бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания бесплатно рефераты

На таком подходе основана концепция здоровья, предложенная А.Г. Щедриной (203). В разработке своей концепции она использовала системный подход, как один из ведущих методологических принципов научного исследования. А.Г. Щедрина исходила из того, что поскольку «здравый» (здоровый) и «здравствовать» трактуются в философии (104, с.44, 45) в смысле «разумный» и «жить», то, иными словами, здоровье можно представить как целесообразное (разумное) сочетание определенных качеств, позволяющих человеку жить (здравствовать). А поскольку сочетание этих качеств у всех людей разное, то правомерно говорить о различных уровнях здоровья и необходимости их измерения.

Таким образом, здоровье предстает как целостное многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Такой подход к оценке здоровья подразумевает возможность его формирования, сохранения и укрепления в процессе индивидуального развития человека.

Близко нашему пониманию и определение здоровья данное П.В. Бундзеном с сотрудниками: «здоровье - это психофизическое состояние человека, которое характеризуется отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания» (58, с.9).

В этом определении для нас важным является факт единства физического и психического в процессе формирования здоровья.

В настоящее время установлены основные факторы, влияющие на здоровье: социально-экономические условия, состояние окружающей среды, генетические условия, состояние системы здравоохранения, образ и стиль жизни людей.

Проведенные многочисленные исследования представили множество доказательств того, что здоровье населения в основном зависит от образа и стиля его жизни. Действительно, все мы живем примерно в одинаковых экологических условиях, в одной системой здравоохранения, однако уровень здоровья у всех у нас значительно отличается. Незамечено также, чтобы уровень материального благосостояния положительно влиял на динамику здоровья (среди «богатых» больных не меньше, чем среди малообеспеченных).

Таким образом можно считать, что важнейшим фактором сохранения, укрепления и совершенствования здоровья является образ и стиль жизни, которого придерживается данный субъект.

Теперь внесем ясность в значение терминов «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) и «здоровый стиль жизни» (ЗСЖ), поскольку в научно-методической литературе последних лет употребляются оба этих термина и подразумевается под ними, подчас одно и то же. Примерно до середины 90-х годов в отечественной науке использовался только один термин «ЗОЖ» и понимался он не только как определенное мироощущение и миропонимание, но и как определенное осознанное поведение, основанное на гармонии человека и природы.

Так, Н.В. Барышева (1996) дала следующее определение ЗОЖ: ЗОЖ - совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека.

Позже из зарубежной научной литературы пришел термин ЗСЖ. Воз никла необходимость разграничить область применения и определить значение каждого из понятий - ЗОЖ и ЗСЖ. Поскольку понятие «образ», на наш взгляд, больше связано с духовной сферой личности, с такими ее свойствами, как чувствовать, представлять, осознавать, осмысливать, оценивать, вырабатывать отношение, то логичнее было бы понимать под термином ЗОЖ опре деленное мировоззрение. Понятие «стиль», по нашему мнению, больше связано с деятельностной стороной жизни человека, поэтому допустимо определение: ЗОЖ - это мировоззрение,' определяющее систему (стиль) поведения индивида, в данном случае - ЗСЖ. В свою очередь, ЗСЖ, став необходимым атрибутом поведения человека, несомненно, оказывает положительное влияние на дальнейшее формирование ЗОЖ.

Ранее нами было показано, что здоровые образ и стиль жизни являются важнейшими факторами сохранения и приумножения здоровья. Поэтому справедлива следующая схема:


Психофизическое здоровье личности


i

L

'

i

L



0/""»"*тл


гу*ч-\-гг



JU

УП.


SL

J1S.


Рис.2.


К элементам системы здоровья, формируемым ЗОЖ и ЗСЖ, обычно относят следующие:

1.     Уровень и гармоничность физического развития.

2.     Функциональное состояние организма (наличие резервных возможностей основных физиологических систем).

3.     Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности.

4.     Наличие того или иного заболевания.

5.Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Если первые четыре показателя не нуждаются в дополнительной ин терпретации, то пятый показатель здоровья - сугубо личностный. Именно через сферу разума осуществляется взаимосвязь здоровья и здорового образа и стиля жизни, через волевые качества и уровень ценностных мотиваций оп ределяется отношение человека к своему здоровью, осознанное участие в его формировании, сохранении, укреплении, коррекции (203, с.6-7).

Современная теория воспитания определяет воспитательный процесс как целенаправленное формирование у человека системы отношений к окружающему миру. С аналогичной точки зрения воспитание есть процесс целенаправленного формирования системы ценностей личности (92, с. 165).

Основываясь на теорию деятельности, разработанную в трудах Б-Г. Ананьева (12), С.Л. Рубинштейна (157), А.Н. Леонтьева (117), К.А. Абуль-хановой-Славской (1, 2, 3), можно сделать вывод, что развитие личности возможно только в процессе деятельности. Причем личность не просто реализует себя в деятельности, но реализует определенным образом в соответствии со своими жизненными ценностями (2, с.287).

