бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания бесплатно рефераты

Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания

Министерство образования Российской Федерации Самарский государственный педагогический университет












Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

13.00.01 - Общая педагогика




Беленов Валерий Николаевич






Самара - 2000

Оглавление


Введение

Глава 1. Проблема формирования ценностного отношения к здоровью в теории и практике образования

1.1 Концептуальные подходы к физическому воспитанию подрастающего поколения

1.2 Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

1.3 Изучение ценностных ориентации старшеклассников и их отношения к своему здоровью

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания

2.1 Подходы к определению содержания и методов физического воспитания старшеклассников, ориентированного на приоритет здоровья

2.2 Организация, содержание и методы опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания

2.3 Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания

Выводы

Заключение

Библиография

Приложения


Введение


Актуальность темы исследования. Анализ и интерпретация практических проблем, изучение некоторых тенденций взаимодействия физической культуры с другими сторонами жизни выявляют противоречие между объективной духовно-нравственной и социально-экономической необходимостью развития физической культуры и субъективной недооценкой ее роли, как в жизни человека, так и всего общества.

Всесторонний анализ позиции личности в период радикальных реформ российского общества свидетельствует о необходимости принятия разносторонних мер духовно-нравственного оздоровления, социально-экономической поддержки всех слоев населения. Последствия широкомасштабной перестройки привели к появлению большого числа не прогнозируемых ранее факторов, негативно повлиявших на социальный статус, здоровье и нравственные отношения подавляющей части россиян. Статус личности в обществе определяется не только уровнем дохода, образованности, но и состоянием физического и психического здоровья. Состояние здоровья человека зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеют образ и стиль жизни. Одной из важнейших составляющих здорового образа и стиля жизни, особенно в школьный период, является сформированная полноценная физкультурно-оздоровительная деятельность. Вместе с тем, в отечественной педагогической практике до сих пор не удается успешно решить эту социально-педагогическую задачу, о чем свидетельствует факт возрастания числа детей с ослабленным здоровьем. Ухудшение здоровья учащихся в условиях обострения социальных, экономических и экологических проблем свидетельствует о несостоятельности физического воспитания школьников, ориентирующего их в основном на выполнение нормативов физической и технической подготовленности и мало учитывающего интересы и потребности самих учеников.

Следует признать, что, несмотря на провозглашенную оздоровительную направленность занятий физической культурой, здоровье так и не стало главной ценностью физического воспитания в школе.

Данное обстоятельство породило противоречие между пониманием необходимости формирования потребности здорового образа и стиля жизни школьников, воспитания у них осознанного, ценностного отношения к здоровью и недостаточно разработанной технологией реализации этого процесса. Это противоречие и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема определения методологии формирования ценностного отношения к здоровью в раннем юношеском возрасте в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности; в практическом плане - это проблема определения содержания, средств и методов физического воспитания, ориентированного на приоритет физического и психического здоровья, а также экспериментальное обоснование предложенной концепции.

Объект исследования - процесс физического воспитания в школе.

Предмет исследования - формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания.

Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая апробация концепции формирования ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания.

Гипотеза исследования. Ценностное отношение учащихся к своему здоровью проявляется в их образе и стиле жизни. Мы исходим из того, что формирование здорового образа и стиля жизни в теории и практике образования логичнее всего осуществлять в процессе физического воспитания учащихся. Поскольку формирование знаний, умений и навыков здорового образа и стиля жизни является одной из основных задач физического воспитания подрастающего поколения.

Для реализации аксиологического подхода к формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания необходимо организовать физкультурно-оздоровительную деятельность школьников таким образом, чтобы они ощутили себя главным действующим лицом в творческом процессе становления своего психофизического здоровья.

Практическое воплощение данной концепции в процессе физического воспитания учащихся предполагает:

-     использование деятельностного подхода, предусматривающего вовлечение учащихся в качестве полноправных членов целенаправленного педагогического процесса в физкультурно-оздоровительную творческую деятельность по становлению и совершенствованию своего здоровья, в ходе которой у них формируются потребности в освоении ценностей физической культуры;

-     придание физкультурно-оздоровительной деятельности ценностно-ориентированного характера с целью формирования у старшекластников мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью, основанному на осознанном принятии основ здорового образа жизни;

-     формирование волевой сферы личности в процессе физического воспитания как необходимого условия успешности любой деятельности, использование современных технологий комплексного психофизического воздействия как наиболее перспективных в процессе становления и совершенствования психического и физического здоровья учащихся.

Задачи исследования:

1.   Раскрыть сущность и содержание ценностного отношения старшеклассников к здоровью.

2.   Обосновать концептуальные подходы к физическому воспитанию, ориентированному на приоритет здоровья учащихся.

3.   Определить пути, средства и методы формирования у старшеклассников ценностного отношения к здоровью.

4. Осуществить апробацию разработанной технологии формирования ценностного отношения к здоровью у старшеклассников. Положения, выносимые на защиту:

1.    Основным содержанием физического воспитания учащихся с оздоровительной направленностью является формирование у них осознанной потребности в здоровом образе и стиле жизни.

