и 40,7% девочек старшего школьного возраста. Положительно оценивают свой уровень знаний о здоровье 35% мальчиков и 28% девочек. Источники знаний о ЗОЖ: средства массовой информации - мальчики - 28%, девочки - 26%; родители -соответственно 17% и 19%; учитель биологии - 13%и 11%; учитель физической культуры - 6% и 4%. 40% учителей физической культуры оценивают свои знания в области ЗОЖ как неудовлетворительные. В ходе исследования не обнаружена достоверная взаимность между показателями наличия знаний по физической культуре и ЗОЖ и отношением (формальным) к занятиям физической культурой (г = 0,19).

В.И.Столяров с сотрудниками (54, 171, 173) провели исследования отношения учащихся к своей телесности: представляет ли тело и различные его параметры (телосложение, здоровье, физические качества, двигательные способности) ценность для них, как они оценивают свое физическое состояние и его различные параметры, проявляют ли заботу о них, какие средства используют при этом, на какие культурные нормы, образцы и правила поведения ориентируются, каков уровень их знаний о своем организме, средствах и методах воздействия на него. На основании полученных результатов исследователями были сформулированы инновационные концептуальные предложения по переустройству существующего физического воспитания.

Заключая обзор исследований отношений в физическом воспитании, отметим, что в подавляющем большинстве работ исследователи стремились выяснить, как отдельные группы людей смотрят на определенные явления и аспекты физического воспитания и его компоненты. Совсем мало работ, в которых полученные результаты позволяли бы выяснить, как формируются эти отношения, как их можно изменить в нужном направлении, связать с реальным поведением.

В своем исследовании отношений мы исходим из следующего: хотя логически отношения являются гипотетическими конструкциями (т.е. их наличие предполагается, но не поддается объективным наблюдениям), они проявляются в осознанном опыте, вербальных реакциях, поведении. Концепция отношений возникла как результат попыток осмысления наблюдаемых регулярностей в поведении индивида. Характер отношения определяется на основании наблюдаемых и оцениваемых реакций индивида (положительных или отрицательных, в зависимости от высказанных суждений).

Заключение об отношении, не поддающемся непосредственному определению, должно делаться на основании поведенческих проявлений. Хотя человек способен оценить собственное отношение по своим внутренним переживаниям, только его общественное поведение может быть подвергнуто объективному исследованию (188).

Учитывая вышеизложенное, мы разработали анкету, включающую в себя 12 компонентов ЗСЖ, в которой индивид отражал степень своего поведенческого отношения по 5-балльной шкале к каждому из перечисленных в ней компонентов (Приложение 5).

Затем высчитывался «вес» каждого компонента в баллах и определялся процент учащихся, придерживающихся той или иной степени отношения к компонентам ЗСЖ (Приложение 6, таблица 1, рис. 2, 3).

Таким образом, удалось с достаточной объективностью оценить поведенческий компонент отношения старшеклассников к здоровому образу и стилю жизни. В прежних исследованиях отношения учащихся к компонентам ЗСЖ, как правило, на вербальном уровне оценивались их убеждения и намерения. Однако, если ученик говорит о том, что он убежден в важности физических упражнений для укрепления здоровья, что хорошее здоровье его цель, и что он намерен каждый день проделывать комплекс физических упражнений, насколько велика вероятность того, что он действительно будет это делать? Если мы знаем об ученике только это, то вероятность невелика. Зависимость между отношением и поведением здесь довольно слаба (134, с. 128). Необходимо иметь информацию о том, что действительно обычно делает ученик, а не то, что он хотел бы делать или считает нужным делать.

Парадокс отношения людей к своему здоровью заключается как раз в том, что все признают необходимость заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, но мало кто что-либо для этого делает.

В результате проведенных исследований поведенческого компонента отношения старшеклассников к своему здоровью выяснилось, что систематически выполняют условия здорового образа и стиля жизни 23% всех обследуемых; почти всегда придерживаются ЗСЖ -19%, иногда - 24%, почти никогда - 14%, никогда - 20% (Приложение 6, рис.2). Как видим, количество учащихся, регулярно следующих правилам ЗСЖ (23%), практически совпадает с данными Минздрава России о количестве здоровых выпускников, оканчивающих наши школы (25%). Это еще раз подтверждает то, что здоровье учеников в основном зависит от образа и стиля жизни, которых они придерживаются (113, 140, 166).

Анализируя показатели отношения старшеклассников к компонентам ЗСЖ, отметим, что самый высокий балл имеет компонент, обозначающий «неупотребление наркотических веществ» - 4,74 (всего 2 человека из 120 старшеклассников регулярно принимают наркотики). Это несколько не согласуется с теми цифрами, которые приводят по школьной наркозависимости органы здравоохранения. Возможно, это связано с тем, что наибольшее распространение наркотики получили в среде 6-9-классников, а в. среде старшеклассников картина более благополучная.