По мнению Б.Додонова, необходимо, чтобы субъект «запланировал» определенную ценность в своем сознании, чтобы направил свою деятельность на овладение ею. Она (ценность) дает важный импульс для познавательных, эмоциональных и волевых процессов, играющих важную роль в программе жизненной деятельности человека (81, с. 131).

Как видим, ценностный аспект присутствует как в определении отношений, так и в характеристике деятельности. Поэтому для уяснения механизма формирования ценностного отношения в процессе специально организованной деятельности необходимо разобраться в характере взаимосвязи понятий «отношение», «ценность», «деятельность».

Один из основоположников отечественной теории отношений В.Н. Мясищев (142) так охарактеризовал отношения и их взаимосвязь с деятельностью и ценностями:

1.     Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся с его действиях, реакциях и переживаниях.

2.     Отношения человека избирательны, прежде всего в эмоционально-оценочном смысле. Сознательное отношение представляет собой высший уровень отношения к действительности.

3.     Отношения образуются и формируются в процессах деятельности.

4.     Подлинно человеческие отношения-цели - это ценности.

5.     Отношения - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоций, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности. Развивая теорию отношений В.Н.Мясищева, известный психолог

А.А. Бодалев пишет: «Система отношений, составляющих личность, выступает как определенная структура, в которой образующие ее отношения постоянно оказываются субординированными таким образом, что ведущими среди них, подчиняющими себе все другие оказываются отношения, в которых находят выражение основные потребности и интересы личности. Указанные «ядерные» отношения накладывают свой отпечаток на все другие отношения личности - характер проявления, устойчивость, действенность и другие отношения, составляющие «ядро» в структуре личности могут быть тесно связаны друг с другом (признак богатой духовно, цельной личности)» (44, с.83-84).

Несомненно, что под «ядерными» отношениями А.А. Бодалев подразумевал осознанные ценностные отношения личности. Далее А.А. Бодалев делает важный вывод о структуре отношений: «Говоря об отношениях, характеризующих личность, следует подчеркнуть, что это прежде всего переживание человеком нужды в чем-либо, одновременно это всегда определенный уровень осознания человеком действительности, выражающийся в специфической (исходя из потребностей и интересов) расстановке акцентов в содержании развертывающихся у него познавательных процессов, в их направленности и активности. Вместе с тем это и отбор и активизация способов поведения, отвечающих этому содержанию, корректируемому характером имеющихся у человека потребностей и интересов. Таким образом, отношение личности - это не только эмоциональный отклик на объект отношения, это и отражение ею объекта в форме психологического процесса, это и готовность к определенному действию, часто и само действие. Когда мы говорим, что у человека сформировано определенное отношение к чему-либо, то имеем в виду следующую триаду:

1)    сформированность у человека определенной системы взглядов;

2)    развитие ставших для него типичными форм эмоционального реагиро-вания на каждую их этих социальных ценностей;

3)    воспитанность способов трудиться, общаться и т.д., ставших характерными для него.

В каждом таком отношении все названные компоненты триады теснейшим образом связаны и непосредственно влияют друг на друга». (44, с.128-129).

Большой вклад в понимание сущности механизма формирования отношений в процессе деятельности внесла К.А. Абульханова-Славская: «Отношения личности - те «мосты», которые она строит в жизни, без которых невозможно ее дальнейшее движение; сама жизнь есть некоторые ценностно-смысловые и, вместе с тем, жизненно-практические обобщения, некоторые основные направления, по которым развертывается активность личности. Они проявляются в постановке задач, которые решает личность, в избирательности к этим задачам, разной мере активности, настойчивости, самостоятельности, которые она проявляет при их решении» (2, с. 163-164). В этом определении мы выделили бы очень важный момент, отражающий значение волевых качеств личности в процессе реализации ее отношений.

Далее К.А. Абульханова-Славская утверждает: «Все отношения личности к действительности носят ценностный характер» (2, с. 189). Здесь мы хотели бы уточнить: не ценностный, а оценочный, поскольку ценностный характер отношения предполагает как эмоциональный, так и сознательный уровень взаимодействия субъекта с объектом, а далеко не каждое отношение носит осознанный характер, тогда как любое ценностное отношение является осознанным.

На это указывал и С.Л. Рубинштейн (1934), считавший что сознание связано с ценностным аспектом отношения субъекта к миру (157).

Далее, развивая тезис о единстве сознания и деятельности, выдвинутый С.Л.Рубинштейном и поддержанный Б.Г. Ананьевым (12), А.Н. Леонтьевым (117), Л.С. Выготским (69), К.А. Абульхановой-Славской делает очень важный вывод: «Простое исполнение деятельности не развивает и даже не обогащает личность - важно отношение личности к деятельности».