2.    Формирование у учащихся потребности в здоровом образе и стиле жизни происходит в процессе реализации ими ценностного отношения к своему здоровью.

3.    Ценностное отношение учащихся к здоровью формируется в ходе специально организованной, ценностно-ориентированной физкультурно-оздоровительной деятельности, в которой ученик выступает как полноправный субъект педагогического процесса.

4. Формирование ценностного отношения школьников к здоровью предполагает реализацию принципов единства и целостности в процессе формирования всех его компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого и волевого.

Новизна исследования заключается в том, что в работе:

1)   проведен аксиологический анализ понятий здоровье, здоровый образ и стиль жизни;

2)   раскрыты сущность и содержание ценностного отношения к здоровью;

3)   разработана концепция и определена методология формирования ценностного отношения к здоровью;

4)   дано обоснование инновационной концепции физического воспитания, направленного на приоритет здоровья школьников.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют осуществить аксиологический подход к формированию здорового образа и стиля жизни подрастающего поколения. Обоснование концепции физического воспитания, ориентированного на приоритет здоровья учащихся составит основу для практической реализации формирования ценностного отношения старшеклассников к здоровью.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования способствуют совершенствованию процесса физического воспитания в аспекте формирования ценностного отношения учащихся к своему здоровью. Разработка и реализация содержания и методов физического воспитания, ориентированного на приоритет здоровья, является важным шагом в решении основной проблемы физического воспитания: сохранение, укрепление и совершенствование физического и психического здоровья подрастающего поколения, приобщение его к здоровому стилю жизни.

Методологической основой исследования являются современные философские, психологические и педагогические теории, определяющие

воспитание как целенаправленный процесс формирования у человека системы социально-ценных отношений к окружающему миру и самому себе через разнообразную, специально организованную деятельность. Источниками исследования являются фундаментальные положения теории личности и деятельности, разработанные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалёва, Л.И. Божович., Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна; концепция отношений, разработанная Б.Г. Ананьевым, А.А. Бодалёвым, М.С. Каганом, В.Н. Мясищевым, Р. Мартенсом; труды по теории ценностей В.Брожика, Г.П.Выжлецова, Я. Гудечека, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринова.

Исследование базируется на концептуальных положениях теории физического воспитания, сформулированных в трудах В.К. Бальсевича, Н.А. Бернштейна, М.Я. Виленского, Л.Ф. Лесгафта, В.И. Ляха, Л.П. Матвеева, В.И. Столярова; на концепциях здоровья, здорового образа и стиля жизни, оздоровительных технологиях, изложенных в работах Г.Л.Апанасенко, В.К. Бальсевича, Н.В. Барышевой, Н.И. Брехмана, П.А. Виноградова, Н.М. Гаджиевой, К. Динейки, В.И. Жолдака, П.В. Зайцева, Е.П. Ильина, В.В. Кузина, А.П. Лаптева, В. Леви, В.И. Ляха, В.И. Стодярова, Л.Г. Татарниковой, А.В. Чоговадзе, А.Г. Щедриной; на результатах исследований ценностей, ценностных ориентации и отношений подрастающего поколения П.В. Бундзена, И.М. Быховской, М.Я. Виленского, Н.А. Волкова, В.Д. Ермоленко, М.С. Кагана, В.С.Круглова, Л.И. Лубышевой, Л.И. Мнацаканяна, Ю.М. Николаева, Ч.А. Шакеевой, А.С. Шарова, В.А. Ядова; на психолого-педагогических положениях изучения личности детей, подростков и юношей Л.И.Божович, Л.И. Дубровиной, И.С. Кона, В.А. Крутицкого, А.В. Мудрика, Н.Ремшмидта, Д.И.Фельдштейна; на методах и принципах формирования волевой сферы старшеклассника, разработанных И.Т. Бжалавой, М. Брихцином, К.Н. Корниловым, И.Т. Назаровым, В.И. Селивановым, Ш.Н. Чхартишвили, Р.З. Шайхтдиновым, Е.Г. Щербаковым; на диспозиционной концепции личности В.А. Ядова; на основных положениях методологии педагогического исследования Б.А. Ашмарина, Ю.К. Бабанского, В.В. Краевского.

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась в научно-исследовательской лаборатории «Здоровье» и лаборатории проблем содержания и методов физического воспитания Самарского государственного педагогического университета на базе школы № 43 Промышленного района г.Самары и Самарского областного педагогического лицея.

Исследования проводились в несколько этапов:

1 этап (1985-1995 гг.). Изучение организации и постановки педагогического процесса по физическому воспитанию учащихся школ г.Самары и Самарской области. Оценка его эффективности. Констатирующее исследование показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся 1-11 классов.

Анализ результатов проведенных исследований обусловил вывод о неблагополучном состоянии системы физического воспитания, ее крайне низкой эффективности, неспособности положительно влиять на динамику показателей здоровья и психофизического развития детей и подростков.