Вторым по степени выполняемое™ идет показатель «гигиенические процедуры» - 3,98 балла, третьим и четвертым - «неупотребление алкоголя и никотина» - соответственно 3,51 и 3, 64 балла.

Настораживает тот факт, что определяющий компонент ЗСЖ - «двигательная активность» - набрал всего 3,25 балла. Это означает, что регулярно занимаются физическими упражнениями лишь 16 человек из 120 обследуемых.

Последние места по выполняемости заняли такие компоненты, как нетрадиционные системы оздоровления, «приемы психорегуляции, закаливания и массажа». Это, видимо, связано с недостаточной информированностью старшеклассников о их благотворном влиянии на здоровье и отсутствием навыков применения данных факторов ЗСЖ.

Подводя итог исследованию отношения старшеклассников к компонентам ЗСЖ, сформулируем основные положения по формированию ценностного отношения к здоровью, вытекающие из анализа результатов данного исследования (в дополнение к задачам, сформулированным по результатам исследования ценностных ориентации старшеклассников).

1.     Добиться 100%-го отказа старшеклассников от вредных привычек, связанных с систематическим употреблением алкоголя, никотина, наркотических веществ, так как они несовместимы с ЗОЖ и ЗСЖ.

2.     Привлечь как можно большее число старшеклассников к регулярным занятиям физическими упражнениями, так как двигательная активность является определяющим фактором формирования ЗОЖ и ЗСЖ, регламентирующим все остальные компоненты; рациональный режим жизнедеятельности, включающий в себя гигиену труда, отдыха, питания; применение методов контроля и самоконтроля за своим состоянием; отказ от вредных привычек и др.

3.     Уделить необходимое внимание формированию когнитивного компонента, включающего, прежде всего, знания, умения и навыки в области закаливания; психорегуляции своего состояния; массажа и самомассажа; методы и приемы контроля и самоконтроля своего физического и психического состояния; различных оздоровительных систем и технологий.


Глава 2

Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания


2.1 Подходы к определению содержания и методов физического воспитания старшеклассников, ориентированного на приоритет здоровья


Проблема формирования и сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из основных в любом обществе, думающем о своем будущем.

В России еще в 1800 году появилось первое учебное пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно» (59), ориентирующее на изучение собственного организма, состоящее из практических советов и правил, как сохранить здоровье детей, посещающих школу. Тогда это направление называлось диэтетика.

К началу нашего столетия уже существовала научно обоснованная точка зрения ведущих ученых страны на роль и значение формирования здоровья (41, 119). Особо подчеркивалось, что именно школа должна влиять на добрые нравы и вкусы детей (185, с. 10), занятия же следует проводить в атмосфере благожелательности, тем самым прививая основы этики взаимоотношений, побуждать добрые нравы (177, с.46).

В годы советской власти государством и правительством уделялось большое внимание сохранению и укреплению здоровья детей и юношества и центр этой работы находился в дошкольных, средних и высших учебных заведениях. Несмотря на все принимаемые меры, к концу 80-х годов в стране сложилась тревожная ситуация с состоянием здоровья подрастающего поколения, которая в наше время превратилась уже в катастрофическую. Основной причиной такого положения, на наш взгляд, явилось то, что дети в процессе проводимых оздоровительных мероприятий оставались пассивным объектом воздействия, не понимающим ни роли, ни значения этих воздействий на свой организм (192). Невежество в вопросах экологии человека, здоровья, здорового образа и стиля жизни, отсутствие культуры поведения всегда говорили о низкой эффективности организации процесса физического и физкультурного воспитания подрастающего поколения.

На Первой Российской Ассамблее «Здоровье народов России» (май 1991 г.) были представлены исследования, подтверждающие, что во всех типах и видах учебных заведений реализуется та дидактика и такое содержание образования, которое мешают духовному и физическому развитию личности (148).

Таким образом, к настоящему времени назрела необходимость в оптимизации процесса физического воспитания с целью достижения наибольшего и безусловного эффекта укрепления здоровья (73, 131,136, 149, 150).

С этой целью нами была предпринята попытка определить содержание и методы физического воспитания, ориентированного на приоритет здоровья. Приоритет здоровья в физическом воспитании ни в коем случае не отрицает спортивную составляющую этого процесса, а лишь определяет и выделяет главную задачу физического воспитания - сохранение и укрепление здоровья и формирование потребности в здоровом образе и стиле жизни подрастающего поколения.

В нашем понимании, физическое воспитание, ориентированное на приоритет здоровья, - это такое физическое воспитание, в процессе которого у учащегося формируется осознанное ценностное отношение к своему здоровью, а также формируется потребность к здоровому образу и стилю жизни. Это положение является определяющим содержанием физического воспитания оздоровительной направленности.