В этом тезисе, на наш взгляд, кроется одна из основных причин низкой эффективности школьного физического воспитания в решении задачи формирования здорового образа и стиля жизни у подрастающего поколения. Действительно, учащиеся на уроках физической культуры, будучи пассивным субъектом учебно-воспитательного процесса, выполняют, как правило, физические упражнения, предлагаемые учителем, не вникая в их оздоровительный эффект, поэтому никакого ценностного отношения к здоровью у них не формируется. Отсюда напрашивается вывод: необходимо учащихся в процессе физического воспитания вовлечь в ценностно-ориентированную деятельность, в процессе которой у них будут развиваться их личностные качества, формироваться необходимые ценностные ориентации и отношения к ценностям физической культуры, здорового образа и стиля жизни. Этой же точки зрения придерживаются Н.Б. Крылова, которая подчеркивает, что для современного российского менталитета необходимо новое понимание образования как личностно-ориентированной культурной деятельности (111, с.67), М.Я. Виленский, считающий, что для повышения воспитательного потенциала процесса физического воспитания необходимо придать ему личностный, мотивационно-ценностный смысл (61, с. 12).

Ценностно-ориентированная деятельность, в отличие от обычной, предполагает участие ученика в качестве полноправного субъекта педагогического процесса, поскольку сопровождается напряженной психической работой его сознания.

На первом этапе (целеполагание), в соответствии с требованиями исходящими от ценности, субъект решает для чего совершать данную деятельность.

На втором этапе (осознание) происходит поиск решения: что необходимо делать для реализации данной ценности.

На третьем этапе (осмысление) субъект ищет смысловое решение освоения ценности: как совершать данную деятельность?

Если некоторые из этапов в процессе освоения ценности будут пропущены, то это приведет к механическому принятию чужих стереотипов мышления или поведения; деятельность утратит свой творческий, осознанный характер. В отношении ценности «здоровье» в школьном физическом воспитании как раз превалирует именно такое механическое принятие, которое, естественно не формирует у учащихся ценностного отношения к здоровью и в результате у учащегося не возникает потребности здорового образа и стиля жизни.

Рассматривая вопрос о формировании ценностного отношения, К.А. Абульханова-Славская отмечает, что основной механизм в этом процессе заключается в решении конкретных повторяющихся задач, в ходе которых человек учится оценивать свои возможности соотносительно с задачами и себя по своим реальным достижениям. С определенного этапа субъект начинает совершенствовать свою деятельность на сознательной основе, что связано в механизмами самооценки, оценки своих достижений и неудач, включения оценочного механизма регуляции качества деятельности (2, с. 185).

Далее, определяя содержание и форму ценностного отношения, М.С. Каган показал, что ценностное отношение, как все культурные явления и процессы, имеет содержание и форму проявления этого содержания.

Содержательная сторона ценностного отношения - воплощенное в нем осмысляющее отношение субъекта к объекту, отражающее реальное, жизненно-практическое отношение данного объекта к субъекту. Другими словами, речь идет о мировоззрении субъекта, ибо мировоззрение субъекта и есть не что иное, как система ценностей.

Понятие «мировоззрение» обозначает двухуровневую систему ценностных оценок: нижний ее уровень - переживаемый, но не осознаваемый, характеризующий обыденное сознание людей - социально-психологический; верхний - осознаваемый, и поэтому так или иначе опредмечиваемый - идеологический (рис. 5). Именно он превращает ценностное отношение в ценностное сознание, которое делает оценивающее переживание реальности ее оценивающим осмыслением. Оно-то и является содержанием ценностной связи субъекта и объекта, эмоционально-психологическая ее структура -формой, в которой данное духовное содержание обретает психическую реальность, таким образом, мировоззрение как интегральное определение ценностного отношения человека к миру схватывает мироощущение и мироосмысление (93, с.82-83).

Как видно на схеме, в процессе ценностного отношения к объекту изменяется не только сам объект, но и субъект.

Признавая существенный вклад М.С. Кагана в философское определение содержания и формы ценностного отношения, все-таки следует отметить недооценку им поведенческого компонента формирования ценностного отношения.

Проблема определения и формирования отношений была одной из самых актуальных и в зарубежной педагогической и психологической науках (134).

В.Олпорт охарактеризовал отношение как психическое и нервное состояние готовности, возникающее в ходе прошлого опыта и направляющее или динамически воздействующее на реакцию человека, на все объекты и ситуации, с которыми он сталкивается (206, с. 148).

Позднее Х. Триандис определил отношение как «идею, заряженную эмоцией, которая располагает к определенному типу действий в определенном классе социальных ситуаций» (243, с Л 48). Общим в этих определениях является «готовность к реагированию». Кроме того, отношения определяют как прочные, но способные к изменению и скорее общие, чем частные, а также скорее приобретенные, чем врожденные (134, с. 126).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16