2     этап (1995-1998 гг.). Изучение и анализ научной литературы для обоснования темы исследования, его цели, задач и методов. Определение проблемы исследования и поиск путей ее решения, формулирование гипотезы. Практическая апробация технологий, разработанных в ходе теоретического исследования и поиск наиболее оптимальных форм и методов их внедрения и использования в процессе физического воспитания в школе. Проведение педагогического эксперимента, сбор экспериментальных данных.

3     этап (1999-2000 гг.). Математическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, осмысление, анализ и интерпретация результатов, формулирование выводов исследования.

Методы исследования. Для успешного достижения цели работы и решения поставленных задач был сформирован комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического обобщения и анализа; педагогического наблюдения, педагогического констатирующего и формирующего эксперимента; психологические (тест Люшера, методика Спилбергера); социологические (методики Рокича и Ядова); медико-биологические (экспресс-скриннинговая методика Апанасенко), а также математические (корреляционно-графические и статистические методы.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровне; применением комплекса методов, адекватных его предмету; воспроизводимостью экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в научных статьях и тезисах, опубликованных автором. Отдельные фрагменты исследования обсуждались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях (Калининград, 1997; Санкт-Петербург, 2000; Тольятти, 2000), Российской научно-практической конференции (Самара-Кинель, 1999). Материалы исследования внедрялись автором в процессе преподавательской деятельности по физическом воспитанию учащихся № 43 школы Промышленного района г.Самары и Самарского областного педагогического лицея.


Глава 1

Проблема формирования ценностного отношения к здоровью в теории и практике образования


1.1 Концептуальные подходы к физическому воспитанию подрастающего поколения


Всю историю развития теории и практики физического воспитания в России можно представить как борьбу противоречий между различными направлениями: гигиеническим, оздоровительным, образовательным, воспитательным, прикладным, спортивным, культурологическим и др.

Преобладание того или иного направления на каждом отдельном временном этапе определялось необходимостью решения насущных задач социально-экономического и политического развития страны, имеющих первостепенное значение в данный период. *. '

Теория физического воспитания в нашей стране сформировалась в конце XIX - начале XX века на стыке двух наук: медицины и педагогики. Естественно, что представители этих двух научных направлений придерживались различных взглядов на цели, задачи, содержание, средства и методы физического воспитания. Это привело к противостоянию двух методологических подходов: гигиенического, основоположниками которого были Е.А. Покровский, В.В. Гориневский, а в советское время - Н.А. Семашко, и образовательного, создателем которого явился П.Ф. Лесгафт (119, 153). Первые - видели основную цель физического воспитания в достижении высокого оздоровительного эффекта; вторые - в разностороннем, гармоничном развитии личности посредством физических упражнений.

В первые годы советского строительства основные положения теории физического воспитания П.Ф.Лесгафта оказались невостребованными, так как главное внимание уделялось реализации прикладной направленности физических упражнений, подготовке с их помощью к высокопроизводительному труду и защите Родины.

После введения в 30-е годы физкультурного комплекса ГТО, который стал программной и нормативной основой системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, трудовая и военно-прикладная направленность еще более усилилась. В послевоенные годы с окончанием внешней изоляции нашей страны главной задачей, стоящей перед физическим воспитанием, стало развитие массового физкультурного и спортивного движения и на этой основе подготовка высококлассных спортсменов в олимпийских видах спорта с целью поднятия укрепления престижа советской страны на международной арене. Соответственно социальному заказу было изменено и содержание физического воспитания молодежи. В качестве ведущего направления было выбрано образовательное, основанное на обучении двигательным навыкам базовых видов спорта (97). В дальнейшем развитие физического воспитания шло по пути совершенствования названного направления, за счет лучшей организации учебного процесса, повышения моторной плотности уроков, более эффективного использования внеклассной и внешкольной форм проведения занятий (97, 99). В первое время такая постановка физического воспитания в школе давала неплохие результаты: ежегодно росло количество учащихся - значкистов физкультурного комплекса ГТО, что свидетельствовало о росте физической подготовленности; удовлетворительными были данные физического развития и состояния здоровья, постоянно увеличивалось число занимающихся в спортивных секциях, что явилось базой для завоевания нашими спортсменами мирового первенства в большинстве видов спорта. Но, начиная с 70-х годов, показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников стали снижаться. Данные педагогических исследовании свидетельствовали о падении интереса к занятиям физической культурой у значительной части детей и подростков. Это было обусловлено несколькими причинами. Основные из них, на наш взгляд, следующие: во-первых, рост благосостояния населения привел к расширению возможностей проведения детьми и молодежью своего досуга; во-вторых, формальный, шаблонный подход большинства учителей физической культуры к организации и проведению учебного процесса по физическому воспитанию, не учитывающий изменившихся социально-экономических условий, произошедшие в стране и повлиявших на содержание интересов и потребностей школьников; в-третьих, в связи с ростом спортивных достижений большинство специалистов стало заниматься только с двигательно одаренными детьми. В результате основная масса «бесперспективных» школьников осталась вне спортивных секций, а формы физкультурно-оздоровительной работы с учащимися не получили еще достаточного распространения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16