В предыдущей главе нами было установлено, что гармония физического и психического состояния человека наиболее достижима в процессе физического воспитания личности (181). Также была обоснована методология и концепция формирования ценностного отношения к здоровью, которая кратко может быть представлена как целенаправленный двусторонний (учителя и ученика) психолого-педагогический процесс специально организованной, ценностно-ориентированной (на здоровье), творческой деятельности по становлению и совершенствованию своего физического и психического здоровья, в ходе которой происходит сознательное принятие мировоззрения здорового образа жизни, а также активное волевое осуществление здорового стиля жизни каждой личности.

На рис.8 представлены этапы и составляющие процесса формирования всех четырех компонентов ценностного отношения к здоровью: когнитивного, эмоционального, поведенческого, волевого. Проведенные затем исследования ценностных ориентации и отношений старшеклассников к здоровью и компонентам здорового стиля жизни позволили определить ряд задач решение которых необходимо предусмотреть в ходе организации и проведения ценностно-ориентированной на здоровье деятельности учащихся, а также в ходе разработки программы педагогических воздействий и технологий, содействующих этому процессу.

Формирование ценностного отношения к здоровью предполагает формирование всех его составляющих компонентов. Причем формирование каждого компонента не может происходить изолированно от формирования других, поскольку все они тесно взаимосвязаны и направлены на достижение единой цели. Невозможно представить себе формирование познавательного или поведенческого компонента без волевого управления. Точно так же, эмоциональный компонент формируется в тесном единстве с поведенческим и когнитивным компонентом. Несмотря на это, формирование каждого компонента имеет свои специфические задачи, средства, методы.

Познавательный компонент формируется путем получения учащимися соответствующих знаний. Основная задача, решаемая в процессе получения этих знаний, - формирование мировоззрения ЗОЖ. Освоение интеллектуального потенциала физической культуры должно сочетаться с воспитанием познавательной активности учащихся, овладением ими методов поиска и использования нужной информации, освоением методов анализа выполняемых действий на основе осмысленного отношения к выполняемой деятельности.

Содержанием когнитивного компонента ценностного отношения к здоровью должны стать понятия и представления, складывающиеся на основе конкретных знаний и двигательного опыта, помогающие занимающимся познать свое тело, функции своего организма, разнообразие двигательных возможностей, которыми он обладает; получить представления о собственном развитии, средствах сохранения здоровья, совершенствования организма, о различных параметрах собственных действий. Осваивая таким образом интеллектуальный компонент, учащиеся учатся управлять своим здоровьем и контролировать свое состояние, развитие и подготовленность. Формирование способности к самоанализу и умения пользоваться измерительными инструментами и простыми тестами для оценки своего функционального состояния и психофизических возможностей позволяет школьникам вести самоконтроль за состоянием здоровья. Конкретные знания о различных средствах физической культуры и об их положительном влиянии на организм создают предпосылки для их трансформации в потребность здорового стиля жизни. При формировании когнитивного компонента ценностного отношения к здоровью у старшеклассников мы использовали теоретические сведения о человеке, его природе, предназначении, экологии, функционировании, взятые из работ известных философов, педагогов, психологов, физиологов (4, 15, 40, 43, 80, 82, 84, 135, 176, 182,190, 231, 241).

Для обучения старшеклассников приемам самоконтроля за своим здоровьем применялись следующие методики:

- для оценки дыхательной системы:

пробы Штанге, Генчи, Серкина (164, с.27), проба Шафрановского (164,

с.28), проба Розенталя (164, с.29).

-для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой систе мы:

тест Руфье, ортостатическая проба, измерение частоты сердечных сокращений и артериального давления, трехмоментная стандартная проба Летунова, индекс Серкиной (164, с.ЗО, 31).

-для оценки состояния нервномышечного аппарата: теппинг-тест, динамометрия кисти, кинематометрические тесты.

-для оценки уровня физической работоспособности: гарвардский степ-тест, PWC (170), тест Купера (164, с.33-35). Основной задачей при формировании эмоционального компонента ценностного отношения к здоровью является постоянное сохранение учащимися в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни. Это достигается путем выработки условного рефлекса на объект ценностного отношения с помощью положительного подкрепления (стимулов). Формирование эмоциональной компоненты происходит также в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, в ходе которой школьник с помощью специальных оздоровительных технологий (107, 132, 207, 217, 222, 224, 227, 233), психотехнических методик (9, 11, 20, 72, 76, 78, 89, 90, 115, 120, 151, 154, 156, 158, 174, 180, 209), ментальных тренингов (53, 167, 184, 211, 234) учится осуществлять контроль за своим психофизическим состоянием, регулировать его в соответствии с изменяющимися условиями жизнедеятельности, эффективно противостоять психическим стрессам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16